« Родился я с песнями в травном одеяле…»
методическая разработка по литературе (11 класс)
Интегрированный урок литературы, музыки и МХК11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Делая поэзию Есенина и музыкальные произведения,созданные на его стихи композиторами различных эпох , главной темой предстоящего урока, преподаватели заранее отбирают несколько стихотворений и романсов о Родине, о природе, которые наиболее созвучны с его собственными мыслями и настроением.
Вопросы и задания к уроку распределяются среди учащихся, которые самостоятельно ищут ответы на них. Они же готовятся играть роли литературоведов, собравшихся на беседу за « круглым столом» , и отвечать на неожиданные вопросы с места, которые заранее продумывают все ученики.
Интегрированный урок литературы, музыки и МХК11 класс.
Тема урока:« Родился я с песнями в травном одеяле…»
Цель урока: способствовать формированию эстетического вкуса, посредством изучения связи музыкального, поэтического, культурологического восприятия учащимися поэтического мира народно- песенной лирики С. Есенина через групповую и индивидуальную работу.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Развитие музыкального вкуса, речи, дикции.
-Повышение интереса к творчеству С. Есенина, фотографии, киноискусству, музыке.
-Расширение кругозора
-Умение находить и определять литературно- художественные образы.
Метапредметные:
Регулятивные:
-Формирование умения высказывать своё предположение на основе разговора с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу.
Познавательные:
-Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций .Самостоятельно проводить исследования, на основе применения методов наблюдения- видеоряд, сравнительный анализ музыкального произведения, слушания музыки.
Коммуникативные:
-Формирование умения слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме. Научить сотрудничать в группе, навыкам самостоятельной, индивидуальной работы, самопроверке знаний, умению слушать и оценивать других, навыкам коммуникативной рефлексии. Выражать собственную точку зрения по теме урока. Делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- Формирование умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции, делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование:
Музыкальный материал на уроке: «Отговорила роща золотая» ( 1921), « Не жалею, не зову , не плачу»(1924), « Клен ты мой опавший» ( 1925), « Забава»(1923) , « Письмо матери»(1924)
Виды деятельности: групповая, индивидуальная.
Тип урока:Интегрированный,литература+ музыка+ МХК.
Организационный момент (Экспозиция):
Слова учителя:
-Когда мы говорим о Есенине , то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ( Первый слайд презентации) ласково смотрящего на мир , из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии.
В бревенчатом с голубыми ставнями домике где родился поэт, среди сотен отзывов посетителей есть и такой: « Поэзия Есенина заражает силой правды, глубиной любви к Родине. Она дарит счастье открытий.»
( Слайд 2)
Ход урока:
Формулирование темы урока учащимися:
( Примерные ответы обучающихся)
Формулирование главного вопроса урока,(проблема)
Мелодика, лиризм, философичность , образность, стихотворений Есенина как основа для создания произведений ( песен , романсов) композиторов- романтиков разных эпох.
Основной этап урока:
Литературовед 1:
-Из автобиографии Сергея Есенина
Родился в 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.
Рос под призором бабки и деда.
Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до«Миколы».
Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.
Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка.
Учился в закрытой учительской школе.
Дома хотели , чтоб я был сельским учителем.
Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал за 100 с лишним вёрст пешком.
Дома выругали и отвезли обратно.
После школы с 16 лет до 17 ил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом вРевель к дяде. Зашёл к Блоку, Блок свёл с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление.
Все в один голос говорили, что я талант.
Я знал это лучше других.
Учитель литературы:
- Образы которые рождают воображение, когда вы вступаете в поэтический мир С. Есенина- это береза, рябина, клен.
( вставка иможенизм)
Жадно вглядывался он в картины природы: с трепетом ожидал восхода солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. В детстве и отрочестве он был счастлив.
Мы думаем все это и отразилось на становлении его как певца родных просторов , певца Родины.
-Учитель музыки:
Вы не задумывались ,почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что сами ложатся на музыку.
Почему же стихи Есенина, положенные на музыку, называют романсами? И что такое – романс?
Слово «романс» пришло в Россию в середине XVIII века из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением. Романсом первоначально называли положенное на музыку стихотворение на французском языке, а песней или бытовым романсом - на русском.
Одноголосое исполнение песни и дало начало русскому романсу. Отличие романса от песни не всегда однозначно: может быть, в романсе более детализирована мелодия, она более связана со стихами, поэзия всегда возвышенна, а музыкальное сопровождение особенно выразительно. Как нам кажется, основное отличие романса от песни в том, что в песне не всегда предъявляются высокие требования к словам – у современных исполнителей поп-музыки они порой и вовсе невразумительны или же состоят из монотонно повторяющихся нескольких фраз. В романсе же важно каждое слово, проще говоря, без хороших стихов романса нет, какой бы ни была красивой мелодия.
В романсе обычно простой сюжет, он говорит о человеческих переживаниях: любви, измене, разлуке, одиночестве, памяти о прошлом, о смерти... Чувства в романсе выражаются прямо, открытым текстом.
Особенность романса - доверительная, но не фамильярная интонация по отношению к слушателю. Романс никогда не осмеивает чувства, какими бы незначительными они ни были, а всегда побуждает к сопереживанию.
Как видим, все характеристики романса соотносятся с творчеством Есенина.
Романсов и песен на стихи Есенина множество. На одно только перечисление уйдет много времени. Необходимо, однако, отметить, что много песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко:
«Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Выткался над озером», «Сыпь, тальянка, звонко», «Пускай ты выпита другим», «Заметался пожар голубой», «Вот оно, глупое счастье», «Королева», «Несказанное, синее, нежное…», «Никогда я не был на Босфоре».
Кроме Г. Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А.Вертинский («В том краю, где желтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чем вы кричите?»), Н. Кутузов(«Береза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен автор всеми любимого романса «Клен ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни считаются народными.
Индивидуальная самостоятельная работа
Какие из предложенных вам стихотворений С Есенина легли в основу романсов, а какие стали песнями?
Приложение 2
Ответы обучающихся.
Прослушивание романса «Клен ты мой опавший»
( видеофрагмент в исполнении Николая Сличенко)
Вставка………………………………………………
Прослушивание видеофрагмента «Не жалею, не зову…
Литературовед 2:
- «Не жалею, не зову…» 1921 тема стихотворения была навеяла Есенину лирическим отступлением « О юности» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.
Здесь грустная элегическая интонация не выливается в трагедию, так как путь человека от расцвета ( юности) к увяданию ( зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что « увяданья золотом охваченный» он « Не будет больше молодым», что « страна березового ситца не заманит шляться босиком» ( то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни – это дым,сон («Жизнь моя, иль ты приснилась мне!»). Но все же поэт благодарен судьбе за то, что «Пришлось процвесть и умереть».
В стихотворении « Отговорила роща золотая» 1924г. Тема подчиненности человеческой жизни законам природы , расставание с молодостью, подведение итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения , параллелизм, сравнение, еще и еще раз подчеркивающее закон мироздания: лирический герой прощается с прошлым, « роняет грустные слова», и ему вторят « роща золотая», отговорившая « веселым языком», и журавли, которые «печально прилетая, уж не жалеют больше ни о ком».
Несмотря на то, что « каждый в мире странник», цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: не обгорят рябиновые кисти « от желтизны не пропадет трава». И уход лирического героя так же закономерен, как закономерны увядания и падения листьев с деревьев.
Кульминация.
Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Родился я с песнями в травном одеяле..."
Сценарий для проведения открытого мероприятия, посвященного песенному творчеству Сергея Александровича Есенина....
Урок на тему "Родился с песнями в травном одеяле" по творчеству С.А.Есенина в 11 классе.
урок- презентация, цель которого заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно- поэтическим творчеством Сергея Есенина...
"Родился я с песнями в травном одеяле..."
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить вн...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...
Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).
Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...
Конспект урока Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»
Для учащихся 3 класса...
Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»
Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...