Рабочая программа "Литература 9 класс"
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель МО ___________ Гуревич Н.О. Протокол №__от «___»____2019г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР __________ Покорская Г.В. «___» ________2019г. | «Утверждаю» Директор МАОУ Ивотской СОШ _____________Ефремова Л.В. «___» ________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для обучающихся 9 а класса
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Евдокимовой Анны Владимировны
п.Ивот
2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по литературе являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся научится:
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ,выявлять особенности языка и стиля писателя (определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
- произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
Обучающийся получит возможность научиться:
- - выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- - определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- - прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- - воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- - различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ
- - выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- -словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- - аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- - писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- - сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- - создавать сочинения-миниатюры по картине
Содержание учебного предмета
Введение-1 ч. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова. Древнерусская литература-3 ч. Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника, его сюжет, жанр и композиция. Образы героев произведения. Художественные особенности памятника, его связь с фольклором. Вариативность переводов, «темные пятна» памятника. Роль «Слова…» в русской культуре. Русская литература XVIII века-3 ч. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его характерные черты. Классицизм в России. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения и системы жанров. Жанр оды. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление мира, науки и Родины. Вопросы просвещения в произведениях поэта. Г.Р. Державин. Обзор творчества. Новаторство поэта. Гражданский пафос лирики. Ода «Фелица» стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник». Державин в оценке деятелей русской культуры. Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм и его характерные черты. Сентиментализм в России. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма |
Шедевры русской литературы XIXвека- 38 ч. Расцвет русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. От классицизмаи сентиментализма к романтизму. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады. А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и Их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон мечтаний» (обучение навыкам конспектирования). А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…». «Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков. М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»). «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе. Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены. Жанровое своеобразие. Лирические отступления. Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Изображение Петербурга в повести «Белые ночи» Литература XXвека -16 ч. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Сложные пути литературы в связи с историческим развитием страны. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей страны. А.П. Чехов. Слово о писателе. Художественное мастерство чехова-рассказчика. И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Совершенствование навыков анализа текста. Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Основные поэтические направления. А.А. Блок. Женские образы («Незнакомка») и тема Родины («Русь») в лирике поэта. С.А. Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Своеобразие любовной лирики Есенина, ее народно- песенные основы. Тема родины в творчестве поэта («Край ты мой заброшенный…»). Совершенствование навыков анализа поэтического текста. В.В. Маяковский и его поэтическое новаторство. Ранняя лирика, стихи о любви («Люблю»). М.А. Булгаков «Собачье сердце». Смысл названия, система образов произведения. Прием гротеска в повести. М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой («Мне нравится, что вы больны не мной…», «Идешь, на меня похожий…»). А.А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц». Тема гармонии человека с природой. М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба взрослых и детей в годы Великой Отечественной войны. Андрей Соколов – образ простого и стойкого русского человека. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик. Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике поэта. А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жанр притчи. Жанровые особенности рассказа. Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков -1 ч. Романсы и песни как жанр, который посредством словесного и музыкального искусства выражает переживания, мысли и настроение человека. Романс в наше время. Из зарубежной литературы-6 ч. Обзор творчества Катулла и Горация.Данте «Божественная комедия»Множественность смыслов поэмы, ее философский характер. Уильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. Характеристика эпохи Возрождения. Трагедия «Гамлет» (обзор отдельных сцен). Одиночество Гамлета, его конфликт с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Иоганн Вольфганг Гете. Жизнь и творчество. Характеристика эпохи Просвещения. Трагедия «Фауст» (обзор отдельных сцен). Сюжет и композиция трагедии. |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела(темы),тема урока | Количество часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека | 1 | 3.09 | ||
Древнерусская литература. | 3 | ||||
2 | Древнерусская литература. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия, историческая основа Сюжет и герои «Слова…». | 1 | 5.09 | ||
3 | Образ князя Игоря Тема и идея «Слова…». «Золотое слово» Святослава и плач Ярославны Автор «Слова…» | 1 | 10.09 | ||
4 | Р.р. Написание сочинения по поэме «Слово о полку Игореве» | 1 | 12.09 | ||
Русская литература XVIII века | 3 | ||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве М.В. Ломоносов – основоположник русского классицизма. «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…» | 1 | 17.09 | ||
6 | Идеи просвещения и гуманизма в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям». Стихотворение «Памятник» | 1 | 19.09 | ||
7 | Н.М. Карамзин: жизнь и творчество. Повесть «Бедная Лиза» | 1 | 24.09 | ||
Шедевры русской литература XIXвека | 38 | ||||
8 | «Золотой век» русской литературы. В.А. Жуковский. Особенности романтического восприятия жизни | 1 | 26.09 | ||
9 | Жанр баллады. «Светлана» - первая русская национальная баллада | 1 | 1.10 | ||
10 | А.С. Грибоедов: личность и судьба | 1 | 3.10 | ||
11 | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. | 1 | 8.10 | ||
12 | «Век нынешний и век минувший». | 1 | 10.10 | ||
13 | Чацкий и его сверстники. | 1 | 15.10 | ||
14 | Смысл названия комедии «Горе от ума» И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) | 1 | 17.10 | ||
15 | Р.р. Написание сочинения по комедии «Горе от ума | 1 | 22.10 | ||
16 | А.С. Пушкин .Лирика петербургского периода(«К Чаадаеву»)Тема свободы и власти(«К морю», «Анчар»). | 1 | 24.10 | ||
17 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | 1 | 29.10 | ||
18 | Любовь как гармония душ в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…».. | 1 | 7.11 | ||
19 | Гений и злодейство в трагедии «Моцарт и Сальери» | 1 | 12.11 | ||
20 | «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа | 1 | 14.11 | ||
21 | Система образов в романе Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | 19.11 | ||
22 | Любовная интрига в романе «Евгений Онегин» | 1 | 21.11 | ||
23 | Образ главного героя в романе «Евгений Онегин» | 1 | 26.11 | ||
24 | Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» | 1 | 28.11 | ||
25 | Изображение столичного дворянства в романе | 1 | 3.12 | ||
26 | Лирические отступления. Образ автора в романе | 1 | 5.12 | ||
27 | Р.р. Написание сочинения по по роману А.С.Пушкина | 1 | 10.12 | ||
28 | М.Ю. Лермонтов; личность, судьба, эпоха Мотив одиночества и его воплощение в поэтическом творчестве Лермонтова | 1 | 12.12 | ||
29 | Образ России в лирике Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина» | 1 | 17.12 | ||
30 | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова («Пророк», «Поэт») | 1 | 19.12 | ||
31 | Тема любви в лирике Лермонтова | 1 | 24.12 | ||
32 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, особенности жанра и композиции. Проблематика произведения | 1 | 26.12 | ||
33 | Печорин как представитель «портрета поколения». Глава «Бэла» Глава «Максим Максимыч» | 1 | 9.01 | ||
34 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Глава «Тамань» | 1 | 14.01 | ||
35 | Печорин и Грушницкий. Печорин в системе мужских образов романа | 1 | 16.01 | ||
36 | Любовь в жизни Печорина. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 21.01 | ||
37 | Р.р. Анализ домашнего сочинения по творчеству Лермонтова | 1 | 23.01 | ||
38 | Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. История создания поэмы «Мертвые души» | 1 | 28.01 | ||
39 | Образы помещиков. | 1 | 30.01 | ||
40 | Образ Плюшкина | 1 | 4.02 | ||
41 | Образ предпринимателя Чичикова | 1 | 6.02 | ||
42 | Роль лирических отступлений. Образ автора | 1 | 11.02 | ||
43 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | 13.02 | ||
44 | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | 1 | 18.02 | ||
45 | Проектные работы | 1 | 20.02 | ||
Литература XXвека | 16 | ||||
46 | Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика | 1 | 25.02 | ||
47 | Обзор творчества И.А. Бунина. «Темные аллеи» | 1 | 27.02 | ||
48 | История любви Надежды и Николая Алексеевича | 1 | 3.03 | ||
49 | Поэзия Серебряного века. Личность и творчество А. Блока | 1 | 5.03 | ||
50 | Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины и любви в лирике Есенина | 1 | 10.03 | ||
51 | Поэтическое новаторство В.В. Маяковского. Ранняя лирика | 1 | 12.03 | ||
52 | История создания и судьба повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | 1 | 17.03 | ||
53 | М. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти | 1 | 19.03 | ||
54 | Творчество А.А. Ахматовой. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | 2.04 | ||
55 | Творчество Н.А. Заболоцкого. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти | 1 | 7.04 | ||
56 | Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Судьба человека и Родины | 1 | 9.04 | ||
57 | Образ главного героя. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик | 1 | 14.04 | ||
58 | Лирика Б.Л. Пастернака | 1 | 16.04 | ||
59 | Слово о Твардовском. Лирика поэта | 1 | 21.04 | ||
60 | А.И. Солженицын «Матренин двор» | 1 | 23.04 | ||
61 | Проектные работы | 1 | 28.04 | ||
Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков | 1 | ||||
62 | Романс и песня | 1 | 30.04 | ||
Из зарубежной литературы | 6 | ||||
63 | Гай Валерий Катулл. Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене» | 1 | 5.05 | ||
64 | Данте Алигьери «Божественная комедия» | 1 | 7.05 | ||
65 | Жизнь и судьба Уильяма Шекспира. Трагедия «Гамлет» | 1 | 12.05 | ||
66 | Основной конфликт трагедии «Гамлет». Трагизм любви Гамлета и Офелии | 1 | 14.05 | ||
67 | Творчество Гете. «Фауст» | 1 | 19.05 | ||
68 | Итоговый тест | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8-9класс.
Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....
Рабочая программа. 9класс.русскоязычные татарскиий язык
Рус мәктәбендә укучы рус телле укучыларга эш планы 34 сәгатькә исәпләнеп, стандартка нигезләнеп төзелде. Атнага 1сәгать укытыла. Дәреслек авторлары: Р.З.Хәйдәрова,Р.Л.Малафеева, З.М.Шаһгал...
Рабочая программа. 9класс.русскоязычные тат.литература
Эш планы атнага 1сәгатькә исәпләнеп, стандартка нигезләнеп төзелде. Дәреслек авторлары: Р.З.Хәйдәрова, Р.Л.Малафеева,З.М. Шаһгалиева. К., "Мәгариф"нәшрияты, 2008....
Рабочая программа 9класс
Программа работы в 9 классе 2014г...
Рабочая программа 9класс
Программа без лыжной подготовки...
Рабочие программы 9класса
Рабочие программы...
Рабочая программа, 9класс
Учебник: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Михеева И.В., Подоляко О.Е., и др. Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение, ...