Урок на тему "Родился с песнями в травном одеяле" по творчеству С.А.Есенина в 11 классе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
урок- презентация, цель которого заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно- поэтическим творчеством Сергея Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа
Камско- Устьинского муниципального района РТ
Тема: Урок - презентация по творчеству
С.А. Есенина. «Родился я с песнями в травном одеяле». 11 класс.
Автор: Булатова Г.Г.
учитель русского языка
и литературы 1 квалификационной категории
2009 год.
Цель: 1)Заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина ,обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине,
2)Совершенствовать навыки выразительного чтения.
3)воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение.
Оборудование:
1)фотографии
2)портреты поэта
3)иллюстрации к стихотворениям
4)песни и романсы на стихи Есенина
5)сборники стихов поэта
6) слайды, мультимедиа, компьютер.
Эпиграф к уроку:
«Какой чистый и какой русский поэт». «Его поэзия- разбрасывание обеими ладонями сокровищ его души».
Алексей Толстой.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя, коллеги.
1)Сегодня мы еще раз будем говорить о человеке, который хотел безумно жить, но умер в возрасте 30 лет, оставив нам свои замечательные стихи, как говорил Алексей Толстой «Сокровища своей души, разбросанные обеими ладонями. С некоторыми из них мы познакомились на уроках. Некоторые самостоятельно читали дома, занимались поисково-исследовательской деятельностью т.е. обратились к тайнам строк некоторых стихотворений С. Есенина, раскрыли загадку образа. Об этом и о многом другом мы будем говорить на этом уроке.
1 слайд. Портрет Есенина.
Строки:
« Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими,
И жжет глаза горячая строка.
Уходят лучшие, свое оставив имя,
Утраты боль и память на века.
И до сих пор в их недописанную повесть
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти.
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в 21 век. Движется, живет по - своим законам мир поэзии, поэзия- Вселенная душа человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звездочки и звезды. Одни сгорают и навсегда исчезают еще при жизни их «хозяина», свет души от других доходят к нам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную «живую душу» в веках, разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких звезд в созвездии поэтической России - Сергей Есенин. Оно - вечно…
2 слайд.
Строки:
Мы умираем,
Сходим в тишь и грусть,
Но знаю я –
Нас не забудет Русь…
« Памяти Брюсова».
3 слайд. 1895 год.
- О чем вам говорит эта дата?
- Что вы можете вспомнить о его детстве?
Выступления учащихся
4 слайд.
Фотографии:
« Ну, а я крестьянский сын».
- « Дом Есенина в Константинове»
« Родители поэта» « Дед поэта»
« Улица села Константиново» близ дома Есениных.
« Екатерина и Александра Есенины»
Про детство поэта рассказывает 1 ученик, дополняет другой.
Писать начал с 9-ти лет, 1-ое стихотворение было напечатано в журнале « Мирок» в 1914г. Оно называлось « Береза».
Изучаем это стихотворение в 5 классе. Может кто вспомнит?
1 ученик рассказывает стихотворение.
5 слайд.
Портрет Блока:
« Мечтатель сельский, я – в столице».
- Чей это портрет?
- Какую роль играет А.А.Блок в судьбе Есенина?
В 1915 году уезжает в Петербург.
Рассказывают 2 ученика.
Стихотворение« Гой ты Русь моя родная!» читает наизусть 1 ученица
Беседа по кинофильму: как он в доме Блока, как Блок отозвалсяо нем, о стихотворениях. Как Есенин вспоминает об этой встрече?
В фильме все по-другому, кто знает?(беседа по фильму)
Блок отозвался о стихах Есенина так:
«Стихи чистые, свежие, голосистые, многословные».
Да, поэзия С.А.Есенина- это чудесный, прекрасный, неповторимый мир. Его назвали «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби».
Мы читали его стихи в классе и дома, заучивали наизусть. Давайте, некоторые послушаем и сейчас.
Чтение стихотворений наизусть учениками.
Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны.
«Отговорила роща золотая»
«Не жалею, не зову, не плачу» (исполнение романса ученицей).
Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Но где бы он ни был, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй и светлой улыбке матери. Не случайно самые нежные строки Есенина посвящены матери.
«Письмо матери».(чтение стихотворения)
В жизни С.А.Есенина было много женщин. Им посвящены многие стихотворения и поэмы:
6 слайд.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел.
-О ком он написал?
-Что вы о ней знаете?
7 слайд.
Портрет А. Дункан.
На Кавказе Есенин написал цикл лирических стихотворений « Персидские мотивы».Одно из этих стихотворений: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!
-Кому оно посвящено?
-Кто такая Шаганэ?
8 слайд.
Портрет Шаганэ.
Но не всё так просто в стихах Есенина, много таинственного и загадочного.
Вот в этом стихотворении есть такие строки:
«Там на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа».
-Кого напомнила Есенину красавица – армянка?
Он о ней вспоминает и в стихотворении,»Никогда я не был на Босфоре»:
9 слайд.
«Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал».
10слайд.
Портрет Г.Бениславской.
-Они встретились еще до встречи с Дункан но он не любил её, после женитьбы на С.Толстой разорвались их отношения.
Многие стихотворения С.Есенина – «Стансы», «Письмо к женщине» «Возвращение на родину» «Собаке Качалова» во многом автобиографичны: это честная и мужественная исповедь поэта:
«Как вы понимаете слова:
«Тот трюм был
Русским кабаном
И я склонился над стаканом,
Чтоб не страдал ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.»
В последние годы Есенин начинает много пить.
В одном из писем к сестре он пишет:
11слайд
«Придерживаясь пролетарской «линии» писать абсолютно невозможно. Будет такая тоска, что мухи сдохнут.»
Пьет он последние годы действительно много, с кем попадя и все равно что.
Особенно биографы цитируют Маяковского:
«Последняя встреча с ним произвела на меня тяжелое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно державшейся, уцепившись за русую прядь. Он него и двух его темных (для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина».
И 27 декабря 1925 года произошла трагедия. С.А. Есенин трагически оборвал жизнь в гостинице «Англетер» в Ленинграде.
Но не будем вспоминать об этой страшной ночи. Пусть в наших сердцах Есенин будет живым, а к его стихам вы возвращались ещё и ещё.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко, и думается будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов.
Их покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств» , его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.
Его песни стали песнями, романсами. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Исполнение песни «Отговорила роща золотая»
Я благодарю всех учащихся за урок , спасибо!
Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Родился я с песнями в травном одеяле..."
Сценарий для проведения открытого мероприятия, посвященного песенному творчеству Сергея Александровича Есенина....
"Родился я с песнями в травном одеяле..."
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить вн...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
« Родился я с песнями в травном одеяле…»
Интегрированный урок литературы, музыки и МХК11 класс....
Литературно-музыкальный вечер "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина.
Сценарий школьного литературно-музыкального вечера "Есть песня у соловушки", посвящённый творчеству Сергея Есенина....