Исследовательский проект по литературе
проект по литературе (9 класс) на тему
Исследовательский проект ученицы 9 класса "Образы славянских богов в книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" Проект был защищён как устный экзамен по выбору в 2009 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekz._liter._slavyanskie_bogi.rar | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Защита исследовательского проекта по литературе
Здравствуйте, меня зовут Кушнир Анастасия. Я, ученица 9 класса, хочу вам представить свой исследовательский проект на тему: «Образы славянских богов в сборнике повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Я выбрала данную тему проекта по нескольким причинам:
Во-первых, в 2009 году отмечается 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя и мне захотелось поближе познакомиться с его знаменитыми «Вечерами на хуторе близ Диканьки», ведь в школе мы изучаем 1 или 2 повести из этого сборника. А написаны эти произведения на основе фольклора, народных поверий и обычаев Украины 19 века. Шесть лет я прожила в Курской области, где бытуют похожие обряды и верования, там мы изучали факультативный курс «Основы Православной Культуры» (ОПК).
Во-вторых, мы много знаем о богах и героях Древней Греции и почти ничего о верованиях наших предков, древних славян. Совсем недавно в школе стали изучать славянскую мифологию.
Цель моего проекта я определила так:
Выяснить, каких славянских богов упоминает в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь и какими он их рисует.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
- Изучить литературу о славянских богах, систематизировать сведения о них.
- Прочитать сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Дикньки» и составить перечень упоминаемых славянских богов, дать образную характеристику каждому.
- Сделать вывод, какими по сравнению с мифами видит славянских богов Гоголь, какими человеческими чертами их наделяет.
- Создать мультимедийное пособие к урокам литературы.
Свою работу я начала с того, что прочитала книги по теме и в Интернете нашла необходимую информацию о славянских богах. Оказывается, эта тема интересна сегодня многим, поэтому сведения имеются в большом количестве, хотя и разного качества. Из всего обилия информации для себя я сделала следующие выводы:
- Особенностью славянской мифологии стала КОНТАМИНАЦИЯ – соединение разных составляющих. Одна из них – язычество, огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Вторая – христианство. Они настолько тесно переплелись, что языческие обряды стали частью русского православия, поэтому рядом сосуществуют языческий обряд колядования и христианское Рождество, православная Троица и Русальная неделя, как раз во время последней я сдаю экзамен.
2. Все народы знают самого первого бога-это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Все, что существует,- лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего. Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род – родоначальник жизни, дух предков, покровитель дома и семьи. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя. Это самые важные понятия: природа, родина, родители, родственники.
3. Всех славянских богов можно разделить на 3 группы: высшие, средние и низшие божества.
К высшим относятся сам ВСЕВЫШНИЙ (Отец Небо), Мать сыра Земля, их сыновья РОД и КРЫШЕНЬ, сыновья Рода: Сварог (великий бог неба, который довершил творение мира), Святогор (этот бог стоит на страже мира Яви и не пускает сюда темных чудищ из Нави) и Велес (покровитель домашних животных, привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение).
К средним божествам, прежде всего, относятся СВАРОЖИЧИ (сыновья Сварога): Даждьбог (бог Солнца), Семаргл (бог огня) и Перун (бог грозовых туч, грома и молнии, глава языческого пантеона, учредитель нравственного закона и самый первый защитник Правды), а также Стрибог (повелитель ветра), Хорс (бог солнечного, желтого света), Ярило (бог весеннего, «ярого», солнца и пробуждения природы, бог безумства и молодости), Коляда (древний бог весеннего плодородия), Мокошь (женское божество, Дарительница Урожая, Хозяйка Жизни, неутомимая труженица), Морана (могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти) и другие.
К низшим божествам относятся домовой, леший, водяной, русалка, черт, ведьма, колдун и другие.
С удовольствием прочитала все восемь повестей, вошедшие в сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Более всего меня поразила одна из них «Майская ночь, или Утопленница». Я узнала новое о русалках, которых воспринимала как злых низших духов. Русалка у Гоголя совершает доброе дело: соединяет возлюбленных Левко и Ганну.
Николай Васильевич Гоголь в своих повестях обращается к образам низших славянских божеств. Наиболее полно он рисует черта, о котором автор упоминает в семи повестях, второй по частотности употребления идёт ведьма, затем колдун и русалка. Это представлено в виде диаграммы, которую вы видите на слайде.
Я сравнила, как создан образ каждого божества в славянской мифологии и у Гоголя Н.В. Это представлено в приложении № 2, в презентацию я его не поместила, но остановлюсь подробно на выводах.
Во-первых, Н.В. Гоголь наделяет божества человеческими качествами. Вот, например, как он описывает черта в «Ночи перед Рождеством»: «...сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды».
А в следующем эпизоде так: «Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло».
Или образ ведьмы: Солоха («Ночь перед Рождеством») разъезжает на помеле, заигрывает с чертом, с дьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревенская баба, которой завидуют другие женщины. Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему мифическое божество воспринимается с юмором, переключается в бытовой, сатирический план.
Во-вторых, силе злых духов Гоголь Н.В., сам глубоко верующий человек, противопоставляет православную веру. И с чертом можно справиться, пригрозив осенить его крестом («Ночь перед Рождеством»), и в карты у ведьм выиграть, если карты перекрестить («Пропавшая грамота»).
Следовательно, образы славянских богов в повестях Н.В. Гоголя не перенесены из славянской мифологии, а созданы для выполнения художественного замысла писателя, приближены к человеческому облику.
В своей работе я попыталась проанализировать образы славянских богов в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя. В его творчестве открываются новые и неожиданные подходы к созданию образов славянских богов. Мне стала ясна суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений, и справиться со злыми духами всегда поможет вера во ВСЕВЫШНЕГО.
Знакомые повести Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» никогда не перестанут удивлять своей поэтичностью и обаянием, и откроют еще много интересного о наших предках, стоит внимательнее перечитать текст.
Для меня работа над проектом была очень интересной. Я узнала много нового о вере наших предков, об их богах. Я думаю, что можно продолжить работу над изучением пантеона славянских богов, выявления их родства и взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся. Система уроков по русскому языку и литературе на основе технологии французских творческих мастерских
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся....
Исследовательский проект по предмету "Литература" для 10 класса "Литературный Петербург"
Проект проводится в течение 2-го полугодия в 10 классе. Задача проекта: использование возможностей города Санкт-Петербурга, как центра русской культутры и литературы, использование его богатой литерат...
Исследовательский проект по литературе "Почему не у всех детей есть детство?"
Данная работа представляет собой самостоятельный анализ произведений разных авторов о детстве. Работа состоит из двух частей: анализ произведений и социологический опрос.В работе при...
Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)
Тема исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....
Исследовательский проект "Добро и зло в русской литературе"
Библейские предания гласят, что после сотворения мира и человека, страдания и горя, а значит и ЗЛА не существовало, повсюду царило счастье, благополучие, ДОБРО. Откуда же взялось ЗЛО? Кто ...
Учебный исследовательский проект по литературе«Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»
Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...
Исследовательский проект по литературе «Судьбы людей, похожих на Андрея Соколова»
9мая 2020 года наш народ отмечает знаменательную дату 75-летияпобеды в Великой Отечественной войне. Каждый прошедший год отдаляет нас от событий этой войны. Участвуя в шествиях, посвященных Великой по...