1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока | Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. Ребята, прочитайте стихотворение на доске: Будет трудно – крепись! Будет больно – не плачь! Будет ветер – не гнись! Глаз в ладони не прячь! Если грозы – смотри! Если слёзы – сотри! Если страшно – держись! Помни. Жизнь – это жизнь Э. Асадов -Ребята, как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем оно?
| Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы. Дети приводят примеры из жизни. Делают выводы о том, что это стихотворение о неких правилах поведения, принципах жизни. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализироватьь мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия |
| Сегодня мы продолжим разговор о произведении В. Г. Распутина «Уроки французского». - Что является одним из символов школы? -Правильно, это урок. (записывает слово «урок» на доске) -А как вы узнаете, какой урок следующий? -Какое значение имеет слово «урок» в словосочетании «расписание уроков»? Какие еще значения есть у этого слова? -Проверьте свои предположения по словарю. -Назовите главных героев рассказа. -Какие чувства испытывает Лидия Михайловна к главному герою? (доброта, милосердие, сострадание, понимание). -Найдите в словаре значение слова «нравственность». (записывает слово «нравственность» на доске). Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. -Какое произведение мы продолжаем изучать? Кто автор? -Из слов, записанных на доске, сформулируйте тему урока -В каком значении употребляется слово «урок» в данном предложении? -Выскажите своё мнение. -Какие цели нашего урока? Учитель создает проблемную ситуацию. | Учащиеся отвечают на вопросы, размышляют. Выявляют значение слов по словарю. Ребята формулируют тему урока: «Нравственные уроки рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»
Учащиеся анализируют определение Ожегова. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы Определяют цели урока.
| Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
3. Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения | Давайте сегодня на уроке мы составим своеобразное расписание «нравственных уроков», обсудим поступки героев. Из предложенных эпизодов выберите главные эпизоды, те, которые играют значительную роль в судьбе героев. Расположите выбранные эпизоды в хронологической последовательности. Работать будем по парам. (Учитель раздает на каждую парту раздаточный материал – прил. 1) | Ученики называют главные эпизоды (по очереди по одному варианту): - главный герой
- драка
- повторная драка
- дополнительные занятия французским
- игра в «замеряшки»
- беседа с директором
- Лидия Михайловна уехала.
Располагают выбранные эпизоды в хронологическом порядке. Обосновывают свое решение.
| Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, |
4.Практическая работа в группах с проверкой Цель: -показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить свое умение применять полученные знания
| Дальнейшая работа будет проходить в группах. Учитель делит класс на группы, раздаёт карточки с заданием (6 групп) (на каждую группу раздаточный материал). Заполняем на доске «расписание» - Урок выживания (группа 1)
- Урок смелости (группа 2)
- Урок стойкости (группа 3)
- Урок ответственности (группа 4)
- Урок самостоятельности (группа 5)
- Урок доброты (группа 6)
- Урок совести
Для определения последнего урока нашего расписания мы используем прием «Шесть шляп». Ваши одноклассники подготовили небольшую инсценировку одного эпизода «встреча с директором». Каждая группа выбирает шляпу, в зависимости от ее цвета производит анализ данного эпизода. Белая шляпа – факты (инсценировка) Желтая шляпа – позитив (Лидия Михайловна любит вспоминать детство, играть, дурачиться) Черная шляпа – негатив (играть на деньги запрещено) Зеленая шляпа – творчество, идеи (если бы директор не зашел в момент игры, как развивались бы события дальше? (разоблачение неизбежно), мог ли директор не наказывать Лидию Михайловну? (обязан принять меры, как руководитель). Красная шляпа – эмоции (какие чувства испытывают участники этого эпизода?) Синяя шляпа – обобщение (Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой?) | Анализируют роль каждого эпизода. Учащиеся работают в группах. № 1. -Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на первых порах самостоятельной жизни? -Какие черты характера помогли в борьбе с этими трудностями? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 2. -Почему мальчик стал играть в «чику»? -Какие качества характера проявил герой во время игры? -Как ведёт себя герой в драке и после неё? Почему его избили? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 3. -Почему герой опять возвращается к игре? -Почему никому не жаловался на воровство, трудности? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 4. -Как учительница выясняет, что случилось с героем? Какие чувства испытывает герой? -Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 5. - Мог ли герой вернуться домой в деревню? -Почему отказался от посылки? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой? № 6. -Почему Лидия Михайловна помогает главному герою? -Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? -Как мы можем назвать урок, который преподает нам герой?
- Анализ эпизода «игра в замеряшки» с использованием приема «Шесть шляп», подготовленные учащиеся инсценируют эпизод «Встреча с директором». Анализируют эпизод в соответствии с цветом шляпы. (каждая группа выбирает шляпу) Расписание уроков полностью записано в тетради. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, инсценировать эпизод, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
5.Закрепление изученного материала: Цель: -проверить свое умение применять полученные знания |
| Посмотрите, какое «расписание» получилось. Вспомните слова стихотворения, которые мы читали в начале урока. Как вы думаете, что общего в позиции поэта и наших выводах?
| Учащиеся анализируют указанные строки, высказывают предположения, делают выводы (строки этого стихотворения можно считать эпиграфом к уроку) | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
6 Подведение итогов. .Рефлексия деятельности Цель: -подвести итоги урока -оценить результаты собственной деятельности |
-Подведём итог. -Каковы основные законы доброты? (проверка д/з по статье учебника «Уроки доброты») -Ребята, забыл герой свою учительницу? -А вы всегда помните своих учителей? -Помните ли своего первого учителя? А почему вы его помните? Домашнее задание: -Какой подарок получил герой от Лидии Михайловны? Если бы в посылке, кроме макарон и яблок, лежало письмо, что бы в нем было написано? (мини-сочинение) -Всем спасибо за работу! Учитель выставляет оценки. - — Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку — одним словом, доброту.
- — Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?
- — Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
|
Учащиеся делают вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, спасла его, преподала уроки доброты, понимания, сочувствия, любви. Основные уроки доброты: - Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает
- Добро бескорыстно, и в этом его сила
- Добро возвращается добром
Только следуя этим законам, можно победить зло.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и записывают домашнее задание.
| Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство |