«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся»
статья
Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «моделирование событий, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребёнка. Педагог должен обладать умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный)». Я остановлюсь на некоторых технологиях, методах и приёмах, используемых мною на уроках литературы, способствующих развитию эмоционального интеллекта обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_emotsionalnogo_pogruzheniya_v_tekst.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод эмоционального погружения на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из путей развития эмоционального интеллекта обучающихся» Мутыгулина О.В.
Большой интерес на сегодняшний день вызывает проблема связи чувств и разума, влияния эмоционального интеллекта на успешность человека. Уважать того, кто не похож на тебя, ставить перед собой цели, справляться с «ударами» судьбы, поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные недовольства жизнью – все эти задачи требуют развития эмоционального интеллекта, означающего качество чувств. Впервые этот термин был употреблён в 1990 году Дж.Мейером и П.Сэловеем. Среди множества смыслов, вкладываемых современными психологами в это понятие, можно выделить наиболее важные аспекты: способность осознавать собственные эмоции и контролировать их, видеть положительные качества и потенциал другого человека, уважать его личность, умение поставить себя на место собеседника, понять его чувства, использование этих способностей в непосредственном общении- всё вышеперечисленное и составляют личностные УУД в контексте нового ФГОС, от степени развития которых и зависит успешность жизни человека в социуме.
На сегодняшний день живое общение у современных подростков заменяется общением в социальных сетях, поэтому зачастую ребята не умеют правильно выражать свои чувства, не знают, как принять правильное решение в той или иной ситуации. Также различные интернет-игры, современное ТВ не способствуют правильному формированию эмоционального интеллекта у подростка. Литература – предмет, который способствует развитию эмоционального интеллекта, развивающий душу. Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является «моделирование событий, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребёнка. Педагог должен обладать умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный)». Я остановлюсь на некоторых технологиях, методах и приёмах, используемых мною на уроках литературы, способствующих развитию эмоционального интеллекта обучающихся
Рефлексивное чтение - метод, помогающий учащимся не только
понимать душевное состояние персонажей, но и «видеть» подтекстовую
информацию, так как он основан на эмпатии и сопереживании. Обращается
внимание на название произведения, имена, фамилии героев, психологи-
ческие детали ( забытая героиней шпилька в «Солнечном ударе», «зачем-
то висевший» портрет Толстого в «Чистом понедельнике» И.Бунина,
символика цвета («точно кровь» «Гранатовом браслете» А.Куприна) .
Приемы технологии развития критического мышления также способствуют глубокому проникновению в текст. На интегрированных уроках, проводимых мною вместе с учителем истории, мы стараемся сформировать отношение ребенка к тем или иным историческим событиям через сравнение документального источника и художественного текста. В девятом классе на уроке «Нужна ли нам Победа, завоеванная такой ценой?», изучали вопросы, о которых раньше не принято было говорить: это и приказ №227, деятельность заградотрядов, судьба военнопленных, репрессии, гибель неподготовленных солдат, анализировали отрывки из романа В. Астафьева «Прокляты и убиты», стих-е Ю.Друниной «Комбат». В групповой дискуссии (интерактивный метод обучения) участвует весь класс, ребята учатся не только высказывать собственное отношение к обсуждаемой ситуации, но и учатся правильно задавать вопросы, вырабатывают умение слушать другого, осознают, что каждый участник полилога имеет право на собственную точку зрения, что не только их мнение может быть правильным - формируется умение принимать людей с разными позициями. В итоговом эссе учащиеся говорили о значимости Победы, при этом они понимали, через какие испытания пришлось пройти нашему народу. Также в рамках проекта «История войны в лицах» мы проводили урок «У Победы наши лица...», важно, чтобы у каждого обучающегося была возможность рассказать о своих родных, прожить ситуацию.
Мною разработан тренинг «Интерпретация лирических текстов как фактор развития эмоционального интеллекта». Специфика поэзии помогает овладеть эмоциональным опытом человека, всего народа. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, учащийся глубже познает самого себя, свой эмоциональный мир, эмоциональный мир окружающих его людей. Используя проектные технологии, на уроке «История одного стихотворения» («Генералам 12 года» М.И.Цветаевой ) ребята представляли мини-проекты о судьбе братьев Тучковых, о любви Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова, погибшего на Бородинском поле, о первой строфе стихотворения, которой давно нет в тексте - это было их открытие, после которого им стал понятен автобиографический, исторический, литературный, эмоциональный, фон создания поэтического текста. Важным моментом может стать работа над художественным чтением стихотворения, так как именно в ходе такой работы достигается максимальное понимание эмоций, выраженных в нем. Особую роль в организации тренинга по развитию эмоционального интеллекта средствами лирической поэзии играет создание своеобразного поля ожидания. Таким полем могут стать оригинальные музыкальные произведения, хорошо передающие ту или иную эмоцию. Часто использую аудиокнигу известного чтеца Бориса Ветрова «Стихомузыка», включающую 196 треков, являющихся прекрасным сопровождением стихотворений на уроках литературы. Также предлагаю индивидуальное задание для ребят, обучающихся в музыкальной и художественной школе : подобрать произведения для сопровождения поэтического или прозаического текста (личностно-ориентированный подход). «Поэтические минутки» в начале урока литературы дают ученикам возможность прочесть любимое стихотворение, объяснить, чем оно понравилось, рассказать о том, что чувствуют. Наряду с иллюстрациями, использующимися для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, учащимся предлагается такое задание как создание рисунка на полях (обрамление страницы), способствующее выражению эмоционального состояния в данный момент, его можно выполнять в ходе урока. Выпуск литературно-исторической газеты «Разгонъ», придуманной моими обучающимися ещё в 2010 году, по темам, особо интересующим ребят и вызывающим желание подискутировать, также способствует развитию эмоционального интеллекта. Учащиеся в послеурочное время (обучение в сотрудничестве) подбирают материал, пишут статьи, вживаясь в образ журналистов того времени, о котором идёт речь. Положительным является то, что ребята становятся непосредственными участниками событий, примеривают на себя ситуацию.
Театрализация также помогает «очеловечить» историю, понять, что
в этих событиях проходила человеческая жизнь. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа
в предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков. Я считаю, что только трансформирование текста для сцены заставляет ребят внимательно вдумываться в каждое слово, в каждый жест, в каждую деталь, Просматривая художественные фильмы или спектакли, мы обязательно их обсуждаем; высказываем свое отношение к тому или иному событию, пото-
му литература призвана «научить ребенка … со-переживать, со-радоваться,
со-страдать» (К.И.Чуковский). Таким образом, выполнение нестандартных заданий формирует психологическую компетенцию, которая является важнейшим средством развития эмоционального интеллекта.
Анализируемые психологом анкеты, рисунки обучающихся,
наблюдение за ними в урочной и внеурочной деятельности помогают
составить «эмоциональный портрет» каждого ребёнка: наши учащиеся –
это думающие, понимающие, умеющие сопереживать люди,
хорошо адаптирующиеся в социуме.
Литература.
- Антонова А.Г. , Вольнова И.Л. , Обернихина Г.А. Литература: Практикум, М., Academia, 2013.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И.: Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо "Эмоциональный интеллект" (MSCEIT v. 2.0): Руководство, Изд. Институт психологии РАН, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности
из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...
Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых
Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает...
Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.
Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"
Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...
Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками...
Статья"Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации ФГOС на уроках литературы и во внеурочной деятельности".
Сборник статей по итогам Международной конференции по поликультурному воспитанию.Издательство ГАОУ АО ДПО "АИПКИП", апрель 2015г....