Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
рабочая программа (7 класс)
Данная рабочая программа продолжает серию коррекционных программ для учащихся с ЗПР VII вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно–тематическое планирование по литературе в 7 классе (2 часа в неделю, всего 68 часов в год) | |||||||||||||||
№ | Сроки (неделя, месяц) | Тема урока | Содержание темы | Коррекционная работа | Виды контроля | Планируемые предметные результаты | Домашнее задание | ||||||||
Развитие речи | Развитие ВПФ | ||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||||||
УУД Познавательные Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника Регулятивные Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Коммуникативные Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Личностные Формирование стартовой мотивации к обучению. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |||||||||||||||
1 | Сентябрь, 1 неделя | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Книга в жизни человека. Афоризмы известных писателей. | Работа с текстом. Устное и письменное высказывание | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. Коррекция монологической речи. | Ответы на вопросы. | Сформированы общие представления о роли книги в жизни человека; умение подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг. | Прочитать вводную статью в учебнике. | |||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов) | Развитие инициативности | ||||||||||||||
УУД Познавательные Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме, умеют заменять термины определениями, знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор, структурируют знания. Регулятивные Вносят коррективы и дополнения в составленные планы, осознают качество и уровень усвоения, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивают достигнутый результат. Коммуникативные Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания, могут слушать и слышать друг друга, умеют создавать связный текст Личностные Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, освоение личностного смысла учиться. | Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | ||||||||||||||
2 | Сентябрь, 1 неделя | УНТ. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. | Коррекция памяти, мыслительных процессов. | Ответы на вопросы, выразительное чтение преданий. | Сформированы представления о понятиях «фольклор», «обрядовый фольклор», о видах обрядовых песен; понимание их эстетической и художественной ценности, а также различие песен по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; умение соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику. | Прочитать предания в учебнике, уметь подробно пересказать их. | |||||||
3 | Сентябрь, 2 неделя | Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович», прославление мирного труда в ней | Былина. Своеобразие былин как героических песен эпического характера.Два цикла былин. | Развитие устной и письменной речи; пересказ. | Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти. | Выразительное чтение былины. Самопроверка. | Сформированы умения составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки; уметь анализировать художественный текст былины, эмоционально его воспринимать, выразительно читать. | Выучить отличительные особенности двух циклов былин | |||||||
4 | Сентябрь, 2 неделя | Вн/чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций, роль гипербол в былине | Былина. Своеобразие былин как героических песен эпического характера. | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. | Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Выразительное чтение былины. Самопроверка | Сформированы умения составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки; уметь анализировать художественный текст былины, эмоционально его воспринимать, выразительно читать | Прочитать былину "Садко", знать отличительные особенности киевского и новгородского цикла былин. | |||||||
5 | Сентябрь, 3 неделя | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Тематическое различие Киевского и новгородского циклов. | Былина. Своеобразие былин как героических песен эпического характера. | Развитие устной и письменной речи; выразительное чтение | Развитие словесно-логического мышления. Коррекция монологической речи. | Выразительное чтение былины. Письменные ответы на вопросы. | Сформированы умения составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки; уметь анализировать художественный текст былины, эмоционально его воспринимать, выразительно читать. | Подобрать по 5-6 пословиц о патриотизме, о дружбе. | |||||||
6 | Сентябрь, 3 неделя | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка. Собиратели и сборники пословиц. Пословицы народов мира | Пословица. Поговорка. Их отличие. Афористичность пословиц | Устное и письменное высказывание | Коррекция монологической речи. Коррекция аналитико-синтезирующего мышления. | Ответы на вопросы. | Сформированы представления о пословице и поговорке. Их своеобразие и афористичность как малого жанра фольклора; умение толковать пословицы, уместно употреблять в речи. | Подобрать к 10 русским пословицам близкие по смыслу пословицы других народов. | |||||||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ЧАСА) | |||||||||||||||
УУД Познавательные Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Коммуникативные Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, Личностные Уважение истории, культурных и исторических памятников, ориентация в системе моральных норм и ценностей, освоение общемирового культурного наследия, основ социально-критического мышления. | |||||||||||||||
7 | Сентябрь, 4 неделя | Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. | Выразительное чтение. | Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция монологической речи. | Подготовить выразительное чтение фрагмента поучения. Письменно ответить на вопросы: в чем заключается мудрый совет Владимира Мономаха? Актуальны ли советы в наше время? Какие наставления (уроки) содержит «Поучение»? | Сформированы представление об определении понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «поучение», исторические сведения о принятии на Руси христианства характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; умения отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества. | Составить нравственную памятку для себя, в которую занести самые важные наставления Владимира Мономаха. | |||||||
8 | Сентябрь, 4 неделя | Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | Содержание повести. Нравственные законы, которым следуют ее главные герои | Работа с текстом. | Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти. | Выразительное чтение. Беседа. Ответы на вопросы. | Сформированы правильное восприятие содержания текста, умение анализировать древнерусский текст, выразительно читать и определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | Подготовить устную характеристику героев повести. | |||||||
9 | Октябрь 1 неделя | Р/Р Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе. | Основные темы древнерусской литературы. Черты сходства и различия в произведениях древнерусской литературы | Работа с текстами произведений. Беседа. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция зрительного внимания и долговременной памяти. | Сочинение-рассуждение на одну из проблемных тем. | Сформировано умение строить текст в соответствии с темой и основной мыслью, уважительно относиться к нравственным ценностям русского народа. | Написать сочинение на одну из тем. | |||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ЧАСА) | |||||||||||||||
УУД Познавательные Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать. Личностные Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. | |||||||||||||||
10 | Октябрь 1 неделя | Слово о М. В. Ломоносове. Размышления автора о Родине, русской науке, призыв к миру в стихотворении «К статуе Петра Великого» и «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны…» | Исторические события в стихотворениях. Особенности поэтического языка. Роль Ломоносова в развитии русской литературы | Работа с текстом. Беседа. | Развитие инициативности. Коррекция нарушений устной/письменной/ речи. | Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением. | Сформированы представления о Ломоносове как поэте и ученом, отмечена его роль в развитии русской литературы; умение выделять признаки оды, выразительно читать и анализировать поэтический текст. | Подготовить выразительное чтение отрывка оды "На день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". | |||||||
11 | Октябрь 2 неделя | Г.Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях Г.Р. Державина «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». | Философский и иносказательный смысл стихотворений. Особенности поэтического языка. | Работа с текстом. Беседа. Выразительное чтение. | Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления. | Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением. Самопроверка. | Сформированы представления о жизни и творчестве Державина; умение трактовать философский и иносказательный смысл изучаемых стихотворений, определять их идею; объяснять новаторство Державина в поэзии. | Подготовить выразительное чтение стихотворения "Властителям и судиям". | |||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30 часов) | |||||||||||||||
УУД Познавательные Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания. Регулятивные Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?), определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивают достигнутый результат. Коммуникативные Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе, умеют создавать связный текст. умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, освоение личностного смысла учиться. | |||||||||||||||
12 | Октябрь 2 неделя | Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, образы Петра I и Карла XII в отрывке из поэмы «Полтава» | Слово о поэте. Поэма «Полтава» как отражение исторических событий | Обучение выразительному чтению и анализу произведения. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. Развитие фонематического восприятия. | Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт? Выразительное чтение отрывка. | Сформированы представления о фактах биографии А.С. Пушкина и периодах его творчества, истории создания поэмы, художественных особенностях, определение понятия «эпитет»; умения определять средства художественной выразительности и их роль. | Прочитать поэму "Полтава" полностью, подготовить краткий пересказ её содержания. | |||||||
13 | Октябрь 3 неделя | Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра I, образ автора во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» | Поэма «Полтава» как отражение исторических событий. Роль композиции в понимании смысла поэмы. Обучение анализу эпизода. | Обучение выразительному чтению и анализу произведения | Развитие инициативности. Развитие фонематического восприятия. | Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувство любви к Родине, прославить дела Петра? Выразительное чтение отрывка из поэмы. | Сформированы представления о художественных средствах, использующихся поэтом для того, чтобы передать чувство любви к Родине, прославить дела Петра; умение работать с текстом стихотворения, дополнительными источниками, создавать устное монологическое высказывание. | Выучить наизусть вступление к поэме А.С. Пушкина "Полтава". | |||||||
14 | Октябрь 3 неделя | «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады | Историческая основа «Песни». Особенности содержания, формы, композиции. | Обучение выразительному чтению и анализу произведения | Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? | Сформированы представления об исторической основе «Песни», умения воспринимать и анализировать поэтический текст; давать сравнительную характеристику героев, определить роль художественных средств; выразительно читать произведение. | Выучить отрывок из "Песни о вещем Олеге" наизусть (1-7 строф). | |||||||
15 | Октябрь 4 неделя | Р/Р Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Образ летописца Пимена; значение труда летописца в истории культуры | Историческая основа драмы. Особенности драматического произведения: диалог, реплики, ремарки. | Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение. | Коррекция памяти, мыслительных процессов | Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования | Сформированы умения воспринимать и анализировать драматический стихотворный текст, характеризовать героя, определять его роль в произведении. | Письменно ответить на один из вопросов (по выбору). | |||||||
16 | Октябрь 4 неделя | Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель». Гуманизм повести | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. Особенности содержания, формы, композиции. | Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение. | Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти. | Взаимопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформированы умения определять место повести в творчестве Пушкина; понимать выражение «маленький человек»; определять идейный замысел автора, видеть роль автора и рассказчика в повести. | Прочитать повесть до конца; подготовить близкий к тексту пересказ сцены "Вырин у Минского". | |||||||
17 | Ноябрь, 2 неделя | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | Цикл «Повести Белкина». Его особенности. Особенности содержания, формы, композиции. | Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение. | Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания. | Самопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформировано умение понимать идейное содержание повести, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выражать своё отношение, отмечать особенности языка. | Написать сочинение на одну из тем по выбору | |||||||
18 | Ноябрь, 2 неделя | Слово о М.Ю. Лермонтове. Картины быта XVI века и их роль и понимании характеров и идеи поэмы «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | История создания произведения. Содержание «Песни…» Идея поэмы. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Развитие фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение произведения. | Сформировано представление об истории создания поэмы, её исторической основе, содержании, нравственной проблематике; умение находить исторические детали в произведении и отмечать их роль, пересказывать эпизод, участвовать в диалоге. | Дочитать "Песню...", выделить в ней смысловые части. | |||||||
19 | Ноябрь, 3 неделя | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественные формы «Песни про царя Ивана Васильевича…», образы гусляров и автора, фольклорные начала в ней. | Нравственная проблематика произведения. Жанровое своеобразие. | Работа с текстом. Выразительное чтение произведения. | Коррекция слухового внимания. Развитие артикуляционной моторики. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформировано умение работать с литературным произведением, сопоставлять героев и определять авторскую позицию; понимать многообразие и сложность человеческих характеров и взаимоотношений; устанавливать связь поэмы с устным народным творчеством.
| Выписать примеры использования фольклорных художественных средств: постоянных эпитетов, повторов, отрицательных сравнений, инверсии, фольклорной лексики. | |||||||
20 | Ноябрь, 3 неделя | Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива…». Мастерство поэта в создании художественных образов в стихотворениях «Молитва», «Ангел» | Художественное своеобразие стихотворений. Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. | Работа с текстом. Комментированное чтение. Анализ стихотворений. | Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение произведения. | Сформировано понимание образности структуры, темы стихотворения; умение анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности, выразительно читать его. | Выучить наизусть одно из стихотворений. | |||||||
21 | Ноябрь, 4 неделя | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Тестовые задания. | Художественный анализ стихотворения | Аналитическая работа с текстами. | Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Тестовые задания. Анализ стихотворений. | Сформировано умение в собственном высказывании использовать богатые возможности русской речи. | Прочитать 1-5 главы повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"; подготовить устное высказывание о первых впечатлениях от прочтения глав повести. | |||||||
22 | Ноябрь, 4 неделя | Слово о Н. В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести « Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев | Слово о писателе. Историческая основа повести. Место повести в творчестве Гоголя. Замысел писателя. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция зрительного внимания и долговременной памяти Развитие фонематического восприятия. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Составление плана. | Сформировано представление о творчестве Гоголя; о замысле повести, её исторической основе; умение оценивать поступки героев, отбирать материал для их индивидуальной характеристики. | Прочитать повесть до конца. Подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе. Подготовить устный рассказ об Остапе и Андрии по плану. | |||||||
23 | Декабрь 1 неделя | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое | Противопоставлений персонажей. Литературный герой. Патриотический пафос произведения. | Анализ текста Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформировано умение характеризовать литературных героев, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики, составлять пересказ по плану. | Подобрать цитатные материалы к сочинению по "Тарасу Бульбе". Выучить речь Тараса о товариществе. | |||||||
24 | Декабрь 1 неделя | Р/Р Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Художественная деталь. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Развитие артикуляционной моторики. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформировано умение правильно строить сочинение; характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал. | Написать сочинение на одну из тем. | |||||||
25 | Декабрь 2 неделя | Слово об И.С. Тургеневе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника». Нравственные проблемы, художествен-ные достоинства и герои рассказа «Бирюк». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | История появления «Записок охотника». Их гуманистический пафос. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания | Взаимопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформировано представление о Тургеневе как о писателе, истории появления «Записок охотника»; умение определять тему, идею, конфликт произведения, видеть авторскую позицию и объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики персонажей. | Подготовить выразительное чтение, анализ стихотворений И.С.Тургенева в прозе "Собака", "Два богача", "Близнецы", "Русский язык", "Воробей" (по выбору). | |||||||
26 | Декабрь 2 неделя | Р/Р Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и др. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению по стихотворению в прозе | Понятие «стихотворение в прозе». Время создания стихотворений. Тематика и жанровые особенности стихотворений в прозе. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция творческого воображения. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано умение определять особенности жанра стихотворений в прозе; умение анализировать и грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворений, определять тональность, преобладающее настроение. | Выучить наизусть стихотворение в прозе "Русский язык". | |||||||
27 | Декабрь 3неделя | Слово о Н.А. Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая» | Замысел поэмы. Историческая основа. | Анализ текста. Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение отрывка из поэмы. | Сформировано представление о Некрасове, о содержании поэмы, ее исторической основе; умение характеризовать героев, выразительно читать диалоги, показывая нравственную силу героини. | Подготовить выразительное чтение стихотворения "Размышления у парадного подъезда". Прочитать стихотворения "Вчерашний день, часу в шестом..." и "Размышления у парадного подъезда". | |||||||
28 | Декабрь 3 неделя | Р/Р «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н.А. Некрасова о судьбе русского народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | Замысел поэмы. Историческая основа. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция нарушений устной/письменной/речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение стихотворения. | Сформировано представление о содержании стихотворения, умение воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображаемому. | Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда". | |||||||
29 | Декабрь 4 неделя | Вн. чт. Слово об А.К. Толстой. Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Понятие баллады. Жанровое своеобразие исторических баллад. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение баллад. Взаимопроверка. | Сформировано представление об исторических балладах; умение анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику, композицию баллад. | Прочитать балладу А.К.Толстого "Михайло Репнин"; составить вопросы по её содержанию для представления их на уроке одноклассникам. | |||||||
30 | Декабрь 4 неделя | Слово о писателе М. Е. Салтыкове – Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика) | Анализ текста. Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. Самопроверка. | Сформировано представление о писателе; умение определять жанровое своеобразие «Сказок…»; умение характеризовать героя на основе текста, делать выводы из прочитанного, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения. | Заполнить таблицу в тетради. Прочитать сказку "Дикий помещик". | |||||||
31 | Январь, 2 неделя | Р/Р Смысл названия сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению | Определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика) | Работа с текстом. Пересказ текста. | Коррекция словесно- логического мышления. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. Самопроверка. | Сформировано представление о содержании сказки; умение находить в сказке черты сатиры, объяснять приемы иносказания; определять реальное и фантастическое. | Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом. Самостоятельно подобрать дополнительный материал о писателе. | |||||||
32 | Январь, 2 неделя | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М. Е. Салтыкова – Щедрина | Игровой урок | Аналитическая работа с текстами. | Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения. | Урок-игра | Сформировано умение показать знания по прочитанным произведениям в игровой форме; работать в группе и индивидуально; демонстрировать самостоятельность и ответственность. | Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом. Самостоятельно подобрать дополнительный материал о писателе. | |||||||
33 | Январь, 3неделя | Слово о Л.Н. Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Факты биографии писателя. Понятие «автобиографическое произведение» | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция нарушений устной/письменной/речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано представление о Толстом как о писателе, умение анализировать текст, понимать сложность взаимоотношений взрослых и детей. | Прочитать главу "Maman" и другие главы повести, подготовить подробный пересказ одной из них. | |||||||
34 | Январь, 3неделя | Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство»; его чувства, поступки, духовный мир | Мотивы поступков главного героя и его окружения | Работа с текстом. Развитие лексической стороны речи. | Коррекция словесно-логического мышления. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. Самопроверка | Сформировано умение осознанно воспринимать и анализировать текст, пересказывать его, составлять портрет героя; определять нравственную проблематику повести. | Прочитать главу XV "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!"; подготовить выраз. чтение наиболее важных цитат из неё. | |||||||
35 | Январь, 4 неделя | Слово о писателе И.А. Бунине. Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры». | Рассказ о писателе. Идейно-тематическая направленность рассказа. Понятие о детали произведения. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция зрительного и слухового внимания. Развитие фонематического восприятия. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано умение показать знания по прочитанным произведениям в игровой форме; работать в группе и индивидуально; демонстрировать самостоятельность и ответственность. | Уметь объяснить название рассказа "Цифры". Прочитать рассказ И.А.Бунина "Лапти". | |||||||
36 | Январь, 4 неделя | Р/Р Нравственный и философский смысл рассказа И.А. Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика | Идейно-тематическая направленность рассказа. Понятие о детали произведения. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция творческого воображения. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано умение показать знания по прочитанным произведениям в игровой форме; работать в группе и индивидуально; демонстрировать самостоятельность и ответственность . | Написать сочинение-миниатюру "Когда я читал рассказ И.А.Бунина..." Прочитать стихотворение И.А.Бунина "Детство", уметь выразительно его прочитать. | |||||||
37 | Февраль 1 неделя | Слово об А.П. Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон». Смысл его названия. | Оценки творчества Чехова современниками. Сюжет и образная система рассказа. | Пересказ текста. Развитие лексической стороны речи. | Умение работать по словесной инструкции/алгоритму. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано представление о Чехове как художнике слова, понятиях сюжета и образной системе рассказов; умение дать оценку действиям персонажей, объяснить значение диалога и художественной детали. | Подготовить устное высказывание об особенностях композиции рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". | |||||||
38 | Февраль 1 неделя | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | Сюжет и образная система рассказа. Понятия юмора и сатиры. | Работа с текстом. Развитие устной речи. | Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано представление о понятиях юмора и сатиры; умение выявлять приемы создания комического, сравнивать и делать выводы. | Подготовить устное высказывание об особенностях композиции рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". | |||||||
39 | Февраль 2 неделя | Вн. Чт. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Содержание рассказа. Особенности композиции. Понятия юмора и сатиры. | Работа с текстом. Комментированное чтение. | Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано умение выявлять приемы создания комического, сравнивать и делать выводы; умение дать оценку действиям персонажей, объяснить значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Прочитать рассказы А.П.Чехова "Тоска", "Размазня". Подготовить выразительное чтение рассказов. | |||||||
40 | Февраль 2 неделя | Вн. Чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» | Содержание рассказов. Особенности композиции. Понятия юмора и сатиры. | Работа с текстом. Развитие устной и письменной речи. | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано умение видеть смешное и грустное в рассказах; выявлять приемы создания комического, сравнивать и делать выводы. | Написать отзыв на рассказ А.П.Чехова по плану. Подготовить выразительное чтение стихотворений (В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин и др.) | |||||||
41 | Февраль 3 неделя | Р/Р Стихи русских поэтов XIX века В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению. | План анализы поэтического произведения. Поэтические тропы. | Выразительное чтение. Развитие лексической стороны речи. | Коррекция творческого воображения. Развитие навыков каллиграфии. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано умение выразительно читать поэтический текст, анализировать лирическое произведение; находить изобразительные средства и определять их роль в тексте. | Написать сочинение-миниатюру по стихотворению о природе на выбор по плану. | |||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (11 ч) | |||||||||||||||
УУД Познавательные Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, выделяют и формулируют познавательную цель, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выражают структуру задачи разными средствами, выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивают достигнутый результат. Коммуникативные Учатся принимать решение и реализовывать его, проявляют внимание к личности другого, стремятся устанавливать доверительные отношения, проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам, уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Личностные Признание ценности здоровья, своего и других людей, уважение ценностей семьи, оптимизм в восприятии мира, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, доброжелательное отношение к окружающим. | |||||||||||||||
42 | Февраль 3 неделя | Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство» Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин | Автобиографический характер повести. Причины поступков героев. | Аналитическая работа с текстом. Развитие устной и письменной речи. | Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление о писателе; умение характеризовать героев, пересказывать эпизоды, выделяя важные события. | Прочитать 1-8 главы повести, подготовить подробный пересказ эпизодов (по вариантам). | |||||||
43 | Февраль 4 неделя | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | Специфические черты характера, присущие отдельным героям произведения | Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция нарушений устной/письменной/ речи. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано умение анализировать прочитанное; характеризовать героев; выделять специфические черты характера, присущие отдельным персонажам. | Дочитать повесть до конца. Составить план эпизода из главы III "Развлечения и праздники в доме Кашириных". | |||||||
44 | Февраль 4 неделя | Обучение анализированию эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | План анализа эпизода | Работа с текстом. Анализ прозаического текста. | Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано умение объяснять роль эпизода в композиции произведения; характеризовать героев в эпизоде; оценивать их поведение и речь. | Написать сочинение на одну из тем по выбору. | |||||||
45 | Март, 1 неделя | Вн. Чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | Содержание легенды. Жанровое своеобразие произведения. | Развитие речи через постановку вопросов. Пересказ текста. | Коррекция словесно-логического мышления. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. | Сформировано умение выделять жанровое своеобразие легенды; анализировать произведение; характеризовать героев; оперировать понятиями «романтический герой», «романтическое произведение». | Подготовить близкий к тексту художественный пересказ фрагмента легенды. Написать небольшой ответ на вопрос: "Какой поступок можно назвать подвигом?" | |||||||
46 | Март, 1 неделя | Слово о В.В. Маяковском. Своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества | Факты жизни и творчества поэта. Своеобразие художественной формы стихотворения. Понятие «сатира». | Выразительное чтение. Развитие лексической стороны речи. | Развитие фонематического восприятия. Коррекция наглядно-образного представления. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о Маяковском как поэте; умение раскрыть художественное своеобразие стихотворения; определять роль фантастических картин в нем; умение выразительно читать стихотворение, выделяя смысловые части. | Подготовить устное высказывание о стихотворении по плану. | |||||||
47 | Март, 2 неделя | Вн. Чт. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», его гуманизм и сочувствие ко всему живому. Понятие о лирическом герое | Понятие о лирическом герое | Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение | Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано умение определять главную мысль, идейную позицию стихотворения, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой; владеть понятием «лирический герой»; понимание тонкости внутреннего мира героя. | Выучить стихотворение В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" наизусть. Прочитать рассказ Л.Андреева "Кусака", составить по нему план. | |||||||
48 | Март, 2 неделя | Слово о Л.Н. Андрееве. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака», его гуманистический пафос произведения | Сведения о творческом пути писателя. Содержание произведения. | Работа с текстом. Работа в парах (составление диалогов) | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция монологической и диалогической речи. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление об Андрееве как о писателе; понимание нравственной проблематики его рассказа; умение выражать собственное отношение к прочитанному. | Прочитать статью учебника об А.П.Платонове, подготовить её пересказ. | |||||||
49 | Март, 3 неделя | Слово об А.П. Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человекув рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей | Сюжет рассказа. Его идейно-тематическое содержание. | Работа с новой лексикой и текстом, выборочный пересказ. | Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано умение понимать сюжет и идейно-тематическое содержание рассказа; анализировать текст, оценивать действия героев. | Прочитать рассказ А.П.Платонова "В прекрасном и яростном мире" | |||||||
50 | Март, 3 неделя | Вн. Чт. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» | Содержание. Особенности языка писателя. | Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение | Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано понимание идейного содержания произведения; умение определять художественные особенности; воспринимать и анализировать художественный текст, видеть его красоту. | Составить план к сочинению на одну из тем по выбору. Подготовить комментарии и цитатные материалы к выбранной теме. | |||||||
51 | Март, 4 неделя | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Сюжет. Его идейно-тематическое содержание. | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом, редактирование текста. | Развитие словесно-логического мышления. Развитие фонематического восприятия. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. | Сформированы навыки построения сочинения в соответствии с заданной темой, идеей, типом высказывания; умения составлять план к нему, подбирать нужный цитатный материал. | Написать сочинение на одну из выбранных тем. | |||||||
52 | Март, 4 неделя | Слово о поэте Б. Л. Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…» | Факты биографии Пастернака. Особенности его языка. | Работа с текстом. Комментированное чтение | Коррекция нарушений устной/письменной/ речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о Пастернаке как о поэте и писателе; умение выразительно читать, анализировать стихотворения; определять своеобразие изобразительных средств языка, лирического героя. | Выполнить письменно анализ одного из изученных стихотворений Б.Л.Пастернака по плану. | |||||||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (10 ч) | Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления. | ||||||||||||||
УУД Познавательные Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, выделяют и формулируют познавательную цель, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выражают структуру задачи разными средствами, выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные Осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта , оценивают достигнутый результат. Коммуникативные Учатся принимать решение и реализовывать его, проявляют внимание к личности другого, стремятся устанавливать доверительные отношения, проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам, уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Личностные Признание ценности здоровья, своего и других людей, уважение ценностей семьи, оптимизм в восприятии мира, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, доброжелательное отношение к окружающим. | |||||||||||||||
53 | Апрель, 1 неделя | Вн. Чт. Трудности и радости грозный лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны | Солдатские будни в стихотворениях о войне. Понятие «интервью» | Работа с текстом. Комментированное чтение | Развитие артикуляционной моторики. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление об особенностях лирических произведений о ВОВ; умение выразительно читать патриотические стихотворения; представление о жанре интервью. | Выучить наизусть стихотворения А.А.Ахматовой "Клятва" и "Мужество". | |||||||
54 | Апрель, 1 неделя | Слово о Ф.А. Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади». Литературные традиции в нём | Сюжет и проблематика рассказа. | Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов. | Развитие инициативности. Коррекция нарушений устной/письменной/ речи. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление о содержании рассказа, понятии литературной традиции; умение анализировать эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы. | Составить план рассказа "О чём плачут лошади". | |||||||
55 | Апрель, 2 неделя | Слово о Е. И. Носове. Нравственные проблемы рассказов «Кукла», «Живое пламя». Обучение целостному анализированию эпического произведения | Нравственные проблемы рассказа | Работа с текстом. Развитие устной и письменной речи. | Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление об идейно-нравственном содержании рассказа; умение анализировать эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы. | Прочитать рассказ Е.И.Носова "Живое пламя", проанализировать рассказ по плану. | |||||||
56 | Апрель, 2 неделя | Вн. Чт. Слово о Ю.П. Казакове. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе «Тихое утро», его герои и поступки | План характеристики героев | Работа с текстом. Работа в парах (составление диалогов) | Развитие фонематического восприятия. Коррекция монологической и диалогической речи. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление об идейно-нравственном содержании рассказа; умение анализировать произведение, определять особенности жанра, композиции, темы, составлять план. | Составить письменную характеристику одного из героев рассказа Ю.П. Казакова "Тихое утро". Подготовить выразительное чтение стихотворений В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого. | |||||||
57 | Апрель, 3 неделя | Вн. Чт. Стихи поэтов ХХ в В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | План анализа лирического произведения | Выразительное чтение. | Коррекция творческого воображения, зрительного и слухового внимания. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях изображения родной природы отдельными русскими поэтами; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора. | Выучить одно из стихотворений наизусть. Прочитать стихотворения А.Т.Твардовского, подготовить их выразительное чтение. | |||||||
58 | Апрель, 3 неделя | Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в стихотворениях «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» | Слово о писателе. Философские проблемы произведения | Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение | Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях изображения родной природы поэтом; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора. | Выучить наизусть одно из стихотворений А.Т.Твардовского. | |||||||
59 | Апрель, 4 неделя | Вн. Чт. Слово о писателе, учёном, гражданине Д.С. Лихачёве. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. | Публицистика, мемуары как жанры литературы | Работа в группах. Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция наглядно-образного представления и фонематического восприятия. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление о понятиях «публицистика», «мемуары»; умение строить ответ на поставленный вопрос и определять жанровые признаки произведения, авторскую позицию. | Прочитать главу из книги на выбор, подготовить её пересказ . | |||||||
60 | Апрель, 4 неделя | Слово о М.М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда». | Слово о писателе. Авторская позиция в оценке поступков героев | Работа с новой лексикой и текстом, выборочный пересказ. | Коррекция- развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление о содержании рассказов, умение объяснять грустное и смешное в произведениях; анализировать речевые особенности автора. | Прочитать один из рассказов М.М.Зощенко, подготовить отзыв о нём. | |||||||
61 | Май, 1неделя | Вн. чт. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях А.Н. Вертинского «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По смоленской дороге…» | План анализа лирических произведений | Работа с текстом. Комментированное чтение | Коррекция аналитического мышления, внимания | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэтов; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора. | Написать сочинение-миниатюру "Моя любимая песня". Подобрать материалы о дагестанском поэте Р.Гамзатове. | |||||||
62 | Май, 1неделя | Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине» | План анализа лирического произведения | Развитие устной и письменной речи; пересказ. | Коррекция творческого воображения, пространственного представления. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора. | Выучить наизусть одно из стихотворений Р.Гамзатова (на выбор). | |||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 час) | |||||||||||||||
УУД Познавательные Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, определяют основную и второстепенную информацию, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, строят логические цепи рассуждений, выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, структурируют знания. Регулятивные Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные Интересуются чужим мнением и высказывают свое, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью, умеют слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, ориентация в системе моральных норм и ценностей, освоение общемирового культурного наследия, основ социально-критического мышления. | |||||||||||||||
63 | Май, 2 неделя | Слово о шотландском поэте Р. Бёрнсе. Представления поэта о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» | Понятие об авторе. Темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть. | Работа в парах. Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора. | Выразительное чтение стихотворения Р.Бёрнса "Честная бедность". | |||||||
64 | Май, 2 неделя | Слово об английском поэте Дж.Г. Байроне. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…», особенности поэтических интонаций в нём | Творческий путь поэта. Гуманистический смысл творчества | Работа с текстом. Комментированное чтение | Коррекция творческого воображения, пространственного представления. | Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение. | Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора. | Подготовить выразительное чтение стихотворения Дж.Г.Байрона "Ты кончил жизни путь, герой..." | |||||||
65 | Май, 3неделя | Особенности жанру японских хокку (хайку) | Особенности японских хокку | Работа с текстом. Комментированное чтение | Коррекция творческого воображения. | Устный и письменный анализ хокку. Ответы на вопросы. | Сформировано представление о жанре хокку, понимание их символического значения. | Выучить 3 хокку наизусть, подготовить их анализ. | |||||||
66 | Май, 3 неделя | Слово об американском писателе О. Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов» | Нравственная проблематика произведения | Развитие устной и письменной речи; пересказ. | Развитие восприятия, памяти и мышления | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление о содержании произведения, его нравственной проблематики; умение анализировать произведение; роли художественной детали и способах создания юмора. | Перечитать рассказ "Дары волхвов", дополнить таблицу художественными деталями. Написать мини-сочинение на одну из тем по выбору. | |||||||
67 | Май, 4 неделя | Вн. Чт. Слово об американском писателе-фантасте Р.Д. Брэдбери. Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы». Мечта о победе добра | Фантастический рассказ-предупреждение | Работа с текстом. Комментированное чтение | Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти. | Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение | Сформировано представление о содержании произведения, о понятии «фантастический рассказ»; умение объяснять смысл названия рассказа, внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики. | Написать отзыв "Произведение, прочитанное в 7 классе, которое мне понравилось больше всего". | |||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч) | |||||||||||||||
68 | Май, 4 неделя | Контрольно-обобщающий урок «По страницам прочитанных книг». Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года. | Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства | Работа в группах. Развитие речи через постановку вопросов. | Развитие инициативностиКоррекция нарушений устной/письменной/ речи. | Итоговая игра | Показан уровень полученных знаний и умение интерпретировать прочитанные произведения; демонстрация уровня литературного развития и творческих способностей. | Список литературы на лето. |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель ПМПк Директор МБУ школы № 90
_______________ _________________ « ___» _____2015 г
« __» _______2015 г
СОГЛАСОВАНО
Родитель учащегося
______________________
« __» _______2015 г
Индивидуальная образовательная программа по литературе
7 класс
…………………,
ученицы 7 класса «….»,
получающей образование в форме
интегрированного обучения
Возраст: 13 лет.
Срок реализации программы –2015/2016 уч.год
Ответственная за реализацию программы – Рыбалкина Е.В.,
учитель русского языка и литературы
г. о. Тольятти
Пояснительная записка
Индивидуальная образовательная программа, созданная на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. - М.; Просвещение,2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.), разработана для <….>, ученицы 7 класса «Д», получающей образование в форме интегрированного обучения.
Обучение по данной программе осуществляется с использованием учебника «Литература. 7 класс в 2-х частях. ФГОС». Авторы: В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.,«Просвещение», 2015 г. Это учебное пособие содержит в доступной форме изложенный литературно-теоретический материал, творческие задания, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: художественные и библиографические тексты помещены в учебник-хрестоматию в достаточно полном объеме, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; иллюстрации к художественным произведениям, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Индивидуальная образовательная программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; направления коррекционной работы, содержание программного материала; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.
Направления коррекционной работы
Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.
Данное календарно-тематическое планирование по литературе является одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:
- овладение детьми практическими умениями и навыками;
- уменьшение объема теоретических сведений;
- включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
- развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
- совершенствование навыка чтения;
- привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Требования к организации обучения школьников с ЗПР:
- ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
- темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
- чётко обобщать каждый этап урока;
- новый учебный материал объяснять по частям;
- вопросы формулировать четко и ясно;
- домашние задания должны преобладать практические, так как учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;
- на каждом уроке обязательна словарная работа;
- переключать с одного вида деятельности на другой;
- разнообразить виды занятий;
- использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.
Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.
Учебно-методическое обеспечение
- Гусева Г.М. Островская Т.И. Книга для чтения. 6-7 кл. – М.: ВЛАДОС, 2012г.
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009г.
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Астрель», 2011г.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.
- Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.
- Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.
- Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.
- Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
- Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.
- Семаго Н., Семенович М. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование/...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образов...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...