статья "Формирование личностных УУД на уроках русской литературы"
статья по литературе
личностные УУД на уроках литературы. приемы, которые помогают сформировать личностные УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnostnyh_uud_na_urokah_literatury.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных универсальных учебных действий
на уроке литературы
Ермолаева Мария Павловна,
учитель русского языка и литературы Игидейской СОШ
С переходом современных российских школ на ФГОС изменились и требования к профессиональной деятельности учителя. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения. Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
- Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
- Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Основные изменения стандарта образования по литературе
- В постановке целей акцент делается на успешность социализации и самореализации личности, на формировании общеучебных умений и универсальных учебных действий, на использовании опыта общения с литературным произведением в повседневной жизни.
- Среди методов обучения ведущая роль отводится педагогике сотрудничества.
- Отсутствует деление учебного материала по уровням (базовый и профильный).
- Отсутствует стандарт образования для школ с обучением на родном (нерусском) языке.
- Значительная роль отводится контролю уровня литературного образования учащихся.
- Повышается значение внеурочной деятельности.
- Повышаются требования к оснащенности учебного процесса.
Цели изучения литературы в школе: | |
Стандарты 2004 | Стандарты второго поколения |
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; | формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; использование опыта общения с произведением худ. литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. |
Как видно из таблицы, целью литературного образования является не столько воспитание духовной личности. Теперь акцент делается на то, чтобы ученик использовал опыт общения с произведениями художественной литературы в своей повседневной, будущей жизни. А это формирование личностных умений.
Личностные универсальные учебные действия являются основными, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Личностные действия ученые подразделяют на три вида:
1.смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), «ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать» ;
2. нравственно-этическая ориентация (оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.
3. самоопределение, самосознание (личностное, профессиональное, жизненное);
Через обучение литературе происходит последовательное приобщение учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Произведения художественной литературы представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ребенка, создают для него духовно-эмоциональную среду. Знакомясь с произведениями, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями: как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, гордость. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Ребята, анализируя и оценивая поступки и действия главного героя, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее. Формирование личностных универсальных учебных действий начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда он откроет личностный смысл в читаемом, когда произведение предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка.
В связи с этим на уроках литературы часто обращаюсь к личности ученика. Делаю это тремя способами:
- «Личность и личность». Воспитание в ученике нравственных качеств посредством представления личности писателя. Восприятие писателя не как автора произведения, а как человека. Например, при изучении жизни и творчества А.П.Чехова рассказываю о многих добрых делах, которые он совершил. Далее предлагаю ученикам написать и/или рассказать, что они могли бы сделать для родного села.
- «Герой и личность». Самосознание и самоопределение это один из видов личностных УУД. Когда ученик, изучая произведение, «примеряет» героя на себя, оценивает его поступки, то он углубляется во внутренний мир героя и одновременно в самого себя и выходит обогащенным новыми мыслями, чувствами. Например, в 6 классе после изучения «Маленького принца» А.д.С.Экзюпери ученикам даются вопросы на философские темы:
- «...Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит». Для чего взрослым помнить, как они были детьми?
- «...когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Что делаешь ты, когда тебе грустно?
- «Мы в ответе за тех, кого приручили…» . Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь и о ком заботишься ты?
- «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Что это — самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
- «Проблема и личность»
После прочтения произведения, на этапе закрепления материала, провожу урок осознания нравственных аспектов проблемных ситуаций. Учащиеся определяют проблемную ситуацию, участников конфликта или ситуации, анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев, оценивая их нравственные качества по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?», «Какую нравственную проблему решил автор в произведении?». Это способ позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста. В процессе проигрывания различных нравственных ситуаций на основе литературных произведений активизируется воображение ребенка. Это имеет важное значение для положительных изменений в самом ребенке, благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам. И данный опыт анализа поступков и ситуации ученик может использовать в своей повседневной жизни.
Хочется надеяться, что уроки литературы – уроки духовности и нравственности помогут нашим ученикам стать достойными людьми, стать настоящими личностями.
Литература:
- Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010.
- Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Участники: 5 класс, психологСроки реализации: в течение 1 полугодияПредполагаемый продукт проекта: создание рабочей тетради «Кто я?» газетаПроблема: Неумение анализировать свои действия и ...
Развитие личностных компетенций на уроках русского языка
Развитие личностных компетенций...
Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...
Тема: «Методы, приемы и формы формирования и развития личностных УУД на уроках русского языка»
В результате реализации проекта обучающиеся получат практический опыт по поиску необходимой информации на выбранную тему и использованию ее для создания авторского проекта (фильма)....
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...
Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...