«Кусака» Л.Андреева — о. ...»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kusaka_l.andreeva_-_o.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « КОММУНАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕМА: «Кусака» Л.Андреева — о. ...»
ЦЕЛЬ:
-помочь учащимся понять основную мысль текста и выделить средства, помогающие автору её выразить;
-создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, --предлагать пути их решения; -создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
-содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; - воспитывать бережное и внимательное отношение к животным, чувство ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: Тема урока (запись на доске)
Карточки с групповыми заданиями для анализа рассказа, таблица, иллюстрации.
ХОД УРОКА:
Организация начала урока.
«Кусака» Л.Андреева — рассказ о...
1) собаке, преданной людьми?
2) добрых» людях?
3) том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними
и теми же страданиями»?
В начале урока предлагаю учащимся записать только первую часть названия темы, так как в конце они сами выберут и обоснуют полный ее вариант.
-Вспомним, кто из русских писателей создал в литературе образ четвероногого друга.
— Чехов«Каштанка», Куприн «Белый пудель», Троепольский «Белый Бим Черное ухо»...
В этих произведениях собака изображается как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Кроме того, животное радуется, тоскует, переживает; собака словно очеловечена. Не является в этом отношении исключением и Кусака.
ВОПРОСЫ НА ОБЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ.
-Вспомним, всегда ли ее так звали. Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную ночь и чем кормилась».
-Как относились к ней дети, взрослые?
— «...ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали
и страшно, пронзительно свистали».
Найдите в тексте слова, которые вы считаете ключевыми для понимания характера и дальнейшего поведения собаки.
— «. . .в одиночестве копила страх и злобу».
-Какой случай заставил ее еще больше не доверять людям? Почему «пропойца-мужик» ударил ее?
— «Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу...
-Какие слова невольно хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему?
— «добрые люди»
- Разве добрые люди могут обижать?
Вспомнив обиды, человек озлобился и выместил свое чувство на ни в чем не повинном существе. Стало ли ему легче? Нет. Потом он побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок».
Можно ли считать его действия оправданными?
— Его поступки вызывают отвращение и негодование. В элобе мужик не жалеет никого: ни дворнягу, ни близкого человека жену. Именно поэтому мы сочувствуем не ему, а тем, кто страдает по его вине. Тем более жаль собаку, которая не может ни потребовать объяснений, ни понять их, которая ничего хорошего ни от кого не видела. В этот раз она вынесла тяжелый урок и больше «не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».
АНАЛИЗ ХУДОЖСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАССКАЗА
Чтобы создать определенное настроение, мнение читателя, каждый писатель использует различные художественные средства и приемы. Давайте сегодня попытаемся пойти вслед за автором и прежде всего проследить за особенностями композиции и языка произведения.
Каждая группа получает с этой целью карточки - задания
(тематические), которые помогут нам увидеть З мира рассказа:
1. Мир природы
2. Мир собаки
З. Мир людей
Ваша задача - обсудить коллективно вопросы и раскрыть их перед классом
1. МИР ПРИРОДЫ:
В какое время года происходит действие? Найдите в главах пейзажные зарисовки. Каковы их функции? Какое настроение они создают? Какие языковые средства помогают создать это настроение?
2. МИР СОБАКИ:
Почему она находит удовольствие в таком странном занятии - сторожить пустую дачу?
Можно ли провести параллели между переменами во временах года и переменами в жизни собак?
Проследите за изменениями в поведении, настроении, чувствах собаки от главы к главе. Выделите цитаты, помогающие это сделать.
3. МИР ЧЕЛОВЕКА:
Каким представлен в рассказе мир людей?
1 глава - пьяный, дети и взрослые на улице
2 глава - дачники (Леля, дети, мать)
з глава - дачники (“—“-“-“-“-“-)
4 глава - Леля и мать, люди у трактира - Как Лелина мать сумела убедить
дочь оставить Кусаку?
5 глава - почему нет людей?
ВЫВОД: люди жестоки, равнодушны, эгоистичны, если и проявляют доброту, то лишь пассивную. Даже Леля предает Кусаку
Т.о. наши выводы можно оформить в следующую таблицу:
Гла ва | Время | Мир природы | Мир собаки | Мир человека |
1 | З И | Долгая, морозная, окна угрюмо | Не помня себя от страху, копила страх и злобу: некоторое довольство и даже гордость | Пьяный ткнул в бок носком сапога; ребята бросали камнями и палками, взрослые улюлюкали |
2 | В | Ясное небо, горячее солнце | С каждым днем уменьшала на шаг расстояние, отделявшее ее от людей; страх и беспомощность отняли непримиримую злобу | Хорошенькая девушка Леля; опьянение воздухом, теплом и светом; взрослые, смех, добрые люди |
З | Л | Зеленая глубина сада | Всею собачьей душой расцвела Кусака. Восторг, благодарность, любовь | Нарочно ласкали ее |
4 | О | Загорелась | Смутно предчувствует беду | «Жалко» - повторила Леля, но не заплакала. Цинично ругался Илюша, безвеселье, хохот, люди, забыла проститься с Кусакой |
5 | Позд няя осень | Мрак осенней длинной ночи, угрюмый шум дождя | Выла ровно настойчиво, |
- Можно ли сказать, что рассказ имеет кольцевую композицию? (да, каждая глава соответствует времени года)
- Что символизирует 5 глава? Ведь времен года - 4. Можно ли сказать, что
состояние собаки то же, что и вначале? Ей лучше? Хуже? Почему?
( 5 глава - безвременье. Людей нет. Полное одиночество. Ночь. даже светлого
лучика надежда, как в 1 главе нет)
- Что можно сказать о людях? Искренни ли дачники по отношению к Кусаке?
- Как же понять выражение “Мы в ответе за тех, кого приручили”?
Дал ли рассказ что- то новое в понимании этой цитаты?( они привязалась к
нам, отдали свою любовь, расставание принесло им страдание)
- Почему здесь употреблено местоимение “мы”?
- Посмотрите на следующие цитаты, плакаты. Можно ли их соотнести с
содержанием рассказа? Какие темы, исходя из этого соотношения, звучат в
рассказе, кроме темы взаимоотношения человека и животных?
Беседа
- Если бы собака жила в других условиях, была ли бы у неё та же кличка?
Звучит песня в исполнении Т.и С. Никитиных « Собака бывает кусачей».
- Определите интонацию песенки и рассказа.
- Отличаются ли они? Если да, то чем?
- Сопоставьте слова песни и отрывка из рассказа( Первый и последний абзац
рассказа)
Итог урока.
В течение двух-трех минут выбрать вариант формулировки темы урока, прокомментировать свое решение.
Каким бы ни был выбор учащихся, необходимо учитывать, что каждый из предложенных вариантов по-своему справедлив.
Веским основанием в пользу первого варианта является то, что главным героем рассказа является Кусака, о чем свидетельствует и название рассказа, и весь ход повествования от начала («Она никому не принадлежала...) до конца («Собака выла«). Кусака находится под постоянным пристальным вниманием писателя.
Автор видит и причины злоключений собаки. Они кроются в поведении людей. Поманить, вызвать доверие и любовь, а потом ударить или бросить на произвол судьбы — только на это способны «добрые« люди. Именно человек должен остановить зло. Но вместо того чтобы простить и забыть обиды, пропойца-мужик вымещает их на собаке и жене. Жалость и доброта Лели оборачиваются равнодушием к судьбе Кусаки. Люди, собравшиеся у трактира, не находят лучшего развлечения, чем издеваться над дурачком. Если они не имеют сострадания даже друг к другу, чего ждать бедной Кусаке?
Выбор третьего варианта будет свидетельством более широкого понимания произведения, так как именно здесь отражена позиция писателя. Л.Андреев пояснял ее так: «...В рассказе героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни«
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"
При анализе текста рассказа создаётся схема - образ, позволяющий выйти на творческое задание: создание образа "Мир, который меня окружает"...
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
Урок по рассказу Л. Андреева "Кусака"
В работе предсавлен конспект урока и презентация к немуНа уроке ребята размышляют над такими понятиями, как совесть, милосердие; учатся быть сострадательные к "братьям нашим меньшим"....
Урок литературы в 7 классе "Кусака" Л.Андреева
Урок развивает доброе отношение к животным....
Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс
Конспект урока "Нравственные проблемы в рассказе "Кусака" Л. Андреева. 7 класс. С применением технологии "Активные методы обучения"...