Урок литературы "Сказки как вид народной прозы"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Сказки как вид народной прозы. Виды сказок
Цель: познакомиться с видами сказок, научить определят вид сказки.
Оборудование: презентация, проектор, экран.
I. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Слово учителя, эвристическая беседа
— Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
— Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
— Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
— Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?
Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
— Какая будет интонация на этот раз?
Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
— Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
— Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.
Домашнее задание
Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8—10).
Индивидуальное задание (опережающее)
Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-13120-1644503071.jpg)
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/08/picture-772090-1467981276.jpg)
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Сказка как вид народной прозы
Данная работа будет полезна при изучении темы "Сказки о животных"...
Урок 2. Сказка как вид народной прозы
технологическая карта урока...
Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
План конспект урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.
Технологическая карта урока литературы ПредметлитератураКласс5Тип урокаурок открытия нового знанияТехнология построения урокапроблемно-диалогическаяТемаСказка как вид народной прозы. Виды сказок....