"Родился я с песнями в травном одеяле..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Сценарий для проведения открытого мероприятия, посвященного песенному творчеству Сергея Александровича Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:«Родился я с песнями в травном одеяле…»(Песенное творчество С.А.Есенина)
Цель урока: познакомить учащихся с песенной есенинианой ; дать насладиться
неповторимым поэтическим талантом Сергея Есенина .
Оформление: на доске - портрет Сергея Есенина ( с двух сторон - шали (цветастые ; под портретом - плакат со словами: «…Родился я с песнями в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали ...»).
Ход урока:
Учитель: Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин, «человек, рожденный петь», как сказал о нем Максим Горький. Сегодня на уроке мы окунемся в неповторимый поэтический мир Есенина, познакомимся с песенной есенинианой.
1 ведущий:
Есенин - нежное имя
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.
Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей.
Ты- осиянный ясень
Над синевой полей.
Цвел пшеничный колос
С васильками глаз.
Соловьиный голос
Брызгал счастьем в нас.
( М. Герасимов. «Памяти Есенина»)
Учитель: В созвездии ярких и самобытных имен звездой первой величины горит имя Сергея Есенина, одного из самых выдающихся и талантливых поэтов первой четверти 20-го столетия. Главное и лучшее в творчестве Есенина- это произведения, одухотворенные любовью к родной земле, ее труженикам, стихи, полные задушевности, стремления ко всему чистому, доброму, красивому. В стихотворениях Есенина столько души, тепла, любви к Родине, что их нельзя не любить.
Ведущий 1: В стихах певца из Рязани радуется и печалится чистая, не тронутая никакими ядами молодая душа, чуткая к дыханию времени, быстротекущей жизни, легкоранимая. Трогает «очарование свежести и мгновенно покоряющей непосредственности», подкупают нежность и кротость, но, пожалуй, еще больше - скрытые за ними сердечная боль, безоглядная удаль, готовая выплеснуться и разгуляться на разбойном просторе.
За строчками и строфами, полными радости и грусти, открывается истинно русский поэт, плоть от плоти своего народа, беззаветно влюбленный в отчую землю, ее природу.
Ведущий 2: К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.
– Виды рязанских раздолий ( 4 слайда)
Ведущий 1: И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Ведущий 2: В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
Ой ты Русь моя, родина кроткая!
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
(« Русь»)
Учитель: Увлекался Есенин и частушками. Вспоминает Александра Петровна Зимина, односельчанка Есенина:
А.П.Зимина: «Придут к Есениным в дом девушки - Сережа на печке. Попросят его: «Придумай нам частушку». Он почти сразу сочинял и говорил: «Слушайте и запоминайте». Потом эти частушки распевали на селе по вечерам.
-Звучит мелодия частушки. Выходят две девушки и парень, поют частушки.
Парень:
Я свою симпатию
Узнаю по платию.
Как белая платия,
Так моя симпатия.
Девушки:
Милый ходит за сохой,
Машет мне косынкой.
Милый любит всей душой,
А я половинкой.
1 девушка:
Дорогой, куда пошел?
Парень:
Дорогая, по воду.
2 девушка:
Дорогой, не простудись
По такому холоду.
( Уходят)
Учитель: Но частушка, хотя и оказала непосредственное влияние на раннее творчество, в целом значила куда меньше, чем песня. Это и понятно: песня, пришедшая из глубин веков, была и богаче, и разнообразнее по поэтическим красотам.
Песня звучала для Есенина с детства, с момента рождения:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали …-
сказал поэт. В самом деле, песня была постоянной спутницей жизни Есениных. В доме Сергея Есенина пели все- мать, отец, сестры (Портреты родителей, сестер); духовные песни пели дед и отец, посещавшие дом странники… Особым талантом исполнения русских народных песен обладала мать Есенина, Татьяна Федоровна. Далеко за околицей родного села шла молва о ней как о замечательной песеннице. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных. Сестра поэта, Александра Александровна, говорит:
Сестра поэта: Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение».
Мать поет:
Не пойду домой,
Я тут заночую-
Горя не почую,
Не пойду домой!
У меня дома
Не родная мамка,
Не родненький татка,
У меня дома!
Не пытают,
Что я заморилась,
Что притомилась,
Не пытают!
А пытают,
А много ли я сжала,
Много ли нажала,
А пытают!
Я жала,
Жала - не гуляла,
Снопы не считала,
Я жала !
Я нажала
Девять копен жита,
Десятую- пшенку.
Я нажала!
Не пойду домой,
Я тут заночую-
Горя не почую,
Не пойду домой!
Учитель: Песня благотворно действовала на душу будущего поэта. Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям, отчему дому, родному селу, к тропинкам, убегавшим за дальнюю околицу…
Ведущий 2:
Эх, песня,
Песня!
Есть ли что на свете
Чудесней?-
выплеснется позже в стихах Есенина. Народное песенное слово, впервые услышанное в Константинове, поэт ставил у истоков собственного творчества. Здесь не отдавалась дань традиции: стихи Есенина по мелодичности, богатству, гибкости ритма - кровная родня народной песне.
Учитель: Писательница Софья Семеновна Виноградская, хорошо знавшая Есенина, вспоминает:
Виноградская С.С.: Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение и песней же можно было привести его в какое угодно настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее- грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по- особенному , по-своему…
Учитель: И среди первых, да и поздних стихотворений Есенина немало своеобразных подражаний песням : «Выткался на озере алый свет зари ...», «Подражание песне», «Хороша была Танюша ...», «Матушка в купальницу по лесу ходила», «Слышишь- мчатся сани ...»и другие.
-Звучит песня «Эх вы, сани, сани» В.Горвика.
Учитель: Многие свои стихи Есенин называл «песнями»: «Песнь о собаке», «Далекая веселая песня», «Песня старика разбойника», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе» и другие.
Песенность в поэзии Есенина органична. Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и веселой, то ласковой и тихой, а то горестной и безысходной.
Ведущий 1 :Неудивительно, что поэзия Есенина сразу привлекла и не перестает привлекать внимание русских композиторов. Г. Свиридов, Р.Бойко, В.Салманов, А. Флярковский, А. Холминов, Т. Хренников, Т Попатенко, Г. Пономаренко, В. Шибалин, В. Соловьев-Седой и многие другие не раз в своем творчестве обращались к стихам Есенина.
- Слайд с портретами композиторов.
Ведущий 2: Всем нам с детства известно стихотворение С.Есенина «Береза», написанное в 1913 году. Это одно из первых напечатанных стихотворений поэта.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Эти удивительные стихи поразили своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой композитора Тамару Попатенко. Появилась песня.
- Звучит песня «Береза».
Ведущий 2 :Композиторов покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств», его отношение к родине, ее природе, к жизни. Таковы произведения З. Левиной «Колдунья», А. Мосолова «Звонкое эхо» ,Р. Бойко «Черемуха душистая» и другие.
-Звучит песня «Черемуха душистая» Р. Бойко.
-Слайд с черемухой.
Учитель: Поэт любил бывать дома, в родной деревне.
- Слайды с изображением с. Константиново и др.
Александра Есенина: Он приезжал в деревню, чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь и вновь ощутить привычную ему с детства обстановку тихой деревенской жизни...-
Учитель: вспоминает Александра Есенина.
Александра Есенина: Сергей был общительным и ласковым,-
Учитель: продолжает сестра поэта.
Александра Есенина: Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Любил он поболтать и с нищими, и с калеками, и со всяким другим прохожим людом. Он говорил не раз, что встречи дают ему как поэту очень много: в беседах он черпает новые слова, новые образы, познаёт подлинную народную речь.
Учитель: В деревне были написаны стихотворения « Возвращение на Родину», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Каждый труд благослови, удача!», «Отговорила роща золотая...»
Ведущий 1:В одной из телепередач, посвящённых Сергею Есенину, его сестра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Григорий Пономаренко.
- Слайд с изображением рябины
- Звучит песня «Отговорила роща золотая» Г. Пономаренко
- Слайд с изображением осени
Учитель: Эти есенинские стихи, как и вся его поэзия, по-настоящему гуманистичны. Они наполнены «грустной радостью» бытия даже тогда, когда поэту кажется, что все светлые мечты и надежды - в прошлом.
Ведущий 1: Особая роль в музыкальной есениниане принадлежит Г.В. Свиридову, композитору, показавшему в своих произведениях глубокую преданность поэта « стране березового ситца», давшего в своей замечательной музыке образ самого поэта,«созданного природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей».
Это особенно ярко выражено в песнях и романсах ( « Братья- люди», « Сани», « На земле живут лишь раз»), в хорах без сопровождения( « Вечером синим», « Табун», « Ты запой мне ту песню» ), в вокальных циклах ( « Деревянная Русь», « У меня отец- крестьянин» ), в
« Поэме памяти Сергея Есенина» - одной из вершин русской музыкальной классики.
Ведущий 2: « В этом произведении,- сказал композитор,- мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:
...более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла ».
- Звучит отрывок из 1 части поэмы « Край ты мой заброшенный...»
Учитель: Поэзия Есенина последних лет необычайно богата по мотивам, настроениям. То безоглядное веселье, то щемящая тоска, то счастливое упоение жизнью, то светлая печаль чисто и звонко бьются в голубой волне есенинского стиха.
Ведущий 1: Многие стихи Есенина, написанные за последние два года, - «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре» и др., где он как бы оглядывается на свой путь, - это честная и мужественная исповедь мятежной , ищущей души.
Особенно дорог был поэту в то время его друг- мать, Татьяна Федоровна Есенина.
-Слайд с портретом матери и С. Есенина.
Вот как поэт разговаривает с матерью:
С. Есенин:
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Ведущий 2: В своем стихотворении « Письмо к матери» Есенин рисует волнующий, неповторимый образ матери:
С. Есенин:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет...
Вряд ли во всей русской поэзии можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стихотворение «Письмо к матери», положенное на музыку В.Липатовым, стало популярнейшей в народе песней.
-Звучит песня «Письмо к матери» В. Липатова.
Учитель: Вспомним одно из самых проникновенных и человечных лирических стихотворений - «Не жалею, не зову, не плачу...», написанное им в 1921 году.
С. Есенин :
Не жалею, не зову, не плачу
Все пройдет, как с белых яблонь дым!
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Учитель: Как философски мудры в этом стихотворении раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с какой художественной силой выражена в нем любовь к людям, ко всему живому на земле! Именно это и притягивало композитора Григория Пономаренко.
-Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…»
Учитель: Сергей Есенин...(Слайд с изображением С.Есенина).
Каждое его стихотворение - песня, и песня Есенина не осталась в прошлом. Она - с нами, и быть ей с людьми - вечно.
Сейчас устраняются «белые пятна» в жизни минувших десятилетий, переоцениваются богатства культуры. На прошлое, его деятелей мы сейчас можем смотреть, говоря словами Есенина, « ничем не усыпленным взглядом». И это - отрадно. В наши дни свой подлинный смысл заново обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие. И стихи Есенина - человечные, добрые - открывают свои светлые глубины.
Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье бегать по траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле нивы...
И - всегда люби Родину, умножай ее славу своими деяниями. Так говорит поэт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Родился с песнями в травном одеяле" по творчеству С.А.Есенина в 11 классе.
урок- презентация, цель которого заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно- поэтическим творчеством Сергея Есенина...
"Родился я с песнями в травном одеяле..."
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить вн...
Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."
Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...
Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).
Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...
Конспект урока Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»
Для учащихся 3 класса...
« Родился я с песнями в травном одеяле…»
Интегрированный урок литературы, музыки и МХК11 класс....
Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»
Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...