Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.
Предложенный материал помогает действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека; учит не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других; приобщает к гуманистическим ценностям; воспитывает уважение к Отечеству, истории, культуре; позволяет сформировать потребность в идеале; указывает образец, достойный подражания; даёт возможность выпускникам школы определить своё место в жизни, подготовиться к службе в армии, к защите своей страны.
В композиции урока органично соединены история, литература, живопись, кино, что позволяет расширить кругозор учащихся. Такое единство различных родов и жанров литературы в одном уроке позволяет облегчить восприятие материала, соединить, слить воедино два поколения: наше и «поколение, выросшее как раз к началу войны», по словам поэта Василия Субботина.
Занятие предлагает теоретический и исторический материал, который даются учителем, музыкальное (песни) и литературное сопровождение в качестве подтверждения сказанного (стихи), которые произносят чтецы. Кроме того, используются фрагменты из художественного фильма «Судьба человека» (или просматривается кинолента целиком).
Данное занятие возможно использовать:
- на интегрированном уроке литературы, истории, музыки и изобразительного искусства;
- во внеклассной деятельности в качестве кинолектория;
- на классном часе;
- на уроках внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._m._sholohov_sudba_cheloveka.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
Дорогобужского района Смоленской области
Открытый урок по литературе
в 9 классе
«Знакомство с рассказом М.А. Шолохова
«Судьба человека»
и с одноимённым фильмом режиссёра
С. Бондарчука»
«Судьба человека» - история страны,
судьба всего народа»
Учитель Васькина Л.П.
2018
Пояснительная записка
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.
Предложенный материал помогает действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека; учит не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других; приобщает к гуманистическим ценностям; воспитывает уважение к Отечеству, истории, культуре; позволяет сформировать потребность в идеале; указывает образец, достойный подражания; даёт возможность выпускникам школы определить своё место в жизни, подготовиться к службе в армии, к защите своей страны.
В композиции урока органично соединены история, литература, живопись, кино, что позволяет расширить кругозор учащихся. Такое единство различных родов и жанров литературы в одном уроке позволяет облегчить восприятие материала, соединить, слить воедино два поколения: наше и «поколение, выросшее как раз к началу войны», по словам поэта Василия Субботина.
Занятие предлагает теоретический и исторический материал, который даются учителем, музыкальное (песни) и литературное сопровождение в качестве подтверждения сказанного (стихи), которые произносят чтецы. Кроме того, используются фрагменты из художественного фильма «Судьба человека» (или просматривается кинолента целиком).
Данное занятие возможно использовать:
- на интегрированном уроке литературы, истории, музыки и изобразительного искусства;
- во внеклассной деятельности в качестве кинолектория;
- на классном часе;
- на уроках внеклассного чтения.
Использованы элементы технологий:
- личностно – ориентированного развивающего обучения, цель которой – развитие личности ребёнка, то есть из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. На многих структурных этапах урока мною создавалась занимательная поисковая ситуация в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению),
- развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития),
- ИКТ технологии (компьютерная презентация, отрывок из фильма). Для развития у школьников способности понять проблематику произведения, характер и поступки героев, авторский замысел, позицию другого человека и выразить собственное мнение
Методы:
-- словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).
-- "Логическая цепочка" Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок смешанного типа
Педагогические задачи:
Образовательные: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны; мужество, силу духа русского человека: совершенствовать навык монологической речи.
Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развивать умения правильно делать выводы.
Воспитательные: содействовать формированию патриотических чувств; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, воспитывать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать ключевые проблемы произведения, связь литературных произведений с эпохой их написания; анализировать эпический текст, понимать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристику героя; владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Метапредметные:
познавательные – анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать идею произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);
регулятивные – планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты;
коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, уметь работать в сотрудничестве.
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Оборудование:
- Название урока на доске.
- Портрет М.А. Шолохова.
- Презентация, таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.
- Репродукция О. Верейского к рассказу М. Шолохова «Судьба человека».
- Эпиграф: «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
- Выставка книг о Великой Отечественной войне.
- На доске даты: 22 июня 1941 – 9 мая 1945 (1418 дней)
- Плакаты: «Родина-мать зовёт!», «Воин Красной Армии, спаси!», «Мы победили!».
- Звуковое сопровождение (песня «Вставай, страна огромная!»).
- Видео-файл с фильмом С. Бондарчука «Судьба человека» по одноимённому рассказу Шолохова.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности |
Проверка выполнения домашнего задания | Учитель предлагает обучающимся выполнить тест на знание текста рассказа «Судьба человека М. Шолохова. | Представляют подготовленный материал, исправляют неточности в ответах, взаимодействуют с учителем | Полно и точно выражать свои мысли (К), иметь мотивы к учебно-познавательной деятельности (Л). |
Актуализация знаний | Слово учителя: «Писателей можно по праву назвать хранителями памяти человеческой. В произведениях каждый по-своему сумел передать те «мгновения» войны, те глубинные процессы, происходящие в сознании людей, которые и определяют, способен ли человек остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Отдавая дань прошлому, памяти тех, «кто уже не придёт никогда», и тем, кто остался жив в этой схватке с фашизмом, писатели посвящают свои произведения: романы, рассказы, повести, стихи. Всем известны «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Бориса Васильева, «Крик», «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва, «Горячий снег» и «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева и многие другие. Мы с вами сегодня знакомимся с рассказом Михаила Шолохова «Судьба человека». Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» появился в 1956 году. Наша литература давно не знала такого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. В нём с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, показана поразительная способность человека преодолевать трудности, переживать беды, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний». | Читают и анализируют плакаты, слушают музыку, смотрят видеофрагменты; читают стихи о войне отвечают на вопросы учителя (П) , активно погружаются в тему (Л). | Извлекать информацию из теста, находить ответы на вопросы (П), слушать и вести диалог(К). |
Проблемное изложение нового материала | Организует эвристическую беседу. Предлагает учащимся делать записи в тетради, в паре составить кластер. Беседа по тексту: (вопросы на доске или на экране) - Кто главный герой рассказа? - Почему рассказ назван «Судьба человека», а не по имени главного героя? (Судьба человека – это обобщение судеб сотен, а то и тысяч советских людей, оказавшихся в страшной «мясорубке» войн…) - Назовите основные этапы жизни Андрея Соколова. (Просмотр фрагментов из кинофильма С.Бондарчука «А тут вот она, война», «Убийство предателя в церкви», «Работа в плену», «У Мюллера», «Побег из плена вместе с немецким генералом»). - Как можно охарактеризовать героя во время тех испытаний, которые выпадают на его долю? - В чём заключается композиционное своеобразие рассказа? - В чём, по-вашему, может заключаться особенность языка рассказа? | Получают информацию из текста и фильма, строят сообщения в устной или письменной форме(П). Составляют кластер(П) или заполняют таблицу. Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал. | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию(П). Высказывать своё мнение (Р) Слушать и понимать других (К) |
Первичное закрепление знаний обучающихся | Кажется, искалечен, раздавлен, морально уничтожен герой рассказа, кажется, жизнь его кончилась, но, оказывается, не все ещё испытания судьбы прошёл Соколов, жизнь приготовила ему новое: встречу с маленьким мальчиком Ванюшкой, который, как и Андрей, многое уже испытал. Учитель формулирует задание: - Написать сочинение-миниатюру: «Значение слова «судьба» в контексте рассказа». Также фрагмент фильма «Прокачу до элеватора» и аналогичный отрывок из текста, иллюстрирующий этот эпизод, можно использовать для сжатого изложения. | Работают со словарём (П). Осмысливают темы нового материала и основных вопросов, применяют на практике новые знания (Л). | Строить устное и письменное высказывание в соответствии с поставленными задачами (К). Высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции (Л). |
Рефлексия | Организует самооценку и взаимооценку. | Обобщают и систематизируют знания (П). Оценивают учебную деятельность, заполняют лист самооценки (Р). Выражают свои эмоции по поводу урока. (Лист самоконтроля). | Полно и точно выражать свои мысли (К). |
Домашнее задание | Учитель комментирует домашнее задание: - Письменный ответ на вопрос: «Какие ценности утверждает М. Шолохов в рассказе «Судьба человека»? Подготовить «визитную карточку» о Е. Замятине. | Выполняют письменно творческую работу, осуществляют подбор информации в книжных и компьютерных источниках (П). | Применять методы информационного поиска (П). Иметь мотивацию к учебно-познавательной деятельности (Л). |
Ресурсный материал к уроку
- Вопросы для беседы по тексту
В чем своеобразие композиции рассказа?
(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова)
Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?
(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.
Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)
На какие части можно условно разделить рассказ героя?
(на три части: 1. Довоенная жизнь. 2. Война. 3. Первые послевоенные месяцы.)
М. Шолохов о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?
(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)
Л. Н. Толстой очень любил стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М. Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
- Найдите в рассказе строки, соответствующие настрою песни. (Ученики читают: «В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…» «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал я до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс…Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же мне было, браток!»)
- Комментарии к эпизоду «Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером»
Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.
Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: «В чём символическое значение этого эпизода?» (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа)
А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)
Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
Меняется ли отношение фашистов к пленному?
(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
)
3. Работа с текстом
Л. Н. Толстой очень любил стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М. Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
- Найдите в рассказе строки, соответствующие настрою песни. (Ученики читают: «В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…» «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал я до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс…Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же мне было, браток!»)
- Анализ эпизода «Встреча Соколова с Ванюшкой».
- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?
- Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
Итак, Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).
- Что такое судьба?
- Словарная работа
Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?
(В названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств.)
- Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
- Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.
Подведение итогов, возвращение к эпиграфу (вывод)
Цитаты – слова Михаила Шолохова: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою», «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
Обращение к детям:
- Выскажите свое мнение об уроке? У вас на партах лежат звездочки разного цвета. Если урок оставил равнодушным, крепите желтые звездочки, заставил задуматься о жизни и судьбе человека - зеленые звездочки, понравился – синие.
Кластер (или таблица)
М. Шолохов «Судьба человека» | |||
Композиция - рассказ в рассказе -обрамление: символические образы– весна, дорога, отец, сын | Сюжет
| Новаторство рассказа - Показ событий Великой отечественной войны как трагедии всего человечества; - автор подчёркивает особенности гуманизма, обращается к общечеловеческим ценностям, герой рассказа, вернувшись из плена, продолжает дальше воевать (немногим это удавалось) | Язык рассказа - просторечия - народно-песенная речь. |
(Заполняют в процессе урока)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...
Уроки по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"
Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Кор...
Конспекты 3-х уроков и презентация по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» в 9 классе
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования, особенности жанраII. ЗадачиОбучающие:- научить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа те...
Чем жив человек? (Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")
Внеклассное мероприятие...
Урок литературы в 9-ом классе в форме виртуальной экскурсии по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» с учетом краеведческого компонента. Человек на войне.
Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа "Судьба человека". Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно...
Презентация к уроку литературы по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"
презентация предназначена для 9 класса...