Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме

Гавриленко Ульяна Анатольевна

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.a.sholohov_9_klass.docx101.84 КБ

Предварительный просмотр:

"Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать неприятие войны.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

 - Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. Тема нашего урока  - «Чем жив человек?»  урок-размышление по рассказу “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно. Это и будет являться главной задачей урока.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1.Слово учителя .

М. А. Шолохов родился 11  мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенская (ныне Ростовской области). Отец — Александр Михайлович Шолохов (18651925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (18711942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

 Учился будущий писатель в Вёшенской гимназии.

В 20-х годах жил с семьёй в станице Каргинской. Участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения,  работал учителем начальной школы, участвовал в продразверстке. В октябре 1922 года М. А. Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак (учреждения системы народного образования (курсы), осуществлявшие переподготовку (повышение до среднеобразовательного уровня) абитуриентов  вузов) не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». 

В 1924 году женился на Марии  Петровне  Громославской (1901 - 1992),  дочери бывшего станичного атамана, и с того времени были неразлучны до конца своих дней. Шолоховы  прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив  и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков. Похоронены Михаил Александрович и Мария Петровна рядом, в саду у своего дома. (Писатель скончался в родной станице 21 февраля 1984 года.)

 - В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 . Беседа по вопросам.

- Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он? (ответы учащихся).

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

- А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя? (Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Слово учителя.

 - Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

4. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.

(выразительное чтение эпизода)

-Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

- Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

- Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза? (Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.  Беседа по вопросам.

 - На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три части: до войны, война, после войны).

- Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни? ( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”).

-Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких? (Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову? (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером. (Выразительное чтение эпизода).

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

- Кто побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла

всё?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях .Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

- Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой. (Анализ эпизода).

- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

- После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

10. Слово учителя.

 - Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев? (“Впереди — жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V. Подведение итогов.

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

Я хочу закончить нашу беседу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

VI. Домашнее задание. Ответить на вопрос письменно: “Можно считать личность Соколова героической?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе....

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению  М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...