Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (6 класс) на тему
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_zadaniya.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные задания Е.В.Каминской по русскому языку и литературе
УЗ на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
О, ВРЕМЕНА! На основе понятия «момент речи» объясните категории времени глагола. Представьте информацию в форме таблицы, используя глаголы объединить и извиниться. Объясните, какой столбец и почему останется незаполненным. Соотнесите результат своей деятельности с ответом. Оцените свою работу по критериям.
Что оценивается | критерии | Моя отметка |
Составление таблицы | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
соотнесение понятий | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
Образование форм глаголов | Без ошибок – 4 б., 1 ошибка – 3 балла, 2ошибки – 1 б., 3 ошибки – 0 б. | |
Ответ на вопрос | Правильный ответ и объяснение – 2 б. Правильный ответ или объяснение – 1 б. Неправильно или нет ответа – 0 б. |
КЛЮЧ:
до | Момент речи | после |
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
объединил | - | объединит |
извинился | - | извинится |
Незаполненным останется 2 столбец, потому что глаголы совершенного вида не образуют форму настоящего времени
ГДЕ ОШИБКА? При проверке диктантов учитель обнаружил такие варианты написания слов: командОвать – командЫвать, проведОвать - проведЫвать. А как бы написали вы? Поставьте глаголы в форму 1 лица ед.ч. Сделайте вывод о правописании данной орфограммы. Сравните полученный результат с материалом § 97.
ЧЕЙ ИЛИ КАКОЙ? При определении разряда прилагательного ЗАЯЧИЙ Вова утверждал, что это притяжательное, а Коля – относительное. Опишите, какие действия необходимо выполнить, чтобы решить, кто из ребят прав. Приведите в качестве доказательства примеры.
Проверьте себя и оцените по критериям:
№ | Что оценивается | критерии | Моя отметка |
1 | Составление словосочетания | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
2 | Определение разряда | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
Итого: | 6 баллов |
УЗ, направленные на формирование ценностно-смысловых установок
НЕНАВИСТНЫЙ ВРАГ. В начале 1847 г. Тургенев уезжает за границу, где написано большинство очерков «Записок охотника». Свой отъезд Тургенев объясняет так:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право». Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания.
ПРОСТО ЧУДО. В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» есть такие строки: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Всё переменилось…. Просто чудо совершил этот святой человек». Поясните, к кому из героев относится эта характеристика. Выскажите свою оценку поступков этого героя, в качестве аргументов приведите примеры из текста.
КАКОЙ РАЗМЕР? Определите размер стиха в следующих строках из стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!..
Сижу за решёткой в темнице сырой…
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила…
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
Проверьте себя и оцените по критериям (по каждому стихотворению отдельно):
№ | Что оценивается | критерии | Моя отметка |
1 | Верно подчёркнуты все гласные. | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
2 | Верно проставлены ударения | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
3 | Верно выделены стопы (2-сложные, 3-сложные) | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
4 | Верно определён размер | Правильно – 1 б., неправильно – 0 б. | |
Итого: | 4/ 20 баллов |
ДВЕРЬ – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Герой пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофан утверждает, что дверь – это не существительное, а прилагательное, поскольку она прилагается. Оцените, прав ли Митрофан. На основе знаний по морфологии докажите свою точку зрения, представив доказательства в таблице.
ДВЕРЬ | ||
Часть речи | Имя прилагательное | (другая часть речи) |
Доказательства | ||
Вывод |
А ОЗЯМЧИК-ТО СТАРЕНЬКИЙ! Иногда иллюстрации помогают понять характер героя произведения. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Сформулируйте свою позицию, оценив высказывание об иллюстрациях: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида».
ПОСЛОВИЦА – МУДРОСТЬ НАРОДА. Часто в речи мы употребляем пословицы, чтобы передать смысл высказывания наиболее точно. О сказе «Левша» Н.С.Лесков писал так: «Всё, что есть чисто народного в «Сказе…» заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали…». Объясните, как вы понимаете смысл этого высказывания.
УЗ, на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний
ГОВОРЯЩИЕ СУФФИКСЫ. Можно ли утверждать, что у суффиксов есть значения? С помощью суффиксов –ист, -тель, -оньк, -еньк образуйте существительные, сделайте предположение, какое значение имеют данные суффиксы. Проверьте свои предположения, изучив тему «Словообразование существительных с помощью суффиксов» (§ 80, стр.109 учебника «Теория»). Текстовую информацию представьте в виде таблицы, самостоятельно продумав количество строк и столбцов и их название. Сделайте вывод о том, где и как можно использовать эту таблицу.
СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ? Ученику дали задание: выделить морфемы в слове ЛИСИЙ. Он выделил ИЙ как окончание. Прав ли он? Письменно докажите свою точку зрения, выполнив следующие действия:
- Ответьте на вопрос: как обычно образуются прилагательные?
- Измените форму слова ЛИСИЙ
- Произведите морфемный анализ каждой формы слова.
- Сделайте вывод об образовании слова ЛИСИЙ.
- Ответьте на вопрос: ИЙ – это окончание?
- Найдите информацию по данной теме (§ 102)
- Сделайте окончательный вывод и запишите его в тетрадь.
ДВЕ СТЕПЕНИ. Степени сравнения имеют ТОЛЬКО качественные прилагательные. Изучите тему «Степени сравнения прилагательных» (§ 104). Текстовую информацию представьте в виде таблицы, самостоятельно продумав количество строк и столбцов и их название. Сделайте вывод о том, где и как можно использовать эту таблицу.
УЗ, направленное на формирование навыков коммуникации.
КТО ПРАВ? Ученикам 6 класса было дано задание: определить наклонение слова ЛЮБИТЕ. Коля утверждал, что это изъявительное. Маша с ним не согласилась: «Это повелительное». А как считаете вы? Составьте предложения с этим словом. Поясните товарищу правильность одного или обоих утверждений.
МНЕ НУЖНО ПЛАТЬЕ! Представьте себе, что прилагательных не существует. Вы приходите в магазин, чтобы купить наряд на торжество (платье, костюм…). Сможете ли вы сделать такую покупку? Почему? аргументируйте своё мнение.
ШУТНИК. Представьте, что вам нужно подготовить сообщение о Чехове как юмористе. Прочитайте воспоминания К.И.Чуковского о Чехове (с. 275- 276). Обсудите с товарищем высказывание: «А.П.Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку» -, приведите доказательства этого утверждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа №5: «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»
Предмет, класс,УМК : Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс
Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...
Практическая работа «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»
В Практической работе представлены учебные задания для формироования различных видов универсальных учебных действий. Задания возможно использовать на уроках немецкого языка для закрепления полученных ...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии.
Данные учебные задания помогут учителю в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии....
Тест по теме 2.3. Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов"
laquo;Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов"...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по новым ФГОС
Учебные задания для учащихся для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов для освоения образовательной программы по предмету музыка....