Интегрированный открытый онлайн-урок. Тема: Стойкость и героизм советского человека в годы Великой Отечественной войны. (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
презентация урока для интерактивной доски по литературе

рулева ольга григорьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                             МКОУ «ТАРУМОВСКАЯ СОШ»

Открытый интегрированный он-лайн-урок   по литературе в 9 классе

1258626629_1258626158_9ea9840302f1

 Учитель русского языка и литературы                                                            Рулева Ольга Григорьевна                                                              с.Тарумовка                                                                                                                                                                       Тарумовский район                                                                                Республика Дагестан

                 

                 Интегрированный открытый онлайн-урок.

Тема: Стойкость и героизм советского человека в годы Ве-ликой Отечественной войны. (По рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

Цели  урока: воспитывать неприятие войны и чувства гор-  дости  за свой  народ, победивший  фашизм.

И  задачи  

1. познакомить с особенностями компози-   ции рассказа;

2. раскрыть смысл  названия рассказа;

3. проследить судьбу человека, искалечен-ного войной.

Воспитательные цели: развивать  гражданско-патриотические  чувст-ва подрастающего поколения; содействовать  духовно-нравственному  разви-тию  и  воспитанию  учащихся.

Методы:

1.Метод творческого чтения, беседа о прочитанном.

2.Эвристический метод: обсуждение идейно-тематического содержания рас-сказа.

Оборудование: медиапрезентация, текст, иллюстрации к произведению , от- рывки из фильма, музыкальное сопровождение, карточки.

Эпиграф к уроку:  «Помните,   какой ценой завоевано счастье. Пожалуйста, помните!» Р. Рождественский.(Слайд 1)

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

 Учитель русского языка и литературы  Рулева  Ольга Григорьевна

    - Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. 
На сегодняшнем  уроке мы продолжим работу над произведением, которое возв-ращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Учитель истории   Седирова Дурия Сеферуллаевна.

-Вновь солнце встаёт над нашим селом, над нашей страной и благодатными лучами согревает всё, что  мы любим, что нам так дорого, всё, чем мы жи-вём.

Учитель русского языка и литературы.

 -Вы, поколение 21 века, счастливое поколение. Вы  не ощутили на себе, что  такое война, о ней вы  узнаёте из книг, кинофильмов и  рассказов  ветера-нов,  ваших близких и  родных.

Учитель истории:

- Возможно, у некоторых, живущих сейчас, закрадывается тень сомнения: а может и не  было той страшной войны? Не было смерти, страданий и лишений, голода и холода? Как вы думаете?

(Ответы учащихся)

  • Ученик .  Ранним утром в воскресенье, 22 июня 1941 г., фашистская Герма-ния и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории ар-мии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 4,3 тыс. самолетов, до 250 кораблей. Им противостояли 186 наших дивизий (около 3 млн. человек), более 3,9 тыс. танков, 10 тыс. са-молетов. Началась Великая Отечественная война нашего народа против не-мецко-фашистских захватчиков.

  • Ученица.. Она длилась 1418 дней и ночей. Это было одно из тягчайших ис-пытаний, когда-либо пережитых страной. Решалась  не только судьба нашей Ро-дины, но и будущее мировой цивилизации. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды пре-вратили в руины десятки тысяч городов и деревень. Они убивали и истязали лю-дей, не щадя женщин, детей, стариков.

  •      Учитель истории.

- Так о чём будем говорить на нашем сегодняшнем уроке?

(Ответы учащихся)

-Я думаю, что мы поговорим о тех, кто ушёл на бой за Родину, выстоял  и  побе-дил.

-Вероятно, мы будем сегодня говорить о судьбе человека, у которого война отня-ла все: родных, дом . Но не смогла отнять главного-Родины.

   -Разумеется, мы докажем: каким бы  вереломным  не был враг, ничто не смогло    поколебать веру советского человека в  победу. И так будет всегда! 

III. Мотивация.

Учитель  литературы.

-Да, ребята, наш нестандартный , нетрадиционный  урок  литературы по-свящается всем тем,  кто  выстоял эту Великую Победу. Тема нашего урока, как вы заметили, « Стойкость и героизм советского человека в годы Вели-кой Отечественной войны».(По рассказу М.А.Шолохова «Судьба челове-ка»). (Слайд 2)

Наш сегодняшний урок посвящается 75-ей годовщине Победы над немецко-фашистскими  захватчиками.(Слайд 3)

Учитель истории.

-А какие слова вы бы взяли эпиграфом  к нашему  уроку?

1.Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашиз-мом». Г. К. Жуков.

 2«Помните, какой ценой завоевано счастье. Пожалуйста, помните!»  

Р. Рождественский.

3.Герой тот, кто умно и храбро умер, приблизив час победы. Но дважды герой тот, кто сумел победить врага и остался жив. (В. И. Чуйков)(Слайд 4-5)

IV.Основная  часть урока .  Работа по рассказу  М.А.Шолохова «Судьба человека» с использованием исторического материала.

Внимание на экран:   (слайд 6 «Начало войны»)

1.Беседа:

Учитель истории.

- Какой план был подготовлен  фашистской Германией  по захвату  территории Советского Союза?

(Ответы учащихся)

  • 18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 под условным наимено-ванием план «Барбаросса», содержавшую общий замысел и исходные указа-ния о ведении войны против СССР. Стратегической основой плана «Барба-росса» служила оправдавшая себя в войне на Западе теория блицкрига- мол-ниеносной войны. Планом предусматривался разгром Советского Союза в ходе быстротечной кампании максимум за пять месяцев силами трёх фрон-тов: Центр, Север, Восток.  

Учитель истории. 

-Какие территории были  включены  немцами для захвата в состав стратеги-ческих объектов?

Ученик.

  • Большое  значение уделялось захвату Ленинграда, Москвы, Сталинграда,    Донецкого бассейна  и  территории Кавказа.  Особое место отводилось зах-вату Москвы. Предполагалось, что с достижением этой цели война будет вы-играна. Но дело в том,  что  под Москвой  в шестидесяти километрах враг был остановлен. Миф о непобедимости фашистской  армии был развеян.Это положило  начало  коренному перелому в ходе войны.

Учитель истории.

-А во время какой  битвы стратегическая инициатива полностью перешла  в руки  советских  солдат?

(Ответы  учащихся)

  • В контрнаступлении под Сталинградом, которое началось 19 ноября 1942 го-да , Войска Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов окружили войска противника численностью более 300 тыс. человек и нанесли  ему со-крушительное поражение. Остатки 6-й немецкой армии (91 тыс. человек), в том числе 2500 офицеров и 22 генерала, во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом сдались в плен  . Общие потери противника в Сталинградской битве, которая завершилась 2 февраля 1943 г., составили 1,5 млн. человек. Эта победа Красной Армии привела к коренному перелому в войне, способствовала изменению военно-политического положения в мире в пользу антигитлеровской коалиции.

 

Учитель истории.

-Решалась судьба нашей  страны, СУДЬБА  СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА. Люди понимали, что  исход войны зависит  от их действий, их поступков.

Учитель литературы.

 -Перед  читателями   предстаёт  история  жизни  солдата, судьба человека, воплотившего в себе черты  русского характера. Рассмотрим это сегодня  на примере Андрея Соколова из произведения М.А.Шолохова «Судьба челове-ка».

-Как вы думаете, какова цель урока?(Ученики предлагают свои варианты) Сл. 5

-Как вы понимаете смысл слова «судьба»?

2.Словарная работа (Слайд 7)

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизнен-ных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь;  4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

  3.Продолжение беседы.

Учитель литературы.

-В каком значении оно использовано в названии рассказа?(Слайд 8)

Ученик.

  • В названии рассказа слово “судьба” употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

– Тогда чем же жив человек, с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?

 Ученик.

  • Человек жив, с точки зрения М.А.Шолохова, любовью к Родине.

Ученик

  • Человек может противопоставить судьбе любовь, доброту, человеческое достоинство.

Учитель литературы.

- Назовите те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять  в трудную минуту?

Ученик

  • Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герой   все время вспоминает о родных местах, о Родине. В   нем привлекает внимание читателя милосердие, величие души. Он попал на войну не из-за воинствен-ного инстинкта, а "ради жизни на земле"). 

Учитель литературы.

-Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Со-колову выстоять, преодолеть трудности.

 Ученик.

  • Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, добро-та.

Учитель литературы.

-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время тор-жественного ужина Зачем, прежде чем расстрелять  узника, он устраивает ритуал с выпивкой.(Просмотр фрагмента из фильма «Допрос Соколова-слайд 9

Ученик.

  • Кульминацией рассказа становится сцена в комендантской. Вызван-ный к лагерфюреру Мюллеру Соколов понимает, что должен погиб-нуть, однако перед смертью он испытывает жалость не к себе, а к своим близким: к жене и детишкам. Но он еще не знает, что его ожи-дает не только расстрел. Казни должен предшествовать некий ритуал, смысл которого проясняется в тот момент, когда комендант предлага-ет заключенному выпить за победу немецкого оружия. Мюллеру необ-ходимо крайнее унижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, он тем самым как бы сольется со своей победоносной армией.

Учитель литературы:

-Разговор в комендантской  происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли ,  на ваш взгляд, связь между этой битвой,  событием всемирно исторического собы-тия , и частным эпизодом, изображённым  в  рассказе? Как  расширяется за счёт этой параллели  содержание образа главного героя?(Слайд 10)

Ученик.

  •  Комендант лагеря хотел повторения Сталинграда, и он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова -- события одного порядка, так как победа над фашизмом - это прежде всего победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопо-ставляет герой  великую силу терпения, столь свойственную русскому народу

Учитель литературы.

-В монологе коменданта звучит  фраза «К тому же сегодня наши  доблестные  войска вышли  к  Волге  и  целиком  овладели Сталинградом». Действительно ли фашисты овладели Сталинградом?(Слайд 11)

Ученик.

  • Скорее всего речь шла о деревне Сталино, а не о городе Сталинграде, так что радость Мюллера была преждевременной, к тому же необоснованной.

Учитель литературы.

 - Почему   фашист обращается  к  Соколову «русс Иван»?(Слайд 12)

Ученик.

  • Для  фашистов  все  советские люди  были  русскими,  а имя  для  всех было  обобщённое –Иван.

Учитель литературы. 

-Как вы  понимаете  фразу: «Я великодушно  дарю  тебе  жизнь»?(Слайд 14)

Ученик.

  • Он возомнил  из  себя сверхчеловека, наделил себя  правом  распоряжаться  чужими  судьбами. Потому  что  в «русских»,  в общем  смысле  слова, они    не видели  личность, для  них  они  были  отработанным  материалом.  Рабо-чей  силой  и  всего  лишь.

Учитель литературы.

-Каково жизненное кредо  Андрея Соколова?

Ученик .

  • Готовность выстоять, «выдюжить» становится жизненным кредо          Соколова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Учитель истории

Вопросы для обсуждения:(Слайд 14)
- Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело? 
Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение?
 

   Ученик. 

  • Большая часть из общего количества пленных оказалась в неволе в самом начале войны, в ходе стремительного продвижения вермахта по Прибалти-ке. Тогда изнуренные боями, голодом, деморализованные, не способные оказывать противнику организованное сопротивление из-за потери управле-ния и отсутствия снабжения, целые подразделения и части попадали в плен. Таким образом, подавляющее большинство попало в плен вынужденно. 

Ученик.

  • На оккупированной немцами территории советские граждане  находили записки такого  рода:

  «Дорогие русские люди, соотечественники, не забывайте нас. Мы боролись с фа-шистским псом. Но вот пришел конец, нас захватили в плен раненых, мы истекаем кровью, нас морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в  Починки. А что дальше будет - не знаем. Много народу уже померло от голода и побоев. Кто найдет эту записку, пускай передаст в любые органы власти или в архив. Может быть, останутся люди живые кто-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады всех перебили. Кто после нас будет жить, пускай помнят, что люди боро-лись за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы.»

Учитель литературы.

-Андрей Соколов не раз предпринимал попытку совершить побег из плена. Жестокие,  бесчеловечные истязания за побег особенно наглядны в следующем видеоролике. (Слайд 15 )

Продолжение беседы.(Слайд 16)

-Докажите, что фашизм  и  гуманизм – слова антиподы?

-   За что били пленных?(Подтвердите текстом)

Ученики зачитывают и комментируют.

  -После  побега Андрея  посадили  в  карцер. Как  вы думаете, для  чего  автор  использует лексический  повтор, дважды  вводит  многоточие  и  ставит  восклицательный  знак?  '’но  всё-таки – живой…живой  я  остался!..''

1.Ученик

  • Я считаю, что фашизм и гуманизм-слова антиподы, потому что фашизм несет смерть и разрушения, а гуманизм-жизнь и созидание.

2.Ученик

  • Еще фашизм называли коричневой чумой, потому что фашисты истребляли всех и все, им чужды жалость и сочувствие, они все крушили на своем пути.

       Гуманизм же помогает людям избавиться от этих пороков и быть более мило-    

        сердными и человечными.

Ученик.

  • Как ни старались фашисты уничтожить наш народ, им это не удалось. Пройдя   через все муки ада, советский человек выжил ,  потому что он верил в победу. Употребление восклицательного знака передает все чувства героя, что несмотря на все бесчеловечные муки и истязания, всем смертям назло он остался живой.

Учитель истории.(Слайд 17)

-Как вы думаете, актуальна ли  проблема  фашизма в современном мире?

Ученик.

  • Вторая Мировая Война, которую спровоцировали фашисты, является одним из самых трагичных и кровопролитных вооруженных столкновений в исто-рии человечества, унесших более 55 миллионов человеческих жизней, при-чем солдаты составляют лишь десятую часть от общего числа жертв войны.

        Реинкарнация  (восстановление)  фашизма происходит в некоторых регионах  Европы в связи с потребностью крупного западного капитала захватом «восточно-  европейских территорий» получить новые сырьевые ресурсы и дешевую рабочую силу. В связи с этим, США и ЕС поддерживают оживление фашистских традиций, точнее, традицию ненависти по отношению к русским, как со стороны соседей (Прибалтика, Румыния), так и со стороны некогда братских народов (Украина, Грузия). Оживление фашистских традиций, кроме прочего, определяется и поли-тикой условий «вступления в ЕС» во имя «Европейской перспективы» этих дер-жав.

Учитель истории. 

-Можно ли в современном мире обойтись без войны, без насилия?

1ученик.  

  • Я думаю, что этот вопрос очень актуальный в наше время. Но если задуматься и предпринять какие-то действия, то можно построить мир, в котором не будет ни войн, ни насилия, ни преступлений.  Кто и как будет жить на нашей планете, должно волновать каждого человека.

 2ученик

  • Нужно сделать всё, чтобы на нашу Землю не пришла война, чтобы не гибли старики и дети, чтобы взрослые, сильные и здоровые люди, приносили только радость. Чтобы не страдали дети от прихоти  взрослых людей, чтобы не посылала мать своих детей убивать, а чтобы видела их всегда рядом.

 3ученик

  • Я призываю сделать новый век – веком без войн и насилия! Ещё в древности философ сказал, что каждый человек должен посадить дерево, вырастить ребёнка, построить дом. И чем больше людей будут созидать, а не разрушать, тем прекрасней будет наш мир.

4ученик.

  • Мне кажется, построить мир без насилия невозможно, но сделать его чуточку лучше может каждый. Для того, чтобы современное общество жило и трудилось в нормальных условиях, необходимо искоренить его во всех проявлениях. Нужно запретить во всём мире войны, ведь войны создаются людьми. Пропагандировать мир без насилия, вести  здоровый  образ жизни –  единственно правильное решение современной проблемы, которая носит название «насилие».

Учитель истории.

-Какой план  разработал Вермахт  по захвату  и  уничтожению целой  нации, по истреблению жителей Дагестана?(Слайд 18)

Ученик.

  • Из генерального плана «Ост» («Восток») 
    Готовя захватническую войну, гитлеровцы заранее разработали программу чудовищных злодеяний на оккупированной территории Советского Союза. Составной частью этой программы был так называемый генеральный план «Ост» («Восток»). 
    Вторым средством является ослабление русского народа в расовом отноше-нии. Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. 

Ученик.

  • Цель немецкой политики по отношению к населению на русской территории заключалась в доведении рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. 
    Важно было ослабить русский народ в такой степени, чтобы он был  не в сос-тоянии  помешать    установить немецкое господство в Европе. 

Ученик.

А  что  касается Дагестана , был  разработан  план под кодовым названием «Эдельвейс»,  по которому намеревались  уничтожить всех жителей Дагестана и  на  этом  месте  устроить свои  военно-морские базы.

Учитель  истории. 

-Какой вклад  внесли  в  дело победы дагестанцы?

Ученик.

  • Вместе с другими народами Советского Союза на защиту Отечества встали и дагестанцы. Они мужественно сражались на фронтах, самоотверженно тру-дились в тылу во имя победы над врагом. С первых же дней войны тысячи дагестанцев по зову сердца и Родины, прямо с митингов, прокатившихся по всем населенным пунктам Дагестана, направлялись в военные комиссариаты с заявлениями – зачислить их в ряды действующей армии добровольцами. Чтобы попасть на фронт, многие пытались скрыть свои болезни и преклон-ный возраст. От взрослых не отставали и подростки.

Ученик.

  • В годы войны из рядов дагестанцев-фронтовиков выросли замечательные ко- мандиры, которые не только проявляли личную доблесть, но и отлично овладе-вали теорией и практикой военного искусства. 58 дагестанцев удостоены высо-кого звания Героя Советского Союза.

Ученик.

  • В рядах Красной армии наравне  со всеми сражались и жители нашего  района  и  нашего села. Ушли на фронт в первые дни войны  выпускники Тарумовской школы  во главе со своим  классным руководителем.

      Победу в Берлине встретил и учитель Тарумовской школы   Гладчук Григорий    Николаевич. Он принимал  участие  на Параде Победы в Москве на Красной пло-щади.

С 17 июля 1943 года по 1947 год служил Отечеству Виктор Николаевич Панфилов, бывший секретарь райкома партии Тарумовского района.За мужество, проявленное в бою, ему было присвоено звание «Гвардеец» и вместе со знаком была вручена вторая медаль «За отвагу» – подтверждение героического настроя и боевого духа солдата. Долгожданную весну 1945 года встретил гвардеец в Берлине.

Учитель истории. (Слайд 19)

-Завершая урок, я  хотела  бы  прочитать отрывок из стихотворения К.Симо-нова:

 «Если ты  фашисту с  ружьём

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты ,  жену и мать,

Всё, что Родиной  мы  зовём,-

Знай: никто  её  не  спасёт,

Если  ты её  не  спасёшь!!!

VПодведение итогов.

Учитель литературы.(Слайд 20)

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое:достоинство и любовь к своему народу- по-могут обрести всё заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. Я хочу закончить наш урок  словами:

   Прошла  война,

Прошла страда,

Но боль  взывает  к  людям:.

-Давайте,  люди,  никогда

 Об этом не  забудем!

V IРефлексия(Слайд 21)

- Как бы вы оценили сегодня свою работу? 
- Что мы сегодня делали? 
- Для чего это необходимо? 
- Каков главный результат? 
- Что изменилось в вашем осознании войны? 
- Что главного для себя вы унесете с урока? 
- О чем расскажете своим близким? 
-Появилось ли у вас желание расспросить у своих родителей про родственников, живших в годы войны

VII. Домашняя  работа . Написать сочинение на тему «Мы- граждане  России, победившей фашизм».

.


                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий открытия фестиваля творческой  защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны». (Составилен: Редькиной Еленой Николаевной, КШИ №11, старший воспи...

Урок "Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны"

Данный урок провожу в 11 профильном социально-гуманитарном классе, завершая тему "Великая Отечественная война". Но возможно использовать материалы и на классных часах, посвященной этой теме.На уроке п...

Тема урока: « Советский тыл в годы Великой Отечественной войны».

Тип урока: изучения нового материала.Предварительная работа:  учащимся заранее предложено задание по конкретным  темам:- Работа над понятием «Тыл».- выяснить промышленные предприятия Хабаров...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Музейный урок "Героизм русского человека в годы Великой Отечественной войны"

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о подвиге земляков в годы войны....

Презентация к уроку по истории России 9 класс по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к урока по истории России 9 класс по темем " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань

Актуальность проекта рассматривается  как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям  техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся  школы ...