Урок по литературе на тему "Дом и семья для Андрея Соколова в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"
план-конспект занятия (9 класс)
Урок по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse_po_tvorchestvu_m_sholohova.doc | 65.5 КБ |
kartochki_k_uroku_po_tvorchestvu_m_sholohova.docx | 13.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе по теме «Дом и семья для Андрея Соколова, красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»
Учебник: Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2017.
Цель урока: знакомство с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека».
Задачи:
- формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
- формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
- развивать аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
- воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Технология: технология критического мышления.
Планируемые результаты
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.
Оборудование: портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», карточки с вопросами для работы в парах, карточки с отрывками из произведений русских писателей и поэтов, таблицы с опорными словами.
Ход урока.
- Оргмомент (представление).
- Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть»
Как вы думаете, что должен испытать в жизни человек, у которого такие глаза, «словно присыпанные пеплом»?
Как вы понимаете этот сравнительный оборот? Объясните, подбирая синонимы к слову пепел.
Подтвердите свои мыслями другими словами из этого предложения (неизбывной тоской, смертной тоской, трудно смотреть)
Сегодня на уроке мы будем говорить о главном герое рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрее Соколове, именно о его глазах сказал автор.
3.Просмотрите видеоролик «Судьба»и ответьте на вопрос:
- Перед вашими глазами пролетела как один миг судьба Андрея Соколова или судьба всего народа?
Действительно, количество несчастий, выпавших на судьбу этого человека, беспредельно. Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу Андрея Соколова, но не убили в нем человека. А как вы понимаете слово судьба? Найдите в словаре!
В большом толковом словаре (http://www.gramota.ru/slovari)
- Работа со словарем.
Слайд № 3.
СУДЬБА
1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. С. столкнула старых друзей. Баловень судьбы. Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы
2.Участь, доля, жизненный путь.
Жаловаться на свою судьбу. Счастливая, несчастная с. Узнать о судьбе родных.
3. обычно мн.: судьбы, судеб.
История существования, развития чего-л. Исторические судьбы народных песен. Театральная с. пьес Чехова. У этой рукописи интересная с.
4. Будущее, то, что случится, произойдёт.
Судьбы человечества. Изложить свои взгляды на судьбы России. Какова же дальнейшая с. Арала?
5. Не придётся, не удастся сделать что-л.
Видать, не с. нам увидеться.
Мы видим слово судьба многозначное, в каком значении употребляется это слово в названии рассказа? (2)
4.Новая тема. Целеполагание
А сейчас ответьте мне на такой вопрос, что надо сделать мужчине в жизни, чтобы состояться, вспомните народную мудрость. (Настоящему мужчине в жизни надо сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына.)
А почему Дом стоит на первом месте?
А что такое Дом для Вас? С какими понятиями он у вас ассоциируется?
Какую роль играет родной дом в судьбе каждого человека?
5.Основная часть. Объяснение нового материала.
Вот мы и подошли к теме нашего занятия: «Идея Дома в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока, пользуясь опорными словами.
(проследить ……,
познакомиться с….. ,
развивать умение анализировать……,
работать с …..)
Мы сегодня в процессе знакомства с текстом проследим, чем был Дом для Андрея Соколова, что он для него значил.
---Как построен рассказ «Судьба человека»?
---Жизнь Андрея Соколова мы можем мысленно разделить на сколько частей.? (жизнь до войны, во время, после)
6.Работа в группах
1 группа –Мирная жизнь.
Сейчас мы прочитаем отрывок из рассказа «Судьба человека» (мирная жизнь ).
«Поначалу жизнь моя была обыкновенная. <…>Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!
Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: "Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось". И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает - иметь умную жену-подругу.
Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался. И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Разует меня и шепчет: "Ложись к стенке, Андрюша, а то сонный упадешь с кровати". Ну, я, как куль с овсом, упаду, и все поплывет перед глазами. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит...
Утром она меня часа за два до работы на ноги подымет, чтобы я размялся. Знает, что на похмелье я ничего есть не буду, ну, достанет огурец соленый или еще что-нибудь по легости, нальет граненый стаканчик водки. "Похмелись, Андрюша, только больше не надо, мой милый". Да разве же можно не оправдать такого доверия? Выпью, поблагодарю ее без слов, одними глазами, поцелую и пошел на работу, как миленький. А скажи она мне, хмельному, слово поперек, крикни или обругайся, и я бы, как бог свят, и на второй день напился. Так бывает в иных семьях, где жена дура; насмотрелся я на таких шалав, знаю.
Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки... Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом ставлю точку.
В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. <…>
Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на "отлично", а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали. Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и сам, браток, не знаю. Только очень мне это было лестно, и гордился я им, страсть как гордился!
За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»
Так какой Дом у Андрея Соколова? (выстраиваем предметный ряд:
- домишко с двумя комнатками и кладовкой
- хибарка (обращаем внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс, который говорит об отношении героя к своему дому),
- говорим о жене - подруге,
- дети
- достаток
- гордость за сына («гордился я им, страсть как гордился», приём – лексический повтор)
Верно, т.е. спокойная небогатая обычная жизнь обыкновенного человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов ( «жили мы не хуже людей», «Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»).
2 группа
«А тут вот она, война» Что теперь с Домом Андрея Соколова ? (навожу уч-ся на мысли о том, что Дом теперь для всех людей – это не только родной дом, место, где живете, но это и Малая Родина, и общий Дом ).
Конечно же, Андрей Соколов идет на войну, был дважды ранен, попал в плен, где в плену « почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал, подбадривал их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе». На войне проявил себя как настоящий русский солдат, обладающий храбростью, доблестью, гордостью, чем вызвал уважение у лагерфюрера Мюллера. Провел в плену более двух лет, бежал, прихватив с собой генерала-инженера.
Как вы думаете, что первым делом сделал Андрей, вернувшись из плена?
Первым, что сделал Андрей Соколов, это написал письмо домой… Ответа не было три недели. И вот: «На третьей неделе получаю письмо из Воронежа. Но пишет не Ирина, а сосед мой, столяр Иван Тимофеевич. Не дай бог никому таких писем получать!.. Сообщает он, что еще в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома... Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки - глубокая яма...» «…получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был в Воронеже. Пешком дотопал до места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская.»
Добавляем к предметному ряду слова:
- хатенка;
- глубокая яма;
- место, где когда – то жил семейно.
«Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?»
Но узнает Андрей Соколов, что сын Анатолий жив, стал капитаном – артиллеристом,
начинает строить планы Андрей на мирную жизнь,о том, как «как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить».
Но утром 9 мая, в День победы снайпер убивает сына
(на сладе все исчезает)
Нет жены, нет дочерей, теперь нет и сына, а значит нет Дома, осталось только место, в котором жил когда-то Андрей семейно.
Куда идти?
Как может поступить человек , который попал в такую ситуацию? Как он может измениться?
Что делает Андрей Соколов? Шолохов очень скупо пишет об этом периоде жизни. Он едет к друзьям, становится у них на квартире, идет работать. И тут ему встречается «этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя».
6.Отрывок из фильма Сергея Бондарчука « Судьба человека» (на доске записано)
Полюбился ему Ванюша, взял Андрей Соколов его к себе : "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети" (на слайде появляется Ванюша, а затем Дом)
3 группа .Объясните значение имени Андрей и Ванюша?
Имена героев рассказа тоже неслучайны, их значения:
Андрей
Означает «муж, мужчина, мужественный, храбрый». (Это полностью соответствует характеру героя).
Ирина
Имя означает «мир, покой». (Она действительно хранит мир в семье. С ее смертью герой теряет и мир, и покой в душе).
Анатолий
Означает «восход солнца». (Он и вправду был солнышком, радостью и гордостью для родителей. А с его потерей закатилось солнце для Андрея Соколова).
Иван
Означает «дар Бога, благодать Божья». (Это награда герою за все испытания судьбы).
Каждому ли под силу взять в свою семью постороннего человека?
Какими качествами должен обладать человек, способный на такой поступок?
А кому важнее было обрести семью? (И Ванюшке и А. Соколову, они обрели Дом, и в этом их счастье!)
Источником жизни стала для Соколова любовь к Ванюше. «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...»
- Рефлексия.
Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса на слова Михаила Исаковского.
Это стихотворение было любимым у М.Шолохова.
-Какие ключевые моменты выделите?
Заканчивается урок чтением строк из рассказа:
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?»
Как вы думаете почему финал остался открытым?
Почему М.А. Шолохов не проследил судьбу Ванюши и Андрея Соколова?
«Видали вы когда–нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Скоро великий праздник, посмотрите в глаза ветеранам и скажите им спасибо, что у вас есть Дом, а значит счастье!
- Домашнее задание:
2. Написать сочинение – миниатюру по впечатлениям от рассказа.
Предварительный просмотр:
1 группа.
Мирная жизнь.
Какой дом у Андрея Соколова ?
(найдите слова и словосочетания ,раскрывающие идею Дома).
Составить предметный ряд.
2 группа.
Война.
Что первым делом сделал Андрей Соколов , вернувшись из плена?
Что теперь с домом Андрея Соколова?
(найдите слова и словосочетания ,раскрывающие идею Дома).
Составить предметный ряд.
3 группа.
1.Дайте значение имен главных героев( Андрей, Ирина, Анатолий, Ваня).
2.Подумайте и ответьте на вопрос : Случайны имена или являются отражением характера героев? (Приведите примеры из текста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе. Тема: Человеческая красота, художественно воплощенная М. Шолоховым в рассказе "Судьба человека".
Анализ рассказа М.Шолохова "Судьба человека"....
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
Разработка урока по литературе для 7 класса по произведению Андрея Платонова "Юшка".
Изучение нового материала, затрагивая проблемы, которые автор поднимает в произведениях, изученные в 6 классе...
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...