Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1sudba_cheloveka.docx | 186.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тарумовская СОШ»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ на тему«Судьба человека в годы войны» (По стихотворению М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.
Село Тарумовка Тарумовский район РД
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Цели урока:
- на примере судеб главных героев произведений показать величие духа русского воина-победителя;
- совершенствовать навыки сравнительного анализа художественного текста, развивать способность аргументировать высказывание;
- формировать гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, трепетное отношение к памяти тех, кто завоевал Победу;
- выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине простого солдата, нравственной чистоты воина-освободителя;
- формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведе-ния, развитие коммуникативных способностей учащихся;
- формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе вывления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения.
- Мотивация к учебной деятельности(слайд 1,3)
Стихотворение Александра Осыкова «Солдат»
Чуть хмельной, с головой непокрытой,
Мир вдыхая в себя и покой,
Шёл солдат, на войне не убитый.
Шёл израненный весь, но – живой!
Победивший в сраженье кровавом,
Расквитавшись с проклятой войной,
Возвращался домой он со славой,
Хоть и с виду – совсем не герой!
Учитель
- Какое настроение передано в стихотворении А.Осыкова «Солдат»?
- Что кажется вам противоречивым (а может, и естественным) в изображении солдата?
- Определение темы,целей урока, задач урока. (слайд 2, 4)
- Посмотрите на тему урока, записанную на доске и сформулируйте цель урока.
- Работа по домашнему заданию.
1.Биография М.В.Исаковского (устный ответ учащегося у доски с приемами ФГОС).
2.Слово учителя.
В 1945 году Исаковский написал своё самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат. Поэт имел все основания считать это стихот-ворение одним из лучших своих произведений. Михаил Исаковский писал: «Я как бы вижу, ощущаю живого, реального человека – русского солдата, вер-нувшегося домой, солдата-героя и труженика, перенёсшего все тяготы самой страшной войны, какую когда-либо знало человечество. И даже не одного это-го солдата, но в его лице – и много других солдат, чья судьба в какой-то мере сходна с его судьбой».Судьба стихотворения, а затем песни была труд-ной, поскольку Сталину не нравилось, что солдат-победитель плачет. Но та боль, которая рвётся из песни, была настоящей, и песня в конце концов заняла своё место в ряду произведений о Великой Отечественной войне. Стихи создал Михаил Исаковский, а музыку – Матвей Блантер.
3.Инсценирование стихотворения «Враги сожгли родную хату…».
- .Анализ стихотворения.
Выразительное чтение 1 строфы.(слайд6)
- Прочитайте выразительно первую строфу.
- Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили, сожгли, расстреляли»), а «враги» «сгубили»?
(Характерная неопределённость понятий: не «немцы», а «враги», не «повесили», «расстреляли», а «сгубили» - подчёркивает максимальную обобщённость картины, повторяемость её во все времена).
- Вспомните, что такое ассонанс?
- (Ассонанс – повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа)
- Найдите пример ассонанса в данной строфе. Какую функцию он выполняет?
(Гулко катящийся повторяющийся звук «у» («сгубили всю его семью») выражает невероятную тоску и безысходность).
- Зачитайте риторический вопрос.(Слайд 7)
- Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе?
(Повтор-причёт усиливает народную интонацию, в которой и идёт весь рассказ о безымянном солдате. Лирический герой переживает чувство потери смысла существования. Ему не с кем делиться ни болью, ни радостью).
Выразительное чтение 2 строфы.
Индивидуальное задание.
Сообщение о символическом значении перекрёстка трёх дорог.
(Перекрёсток – символ выбора в целом и в частности выбора между жизнью и смертью, а также знак перехода из одного пространства в другое. В фольклоре это образ распутья, перед которым оказывается герой).
- Какой смысл приобретает строчка «нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок»?
Выразительное чтение 3 и 4 строфы.
- Какие слова повторяются в 4 четверостишии?
- Каков смысл такого повтора, какова его интонация?
(Интонация строфы ироническая. Момент возвращения солдат называет «свой день, свой праздник возвращенья» к любимой, во имя которого солдат преодолевал все тяготы и ужас войны).
Выразительное чтение 5 и 6 строфы.(слайд 8)
- Найдите пример олицетворения в 5 строфе.
- Какой образ возникает благодаря художественно-изобразительному средству?
(«Теплый летний ветер // Траву могильную качал»).
- «Нашел солдат в широком поле// Травой заросший бугорок» и «бутылку горькую поставил// На серый камень гробовой». Какое символическое значение приобретают детали «серый камень гробовой» и «бутылку горькую»?
(«Травой заросший бугорок» превращается в сознании солдата в «серый камень гробовой», поскольку остаться без жены, семьи и хаты и даже без могилы – это страшная мука, которую не превозмочь покорителю трёх держав.
«Бутылка горькая» горька от того, что «с печалью пополам»).
Выразительное чтение 7 и 8 строфы.
- Дважды в тексте названо имя женщины. Известно, что «Прасковья» стало вторым, «народным» названием песни. Давайте выясним, каково значение этого имени и какую смысловую нагрузку выполняет оно в тексте.
Индивидуальное задание.
Сообщение о значении имени Прасковья.
Прасковья, или Параскева, - в переводе с греческого означает «канун праздника, пятница». По преданию, Параскева родилась в III веке в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя христианской вере. Император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, стремясь истребить христианскую веру. Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и обезглавлена.
В день её памяти принято приносить в церковь для освящения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Святая мученица Параскева – целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.
- Почему солдат обращается к умершей жене (свяжите это с прослушанным сообщением)?
(Солдат обращается к умершей жене, как к живой, за исцелением душевных ран).
Выразительное чтение 9 и 10 строфы.
- Давайте послушаем, о каком историческом событии рассказывает деталь: «И на груди его светилась //Медаль за город Будапешт».
Индивидуальное задание.
Сообщение о Будапештской операции.
В ходе Второй мировой войны в 1944-1945 годах проводилась Будапештская операция – наступательная операция южного крыла советских войск силами 2-го и 3-го Украинских фронтов, одна из самых ожесточённых и кровопролитных битв в истории человечества. В Будапештской операции Красная Армия потеряла убитыми свыше 80 тысяч человек и ранеными свыше 240 тысяч человек. В июне 1945 года была учреждена медаль «За взятие Будапешта».
- Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?
Солдат не озлобился, не пал духом. Он, поборовший чужеземного врага, нравственно чист.
- Что даёт герою духовные силы?
Любовь к России, память о прошлом.
- Слово учителя. Подготовка к анализу рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (слайд 9)
Среди произведений, рассказывающих о судьбе человека на войне, достойное место занимает рассказ М.А. Шолохова “Судьба человека”. Он был написан в 1956—1957 гг. Сюжет рассказа основан на реальных событиях: весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою историю жизни. Шолохова захватил этот сюжет, и он принял решение: “Напишу рассказ об этом, обязательно напишу”. Через 10 лет Шолохов за семь дней написал рассказ “Судьба человека”. По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел во всем мире.
- Назовите самые драматические эпизоды военной судьбы Андрея Соколова. Как он ведет себя в них? (Два ранения, тяжелая контузия, плен, немецкий концлагерь. Находясь в неволе, Соколов вынужден убить предателя Крыжнева, чтобы спасти взводного. Затем была попытка побега из плена: Андрей воспользовался оплошностью охранников, ушел на сорок километров, но его поймали, “собак на живого спустили…” Новая попытка побега, теперь уже удачная: Соколов не только спасается сам, но и прихватывает бесценного языка - майора-строителя. И каждый раз Андрей находится буквально на волоске от гибели, но не сдается, не опускает руки, борется. Он мужественный человек, настоящий русский солдат).
- Какой фрагмент текста произвел на вас наибольшее впечатление и почему? (Сцена противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не трусит перед врагами, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Великое достоинство русского человека, русского солдата вызывает уважение даже у врагов. Мюллер вынужден был признать: “Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду”. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем. Мы, читатели, гордимся героем).
- В каких словах выражена основная мысль военных сцен рассказа? (Мы находим ответ в следующей фразе: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. В этих словах то, что определяет характер Андрея Соколова, его жизненные принципы – каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек).
- Как мы уже говорили, Андрей Соколов бежит из плена и получает возможность съездить на родину. Казалось бы, самое страшное позади, теперь его ждет радостное событие: встреча с семьей, но нет... Какие испытания еще ждут его? (На его долю выпадают еще два удара: жена и дочери погибли под бомбежкой в июне 1942-го, а его последнюю надежду – сына – смерть заберет в последний день войны: он погибнет от пули снайпера).(фрагмент «А.Соколов у воронки дома» слайд 10)
- Что же чувствует герой? (В тот момент, когда вся страна, весь народ радуются окончанию войны, празднуют долгожданную Победу, Андрей Соколов буквально оглушен своим горем: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!”).
- Как после войны выглядит бывший боец? (Одинокий и больной, солдат утратил все, что было дорого ему. “...Днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...” Рассказчик так описывает нам его: “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”).(слайд 11)
- Как вы думаете, к описанию какого литературного персонажа подошли бы эти строчки? Почему? (Так мог выглядеть и герой стихотворения М. В. Исаковского “Враги сожгли родную хату…”. Судьба этих солдат похожа: они оба героически сражались с врагом, сумели остаться в живых, жили надеждой на встречу с семьей и пережили страшное потрясение, узнав о гибели своих близких).
- Чем интересно совпадение сюжетных линий этих произведений? ( Рассказ М.Шолохова как бы продолжает повествование о судьбе солдата - героя стихотворения М. В. Исаковского, ведь, как мы помним, у поэта финал произведения оставался открыты
Ученица
- Но в рассказе М.А. Шолохова есть и еще один важный персонаж - мальчик Ваня. Что нам известно о его судьбе? ( У мальчика произошла та же жи-зненная трагедия, что и у взрослых людей: война отняла у него всю семью. Вот как об этом пишет М. Шолохов: “Где же твой отец, Ваня?” Шепчет: “Погиб на фронте”.— “А мама?” — “Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали”.— “А откуда вы ехали?” — “Не знаю, не помню...” — “И никого у тебя тут родных нету?” — “Никого”.— “Где же ты ночуешь?” — “А где придется”).(слайд 12 )
- “Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?” - сопереживает Андрей Соколов и, повинуясь душевному порыву, говорит мальчику, что он его отец. Что стоит за этим поступком? (Андрей Соколов пожалел мальчика, заслонил его от боли, страданий и скорби. Этим поступком он даёт надежду на новую жизнь, на возрождение не только мальчику, но и себе. Ваня не просто заменяет Соколову сына. Для человека, потерявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребенок становится единственным смыслом его искалеченной жизни.).
- Как вы оцениваете поведение Соколова? (Даже опустошенный внутренне, одинокий, утративший все, что было дорого ему, Андрей Соколов прежде всего сумел остаться Человеком, способным на сострадание, душевную чуткость и сердечную теплоту. Принимая решение усыновить “сиротину Ванюшу”, он совершает подвиг любви, еще раз побеждая смерть! В этом поступке и заключается идея произведения - утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное и сохранившего в себе высокую человечность
- Какой идейный смысл заключается в рассказе о судьбах Андрея Соколова и безымянного солдата из стихотворения М.В. Исаковского? (Эти герои — неотъемлемая часть своего народа. В их биографии отразилась история целой страны, история трудная и героическая. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вынесшего на своих плечах страшную войну, но не сломавшегося – в этом и заключен гуманистический пафос двух прекрасных произведений)(слайд 13).
- .Подведение итогов урока.
Обратимся к цели урока.Минута молчания(слайды 14- 15)
- Рефлексия.Я выбираю (слайд 16)
-Красный – я восхищаюсь подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны и считаю, что о событиях этой войны забывать нельзя, а нужно продолжать о них писать и говорить, чтобы то, что пережила наша страна в это кровопролитное время, больше не повторялось.
Зелёный – события тех лет давно уже канули в прошлое, мне жаль погибших на войне, но жизнь продолжается, и единственное, что нам остаётся – это хранить светлую память о героях.
Синий – мы живём в 21 веке. Великая Отечественная война – события почти столетней давности. Появилась новая литература, и писать о прошедшей войне незачем.
- .Домашнее задание.(слайд 17)
Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...
Урок по литературе на тему:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".
Урок по литературе в 9 классе....
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.
Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Урок литературы 8 класс. «Песни, опаленные войной» (М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
Урок – творческая мастерская поможет осмыслить подвиг и трᡃагедию нᡃашего нᡃарᡃода в годы Великой Отечественᡃнᡃой войнᡃы, которᡃые нᡃашли свое отрᡃаженᡃие в стихах поэтов нᡃашей Рᡃод...