Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы
Предмет | литература |
Класс | 5 |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. |
Цель | Познакомиться со сказкой как фольклорным жанром, видами сказок; дать представление о том, как пересказывается народная сказка;
|
Основные термины, понятия | Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, виды сказок. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury._5_klass.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Предмет | литература | ||
Класс | 5 | ||
Тип урока | урок открытия нового знания | ||
Технология построения урока | проблемно-диалогическая | ||
Тема | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. | ||
Цель | Познакомиться со сказкой как фольклорным жанром, видами сказок; дать представление о том, как пересказывается народная сказка; | ||
Основные термины, понятия | Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, виды сказок. | ||
Планируемый результат | |||
Предметные умения: - уметь находить сведения по теории литературы; - иметь представление о понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»; - уметь работать с доступным справочным материалом, учебником; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой; - видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Ресурсы | ||
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция Литература. 5 класс. В 2 частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М., Просвещение, 2010.Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературы, на котором мы с вами познакомимся с одним из любимейших жанров фольклора. Посмотрите на своё «рабочее место», все ли учебные принадлежности присутствуют? - Как вы думаете, почему это важно? | Обучающиеся приветствуют учителя, дают знать, что готовы начать урок. Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои варианты ответа. |
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: - различатьжанры фольклора; - правильно называть «приметы» того или иного жанра. Метапредметные (УУД): познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Вам представлены листы с текстами: - Определите, какие жанры фольклора представлены? - Приведите свои примеры этих жанров. - На какие бы группы вы разделили эти жанры? | Обучающиеся определяют жанры представленных текстов, приводят свои примеры (цитаты жанров фольклора). Делят жанры на группы (например, малые жанры фольклора) |
Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы | Предметные: - видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; - иметь представление о понятиях «сказка». Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | - Вам представлены репродукции картин В.Васнецова, И.Билибина, иллюстрации к сказкам И.Кузнецова, Ю.Васнецова, Т.Мавриной, Л.Токмакова, выставка сборников сказок. Можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока? - «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». Начало чего прозвучало. Как вы догадались, что это не былина? - Подберите однокоренные слова к слову «сказка». Можно ли считать слова «сказка» и «рассказ» синонимами? - Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сами сочинять сказки? - Есть ли у вас любимые сказочные герои? | Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с затруднением определения темы. Обучающиеся доказывают свои предположения, приводят примеры. Обучающиеся высказывают свою точку зрения. Обучающиеся представляют краткий рассказ о роли сказки в их жизни, жизни их близких. |
Формулирование проблемы, планирование | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | - Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Знакомились ли вы с этим жанром до этого урока? - Может ли кто-нибудь сейчас сказать, что такое «сказка»? - Как вы думаете, надо ли вам узнать, что такое «сказка»? - Работаем по следующему плану. 1. Что такое «сказка», виды сказок, особенности сказок. 2. Выяснить кто такие сказители. 3. Составить памятку «Как рассказывать сказку». - Для чего это вам нужно знать? | - Что такое «сказка». - Да.
Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний. Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи проектируются на экран. |
Открытие нового знания | Предметные: - уметь находить сведения по теории литературы; - находить понятия «сказка», «виды сказок», «сказитель»; - уметь работать с доступным справочным материалом, учебником; - строить устные высказывания по теме; - состовлять опорный конспект, раскрывающий понятия «сказка», «виды сказок», «особености сказок»; - приводить примеры сказок; - уметь высказывать свою точку зрения в отношении понятия «сказитель». Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; -оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1. Изучение понятия: - Что, по-вашему, представляет собой жанр «сказка»? - В чём его отличие от других жанров? 2. Составление опорного конспекта, работа с учебником. - Познакомимся с материалом учебника. Запишем определение сказки себе в тетрадь. Обозначьте также приметы сказок (вымысел, занимательность, поучительность). Правильно ли мы обозначили их? Зачитываются фрагменты трёх сказок. - О чём или о ком эти сказки? В чём их сходство? - В чём их различия? - Как вы думаете, на какие виды делятся сказки? - О каких видах сказок говорят исследователи? - Жанр сказки имеет свои особенности, «премудрости». Найдите в материалах учебника что относится к особенностям сказок? Выпишите себе в тетрадь (в скобках кратко укажите примеры). 3. Беседа: - Как вы думаете, кто является автором сказок? - Как сказки дошли до нашего времени? - Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать их? - Собиратель сказок и сказочник (бахарь) – одно и то же? 4. Сообщение учителя: Подчёркивается, что талантливый сказочник – это знаток сказок, соавтор и настоящий актёр одновременно. У каждого из сказочников своя манера сказывать сказку. Енисейский сказочник Ф.Н.Зыков утверждал, что главное в сказке – диалог, А.К. Новопольцев – «потешные элементы», И.Семёнов – стилевая обрядность. А.К.Барышникова – балагурное начало, ритм, рифма. Н.О.Винокурова сопровождает сказания жестами, мимимкой, вводит тексты песен, пейзаж, Ф.Аксаментов, наоборот, придерживается принципиальной нераскрашенности сказа. (Сообщение сопровождается слайдами презентации). 5. Работа в парах. - Вы правильно догадались о том, кто же такой сказитель сказок. Но как же правильно рассказывать сказку? - Я предлагаю вам составить памятку «Как рассказывать сказку», чтобы вам было немного полегче, можно объединиться с соседом по парте. Памятку можете оформить на отдельном листе. | Обучающиеся представляют свою точку зрения, что такое сказка. Называют отличия сказки от других жанров. Обучающиеся открывают учебник на обозначенной странице, выписывают себе в тетрадь определение и приметы сказок. Устно отвечают на вопрос о правильности их выделения. Обучающиеся называют героев сказок, говорят о том, что каждая из них имеет приметы сказки. Различия их в том, что герои сказок разные: люди, животные, иногда появляются вымышленные персонажи. Предлагают свою классификацию сказок. Находят классификацию в материале учебника, выписывают её в тетрадь в виде схемы. Устно приводят примеры каждого вида. Обучающиеся находят ответы на вопрос, выписывают их себе в тетрадь. К особенностям сказки относят: присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои точки зрения. Обучающиеся слушают учителя, просматривают слайды, пытаются сделать вывод о том, кто такой сказитель. Обучающиеся испытывают затруднение. Обучающиеся высказывают предположение, о том, кто такой сказитель. Работают в паре по составлению памятки «Как рассказывать сказку», оформляют её, представляют классу, дополняют ответы друг друга. |
Применение нового знания | Предметные: - знать особенности сказок, уметь подбирать примеры по ним. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 1. На карточках предлагается подобрать к словам постоянные эпитеты, которые встречаются в сказках. Поле, девица, молодец, вода, жемчуг, земля, море, волк, заяц, лиса. 2. Ответить устно. Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок? Скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебно блюдечко и наливное яблочко. 3. Ответить на вопросы и привести примеры: - Какова роль зачина в сказке? - Каково значение присказки (присловья) в сказке? - В чём состоит особенность сказочной концовки? - Почему употребляются постоянные эпитеты? - Почему в сказках используются троекратные повторения? | Обучающиеся на основе своего жизненного опыта подбирают постоянные эпитеты к представленным словам. Обучающиеся отвечают на вопрос. Приводят примеры и отвечают на поставленные вопросы. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Попробуйте заполнить таблицу. Работа в парах - Оцените свою работу. Поднимите карточку того цвета, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся выбирают подходящую карточку, показывают учителю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как вид народной прозы
Данная работа будет полезна при изучении темы "Сказки о животных"...
Урок 2. Сказка как вид народной прозы
технологическая карта урока...
Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
План конспект урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...
Я. и В. ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Тв. работа № 12. Исследовательский проект «Сходство и различия народных и литературных сказок».
Маршрутный лист дистанционного урока...
Рабочий лист "Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм "Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина
Рабочий лист помогает провести сравнительную характеристику народных и литературных сказок, самостоятельно сделать вывод...
Урок литературы "Сказки как вид народной прозы"
Урок 5 класс...
Сказка как вид народной прозы
Сказка как вид народной прозы...