Урок на тему "Родился с песнями в травном одеяле" по творчеству С.А.Есенина в 11 классе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Булатова Гульзида Галиевна

урок- презентация, цель которого заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно- поэтическим творчеством Сергея Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа

Камско- Устьинского муниципального района РТ         

                               

   

       Тема:  Урок -  презентация по творчеству

 С.А. Есенина. «Родился я с песнями в травном  одеяле». 11 класс.

                                    Автор: Булатова Г.Г.          

                                    учитель русского языка            

                   и литературы 1 квалификационной категории            

 2009 год.

   

Цель: 1)Заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина ,обратить  внимание на глубокую лиричность  поэзии, нежную любовь к родине,

              2)Совершенствовать навыки выразительного чтения.

               3)воспитывать  интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему  земному.

      Методические приемы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение.

        Оборудование:

   1)фотографии

   2)портреты поэта

   3)иллюстрации к стихотворениям

   4)песни и романсы на стихи Есенина

   5)сборники стихов поэта

   6) слайды, мультимедиа, компьютер.

                     Эпиграф к уроку:

«Какой чистый и какой русский поэт». «Его поэзия- разбрасывание обеими ладонями сокровищ его души».

                                                   Алексей Толстой.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя, коллеги.

1)Сегодня мы еще раз будем говорить о человеке, который хотел безумно жить, но умер в возрасте 30 лет, оставив нам свои замечательные стихи, как говорил Алексей Толстой «Сокровища своей души, разбросанные обеими ладонями. С некоторыми из них мы познакомились  на уроках. Некоторые самостоятельно читали дома,  занимались поисково-исследовательской деятельностью т.е. обратились к тайнам строк некоторых стихотворений С. Есенина, раскрыли загадку образа. Об этом и о многом другом мы будем говорить на этом уроке.

1 слайд. Портрет Есенина.

 Строки:

« Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

Осиротив родную Землю-мать,

Мы перечитываем созданное ими,

И жжет глаза горячая строка.

Уходят лучшие, свое оставив имя,

Утраты боль и память на века.

И до сих пор в их недописанную повесть

Пытаемся мы проторить пути…

Уходят лучшие и мучает нас совесть,

Как будто бы могли мы их спасти.

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в 21 век. Движется, живет по - своим законам мир поэзии, поэзия- Вселенная душа человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звездочки и звезды. Одни  сгорают и навсегда исчезают еще при жизни их «хозяина», свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких звезд в созвездии поэтической России - Сергей Есенин. Оно - вечно…          

    2 слайд.

    Строки:

    Мы умираем,

    Сходим в тишь и грусть,

    Но знаю я –

    Нас не забудет Русь…

      « Памяти Брюсова».

 

    3 слайд. 1895 год.

- О чем вам говорит эта дата?

- Что вы можете вспомнить о его детстве?

Выступления учащихся

   4 слайд.

    Фотографии:

« Ну, а я крестьянский сын».  

  1. « Дом Есенина в Константинове»

« Родители поэта»   « Дед поэта»

« Улица села Константиново»  близ дома Есениных.

« Екатерина и Александра Есенины»

Про детство поэта рассказывает 1 ученик, дополняет другой.

Писать начал с 9-ти лет, 1-ое стихотворение было напечатано в журнале « Мирок» в 1914г. Оно называлось « Береза».

Изучаем это стихотворение в 5 классе. Может кто вспомнит?

    1 ученик рассказывает стихотворение.

    5 слайд.

    Портрет Блока:

« Мечтатель сельский, я – в столице».

- Чей это портрет?

- Какую роль играет А.А.Блок в судьбе Есенина?

  В 1915 году уезжает в Петербург.

Рассказывают 2 ученика.

 Стихотворение« Гой ты Русь моя родная!» читает наизусть 1 ученица

  Беседа по кинофильму: как он в доме Блока, как Блок отозвалсяо нем, о стихотворениях. Как Есенин вспоминает об этой встрече?

 В фильме все по-другому, кто знает?(беседа по фильму)

Блок отозвался о стихах Есенина так:

  «Стихи чистые, свежие, голосистые, многословные».

   

 Да, поэзия С.А.Есенина- это чудесный, прекрасный, неповторимый мир. Его назвали «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби».

  Мы читали его стихи в классе и дома, заучивали наизусть. Давайте, некоторые послушаем и сейчас.

         Чтение стихотворений наизусть учениками.

   Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава,  пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.

    «Отговорила роща золотая»

    «Не жалею, не зову, не плачу» (исполнение романса ученицей).

   Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Но где бы он ни был, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй и светлой улыбке матери. Не случайно самые нежные строки Есенина посвящены матери.

                                     «Письмо матери».(чтение стихотворения)

В жизни С.А.Есенина было много женщин. Им посвящены многие стихотворения и поэмы:

   6 слайд.    

     Не гляди на ее запястья  

     И с плечей ее льющийся шелк.

     Я искал в этой женщине счастье,

     А  нечаянно гибель нашел.

-О ком он написал?

-Что вы о ней знаете?

   7 слайд.

   Портрет  А. Дункан.

На Кавказе Есенин написал цикл лирических стихотворений « Персидские мотивы».Одно из  этих стихотворений: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!

-Кому оно посвящено?

-Кто такая Шаганэ?

8 слайд.

Портрет Шаганэ.

Но не всё так просто в стихах Есенина, много таинственного и загадочного.

Вот в этом стихотворении есть такие строки:

«Там на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа».

    -Кого напомнила Есенину красавица – армянка?

Он о ней вспоминает и в стихотворении,»Никогда я не был на Босфоре»:

9 слайд.

«Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал».

10слайд.

Портрет Г.Бениславской.

   -Они встретились еще до встречи с Дункан но он не любил её, после женитьбы на С.Толстой  разорвались  их отношения.

Многие стихотворения С.Есенина – «Стансы», «Письмо к женщине» «Возвращение на родину» «Собаке Качалова» во многом автобиографичны: это честная и мужественная исповедь поэта:

«Как вы понимаете слова:

 «Тот трюм был

 Русским кабаном

И я склонился над стаканом,

Чтоб не страдал ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.»

В последние годы Есенин начинает много пить.

В одном из писем к сестре он пишет:

11слайд

«Придерживаясь пролетарской «линии» писать абсолютно невозможно. Будет такая тоска, что мухи сдохнут.»

Пьет он последние годы действительно много, с кем попадя и все равно что.

Особенно  биографы цитируют Маяковского:

      «Последняя встреча с ним произвела на меня тяжелое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно державшейся, уцепившись за русую прядь.  Он него и двух его темных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина».

И 27 декабря 1925 года произошла трагедия. С.А. Есенин трагически оборвал жизнь в гостинице «Англетер» в Ленинграде.

     Но не будем вспоминать об этой страшной  ночи. Пусть в наших сердцах  Есенин будет живым, а к его  стихам вы возвращались ещё и ещё.

Факел есенинской жизни  отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко, и думается будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина  не перестаёт  привлекать внимание композиторов.

     Их покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств» , его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

     Его  песни стали песнями, романсами. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

 Исполнение песни «Отговорила роща золотая»

     Я благодарю всех  учащихся за урок , спасибо!

     Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родился я с песнями в травном одеяле..."

Сценарий для проведения открытого мероприятия, посвященного песенному творчеству Сергея Александровича Есенина....

"Родился я с песнями в травном одеяле..."

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить вн...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

« Родился я с песнями в травном одеяле…»

Интегрированный  урок  литературы, музыки и МХК11 класс....

Литературно-музыкальный вечер "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина.

Сценарий школьного литературно-музыкального вечера "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина....