Исследовательский проект по литературе «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова»
проект по литературе (9 класс)

Смирнова Людмила Валентиновна

9мая 2020 года наш народ отмечает знаменательную дату 75-летия

победы в Великой Отечественной войне. Каждый прошедший год отдаляет нас от событий этой войны. Участвуя в шествиях, посвященных Великой победе, мы замечаем, как редеет колонна ветеранов. Поэтому нам необходимо использовать каждую возможность для того, чтобы узнать достоверную и подробную информацию о военных событиях со слов людей, через чьи судьбы прошла война. Тем самым не допустить искажения реальных событий.

Мы думаем, что пока люди помнят об этой трагедии, которая унесла жизни более 27млн. наших соотечественников, не пощадив ни детей, ни женщин, ни стариков, они сделают всё возможное для того, чтобы она не смогла вновь повториться. Сейчас, когда за окном спокойно протекает мирная жизнь, а над нашими головами чистое и ясное небо, многие не задумываются над тем, какой ценой и какими неимоверными усилиями удалось этого добиться нашим прабабушкам и прадедушкам.

Так  в литературе наибольшее внимание уделяется не только  истории боевых действий, а и судьбам людей, оказавшихся на оккупированной территории.

 

Проблема: сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, что ты есть Человек, и каково Твоё предназначение?

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.

Тема исследования: «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова».

Цель исследования:

Собрать и систематизировать материал о том, как жили наши земляки, похожие на Андрея Соколова  во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.

Задачи исследования:

-изучить жизнь Андрея Соколова;

-познакомиться с судьбами других людей;

-проследить события их жизни после войны;

-подготовить презентацию.

 

 

 Объект исследования: судьба Андрея Соколова и судьбы земляков в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость работы: в воспитании уважения к предшествующим поколениям;

   Формы работы:

— работа с фотоархивом , с документами;

— беседа с родственниками;

— обработка  информации.

 

Этапы и методы исследования.

Введение в проект. Знакомство с рассказом М.Шолохова «Судьба человека».

Изучение судьбы человека, похожих на Андрея Соколова.

Основной этап. Сбор материала по изучению истории земляков в годы Великой Отечественной войны. Оформление презентации.

Заключительный. Презентация материалов проделанной работы.

Ожидаемые результаты:

-приобретение навыков проектной работы;

-расширение знаний о Великой Отечественной войне;

-сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

-удовлетворенность от общения с родственниками участников войны.

Война 1941-1945 названа Великой не только из-за её огромных людских потерь (свыше 27 миллионов человек), материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчиков. Память о прошлом не должна быть избирательной. Она не может постоянно напоминать об одних событиях и поверхностно скользить по другим. Ведь незабываемы подвиги героев фронта - от маршала и генерала до рядового солдата; их слава бессмертна.

Актуальность темы состоит в том, что воспринимая исторические знания о лучших традициях российского народа, о героической борьбе, подвигах, талантах, воспитывать нас - подрастающее поколение как нравственных и ответственных сынов и дочерей Отечества, уважающих свою страну и хранящих память о ветеранах.

За послевоенное время родились и выросли несколько поколений россиян. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. 

Я родилась в счастливое, мирное время, но много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной, ни одну семью нашей страны…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Расловская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района

Костромской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова»

Исполнитель: Голубева Ксения,

обучающаяся 9 класса.

Руководитель: Л.В.Смирнова, учитель литературы, высшей квалификационной категории.

 

Раслово 2020г.

Оглавление

Введение.

Основная часть.                                                                                                

Глава 1. Рассказ Шолохова «Судьба человека»

           1.1. История создания рассказа.        

                                

           1.2. Трагизм и героизм в судьбе Андрея Соколова.

Глава 2. Судьбы земляков, похожих на  судьбу Андрея Соколова.                                

             2.1. Судьба Воробьевой Нины Дмитриевны.

             2.2. Судьба Крылова Василия Александровича.

  1. Судьба Марченко Марии Яныкиевны.
  2. Судьба Королева Михаила Алексеевича.        

Заключение.                

                                                                        

Список литературы.                                                                                                

                                                                                        

Введение.

 9мая 2020 года наш народ отмечает знаменательную дату 75-летия

победы в Великой Отечественной войне. Каждый прошедший год отдаляет нас от событий этой войны. Участвуя в шествиях, посвященных Великой победе, мы замечаем, как редеет колонна ветеранов. Поэтому нам необходимо использовать каждую возможность для того, чтобы узнать достоверную и подробную информацию о военных событиях со слов людей, через чьи судьбы прошла война. Тем самым не допустить искажения реальных событий.

Мы думаем, что пока люди помнят об этой трагедии, которая унесла жизни более 27млн. наших соотечественников, не пощадив ни детей, ни женщин, ни стариков, они сделают всё возможное для того, чтобы она не смогла вновь повториться. Сейчас, когда за окном спокойно протекает мирная жизнь, а над нашими головами чистое и ясное небо, многие не задумываются над тем, какой ценой и какими неимоверными усилиями удалось этого добиться нашим прабабушкам и прадедушкам.

Так  в литературе наибольшее внимание уделяется не только  истории боевых действий, а и судьбам людей, оказавшихся на оккупированной территории.

Проблема: сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, что ты есть Человек, и каково Твоё предназначение?

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.

Тема исследования: «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова».

Цель исследования:

Собрать и систематизировать материал о том, как жили наши земляки, похожие на Андрея Соколова  во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.

Задачи исследования:

-изучить жизнь Андрея Соколова;

-познакомиться с судьбами других людей;

-проследить события их жизни после войны;

-подготовить презентацию.

 Объект исследования: судьба Андрея Соколова и судьбы земляков в годы Великой Отечественной войны.

Практическая значимость работы: в воспитании уважения к предшествующим поколениям;

   Формы работы:

— работа с фотоархивом , с документами;

— беседа с родственниками;

— обработка  информации.

Этапы и методы исследования.

Введение в проект. Знакомство с рассказом М.Шолохова «Судьба человека».

Изучение судьбы человека, похожих на Андрея Соколова.

Основной этап. Сбор материала по изучению истории земляков в годы Великой Отечественной войны. Оформление презентации.

Заключительный. Презентация материалов проделанной работы.

Ожидаемые результаты:

-приобретение навыков проектной работы;

-расширение знаний о Великой Отечественной войне;

-сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;

-удовлетворенность от общения с родственниками участников войны.

Война 1941-1945 названа Великой не только из-за её огромных людских потерь (свыше 27 миллионов человек), материального ущерба, разрушений, но и из-за поистине великого патриотизма советского народа, поборовшего фашистскую Германию. Наш народ смог не только противостоять вероломному нападению противника, но и отстоять свою Родину в тяжелейшей борьбе против захватчиков. Память о прошлом не должна быть избирательной. Она не может постоянно напоминать об одних событиях и поверхностно скользить по другим. Ведь незабываемы подвиги героев фронта - от маршала и генерала до рядового солдата; их слава бессмертна.

Актуальность темы состоит в том, что воспринимая исторические знания о лучших традициях российского народа, о героической борьбе, подвигах, талантах, воспитывать нас - подрастающее поколение как нравственных и ответственных сынов и дочерей Отечества, уважающих свою страну и хранящих память о ветеранах.

За послевоенное время родились и выросли несколько поколений россиян. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. 

Я родилась в счастливое, мирное время, но много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной, ни одну семью нашей страны…

Глава 1. Рассказ Шолохова «Судьба человека»

1.1.История создания рассказа.

     Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ- исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове - такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

               

1.2.         Трагизм и героизм в судьбе Андрея Соколова.

Я прочитала знаменитый рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», где раскрывается трагизм и героизм героя – Андрея Соколова. Передо мной предстала не просто история жизни солдата, а трагическая судьба человека, воплотившего в себе типические черты русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Война столкнула Андрея с неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, семьи, труда. И вся жизнь Андрея, как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил.

Храбро выполняет он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. В этот момент действует по-товарищески, думает о других больше, чем о себе, способный пожертвовать ради других. Но, оглушённый разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

 Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

 В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью говорит: «Ох, браток, нелёгкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». Сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль. Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины. Хоть и голодный был, но подачками от фашистов давиться не собирался. Этим он доказал, что у него есть своё русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили, как ни старались.

Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял всё, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Гибель сыны во время Победы…Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Казалось бы, после всего пережитого, замкнулся бы в себе, но Андрей Соколов не ропщет на мир, не замыкается в своём горе, а идёт к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюшке. Заменив ему отца.

Глава 2. Судьбы земляков, похожих на судьбу Андрея Соколова.

Изучив  рассказ Михаила Шолохова, проанализировав его, я задумалась: есть ли люди, жившие со мною рядом, судьба которых была бы похожа на судьбу Андрея Соколова. Казалось бы, он испытал все,  то страшное, что принесла война – и плен, и гибель родных людей, и голод, и одиночество. Нет таких людей! Но потом, меня вдруг осенило, что не нужно искать в их судьбах схожести. Все они, абсолютно все, кто защищал нашу Родину в лихие годы Великой Отечественной войны, все, до последнего человека, похожи на Андрея Соколова.  Все прошли через огонь, через горе, через неимоверный труд, через тяготы и лишения.

Андрей Соколов – олицетворение солдата Великой Отечественной войны. Его образ собирательный. Судьба человека – судьба народная.

 В нашей деревне Кобякино в живых не осталось, к сожалению, ни одного ветерана Великой Отечественной войны, но еще живы их дети, внуки. Надо просто успеть услышать, успеть запомнить, то, что передали им отцы и деды о тех страшных событиях.

 

2.1. Судьба Воробьевой Нины Дмитриевны.

Воробьева Нина Дмитриевна 1923 года рождения. Сейчас в д.Кобякино  живут два ее сына - Александр и Николай. В 1941 году Нина Дмитриевна закончила педагогическое училище, 21 июня 1941 года был выпускной бал. Всю ночь, до рассвета, девчонки гуляли, смеялись, строили планы на будущее и кружились в танце по спящим тихим улицам. И вдруг услышали … ВОЙНА! Реакция у Нины на начало войны была такая же, как у всех: шок, а потом первая мысль о том, что сейчас делать, где ты будешь нужнее и полезней. А что она умела и что могла в этой ситуации? Быть со всеми. В первый же день мужчины как то резко и сразу исчезли с улиц, и всем было понятно – куда.

Женщины, подростки – все были брошены на строительство оборонительных сооружений.  Нина с группой студентов-практикантов из разных мест тоже работала вместе со всеми.

В 1942 году их мобилизовали Новолокским райвоенкоматом и отправили в 20-й запасной полк под Ржев – всего триста девушек. Учили на связистов – радистов. Была и строевая подготовка, и изучение автомата, и стрельбы – все, как положено бойцам. После месяца учебы Нину вместе с подругами направили в 543-й отдельный линейный батальон связи под Ржев. «Связь, связь давай!» - кричал командир. И Нина, размазывая грязным кулаком слезы, выпускала в эфир точки – тире.

«Что самое страшное было на войне? Всё было страшно – и бомбежки, когда земля уходила из –под ног от грохота,  и смерть подруг, еще недавно сидевших рядом с тобой «плечо к плечу», и страх за близких , оставшихся там, далеко, дома».

Но самым страшным, по воспоминаниям родных, для Нины Дмитриевны был выход из окружения, в которое она попала с группой солдат в августе 1943 года. Главной опасностью были немецкие самолеты. Непрерывно над дорогами летали самолеты – разведчики. Летали на бреющем полете – бояться им было нечего, потому что шли только беженцы и с высоты они-то прекрасно видели, что это мирное население. Все, конечно, разбегались, а они из пулеметов, из пулеметов… Когда улетал, на дороге оставались трупы женщин, детей. Кто-то тут же хоронил своих, а у многих  и не было никого, кто бы это сделал. Поражала немецкая педантичность. Полеты начинались в пять утра, ни раньше, ни позже. Летали только до девяти вечера. В пять уже светло было, лето ведь, После девяти  тоже было еще светло, но немцы вне расписания никогда не летали. Зато «по графику» они убивали беспрерывно. Для разведчика мы были развлечением. Он летал, обнаруживал какую-нибудь цель - вплоть до отдельной машины, не говоря уже о военной технике, и возвращался на аэродром, а на смену ему уже через пять минут прилетали бомбардировщики. Иногда и они не брезговали несколько бомб сбросить на людей…

Прятались люди в лесу, в рощицах, в кустах. В кустарнике прятаться было надежнее всего, на такие заросли меньше обращали внимания. Падали в ямы. Практически, весь день, с пяти утра до девяти часов вечера лежали и боялись пошевелиться, чтобы не заметили. Наступало какое-то отупение, мозг как будто переставал оценивать окружающую действительность. Но где-то в глубине, все равно, жила мысль – ЖИТЬ, ХОЧУ ЖИТЬ!

Домой Нина вернулась в 1944 году. Вернулась не одна, с сыном Лёвушкой. Да, так устроен человек, что и безумно страшное время ему хочется счастья, хочется любви. Избранник Нины, Николай был с далекой Полтавщины, звал ее с собой, но не смогла она оставить Родину, здесь ждала ее старенькая мама. И Нина вернулась домой. Вышла замуж, родила еще двоих сыновей и 32 года работала в  Кобякинской школе.

             

2.2. Судьба Крылова Василия Александровича.

Крылов Василий Александрович 1922 года рождения. Со слов сына Крылова Леонида Васильевича.

-Отец встретил войну девятнадцатилетним юношей. Летом 1941 года он и еще четверо парней из района были направлены на учебу в Костромской аэроклуб. Им предстояло стать военными летчиками. После обучения в летном училище отец попал под Сталинград, оккупированный фашистами.

Однако не пришлось ему бороздить грохочущее небо Сталинграда. Воевал он на земле, в разведроте. Через день приходилось ходить в разведку.  Получил два ранения и в 1943 году попал в госпиталь. Отец не любил вспоминать о войне, но военные фильмы смотрел с удовольствием. Говорил, что очень много правдивых фильмов снято, хотя, это – все равно искусство. Оно очень выборочно, всегда заостряет внимание, как бы помещает под увеличительное стекло. В кино события одного года могут уместиться в несколько дней. Война намного прозаичнее, чем принято ее изображать. И каждый день на войне тянулся бесконечно долго. Было все – и голод, и недостаток сна, и адская усталость, но была и огромная ЖАЖДА жизни.  Ему, молодому, очень хотелось жить!

-Отец вспоминал, что самым страшным на войне было  терять друзей. На его глазах гибли многие: в боях, при обстрелах, при форсировании рек. Это навсегда врезается в память. И даже остановиться, чтобы попрощаться с ними, было нельзя. На сердце будто камень висел, но нужно было идти  дальше - выполнять задачу.

-Ещё одно страшное воспоминание - налёт авиации. Жуткое ощущение - лежишь на земле и смотришь, как летят снаряды. Кажется, каждая бомба - твоя, а поделать ничего не можешь.

- Отца судьба на войне уберегла, но навсегда остались шрамы на сердце от горьких воспоминаний. Знаете строки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»? Так и есть. После войны всю свою жизнь отец работал агрономом в колхозе.  Он прожил трудную, но насыщенную, достойную жизнь, нажил шестерых детей – пять сыновей и дочь, четырнадцать внуков.

-Был награжден 15 боевыми  и трудовыми наградами , среди них -почетным орденом Отечественной войны 1 степени, юбилейными медалями. Но завещал все свои награды положить после его смерти вместе с ним в могилу: «Это не игрушки, не хочу, что бы дети ими играли. Слишком  дорогой ценой они достались!»

-Мы выполнили его завещание.

2.3.  Судьба Марченко Марии Яныкиевны.

Родилась 6 февраля 1925 года в селе Сушковка Уманского района Черкасской области Украина. С 2002 года проживала  в семье дочери Екатерины в п.Раслово.

Из воспоминаний дочери:

«В тот жаркий июньский день ей едва исполнилось 16 лет от февраля месяца.  Только успели отъехать  с сельской площади грузовики с демобилизованными на фронт мужчинами, как через несколько дней  в Сушковку на мотоциклах и танках ворвались немцы. Сразу же гитлеровцы установили свои порядки. Они выгнали женщин, детей и стариков из хат и расположились в них сами. На здании сельского Совета был вывешен флаг с немецкой свастикой – этот дом стал теперь немецким штабом.  Селянам объявили всеобщую трудовую повинность. В Германии один за другим уходили эшелоны, груженные зерном и скотом. Всю животинку и птицу, которая была на подворьях, немцы пустили под нож. За любую провинность селян расстреливали. Основной фронт проходил в 5-10 км, все деревни немцы сжигали и равняли танками, только её село уцелело,  благодаря местоположению. Село окружали со всех сторон реки, больших боёв в селе тоже не было. Жилось им,  особенно зимой, очень голодно и холодно. Вокруг на километры простилалось поле без единого деревца, поэтому топить печи зимой было нечем. Много не выжило людей из-за холода и голода. Бежать  - тоже не убежишь, и не спрячешься, кругом голые поля.

  В 1942 году начали угонять молодежь на работы в Германию. Не избежала этой участи и моя мама. В конце мая молодых девчонок и ребят, как скотину, погрузили в щелястые товарные вагоны, и поезд на долгие годы увёз всех от родной земли. В дороге их  не кормили, было холодно, ветер гулял по всему вагону. Везли на Запад несколько суток. Не выпускали даже в туалет. Многие не выдержали испытания голодом и холодом и до места назначения не доехали. А тех, кто остались в живых, доставили в оккупированную немцами Австрию. Из вагона, кто еще мог держаться на своих ногах, выходили, а кто-то и выползал. Открыли вагоны только в Словакии. Они увидели, что с их села около 200 молодых парней и девушек.

Все были грязные, изнуренные, оборванные и вшивые.  Прибывших немедленно отправили на дезинфекционную обработку, после которой одежду еще можно было надеть, а вот обувка после пропарки пришла в негодность. Все ребята практически остались босыми, а «будущие хозяева» не собирались одевать русских работников.

После помывки в бане какой-то вонючей жидкостью у неё вылезли все волосы. А ведь её длинной и толстой косе завидовали многие девочки. Но теперь уже было не до красоты, только бы выжить, думала она. Всех их отправили в лагерь, который находился  в Вене. Там стали всех сортировать. Кто покрепче – отправляли на завод, а остальных в сельскую местность батрачить. Туда попала и мама. Медэкспертизе она  не подвергалась. Номеров и отметок на теле мама не имела. Выдавали только нагрудный  синий знак «ОСТ», без него узники не имели права выходить на улицу.

Привезли в район Порлицы в Австрии. Туда же съехались будущие хозяева. Узников разбили на группы. Каждый выбирал тех, кто больше приглянулся. Мама попала в д. Купровицы. Работала у пана №5 Фрай Франц. Первый хозяин, к которому  попала на работу, не собирался  жалеть её. Сразу же дал задание ухаживать за 15 коровами, прознав, что  она  в своем колхозе работала телятницей. Вот здесь-то мама и заработала все свои послевоенные болячки. Работала от зари до зари, босиком бегала по снегу, обувки-то не было. Кормили плохо. День начинался с 4 утра – доила коров, потом работала в поле, и заканчивался день поздно вечером. В итоге у неё через неделю  распухли руки и ноги. После таких работ заболела  и попала в их больницу. У этого хозяина работала 1 год. Немного подлечили в госпитале, отправили в другую семью. Там было чуть полегче, хозяева дали одежду и обувь. Новый  хозяин -  старый престарый немец. Ему было около 80 лет, он имел 1 дочь (50 лет, не замужем) и  4 сыновей, которые в то время находились на фронте. У старого немца проработала 1,5 года. В этой семье она еще помогала по дому, научилась варить еду, убираться по дому.

        Своей упертостью и смекалистостью мама отличалась от своих сверстников. Это, мне кажется, и помогало ей выжить в таких условиях. Как-то пришла к соседке по дому, своей односельчанке, проведать ее. Она жила в сенях. Хозяев в это время не было дома. На всем дворе стоял запах недавно сорванных яблок, идущий с чердака. Так она умудрилась и залезла на чердак за яблоками, набрала из каждого ящика понемногу, накормила соседку, наелась сама, а еще принесла своему хозяину, угостила.  

        Немцы - народ очень набожный, по воскресеньям ходил в церковь, а узникам давали отдых – несколько часов.  Они  частенько собирались на реке Дунай, разговаривали, общались. Мама  умудрялась из птичника воровать яйца (птиц было  несчетное количество и поэтому учет яиц не вёлся) и обменивать их на что-то другое (в основном какую-нибудь одежду). Поэтому, мне кажется, страх не остаться в живых, перебарывал все другие страхи. А еще она себе  всё время повторяла, что нестерпимо хочется жить  и вернуться домой.

        Освободили  их русские войска 5 мая 1945 года, перевезли  в Венгрию, в Будапешт. Поселили в госпиталь. 2 месяца работала в госпитале: мыла полы и помогала медсестрам. Там и узнала о Победе. Домой вернулась в родное село в июле 1945 года.

        Родное село почти не пострадало от военных действий.  Хата, где были её мама и сестра, осталась цела. Постепенно жизнь налаживалась. Колхозники восстановили разрушенное хозяйство. И совсем скоро колхоз вновь обрел былую славу.  Она  в конце  сороковых годов вышла замуж за Василия Марченко – односельчанина, родились дети. Работала, в основном, в поле, а перед пенсией на свинарнике. От работы никогда не отлынивала,  её  трудолюбие и упорство всегда ставили руководители колхоза в пример другим. Кроме колхозного успевала вести и свое огромное хозяйство. Двор  был всегда полон скотины и птицы, еще и огород с картофельником и бахчой.

        Кино про войну смотреть не могла. «Не дай бог, - говорила она -  такого пережить никому. Лучшие годы прошли не так, как хотелось бы. Молодому поколению пожелаю здоровья, удачи, мирного неба над головой, а главное – никогда не забывать ужасов той войны и подвиг своих прадедов во имя одной на всех Победы»».

2.4.  Судьба Королева Михаила Алексеевича.

Королев Михаил Алексеевич 1922 года рождения. Бессменный председатель колхоза «Дружба». Его именем названа центральная улица деревни Кобякино (не каждому на селе такая честь).

К сожалению, рассказать о его славном военном прошлом некому – дочери умерли, а внуки разъехались. Но не упомянуть о нем нельзя!

Известно о Михаиле Алексеевиче только то, что был он старшиной, командиром орудия, воевал в 153-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными медалями.

Это был высокий, подтянутый, волевой человек, человек слова, человек дела, о котором с огромным уважением вспоминают все, кому посчастливилось с ним работать.

Заключение

В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:

 «Судьба человека» - одно из самых трагичных произведений литературы, несмотря на то, что герой остаётся жив…Судьба человека – судьба народная.

Соколов ушёл на фронт защищать Родину, как и тысяча других таких же, как он.        

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

Молодое поколение не должно забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.

Как пчелы по крупинке наполняют медом улей, так и каждый солдат нашей Родины внес свою неизмеримую лепту в Великую победу. Не важно, кем был он на этой войне – рядовым или генералом, санитаром или поваром, летчиком или танкистом. Каждый прожитый ими день, каждая выпущенная ими пуля, каждая перевязанная рана приближали Победу.

Сила характера, умение взять на себя ответственность, любовь к  товарищам, умение твёрдо смотреть врагам в лицо, сохраняя чувство собственного достоинства – вот что таится под образами наших героев.

Список литературы

1.Военная проза : [Антология: В 3 т.] / Ин-т “Открытое о-во”; [Сост. и коммент. Л. И. Лазарева]. – М.: Слово, 1999.

2. Журнал «Литература в школе», №5, 1995.

3. Журнал «Литература в школе», №7, 2000.

3. М.А.Шолохов. «Судьба человека».

Защита проекта

Здравствуйте, меня зовут Ксения Голубева. Я, обучающаяся 9 класса, хочу вам представить свой исследовательский проект на тему: «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова».

Цель исследования:

Я выбрала данную тему проекта по нескольким причинам:

Во-первых, в  2020 году  наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Во-вторых, сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, что ты есть Человек, и каково Твоё предназначение?

Изучив  рассказ Михаила Шолохова, проанализировав его, я задумалась: есть ли люди, жившие со мною рядом, судьба которых была бы похожа на судьбу Андрея Соколова. Казалось бы, он испытал все,  то страшное, что принесла война – и плен, и гибель родных людей, и голод, и одиночество. Нет таких людей! Но потом, меня вдруг осенило, что не нужно искать в их судьбах схожести. Все они, абсолютно все, кто защищал нашу Родину в лихие годы Великой Отечественной войны, все, до последнего человека, похожи на Андрея Соколова.  Все прошли через огонь, через горе, через неимоверный труд, через тяготы и лишения. Судьба человека – судьба народная.

 В нашей деревне Кобякино в живых не осталось, к сожалению, ни одного ветерана Великой Отечественной войны, но еще живы их дети, внуки. Надо просто успеть услышать, успеть запомнить, то, что передали им отцы и деды о тех страшных событиях.

Воробьева Нина Дмитриевна, наша землячка,  в 1941 году строила оборонительные сооружения. В 1942 году её мобилизовали Новолокским райвоенкоматом и отправили в 20-й запасной полк под Ржев. Учили на связистку – радистку. Для Нины, как и для других девушек, была и строевая подготовка, и изучение автомата, и стрельбы – все, как положено бойцам. После месяца учебы Нину вместе с подругами направили в 543-й отдельный линейный батальон связи под Ржев. «Связь, связь давай!» - кричал командир. И Нина, размазывая грязным кулаком слезы, выпускала в эфир точки – тире.

Из воспоминаний Нины: «Всё было страшно на войне – и бомбежки, когда земля уходила из –под ног от грохота,  и смерть подруг, еще недавно сидевших рядом с тобой «плечо к плечу», и страх за близких , оставшихся там, далеко, дома». Но самым страшным, по воспоминаниям родных, для Нины Дмитриевны был выход из окружения, в которое она попала с группой солдат в августе 1943 года. Главной опасностью были немецкие самолеты. Непрерывно над дорогами летали самолеты – разведчики. Все, конечно, разбегались, а они из пулеметов, из пулеметов… Когда улетали, на дороге оставались трупы женщин, детей. Полеты начинались в пять утра, ни раньше, ни позже. Летали только до девяти вечера,  «по графику» они убивали беспрерывно. Практически, весь день, с пяти утра до девяти часов вечера лежали в ямах и боялись пошевелиться, чтобы не заметили. В  глубине души, все равно, жила мысль – ЖИТЬ, ХОЧУ ЖИТЬ!

Домой Нина вернулась в 1944 году с сыном Лёвушкой. Вышла замуж, родила еще двоих сыновей и 32 года работала учителем начальных классов в  Кобякинской школе.

Вот Андрею Соколову не посчастливилось встретить Победу вместе с сыном Анатолием.  Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер. Казалось бы, после всего пережитого, замкнулся бы в себе, но Андрей Соколов не ропщет на мир, не замыкается в своём горе, а идёт к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюшке. Заменив ему отца.

Крылов Василий Александрович – тоже наш земляк. Со слов сына Крылова Леонида Васильевича: «Отец встретил войну девятнадцатилетним юношей. Летом 1941 года он и еще четверо парней из района были направлены на учебу в Костромской аэроклуб. Им предстояло стать военными летчиками. После обучения в летном училище отец попал под Сталинград, оккупированный фашистами. Однако не пришлось ему бороздить грохочущее небо Сталинграда. Воевал он на земле, в разведроте. Через день приходилось ходить в разведку.  Получил два ранения и в 1943 году попал в госпиталь».

Храбрый Андрей Соколов попал в госпиталь только тогда, когда ему удалось добраться к своим. В плену Соколову  посчастливилось; среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Сын, Крылова Василия Александровича, продолжал  горестное повествование: «Отец не любил вспоминать о войне. Каждый день на войне тянулся бесконечно долго. Было все – и голод, и недостаток сна, и адская усталость, но была и огромная ЖАЖДА жизни.  Ему, молодому, очень хотелось жить!

Отец вспоминал, что самым страшным на войне было  терять друзей. На его глазах гибли многие: в боях, при обстрелах, при форсировании рек. И даже остановиться, чтобы попрощаться с ними, было нельзя. На сердце будто камень висел, но нужно было идти  дальше - выполнять задачу.

Ещё одно страшное воспоминание - налёт авиации. Жуткое ощущение - лежишь на земле и смотришь, как летят снаряды. Кажется, каждая бомба - твоя, а поделать ничего не можешь»

Отца судьба на войне уберегла, но навсегда остались шрамы на сердце от горьких воспоминаний. Знаете строки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»? Так и есть. После войны всю свою жизнь отец работал агрономом в колхозе.  Он прожил трудную, но насыщенную, достойную жизнь, нажил шестерых детей – пять сыновей и дочь, четырнадцать внуков.

Был награжден 15 боевыми  и трудовыми наградами, среди них - почетным орденом Отечественной войны 1 степени, юбилейными медалями. Но завещал все свои награды положить после его смерти вместе с ним в могилу: «Это не игрушки, не хочу, чтобы дети ими играли. Слишком  дорогой ценой они достались!

Мы выполнили его завещание».

Марченко Мария Яныкиевна с 2002 года  проживала в Раслове. Малолетняя узница фашизма. Едва исполнилось 16 лет, в конце мая 1942 году  погрузили в  товарные вагоны, и поезд на долгие годы увез от родной земли. В дороге  не кормили, было холодно, ветер гулял по всему вагону. Везли на Запад несколько суток. Не выпускали даже в туалет. Многие не выдержали испытания голодом и холодом и до места назначения не доехали. А тех, кто остались в живых, доставили в оккупированную немцами Австрию. Из вагона, кто еще мог держаться на своих ногах, выходили, а кто-то и выползал. Открыли вагоны только в Словакии.  Заставили работать на хозяина; ухаживала  за 15 коровами, прознав, что она  в своем колхозе работала телятницей. Вот здесь-то она и заработала все свои послевоенные болячки. Работала от зари до зари, босиком бегала по снегу, обувки-то не было. Кормили плохо. День начинался с 4 утра – доила коров, потом работала в поле, и заканчивался день поздно вечером. В итоге у неё через неделю  распухли руки и ноги. После таких работ заболела  и попала в их больницу. Немного подлечили в госпитале, отправили в другую семью. Там было чуть полегче, хозяева дали одежду и обувь. У старого немца проработала 1,5 года. Этот хозяин дал ей обувку, старую одежду с дочери. В этой семье она еще помогала по дому, научилась варить еду, убираться по дому.

Своего рода была в плену… Как и Андрея Соколова, русского солдата, фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами. Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!». Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень». От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Два года тяжких работ, голода, издевательств.

 В четь нашего земляка, Королёва Михаила Алексеевича,  названа центральная улица деревни Кобякино. К сожалению, рассказать о его славном военном прошлом некому – дочери умерли, а внуки разъехались. Но не упомянуть о нем нельзя!

 Известно о Михаиле Алексеевиче только то, что был он старшиной, командиром орудия, воевал в 153-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными медалями.

Счастье нашего поколения в том, что ужасы войны мы знаем лишь по рассказам сыновей и дочерей, чьи родители пережили ужасы войны,  книгам и кинофильмам…

В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:

 «Судьба человека» - одно из самых трагичных произведений литературы, несмотря на то, что герой остаётся жив…Судьба человека – судьба народная.

Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов, Королёв Михаил Сергеевич, Крылов Василий Александрович, хозяйкой -  Марченко Мария Яныкиевна, Воробьева Нина Дмитриевна. Их судьбы отмечены чертами подлинной трагедии, героики и подвига во имя Родины.

 Сила характера, умение взять на себя ответственность, любовь к  товарищам, умение твёрдо смотреть врагам в лицо, сохраняя чувство собственного достоинства – вот что таится под образами наших героев.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «АНДРЕЙ СОКОЛОВ И ВАНЮШКА» установлена  в 2005 году в центре города Урюпинска Волгоградской области, напротив здания бывшей «Чайной».  Именно в этом месте, по повести «Судьба человека», произошла знаменательная встреча Андрея Соколова и Ванюши. Бесспорно, это  памятник всем людям  и их судьбам.

Я, как обучающаяся, при полной поддержке родителей, школы посещаем обелиск, потому что подвиг и вера всегда идут вместе.

Для меня День 75-летия Победы - это память, гордость и честь за наших земляков, за их героические поступки, за любовь к нашей Родине, которую мы обязаны пронести через свою жизнь и передать будущему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая презентация к проекту по литературе "Судьба-случайность или предопределённость?"

Стартовая презентация проекта по литературе, в которой ставятся задачи работы, определяются задания для творческих групп....

Итоговая презентация к проекту по литературе "Судьба - случайность или предопределённость?"

Может быть использована при подготовке проектной работы в качестве примера....

Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"

Данная  работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.В  работе при...

Исследовательский проект по литературе

Исследовательский проект ученицы 9 класса "Образы славянских богов в книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" Проект был защищён как устный экзамен по выбору в 2009 году...

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...

Учебный исследовательский проект по литературе «Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»

Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...