"Родился я с песнями в травном одеяле..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Терентьева Людмила Михайловна

Сценарий для проведения открытого мероприятия, посвященного песенному творчеству Сергея Александровича Есенина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема:«Родился я с песнями в травном одеяле…»(Песенное творчество С.А.Есенина)

  Цель урока: познакомить учащихся с песенной есенинианой ; дать насладиться

  неповторимым поэтическим талантом Сергея Есенина .

  Оформление: на доске - портрет Сергея Есенина ( с двух сторон - шали (цветастые ; под портретом - плакат со словами: «…Родился я с песнями в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали ...»).

   Ход урока:

   Учитель:   Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин, «человек, рожденный петь», как сказал о нем Максим Горький. Сегодня на уроке мы окунемся в неповторимый поэтический мир Есенина, познакомимся с песенной есенинианой.                                              

   1 ведущий:                                      

  Есенин - нежное имя

  Соловьиный звон.

  Кудрями золотыми

  Звенел веселый клен.

  Из солнечного ливня

  Весеннее лицо

  Овеял ветер нивный

  Цветочною пыльцой.

  Образ чист и ясен,

  Весь в кликах журавлей.

  Ты- осиянный ясень

  Над синевой полей.

  Цвел пшеничный колос

  С васильками глаз.

  Соловьиный голос

  Брызгал счастьем в нас.

                                       ( М. Герасимов. «Памяти Есенина»)

 

 Учитель: В созвездии ярких и самобытных имен звездой первой величины горит имя  Сергея Есенина, одного из самых выдающихся и талантливых поэтов первой четверти 20-го столетия. Главное и лучшее в творчестве Есенина- это произведения, одухотворенные любовью к родной земле, ее труженикам, стихи, полные задушевности, стремления ко всему чистому, доброму, красивому. В стихотворениях Есенина столько души, тепла, любви к Родине, что их нельзя не любить.                                                                  

   Ведущий 1: В   стихах    певца   из   Рязани    радуется  и   печалится  чистая, не тронутая никакими   ядами  молодая  душа,  чуткая  к  дыханию  времени,   быстротекущей   жизни, легкоранимая.      Трогает      «очарование     свежести       и       мгновенно      покоряющей непосредственности»,   подкупают   нежность  и  кротость,  но,  пожалуй,   еще    больше - скрытые за ними сердечная боль, безоглядная удаль, готовая выплеснуться и  разгуляться на разбойном просторе.

   За строчками и строфами, полными радости и грусти, открывается   истинно      русский поэт, плоть  от плоти своего народа, беззаветно влюбленный в отчую землю, ее природу.                                                  

   Ведущий 2: К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.                                                          

    – Виды рязанских раздолий ( 4 слайда)

   Ведущий 1: И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:

  О Русь - малиновое поле

  И синь, упавшая в реку,-

  Люблю до радости и боли

  Твою озерную тоску.

    Ведущий 2: В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.                                                                                                                                          

  Ой ты Русь моя, родина кроткая!                                

  Лишь к тебе я любовь берегу.    
 Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
                                                (« Русь»)

Учитель: Увлекался Есенин и частушками. Вспоминает Александра Петровна Зимина, односельчанка Есенина:

А.П.Зимина: «Придут к Есениным в дом девушки - Сережа на печке. Попросят его: «Придумай нам частушку». Он почти сразу сочинял и говорил: «Слушайте и запоминайте». Потом эти частушки распевали на селе по вечерам.

-Звучит мелодия частушки. Выходят две девушки и парень, поют частушки.

Парень:                                              

Я свою симпатию

Узнаю по платию.

Как белая платия,

Так моя симпатия.

Девушки:                                          

  Милый ходит за сохой,

  Машет мне косынкой.

  Милый любит всей душой,

  А я половинкой.

1 девушка:                                    

  Дорогой, куда пошел?

Парень:                                              

Дорогая, по воду.

2 девушка:                                        

Дорогой, не простудись

По такому холоду.

                                                          ( Уходят)

   Учитель: Но частушка, хотя и оказала непосредственное влияние на раннее творчество, в целом значила куда меньше, чем песня. Это и понятно: песня, пришедшая из глубин веков, была и богаче, и разнообразнее по поэтическим красотам.

     Песня звучала для Есенина с детства, с момента рождения:

 Родился я с песнями в травном одеяле,

 Зори меня вешние в радугу свивали …-                                                                                

сказал поэт. В самом деле, песня была постоянной спутницей жизни Есениных. В     доме Сергея Есенина пели все- мать, отец, сестры (Портреты родителей, сестер); духовные песни пели дед и отец, посещавшие дом странники… Особым талантом исполнения русских народных песен обладала мать Есенина, Татьяна Федоровна. Далеко за околицей родного села шла молва о ней как о замечательной песеннице. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных. Сестра поэта, Александра Александровна, говорит:

   Сестра поэта: Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать…Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение».

 Мать поет:                            

 Не пойду домой,

Я тут заночую-

 Горя не почую,

 Не пойду домой!

 У меня дома

 Не родная мамка,

 Не родненький татка,

 У меня дома!

Не пытают,

 Что я заморилась,

 Что притомилась,

 Не пытают!

 А пытают,

 А много ли я сжала,

 Много ли нажала,

 А пытают!

 Я жала,

 Жала - не гуляла,

   Снопы не считала,

   Я жала !

   Я нажала

   Девять копен жита,

   Десятую- пшенку.

   Я нажала!

   Не пойду домой,

   Я тут заночую-

   Горя не почую,

   Не пойду домой!

   Учитель: Песня благотворно действовала на душу будущего поэта. Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям, отчему дому, родному селу, к тропинкам, убегавшим за дальнюю околицу…

   Ведущий 2:                              

  Эх, песня,

  Песня!

  Есть ли что на свете

  Чудесней?-

 выплеснется позже в стихах Есенина. Народное песенное слово, впервые услышанное в Константинове, поэт ставил у истоков собственного творчества. Здесь не отдавалась дань традиции: стихи Есенина по мелодичности, богатству, гибкости ритма - кровная родня народной песне.

   Учитель: Писательница Софья Семеновна Виноградская, хорошо знавшая Есенина, вспоминает:

   Виноградская С.С.: Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение и песней же можно было привести его в какое угодно настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее- грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по- особенному , по-своему…

  Учитель: И среди первых, да и поздних стихотворений Есенина немало своеобразных подражаний песням : «Выткался на озере алый свет зари ...», «Подражание песне», «Хороша была Танюша ...», «Матушка в купальницу по лесу ходила», «Слышишь- мчатся сани ...»и другие.

-Звучит песня «Эх  вы, сани, сани» В.Горвика.

 Учитель: Многие свои стихи Есенин называл «песнями»: «Песнь о собаке», «Далекая веселая песня», «Песня старика разбойника», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе» и другие.

   Песенность в поэзии Есенина органична. Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и веселой, то ласковой и тихой, а то горестной и безысходной.

   Ведущий 1 :Неудивительно, что поэзия Есенина сразу привлекла и не перестает привлекать внимание русских композиторов. Г. Свиридов, Р.Бойко, В.Салманов, А. Флярковский, А. Холминов, Т. Хренников, Т Попатенко, Г. Пономаренко, В. Шибалин, В. Соловьев-Седой и многие другие не раз в своем творчестве обращались к стихам Есенина.

                      - Слайд с портретами композиторов.

   Ведущий 2: Всем нам с детства известно стихотворение С.Есенина «Береза», написанное в 1913 году. Это одно из первых напечатанных стихотворений поэта.

   Белая береза

   Под моим окном

   Принакрылась снегом,

   Точно серебром.

   На пушистых ветках

   Снежною каймой

   Распустились кисти

   Белой бахромой.

   И стоит береза

     В сонной тишине,

     И горят снежинки

     В золотом огне.

     А заря, лениво

     Обходя кругом,

     Обсыпает ветки

     Новым серебром.

   Эти удивительные стихи поразили своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой композитора Тамару Попатенко. Появилась песня.

                         - Звучит песня «Береза».

   Ведущий 2 :Композиторов покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств», его отношение к родине, ее природе, к жизни. Таковы произведения З. Левиной «Колдунья», А. Мосолова «Звонкое эхо» ,Р. Бойко     «Черемуха душистая» и другие.

              -Звучит песня «Черемуха душистая» Р. Бойко.

              -Слайд с черемухой.

   Учитель: Поэт любил бывать дома, в родной деревне.

                       - Слайды с изображением с. Константиново и др.

   Александра Есенина: Он приезжал в деревню, чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь и вновь ощутить привычную ему с детства обстановку тихой деревенской жизни...-

   Учитель: вспоминает Александра Есенина.

   Александра Есенина: Сергей был общительным и ласковым,-

   Учитель: продолжает сестра поэта.

   Александра Есенина: Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил. Любил он поболтать и с нищими, и с калеками, и со всяким другим прохожим людом. Он говорил не раз, что встречи дают ему как поэту очень много: в беседах он черпает новые слова, новые образы, познаёт подлинную народную речь.

    Учитель:   В деревне были написаны стихотворения « Возвращение на Родину», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Каждый труд благослови, удача!», «Отговорила роща золотая...»

    Ведущий 1:В одной из  телепередач, посвящённых Сергею Есенину, его сестра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого  не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Григорий Пономаренко.

                         - Слайд с изображением рябины

                         - Звучит песня «Отговорила роща золотая» Г. Пономаренко

                         - Слайд с изображением осени

   Учитель:  Эти есенинские стихи, как и вся его поэзия, по-настоящему гуманистичны. Они наполнены «грустной радостью» бытия даже тогда, когда поэту кажется, что все светлые мечты и надежды - в прошлом.

   Ведущий 1: Особая роль в музыкальной  есениниане принадлежит Г.В. Свиридову, композитору, показавшему в своих произведениях глубокую преданность поэта « стране березового ситца», давшего в своей замечательной музыке образ самого поэта,«созданного природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей».

   Это особенно ярко выражено в песнях и романсах ( « Братья- люди», « Сани», « На земле живут лишь раз»), в хорах без сопровождения( « Вечером синим», « Табун», « Ты запой мне ту песню» ),    в     вокальных  циклах ( « Деревянная Русь», « У меня отец- крестьянин» ),   в  

« Поэме памяти Сергея Есенина» - одной из вершин русской музыкальной классики.

   Ведущий 2: « В этом произведении,- сказал композитор,- мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:

  ...более всего

 Любовь к родному краю

 Меня томила,

 Мучила и жгла ».

         -   Звучит отрывок из 1 части поэмы « Край ты мой заброшенный...»                            

   Учитель: Поэзия Есенина последних лет необычайно богата по мотивам, настроениям. То безоглядное веселье, то щемящая тоска, то счастливое упоение жизнью, то светлая печаль чисто и звонко бьются в голубой волне есенинского стиха.

   Ведущий 1: Многие стихи Есенина, написанные за последние два года, - «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к сестре» и др., где он как бы оглядывается на свой путь, - это честная и мужественная исповедь мятежной , ищущей души.

   Особенно дорог был поэту в то время его друг- мать, Татьяна Федоровна Есенина.

                 -Слайд с портретом матери и С. Есенина.

   Вот как поэт разговаривает с матерью:

   С. Есенин:        

  Милая, добрая, старая, нежная,

  С думами грустными ты не дружись,

  Слушай - под эту гармонику снежную

  Я расскажу про свою тебе жизнь.

   Ведущий 2: В своем стихотворении « Письмо к матери» Есенин рисует волнующий, неповторимый образ матери:

   С. Есенин:          

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет...

   Вряд ли во всей русской поэзии можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стихотворение «Письмо к матери», положенное на музыку В.Липатовым, стало популярнейшей в народе песней.

               -Звучит песня «Письмо к матери» В. Липатова.

   Учитель: Вспомним одно из самых проникновенных и человечных лирических стихотворений - «Не жалею, не зову, не плачу...», написанное им в 1921 году.

   С. Есенин :      

 Не жалею, не зову, не плачу

 Все пройдет, как с белых яблонь дым!

 Увяданья золотом охваченный,

 Я не буду больше молодым.

  Ты теперь не так уж будешь биться,

  Сердце, тронутое холодком,

   И страна березового ситца

   Не заманит шляться босиком.

  Дух бродяжий! ты все реже, реже

  Расшевеливаешь пламень уст.

  О моя утраченная свежесть,

   Буйство глаз и половодье чувств.

  Я теперь скупее стал в желаньях,

  Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

  Словно я весенней гулкой ранью

  Проскакал на розовом коне.

  Все мы, все мы в этом мире тленны,

  Тихо льется с кленов листьев медь…

  Будь же ты вовек благословенно,

  Что пришло процвесть и умереть.

   Учитель: Как философски мудры в этом стихотворении раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с какой художественной силой выражена в нем любовь к людям, ко всему живому на земле! Именно это и притягивало композитора Григория Пономаренко.

          -Звучит песня «Не жалею, не  зову, не плачу…»

 

    Учитель:  Сергей Есенин...(Слайд с изображением С.Есенина).

   Каждое его стихотворение - песня, и песня Есенина не осталась в прошлом.    Она - с нами, и быть ей с людьми - вечно.

   Сейчас устраняются «белые пятна» в жизни минувших десятилетий, переоцениваются богатства культуры. На прошлое, его деятелей мы сейчас можем смотреть, говоря словами Есенина, « ничем не усыпленным взглядом». И это - отрадно. В наши дни свой подлинный смысл заново обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие. И стихи Есенина - человечные, добрые - открывают свои светлые глубины.

   Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье бегать по траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле нивы...

   И -  всегда люби Родину, умножай ее славу своими деяниями. Так говорит поэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Родился с песнями в травном одеяле" по творчеству С.А.Есенина в 11 классе.

урок- презентация, цель которого заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно- поэтическим творчеством Сергея Есенина...

"Родился я с песнями в травном одеяле..."

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить вн...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).

Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...

« Родился я с песнями в травном одеяле…»

Интегрированный  урок  литературы, музыки и МХК11 класс....

Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»

Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...