М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение "Тучи"
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.
Родители поэта Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817)
Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А. Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.
В 1830 г. М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности, он пишет лирические стихи.
В 1832 г. М.Ю. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В 1837 г. М.Ю. Лермонтов узнает о гибели А.С. Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.
В 1840 г. военный суд за дуэль приговаривает М.Ю. Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством», за которое его представляют к награде.
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование М.Ю. Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.
Лучшие из них связаны с кавказской темой
Воспоминание о Кавказе
Вид Пятигорска
Крестовая гора
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска». В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в с. Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых
Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе.
Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Степью лазурною Как вы понимаете смысл этих слов? В прямом или переносном значении употреблены слова? ЛАЗУРЬ – светло-синий цвет, синева. МЕТАФОРА - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Выпишите примеры метафор из текста.
Анализ стихотворения Прочтите первую строфу. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Какую картину вы видите? Какое слово нарушает идиллическую картину? Изгнанники
Анализ стихотворения Прочтите вторую строфу. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Какие предложения преобладают? К кому обращается с вопросами поэт?
Риторический вопрос - приём, при котором на вопрос не требуется ответ, он очевиден. Употребляются для заострения темы, привлечения внимания. Выводы: Так к чему привлекает внимание поэт? Какую проблему хочет заострить? Друзей клевета ядовитая…
Третья строфа Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Отрицание утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта. Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч. Антитеза – резкое противопоставление.
Синквейн первая строка – одно существительное Тучи вторая строка - два прилагательных третья строка - три глагола четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы.
Итоги урока Что нового вы узнали? Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество
Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"
Презентация может быть использована на уроке с целью повторения и углубления знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова....
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)
Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького....
Презентация .М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
Презентация о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова....
Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Конспект урока....
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.Конспект урока.
Данный урок открывает изучение творчества М.Ю. Лермонтова в 10 классе. В представленной разработке отражены основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова. Кроме того, здесь представлены основные темы м моти...