Конспект урока по литературе в 10 классе «Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
методическая разработка по литературе по теме

Диденко Лариса Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе

в 10 классе

«Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

           

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Цели:

 1) выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью;

2) выяснить, всегда ли любовь – это благо;

3) продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;

4) развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

5) воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви,

воспитывать художественный вкус.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя.

Более 2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

- На уроке мы попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо.

  1. Анализ произведения и проверка д/з.

- Отвечая на вопросы, постарайтесь приводить доказательства из текста, т.е. цитаты. Дома многие цитаты, которыми вы сегодня сможете воспользоваться, вы выписывали в тетрадь.

Скажите, как относились к любви Николай Петорвич Кирсанов и его сын Аркадий?

Для них любовь – это семья, где царят уважение, взаимопонимание, и лад. Любовь -  это всеобъемлющее чувство. Н.П. очень любит своего сына. Об этом говорит и сцена встречи (гл.1, с.53-54), и объяснение отца с сыном по поводу Фенечки (гл.3, с.57). Н.П. боится оскорбить сына её присутствием, ведь она другого социального статуса. А. уважает отца (гл.5, с.66: «Сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда ни в чём не стеснял моей свободы».), защищает его перед Базаровым, вступается и за своего дядю (гл.6, с.72: «Ну, полно, Евгений. … Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки».).

Это дети (у Н.П. их было двое и у А. в конце романа тоже двое детей: Митя и Коля, с. 222). Это нежность по отношению к женщинам. Н.П.( гл.8, с.82: «Ему всё мерещилось это чистое, нежное, боязливое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы…»

А.: «…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…», «Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом», « С Катей он был, как дома…»

В их понимании любовь – это земное, естественное и всеобъемлющее чувство.

- Заполните таблицу.

Герои

Отношение к любви

Николай Петрович и Аркадий

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

 

- А что вы можете сказать о Павле Петровиче и его отношении к любви?

Любовь П.П. к княгине Р. не была взаимной. Он произносит: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым?», с.    .

- Самому Тургеневу было знакомо чувство неразделённой любви. Можно предположить, что в уста П.П. он вкладывает собственные мысли по этому вопросу. Ведь после расставания с  княгиней Р. П.П. не смог жить по-прежнему. Он скучает, о женитьбе и не думает, проводит время в обществе холостяков. А что происходит с ним после смерти княгини?

Он переезжает жить в дом своего брата. Как и Тургенев когда-то писал о себе, живёт «на краю чужого гнезда». 

- Вспомните, что говорит П.П. своему брату по поводу отношений Н.П. с Фенечкой. Прочитайте. (гл.24, с.190)

«Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына».

- И эти слова произносит принципиальный П.П.! «Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!». Для П.П. любовь сильнее социальных предрассудков. Он понимает, что любовью надо дорожить, при необходимости перешагнуть через общепринятые правила. Для него любовь была трагичной, но он проносит это чувство красиво, достойно через всю свою жизнь.

- Заполните таблицу.

Герои

Отношение к любви

Николай Петрович и Аркадий

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

Павел Петрович

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно.

         - Как вы считаете, счастлив ли П.П.? Почему?

Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство – уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив П.П. по отношению к брату, к его семье!

-А Базаров? Был ли он счастлив? Почему?

Нет. Б. не верил в любовь. Б. долгое время пренебрегал этим чувством. ( гл.17, с.126: «Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Он пытался отрицать любовь, как и всё остальное. Евгений -  разрушитель по натуре. В споре с П.П. он произносит: «Сперва нужно место расчистить». У него нет плана строить и создавать, а любовь-то, она созидательна. И.С.Тургенев противопоставляет разрушительному характеру Б. созидательный характер П.П. Нигилизм  Евгения Базароване оправдал себя. Как ни отрицай любовь, она сильнее. Она может настигнуть и даже сломать. Б. утверждал (гл.19, с.143): «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Б. чрезмерно самоуверен. Он пытается себя поставить выше любви, а это невозможно.

- Мне вспоминается ещё одна цитата, сказанная Апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, …, любовь не превозносится, не гордится, не раздражается». Б. пытается перешагнуть через свою любовь к Одинцовой. Он превозносится. Б. утверждает: «Сам себя не сломал, так и бабёнка тебя не сломает». Но он ошибается.  Бабёнка-то, может, и не сломает, а вот любовь… Базаров раздражается на своё чувство, на самого себя. Он противится самой природе.

- Случайно ли именно Б. умирает в конце произведения?

Нет. Не смог он достойно пронести своё чувство по жизни. Нет будущего у человека, не понимающего, что любовь – это всегда благо. Поэтому не продолжается и род Базарова в отличие от Кирсановых.

- Существует  такая версия: Б. умирает но неверия: вера основана на любви. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений.

Этот аспект современен и сегодня. Неслучайно патриарх Кирилл, недавно выступая с проповедью по телевиденью, сказал: «Всякая вера без любви мертва». Это ещё раз подтверждает: любовь – главное в жизни.

- Заполните таблицу.

Герои

Отношение к любви

Николай Петрович и Аркадий

Любовь – это счастливая семейная жизнь, основанная на взаимопонимании и уважении. Любовь ведёт к продолжению рода человеческого.

Павел Петрович

Любовь – это благо, которое необходимо беречь. Надо уметь достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно.

Базаров

Отрицает любовь, поэтому умирает от любви, без любви, от одиночества,  неверия и разрушительной силы собственной натуры.

- Я желаю всем вам испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь – это всегда благо. Сумейте достойно, красиво пронести любовь через всю жизнь. Не впадайте в отчаянье, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки. «Не возгордитесь, не вознеситесь…», как говорил всё тот же Апостол Павел.

4. Подведение итогов.

1) Закончить наш урок мне бы хотелось словами Омар Хайяма:

Изначальней всего остального – любовь.

В песне юности первое слово – любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа - … («любовь»,- говорят все хором)

- Какое синтаксическое средство использовал Омар Хайям в этом стихотворении для раскрытия его идеи?

Эпифору.

- А мы с вами на уроке довольно часто прибегали к использованию рефрена. Какого? Не подскажете?

Любовь – это благо.

- Я думаю, мы достигли целей, поставленных на уроке.

2) Оценки за урок.

6. Д/з   Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь – это благо». Кто так считает, тот ставит точку, кто считает иначе – вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

 

Список используемой литературы:

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» и тексты других произведений;

2. Энциклопедия. «Русская литература». Т.9, ч.1, М. «Аванта+», 1998.

3. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2000.

4. О.Монахова, М.Стишова. «Русская литература XIXв.» М., «Олма-пресс», 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11 им.П.М.Камозина

Устный журнал.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Обучение анализу лирического произведения.

 Цели: 1) Учить анализировать и систематизировать изучаемый материал.

    2) Учить выявлять особенности языка в художественном произведении.

    3) Обогащать знания о ВОВ.

    4) Развивать речь учащихся, логическое мышление.

    5) Воспитывать патриотизм.

 Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Часть плана

Опорная лексика

1. Об авторе

Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.

2. Тема

Дети и война.

3. Идея.

Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле.

4. Художественные средства,  синтаксис, лексика.

Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты, метафоры.

Оформление доски:

План урока:

Форзац – «документальные хроники»

1 стр. – «биографическая презентация»

2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)

3 стр. - «исследовательская»

(анализ стихотворения и составление таблицы)

4 стр. - «обучающая»

5 стр. - «изобразительная»

Форзац – «лирическая»

2 стр.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Обучение анализу лирического произведения.


Часть плана

Опорная лексика

1.Об авторе


2.Тема


3.Идея


4.Художественные средства, синтаксис, лексика


Словарь урока:

Стихотворение

Баллада

Тема

Идея

Метафора

Эпитет Гипербола

Аллитерация

Диалог

Олицетворение




Оборудование: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки с тропами, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию. (3 мин.)

(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)

- О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?

- Кто из вас знает, что это за кадры?

          (Именно после водружения Советской армией  знамени над Рейхстагом было

           объявлено о победе над фашизмом)

- Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

  1. Сообщение темы и целей. (3 мин.)

- Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:

На доске:              План урока

                   Форзац – «документальные хроники»

                    1 стр. – «биографическая презентация»

                    2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)

                    3 стр. – «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)

                    4 стр. – «обучающая»

                    5 стр. – «изобразительная»

                    Форзац – «лирическая»

  1. За доской Д/З:

                  1) с.146 – 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,

                  опираясь на таблицу, составленную в классе

                               2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)

  1. Проверка Д/З – 1 стр. – «биографическая презентация». (5 мин.)

- 2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили сообщения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и оформили их в виде презентации. Послушаем и посмотрим…

- В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?

         (Поэмы и стихотворения)

  1. Словарь урока – 2 стр. – «теоретическая». (2 мин.)

- А что такое стихотворение?

- Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов, которые мы будем использовать при анализе стихотворения.

На доске:        Словарь урока

                        Стихотворение                     эпитет

                        Баллада                                  гипербола

                        Тема                                       аллитерация

                        Идея                                       диалог

                        Метафора                              олицетворение

6.  Анализ стихотворения и составление таблицы – 3 стр.

«исследовательская»

 - В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)

 - Что вы запомнили об авторе? Что запишете?

Заполните первую графу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

Часть плана

Опорная лексика

1. Об авторе

Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.

2. Тема

3. Идея.

4. Художественные средства,  синтаксис, лексика.

1.Чтение стихотворения (наизусть учителем) – 3 мин.

- Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?

   (Историческое событие с острым напряженным сюжетом)

- Как называются такие стихотворения?

   (Баллады)

- Какова тема этого стихотворения-баллады?

    (Дети и война)

- Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.

    (2 и 3 строфы)

- Как вы понимаете слова, словосочетания:

          а) БЕДОВЫЙ;

               Шустрый, смелый (разг.)       (Ожегов)

          б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;

               Зачинщик, руководитель, вожак

          в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;

               Находящийся вблизи фронта

- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

- Прочитайте строки о том, каким был бой.

      (4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)

- Как вы понимаете строки:

а) А ОН ГВОЗДИТ – НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН

      Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил.

                          2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.)     (Ожегов)

- Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ, а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?

- В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью?

      (в переносном)

- Как называется л/в прием в строке:

    «… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».

       (Гипербола)

- Запишите в тетрадь(Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Для чего его использует Твардовский

        (Усиливает ужас трудного боя)

б) … ЗА КАКИМ  ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ

      Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении

                                  (сбоку, с краю)  - (разг.)    (Ожегов)

- Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?

(Для разговорного)

- Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?

- Частичка  -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.

- Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?  

        (звонких и сонорных)

- Как называется такой прием в литературе?

        (аллитерация)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.

        ( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»

- В какой форме Твардовский рассказывает об этом?

        (диалог)

- Почему именно диалог выбирает поэт?

        (Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность

          описываемым событиям)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)        

- Обратите внимание на слова мальчика:

      « Товарищ командир, товарищ командир!

         Я знаю, где их пушка. Я разведал…

         Я поползал, они вон там, в саду…»

Что характерно для речи парнишки? Почему?

      (Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к.

       

Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также

        взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Как называет рассказчик мальчонку?

       (дружище)

- Почему именно так?

        (Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей

         уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)

- Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?

        (Он смел, бесстрашен)

- Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.

- На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?

(рыхлый, жирный чернозём)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Почему о родной земле именно так говорит поэт?

        (Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится

         тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается

         плодородной)

- Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).

- Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?

        (метафора – «душила гарь и копоть»

                             «… шел большой пожар»

         Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно

         живые.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Обратите внимание на последние две строки это строфы:

             «И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! –

               И руку, как товарищ, пожал…»

В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

         (Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком

           патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

2.Объяснение нового. Стр. 4 – «обучающая» (2 мин)

- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.

- Что вы можете о них сказать?

- Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

- Почему автор стихотворения использует этот прием?

        (Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)

- А почему он не может себе этого простить?

- Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная

   рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)

        (перекрестная)

- Можно ли считать поступок мальчика героическим?  

  1. Работа с репродукцией картины. – «лирическая».

 

- Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)

- Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?

- Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о

  ВОВ? Почему?

- Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши

   слова.

( Индивидуальное задание – чтение наизусть)

             Задохнулись канонады.

             В мире тишина.

             На большой земле однажды

             Кончилась война.

             Будем жить, встречать рассветы,

             Верить и любить.

             Только не забыть бы это!

             Все Лишь бы не забыть!

             Эта память – верьте, люди –

             Всей земле нужна.

             Если мы войну забудем, вновь придет война.

- Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом.

        (Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в одержание победы над фашизмом)

 8.Подведение итогов. (3 мин)

  1.  На уроке мы достигли поставленных целей:

- расширили знания о ВОВ

- выявили авторское отношение к детям во время войны

- обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста».

Действительно, такое произведение создано на века.

  1. Оценки за урок.
  2. Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?

 

             



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе

В 7 классе

           

Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Диденко Лариса Дмитриевна

Брянск - 2012

Конспект урока по литературе в 7 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №11 им.П.М.Камозина

Цели: 1) Учить краткому, художественному, выборочному пересказу

           2) Обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой

            3) Развивать навыки выразительного чтения

            4) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты, справедливости.

Задачи: 1) Повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе)

              2) Учить работать с планом по тексту

Оборудование: учебник, 7 класс (В.Я.Коровина и др.),  портрет Ю.Казакова,  mp3-проигрыватель, распечатки с тропами, толковый словарь

 Оформление доски:

Портрет Ю.Казакова, слова Г.Горышина

Тема урока: …

тема

идея

Яша

Володя

Словарь урока:

Рассказ

Тема

Идея

Методы и приёмы:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока:

  1. Подготовка к восприятию.

На доске: портрет Ю.Казакова

«Казакову достались от природы и родителей – простых русских людей – завидное здоровье, силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и главное – лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» -  так описывал Г.Горышин Ю.П.Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя.

«Поместительный череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» - всё говорит об удивительном уме, житейской мудрости писателя.

Трудно не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика.

Казаков  в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании. Когда читаешь рассказ «Тихое утро».

  1. Проверка Д/З

- Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий пересказ по плану.

На доске:                   План

  1. Ранним утром.
  2. Яшка будит Володю.
  3. По дороге на рыбалку.
  4. Ловля рыбы.
  5. Володя тонет.
  6. Спасение Володи.

  1. Сообщение темы и целей

- Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что взаимовыручку, проявленную Яшкой по отношению к Володе, можно считать мерилом нравственности человека. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока; оформим таблицу, которая поможет выполнить Д/З.

  1. Запись Д/З в дневники

За доской:                              по выбору:

  1. Напишите характеристику Яши, пользуясь таблицей, составленной на уроке и материалом учебника
  2. «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?
  1. Первичное восприятие.

- В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ. Что такое рассказ?

На доске:               Словарь урока:

                                    Рассказ

- Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

- Анализ любого рассказа начинается с определения его темы и идеи.

На доске:                 Словарь урока:

                                       Тема

                                        Идея

- Что такое тема? Какова тема рассказа?

(Дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь)

- Откройте тетради, напишите число, тему урока, начертите таблицу, заполните верхнюю строку.

тема

идея

Яша

Володя

      - Что такое идея? Какова идея рассказа?

(Дружба познается в беде.  Взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.)

- Заполните вторую строку таблицы.

- Сразу вспоминается песня В.Высоцкого из к/ф «Высота» «Если друг оказался вдруг…». Послушайте её.

Звучит песня.

- Почему именно эту песню я включила в наш сегодняшний урок?

  1. Анализ рассказа.

- Вспомним главных героев рассказа.

А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

- Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.

1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»

2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

Б) Работа с текстом.

- Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке.

- Какие черты их характера и поведения здесь проявляются?

(Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя»)

- Какое выразительное средство использует здесь автор?

На доску креплю:        метафора

(Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)

- Какое выразительное средство использовано здесь?

На доску креплю:        разговорная лексика

( В.- неловкий, несобранный, медлительный)

     - Для чего автор часто использует разговорную лексику?

- Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

- Дополните записи в тетради.

(Я.- язвительный, грубый, импульсивный)

В) Сообщение нового материала.

- Язвительные выражения в литературе называются ИРОНИЕЙ

На доску креплю:      ирония = осмеяние, насмешка

- Прочитайте определение иронии в толковом словаре учебника

- Чем это определение отличается от того, что дала я?

- Как ведет себя Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь проявляются?

(В. – скромный, сдержанный)

- Может ли Володя преодолевать затруднения на пути к поставленной цели?

(Да. Он торопливо завязывал шнурки…)

- Можно ли Володю обвинить в угодничестве? Почему?

- Перечитайте диалог между ребятами по пути на рыбалку

- Чем отличается поведение Яши от поведения Володи?

(Я. – хвастун, отходчивый

В. – честный)

- О чем еще разговаривали ребята?

(об услышанных звуках, об осьминогах)

- Как проявляются в этих фрагментах их характеры?

(Я. – знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

В.- любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе)

- О том, какой увидели ребята реку, подойдя к ней, расскажут ребята, сидящие на 2-ом варианте.

Г) Прверка  Д/З

Художественный пересказ «Описание реки»

(со слов: «Вышли на бугор…»

До слов: «Володя готов был…»)

- Река видится одинаково прекрасной и Володе, и Яше. Запишите в таблицу: умеют ценить красоту.

- О чем разговаривают мальчики во время рыбалки?

(о том, как правильно ловить рыбу)

- Всегда ли у Яши все получалось в рыбной ловле? Докажите словами из текста.

(Я. – склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок)

- Посмотрите в таблицу. Похожи ли ребята? Можно ли считать их друзьями? Почему?

- Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи. 3-ий вариант дома должен был подготовить выборочный пересказ этого испытания.

Д) Проверка Д/З

«Володя тонет»

Со слов: «Но в этот момент земля…»

До слов: «Глаза Володи потемнели…»

- В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия.  Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

- Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного страдающего лица Володи?

- Теперь смело можно сказать, что,  несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.

- Попробуем заглянуть в будущее героев. Станут ли они друзьями? Почему вы так думаете?

(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным)

 

  1. Индивидуальная работа учащихся.

- О том, какими мы все должны стремиться быть в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина.  Биккулова Катя расскажет это стихотворение.

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тиши.

Только б, дочка, шли ошибки эти

Не от бедности – от щедрости души.

Не беда, что тянешься ко многому:

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься – не сворачивай –

И на помощь маму не зови…

Я хочу, чтоб чистой и удачливой

Ты была в работе и в любви.

Если горько вдруг обманет кто-то,

Будет трудно, но переживешь.

Хуже, коль полюбишь по расчету

И на сердце приголубишь ложь.

Ты не будь жестокой с виноватыми,

А сама виновна – повинись.

Всё же люди, а не автоматы мы,

Всё же непростая штука – жизнь…

-Этим стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

8. Подведение итогов.

А) – Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю.Казакова? Почему?

Б) Оценки за урок.

Список использованной литературы

  1. Литература. 7кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2010.
  2. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Метод.советы. – 2-е изд., испр. И доп.. – М.: Просвещение, 1997
  3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – 3- изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М. АЗЪ, 1994



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МОУ СОШ №11

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и гармонии человека с миром. Аллитерация.

Цели:  1) Учить анализировать лирические произведения.

            2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение.

            3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

Оборудование: учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной , В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова

Методы и приёмы: 1) по источнику  приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)

2) по способу деятельности учащихся:  информативно – рецептивный  ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает);  репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)

     3) по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику);  коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание);  познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа).

Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:

Часть плана

Опорная лексика

1. Тема

Тема красоты и гармонии человека с миром

2. Идея.

Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии

3. Художественные средства,  синтаксис, лексика.

Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация,

антитеза, устаревшая лексика

Оформление доски:

План урока:

1)Словарь урока.

2)Анализ стихотворения.

3) Знакомство с

новыми

 литературными

терминами.



 

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема природы и

человека. Аллитерация.


Часть плана

Опорная лексика

1.Об авторе


2.Тема


3.Идея


4.Художественные средства, синтаксис, лексика


Словарь урока:

Стихотворение

Тема

Идея

Гипербола Метафора

Олицетворение

Эпитет

Антитеза





Ход урока.

I Введение в тему

На доске:  (Портрет М.Ю. Лермонтова)

- Чей портрет вы видите на доске?

- Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта – свидетельство огромного ума,  на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.

II Проверка д/з.

- Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова?

(Используйте план в своих тетрадях)

                        1чел. – у доски.

- Прочитайте наизусть стихотворение «Парус». (2 чел)

III  Сообщение темы из целей 

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением - «Три пальмы».

На доске:                          План урока:                                                

1)Словарь урока.

2)Анализ стихотворения.

3) Знакомство с новыми литературными терминами.

- Поэт не просто любил природу. Картины её оживали в его воображении и становились волшебными. Поэт слышал, «как звезда со звездою говорит», ручей рассказывает ему «про милый край, откуда  мчится он; «ландыш серебристый приветливо кивает головой».

Но образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы».

IV На доске:                             Словарь урока

Стихотворение                                        метафора

Тема                                                        олицетворение

Идея                                                         эпитет

Гипербола                                               антитеза

- Обратимся к словарю урока. Дайте определение терминов, которые мы будем использовать на уроке при анализе стихотворения.

V Анализ стихотворения с составлением таблицы

- Поставьте в тетради число, начертите таблицу для составления опорного конспекта.

                На доске:

Часть плана

    Опорная лексика

1. Тема.

2. Идея.

3. Художественные средства, синтаксис, лексика.

1. Чтение стихотворения (запись или наизусть учителем) .

       2. Анализ стихотворения

 - На сколько частей можно разделить стихотворение с  картинами природы?

(1. Пальмы

2. Караван

3. Пепел) 

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?

                (Тема красоты и гармонии человека с миром)

        Запишите в таблицу.

- Как вы поняли главную мысль стихотворения?

                (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии)

Запишите в таблицу.

- Прочитайте, на что ропчут пальмы?  Поясним значение непонятных слов.

- Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят?

- Какое художественное средство использует поэт? Для чего?

                         (олицетворение)

        Запишите в таблицу.

- Прочитайте  4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем?

- Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана.

                        (4,5 строфа на стр. 155)

- Как относились к гостям хозяева и как люди к ним?

3. Объяснение нового. 

- Что означают слова питомцы столетий?

                        («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

(На доске прикрепляю распечатку с данным термином)

_ Прочитайте, какое определение даётся в словаре литературоведческих терминов. 

- Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины?

                        (одежда = листья, стволы = тела)

- Какой прием (художественное средство)  используют здесь поэт? С какой целью?

                        (метафору)

- Вслушайтесь еще раз в строки:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?

 Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.

На доску (вешаю):  Аллитерация.

- С какой целью поэт употребил аллитерацию?

        Запишите в таблицу.

- Перечитайте первую и последнюю строфы.

- Какой прием используют поэт?

                (антитеза)

- С какой целью?

        Запишите в таблицу.

- Вспомните, что такое сюжет?

- Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его.

- Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?

За доской: Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или  вымышленным содержанием

VI  Чтение стихотворения «Три пальмы» учениками.

VII Самостоятельная работа по карточкам (распечатки по вариантам) 

Определите, какие художественные средства использует автор.

Выпишите выделенное словосочетание, через тире напишите литературный прием.

Вариант – 1

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,        на «4»

И щедро поит их студёный  ручей.

************************************************************************************

Вариант – 2

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь продолжал караван,

И следом печальным  на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный.         на «4» 

************************************************************************************

Вариант – 1

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,        на «5»

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

************************************************************************************

Вариант – 2  

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!         на «5»

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

VIII  Подведение итогов 

1) – Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему?

                (много устаревших слов)

- Этим отличается лексика стихотворение.

        Запишите в таблицу.

- А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе)

                ( ааббвв } парная )

- Почему это стихотворение современно и сегодня?

- Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек природа?»  

2)   - Оценки за урок.

 

IХ  Д/з  1) с. 157-160 (читать выразительно стихотворение)

2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 – 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 – 157)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)

Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....

Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Цель данного урока:    обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...

Конспект урока литературы "Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети " в русской критике 18 века"

Урок литературы в 10 классе с применением технологии РКМЧ....

План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок с применением технологии критического мышления...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что м...

Методическая разработка открытого урока по теме "Базаров -нигилист?" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Технологическая карта открытого урока подготовлена для студентов 1 курса. Урок проводился в рамках методической недели, с целью обощения опыта работы и изучения различных методик проведения уроков. Ст...