Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока литературы

 

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Цель

Познакомиться со сказкой как фольклорным жанром, видами сказок; дать представление о том, как пересказывается народная сказка;

 

Основные термины, понятия

Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, виды сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury._5_klass.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Цель

Познакомиться со сказкой как фольклорным жанром, видами сказок; дать представление о том, как пересказывается народная сказка;

Основные термины, понятия

Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок, виды сказок.

Планируемый результат

Предметные умения:

- уметь находить сведения по теории литературы;

- иметь представление о понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»;

- уметь работать с доступным справочным материалом, учебником;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой;

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

  - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Литература. 5 класс. В 2 частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М., Просвещение, 2010.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературы, на котором мы с вами познакомимся с одним из любимейших жанров фольклора.

     Посмотрите на своё «рабочее место», все ли учебные принадлежности присутствуют?

- Как вы думаете, почему это важно?

Обучающиеся приветствуют учителя, дают знать, что готовы начать урок.

Обучающиеся проверяют  наличие учебных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои варианты ответа.

Актуализация  опорных знаний и умений

Предметные:

- различатьжанры фольклора;

- правильно называть «приметы» того или иного жанра.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;

регулятивные:

- осуществлять  самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Вам представлены листы с текстами:

- Определите, какие жанры фольклора представлены?

- Приведите свои примеры этих жанров.

- На какие бы группы вы разделили эти жанры?

Обучающиеся определяют жанры представленных текстов, приводят свои примеры (цитаты жанров фольклора).

Делят жанры на группы (например, малые жанры фольклора)

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Предметные:

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

- иметь представление о понятиях «сказка».

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

- Вам представлены репродукции картин В.Васнецова, И.Билибина, иллюстрации к сказкам И.Кузнецова, Ю.Васнецова, Т.Мавриной, Л.Токмакова, выставка сборников сказок. Можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?

- «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…». Начало чего прозвучало. Как вы догадались, что это не былина?

- Подберите однокоренные слова к слову «сказка». Можно ли считать слова «сказка» и «рассказ» синонимами?

- Когда сказка вошла в вашу жизнь? Пробовали ли вы сами сочинять сказки?

- Есть ли у вас любимые сказочные герои?

Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с затруднением определения темы.

Обучающиеся доказывают свои предположения, приводят примеры.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения.

Обучающиеся представляют краткий рассказ о роли сказки в их жизни, жизни их близких.

 Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Знакомились ли вы с этим жанром до этого урока?

- Может ли кто-нибудь сейчас сказать, что такое «сказка»?

- Как вы думаете, надо ли вам узнать, что такое «сказка»?

- Работаем по следующему плану.

1. Что такое «сказка», виды сказок, особенности сказок.

2. Выяснить кто такие сказители.

3. Составить памятку «Как рассказывать сказку».

- Для чего это вам нужно знать?

- Что такое «сказка».

- Да.

 

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи проектируются на экран.

Открытие нового знания

Предметные:

- уметь находить сведения по теории литературы;

- находить понятия «сказка», «виды сказок», «сказитель»;

- уметь работать с доступным справочным материалом, учебником;

- строить устные высказывания по теме;

- состовлять опорный конспект, раскрывающий понятия «сказка», «виды сказок», «особености сказок»;

- приводить примеры сказок;

- уметь высказывать свою точку зрения в отношении понятия «сказитель».

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

-оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Изучение понятия:

- Что, по-вашему, представляет собой жанр «сказка»?

- В чём его отличие от других жанров?

2. Составление опорного конспекта, работа с учебником.

- Познакомимся с материалом учебника. Запишем определение сказки себе в тетрадь. Обозначьте также приметы сказок (вымысел, занимательность, поучительность). Правильно ли мы обозначили их?

Зачитываются фрагменты трёх сказок.

- О чём или о ком эти сказки? В чём их сходство?

- В чём их различия?

- Как вы думаете, на какие виды делятся сказки?

- О каких видах сказок говорят исследователи?

- Жанр сказки имеет свои особенности, «премудрости». Найдите в материалах учебника что относится к особенностям сказок? Выпишите себе в тетрадь (в скобках кратко укажите примеры).

3. Беседа:

- Как вы думаете, кто является автором сказок?

- Как сказки дошли до нашего времени?

- Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать их?

- Собиратель сказок и сказочник (бахарь) – одно и то же?

4. Сообщение учителя:

Подчёркивается, что талантливый сказочник – это знаток сказок, соавтор и настоящий актёр одновременно.

У каждого из сказочников своя манера сказывать сказку. Енисейский сказочник Ф.Н.Зыков утверждал, что главное в сказке – диалог, А.К. Новопольцев – «потешные элементы», И.Семёнов – стилевая обрядность. А.К.Барышникова – балагурное начало, ритм, рифма. Н.О.Винокурова сопровождает сказания жестами, мимимкой, вводит тексты песен, пейзаж, Ф.Аксаментов, наоборот, придерживается принципиальной нераскрашенности сказа. (Сообщение сопровождается слайдами презентации).

5. Работа в парах.

- Вы правильно догадались о том, кто же такой сказитель сказок. Но как же правильно рассказывать сказку?

- Я предлагаю вам составить памятку «Как рассказывать сказку», чтобы вам было немного полегче, можно объединиться с соседом по парте. Памятку можете оформить на отдельном листе.

Обучающиеся представляют свою точку зрения, что такое сказка. Называют отличия сказки от других жанров.

Обучающиеся открывают учебник на обозначенной странице, выписывают себе  в тетрадь определение и приметы сказок. Устно отвечают на вопрос о правильности их выделения.

Обучающиеся называют героев сказок, говорят о том, что каждая из них имеет приметы сказки. Различия их в том, что герои сказок разные: люди, животные, иногда появляются вымышленные персонажи. Предлагают свою классификацию сказок.

Находят классификацию в материале учебника, выписывают её в тетрадь в виде схемы. Устно приводят примеры каждого вида.

Обучающиеся находят ответы на вопрос, выписывают их себе в тетрадь. К особенностям сказки относят: присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои точки зрения.

Обучающиеся слушают учителя, просматривают слайды, пытаются сделать вывод о том, кто такой сказитель.

Обучающиеся испытывают затруднение.

Обучающиеся высказывают предположение, о том, кто такой сказитель.

Работают в паре по составлению памятки «Как рассказывать сказку», оформляют её, представляют классу, дополняют ответы друг друга.

Применение нового знания

Предметные:

- знать особенности сказок, уметь подбирать примеры по ним.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1. На карточках предлагается подобрать к словам постоянные эпитеты, которые встречаются в сказках.

Поле, девица, молодец, вода, жемчуг, земля, море, волк, заяц, лиса.

2. Ответить устно. Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок?

Скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебно блюдечко и наливное яблочко.

3. Ответить на вопросы и привести примеры:

- Какова роль зачина в сказке?

- Каково значение присказки (присловья) в сказке?

- В чём состоит особенность сказочной концовки?

- Почему употребляются постоянные эпитеты?

- Почему в сказках используются троекратные повторения?

Обучающиеся на основе своего жизненного опыта подбирают постоянные эпитеты к представленным словам.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Приводят примеры и отвечают на поставленные вопросы.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Проверьте себя.

Попробуйте заполнить таблицу.

Работа в парах

- Оцените свою работу. Поднимите карточку того цвета, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Обучающиеся выбирают подходящую карточку, показывают учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как вид народной прозы

Данная работа будет полезна при изучении темы "Сказки о животных"...

Урок 2. Сказка как вид народной прозы

технологическая карта урока...

Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

План конспект  урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...

Рабочий лист "Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм "Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

Рабочий лист помогает провести сравнительную характеристику народных и литературных сказок, самостоятельно сделать вывод...

Сказка как вид народной прозы

Сказка как вид народной прозы...