Рабочая программа "Литература 9 класс"
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)

Рабочая программа "Литература 9  класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ивотская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области

«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»

Руководитель МО

___________        Гуревич Н.О.

Протокол №__от «___»____2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по НМР

__________    Покорская Г.В.

«___» ________2019г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Ивотской СОШ

_____________Ефремова Л.В.

«___» ________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для обучающихся 9 а класса

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Евдокимовой Анны Владимировны

                                                             

п.Ивот

2019

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными  результатами освоения программы по литературе являются:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметными результатами освоения программы по литературе являются:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  •  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  •  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  •  собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  •  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  •  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  •  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  •  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  •  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  •  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Обучающийся научится:

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ,выявлять особенности языка и стиля писателя (определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
  • произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • - определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • - прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • - воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • - различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ
  • - выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • -словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • - аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • - писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • - сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • - создавать сочинения-миниатюры по картине

Содержание учебного предмета

Введение-1 ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.

Литература как искусство слова.

Древнерусская литература-3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве».  

Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения.

Художественные особенности памятника, его связь с фольклором. Вариативность переводов,

«темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре.

Русская литература XVIII века-3 ч.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России.

М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды.

Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

 и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни

императрицы  Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины.

Вопросы просвещения в

 произведениях поэта.

Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода

«Фелица» стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке

 деятелей русской  культуры.

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты.

 Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма

Шедевры русской литературы XIXвека- 38 ч.

Расцвет русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. От

классицизмаи сентиментализма к романтизму. Романтизм и его характерные черты. Романтизм

 в России.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая

русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.

А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума».

Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и

 Их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии.

Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии.

И.А. Гончаров «Мильон мечтаний» (обучение навыкам конспектирования).

А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта.

Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта.

Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»,

«Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская»

строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке

критиков.

М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и

поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа

в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я

на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор

содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин

среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.

Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности

сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики.

Чиновники и их жены.  Жанровое своеобразие. Лирические отступления.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Изображение Петербурга в повести «Белые

ночи»

Литература XXвека -16 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Сложные

пути литературы в связи с историческим развитием страны. Художественное отражение и

осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей страны.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Художественное мастерство чехова-рассказчика.

И.А. Бунин.  Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и

Николая Алексеевича. Совершенствование навыков анализа текста.

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Основные поэтические направления.

А.А. Блок. Женские образы («Незнакомка») и тема Родины («Русь») в лирике поэта.

С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Своеобразие любовной лирики Есенина, ее народно-

песенные основы. Тема родины в творчестве поэта («Край ты мой заброшенный…»).

Совершенствование навыков анализа поэтического текста.  

В.В. Маяковский и его поэтическое новаторство. Ранняя лирика, стихи о любви («Люблю»).

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия, система образов произведения. Прием

гротеска в повести.

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой

(«Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…»).

А.А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике

Ахматовой.

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц».

Тема гармонии человека с природой.

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба взрослых и детей в годы Великой Отечественной

войны. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского человека. Особенности

авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. «Весна в лесу», «Любить

иных тяжелый крест…».

А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта.

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.

Трагизм судьбы героини. Жанр притчи. Жанровые особенности рассказа.

Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков -1 ч.

Романсы и песни как жанр, который посредством словесного и музыкального искусства

выражает переживания, мысли и настроение человека. Романс в наше время.

Из зарубежной литературы-6 ч.

Обзор творчества Катулла и Горация.Данте «Божественная комедия»Множественность

смыслов поэмы, ее философский характер.

Уильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. Характеристика эпохи Возрождения. Трагедия

«Гамлет» (обзор отдельных сцен). Одиночество Гамлета, его конфликт с реальным миром.

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Иоганн Вольфганг Гете. Жизнь и творчество. Характеристика эпохи Просвещения. Трагедия

«Фауст» (обзор отдельных сцен). Сюжет и композиция трагедии.

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела(темы),тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Введение

1

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

3.09

Древнерусская литература.

3

2

Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров.   «Слово о полку Игореве». История открытия, историческая основа Сюжет и герои «Слова…».

1

5.09

3

Образ князя Игоря Тема и идея «Слова…». «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны Автор «Слова…»

1

10.09

4

Р.р. Написание сочинения  по поэме «Слово о полку Игореве»

1

12.09

Русская литература XVIII века

3

5

 Классицизм в русском и мировом искусстве М.В. Ломоносов – основоположник русского классицизма. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…»

1

17.09

6

Идеи просвещения и гуманизма в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям». Стихотворение «Памятник»

1

19.09

7

Н.М. Карамзин: жизнь и творчество. Повесть  «Бедная Лиза»

1

24.09

Шедевры русской литература XIXвека

38

8

«Золотой век» русской литературы. В.А. Жуковский. Особенности романтического восприятия жизни

1

26.09

9

Жанр баллады.  «Светлана» - первая русская национальная баллада

1

1.10

10

А.С. Грибоедов: личность и судьба

1

3.10

11

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями.

1

8.10

12

«Век нынешний и век минувший».

1

10.10

13

Чацкий и его сверстники.

1

15.10

14

Смысл названия комедии «Горе от ума» И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд)

1

17.10

15

Р.р. Написание сочинения по комедии «Горе от ума

1

22.10

16

 А.С. Пушкин .Лирика петербургского периода(«К Чаадаеву»)Тема свободы и власти(«К морю», «Анчар»).

1

24.10

17

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1

29.10

18

Любовь как гармония душ в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…»..

1

7.11

19

 Гений и злодейство в трагедии «Моцарт и Сальери»

1

12.11

20

«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа

1

14.11

21

Система образов в романе Пушкина «Евгений

Онегин»

1

19.11

22

Любовная интрига в романе «Евгений Онегин»

1

21.11

23

Образ главного героя в романе «Евгений Онегин»

1

26.11

24

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»

1

28.11

25

Изображение столичного дворянства в романе

1

3.12

26

Лирические отступления. Образ автора в романе

1

5.12

27

Р.р. Написание сочинения по по роману А.С.Пушкина

1

10.12

28

М.Ю. Лермонтов; личность, судьба, эпоха Мотив одиночества и его воплощение в поэтическом творчестве Лермонтова

1

12.12

29

Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

1

17.12

30

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова («Пророк», «Поэт»)

1

19.12

31

Тема любви в лирике Лермонтова

1

24.12

32

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, особенности жанра и композиции. Проблематика произведения

1

26.12

33

Печорин как представитель «портрета поколения». Глава «Бэла» Глава «Максим Максимыч»

1

9.01

34

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Глава «Тамань»

1

14.01

35

Печорин и Грушницкий. Печорин в системе мужских образов романа

1

16.01

36

 Любовь в жизни Печорина. Подготовка к домашнему сочинению

1

21.01

37

Р.р. Анализ домашнего сочинения по творчеству Лермонтова

1

23.01

38

Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души»

1

28.01

39

Образы помещиков.

1

30.01

40

Образ Плюшкина

1

4.02

41

Образ предпринимателя Чичикова

1

6.02

42

Роль лирических отступлений. Образ автора

1

11.02

43

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя

1

13.02

44

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

18.02

45

Проектные работы

1

20.02

Литература XXвека

16

46

Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика

1

25.02

47

Обзор творчества И.А. Бунина. «Темные аллеи»

1

27.02

48

История любви Надежды и Николая Алексеевича

1

3.03

49

Поэзия Серебряного века. Личность и творчество А. Блока

1

5.03

50

Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины и любви в лирике Есенина

1

10.03

51

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Ранняя

 лирика

1

12.03

52

История создания и судьба повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

1

17.03

53

М. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти

1

19.03

54

Творчество А.А. Ахматовой. Трагические интонации в любовной лирике

1

2.04

55

Творчество Н.А. Заболоцкого. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти

1

7.04

56

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Судьба

человека и Родины

1

9.04

57

Образ главного героя. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик

1

14.04

58

Лирика Б.Л. Пастернака

1

16.04

59

Слово о Твардовском. Лирика поэта

1

21.04

60

А.И. Солженицын «Матренин двор»

1

23.04

61

Проектные работы

1

28.04

Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков

1

62

Романс и песня

1

30.04

Из зарубежной литературы

6

63

Гай Валерий Катулл. Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене»

1

5.05

64

Данте Алигьери «Божественная комедия»

1

7.05

65

Жизнь и судьба Уильяма Шекспира. Трагедия «Гамлет»

1

12.05

66

Основной конфликт трагедии «Гамлет». Трагизм любви Гамлета и Офелии

1

14.05

67

Творчество Гете. «Фауст»

1

19.05

68

Итоговый тест

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8-9класс.

Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....

Рабочая программа. 9класс.русскоязычные татарскиий язык

Рус мәктәбендә укучы рус телле укучыларга  эш планы 34 сәгатькә исәпләнеп, стандартка нигезләнеп  төзелде. Атнага 1сәгать укытыла. Дәреслек авторлары: Р.З.Хәйдәрова,Р.Л.Малафеева, З.М.Шаһгал...

Рабочая программа. 9класс.русскоязычные тат.литература

Эш планы  атнага 1сәгатькә исәпләнеп, стандартка нигезләнеп төзелде. Дәреслек авторлары: Р.З.Хәйдәрова, Р.Л.Малафеева,З.М. Шаһгалиева. К., "Мәгариф"нәшрияты, 2008....

Рабочая программа 9класс

Программа работы в 9 классе 2014г...

Рабочая программа 9класс

Программа без лыжной подготовки...

Рабочие программы 9класса

Рабочие программы...

Рабочая программа, 9класс

Учебник: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Михеева И.В., Подоляко О.Е., и др. Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.  - М.: Просвещение, ...