Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
План конспект урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_plan_konspekt_puzina._skazki.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
Учитель: Пузина Маргарита Фёдоровна.
Место работы: МБОУ «СОШ № 2» пгт Нижний Одес, МР «Сосногорск» , Республика Коми.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: литература
Класс: 5 класс.
Номер урока в теме: 1
Базовый учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература.5 класс. Учебник в двух частях. Москва « Просвещение» 2010 г.
Цель урока: продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.
Задачи:
Образовательные:
- изучить и закрепить знания обучающихся о русских народных сказках;
- ознакомить обучающихся с терминами: «сказка», «собиратель сказок», «сказочник»;
- познакомить с видами народных сказок;
- познакомиться со сказителями;
- дать первое представление о том, как пересказывается народная сказка.
Развивающие:
- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- формирование навыков устной монологической речи, умения работать с текстом;
- совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации;
- развитие логического мышления;
- активизация познавательной деятельности обучающихся путем решения проблемных вопросов.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественному слову;
- формировать умения определять художественную значимость слова;
- развитие умений использовать научные методы познания;
- воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с элементами практикума.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.
Оборудование: репродукции картин В.Васнецова, И. Билибина, иллюстрации к сказкам И. Кузнецова, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Л. Токмаковой и др., выставка сборников сказок.
Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. | Приветствуют учителя. | 1 мин. | |
2. | Проверка домашнего задания ( ответы на вопросы учебника). | Определение уровня усвоения материала предыдущей темы Слово учителя: -Проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока. Задание (уч. 2ч. стр 8 з.2). | Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению. | 3 мин. | |
3. | Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся. Актуа-лизация знаний | Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. Слово учителя: - Ребята, можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока? - «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…» Начало чего прозвучало? Как вы догадались, что это не песня, не былина? - А что же такое сказка? Учитель озвучивает цель урока. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, сами озвучивают тему урока и записывают ее в тетрадь. | 3 мин. | |
4. | Изуче-ние нового материала | ЦОР № 1. Своеобразие русской народной сказки (стр. 2, 7) | Объяснения учителя. Учитель эмоционально рассказывает, дополняя содержание ЦОР. Учитель обращает внимание обучающихся на выделенные слова, значения которых они могут посмотреть в справочнике ЦОР. | Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, читают определение «сказки», ее приметы. Делают записи в тетрадь. | 8 мин. |
ЦОР № 2. Иллюстрация Е. Здорнова к сказке «Емеля и щука» | Учитель обращает внимание обучающихся на репродукции картин Васнецова В. А. , которые используются при оформлении кабинета и на экране и задает вопрос: - Эпизоды каких сказок изображены? - Как вы думаете, чем отличаются эти сказки друг от друга? | Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя. | 3 мин. | ||
| ЦОР № 1. Своеобразие русской народной сказки (стр.3) | Учитель акцентирует внимание обучающихся на особенности каждого вида русских народных сказок. | Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, просматривают фрагмент мультфильма, делают вывод о различиях русских народных сказок. | 8 мин | |
ЦОР № 1. Своеобразие русской народной сказки (стр.2) | Учитель: - Ребята, а как вы думаете кто автор сказок? Как сказки дошли до нас? Одинаковые ли это вещи - читать сказки и рассказывать их? Собиратель сказок и сказочник, как вы думаете, это одно и то же? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой. | 7 мин | ||
5. | Закрепление материала | ЦОР № 3 выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке | Учитель предлагает обучающимся выполнить задания по вариантам. Учитель делит класс на 3 варианта. Объясняет выполнение задания. Анализирует ответы обучающихся. | Обучающиеся 1 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты. | 5 мин |
ЦОР № 4 Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491) | Обучающиеся 2 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты. | ||||
ЦОР № 5 Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441) | Обучающиеся 3 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты. | ||||
5. | Подведение итогов урока | Слова учителя: - Сегодня мы познакомились с русскими народными сказками, узнали о особенностях и видах русских народных сказок. Таким образом, сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества. И как говорил А. С. Пушкин: Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. | Обучающиеся слушают вывод учителя, запоминают. | 4 мин. | |
6. | Объяс-нение домашнего зада-ния | Прочитать сказку «Царевна- лягушка», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. | Записывают домашнее задание. | 2 мин. | |
7 | Рефлексия | Учитель раздает обучающимся памятку «Как рассказывать сказку». Благодарит обучающихся за работу на уроке. | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, и при выходе из кабинета на доску прикрепляют «колобок»- урок понравился, я справился со всеми заданиями, все понял. «Ёжик» - я не все понял. Благодарят учителя за урок | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение) | ЦОР информационного типа | Иллюстрация, текст, анимация, звук | http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html |
2. | Е. Здорнова. Емеля и щука (N 203404) | ЦОР информационного типа | Иллюстрация | |
3. | Задание: выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке (N 203173) | ЦОР практического типа | Тест | |
4. | Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491) | ЦОР практического типа | Интерактивный тест | |
5. | Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441) | ЦОР практического типа | Интерактивное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока немецкому языка по теме "СКАЗКИ"
Урок рассчитан на 8 класс, третий год изучения немецкого языка в качестве второго иностранного....
конспект урока географии 7 класс тема: "Растительный мир тундры" школа VIII вида
конспект урока географии 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме:"Растительный мир тундры"...
Сказка как вид народной прозы
Данная работа будет полезна при изучении темы "Сказки о животных"...
Урок 2. Сказка как вид народной прозы
технологическая карта урока...
Урок литературы "Сказки как вид народной прозы"
Урок 5 класс...
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.
Технологическая карта урока литературы ПредметлитератураКласс5Тип урокаурок открытия нового знанияТехнология построения урокапроблемно-диалогическаяТемаСказка как вид народной прозы. Виды сказок....
Конспект урока по чтению для уч-ся 2 класса школы 8 вида. Русская народная сказка "Мороз и Заяц"
Русская народная сказка "Мороз и Заяц"...