Открытый урок по по рассказу А.Платонова «Юшка»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Урок по рассказу А.Платонова «Юшка»: Нравственные проблемы в рассказе.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- различать основные нравственно- этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
- составлять литературный портрет героя;
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;
- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;
-обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;
- писать отзыв, синквейн и пирамидальное письмо, используя полученную информацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
Тип урока: урок формирования нравственных ценностей
Вид урока: урок-размышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatury_7_klass.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу А.Платонова «Юшка»: Нравственные проблемы в рассказе.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- различать основные нравственно- этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
- составлять литературный портрет героя;
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;
- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;
-обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования ,приводить убедительные доказательства;
- писать отзыв, синквейн и пирамидальное письмо, используя полученную информацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
Тип урока: урок формирования нравственных ценностей
Вид урока: урок-размышление
Ход урока
Оргмомент | |
- Перед вами портрет писателя Андрея Платонова. Какого человека мы видим? (слайд 1) - Обратите внимание на взгляд писателя. Какой он? - Дадим слово самому писателю (слайд 2): - Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков. - Писатель обладал талантом слышать чужое горе, был неравнодушен к нужде и страданиям людей. (Послушаем сообщения, которые вы сегодня приготовили) - Он оставил нам книги. Вы прочитали рассказ «Юшка». И начать его анализ я хотела бы стихотворением С.Есенина: Шёл Господь пытать людей в любови Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве, Жамкал дёснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой,- Знать от холода качается, болезный». Подошёл, Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь… И сказал старик, протягивая руку: «На , пожуй… маленько, крепче будешь». Вопросы: -Какое качество хотел увидеть Господь в людях?(На доске все слова) -Обладал старый дед из стихотворения С.Есенина этим качеством? (-Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед? -В чём сходство между этими героями? | - Серьезного, простого, с открытым лицом… - Глубокий, вдумчивый, пронзительный, прямой… Сообщения учащихся (2-3) Словарная работа: Слайд -4 Кулижка – местн. 1.Лесная поляна, расчищенная для вспашки. 2.Участок земли , покрытый однородной растительностью. (Любовь, милосердие, сострадание к другим людям) (Да, обладал. Он поделился с нищим куском хлеба)
(Юшку) (Они оба сострадательны и милосердны, готовы отдать последнее нуждающимся) |
2. Название рассказа. (слайд 5). - Прежде всего, давайте выясним, почему он так называется. - Обратимся к словарю и узнаем, что оно означает. - Каково полное имя Юшки? - Обратимся к словарю имен. Читаем. | - По имени главного героя.
- Ефим Дмитриевич.
|
3. Создание проблемной ситуации. - Итак, главным героем рассказа является Ефим Дмитриевич, или Юшка. Давайте посмотрим сценку. - Что вас удивило? - Какой возникает вопрос? | Сценка. Дети и взрослые обижают Юшку; диалог Юшки и Даши. - Поведение Юшки. - Почему Юшка, которого постоянно обижают дети и избивают взрослые, убежден, что «народ его любит»? (слайд 7) |
4. Формулировка темы урока. - Так в чем мы сегодня должны разобраться? - На какую тему будем говорить? - Какое ключевое слово в вопросе, который мы сформулировали? - Итак, тема нашего урока «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (Ф.Тютчев) (слайд 7) | - Что значит для Юшки любить? - О любви к человеку. |
5. Работа в парах. - Чтобы понять Юшку, надо вчитаться в текст рассказа. Будем работать по заданиям. (слайд 8) | |
1 «Юшка среди людей» (слайд 8)
Сравнительная характеристика: Взрослые и дети. Юшка | 1. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
«Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел». 4. Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!" |
2 . «Юшка на природе» (слайд 9)
| 1. Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом. |
3 «Сопоставление поведения Юшки и детей и взрослых» (слайд 10) 1.Найдите в тексте и выпишите слова и выражения, передающие душевное состояние и особенности поведения героев. Юшка Какой он? Как относился ко всем? Дети Как относились к Юшке? Взрослые Как относились к Юшке?
| Юшка Не обижался Ходил тихо Не серчал Не понимал, зачем умирать, он родился жить «Народ меня любит» Любил живые существа, безответно терпел всякое чужое зло, ожесточение, насмешки. Дети Удивлялись Юшке Толкали, кидали комья земли, серчали Было скучно, можно было делать всё, что хочешь Взрослые Обижали его Бывало злое горе или обида, били Юшку Жестокие, потешались, упрекали, терзали Без Юшки жить стало хуже 2. Юшка был не такой, как все. 3.Странный. Чудаковатый. Блаженный – осененный благодатью, в высшей степени счастливый, глуповатый. |
Сопоставьте отношения Юшки к окружающим его людям и их отношения к Юшке. Взрослые и дети: Юшка -дразнили -ничего не отвечал -обижали -не гонялся -издевались -не обижался -смеялись -никого не ругал -обвиняли в своих несчастьях -жалел всех -удивлялись -радовался -не понимали - верил, что его любят, но не понимают -считали лишним -«…без меня тоже нельзя…» -«…хоть бы ты помер…» -«…мы все равны…» | |
4 . «Жестокость детей и взрослых» (слайд 11)
| Дети. Трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой?
Юшка - слепец со зрячим сердцем. |
5 . «Смерть Юшки» (слайд 12)
Внутренняя красота Слайды 13-14 | 2. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. 3. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле. |
Заключение. (слайд 15) - Что значит для Юшки любить? - Какова символика имени героя? - Какие нравственные заповеди оставил нам А. Платонов? Формула жизни по А. Платонову (Слайд 16) Как вы понимаете слова А.П.Чехова? Тест по рассказу (8 вопросов). Оценки за урок. | Любить – значит:
Нравственные заповеди: (слайд 15)
Как Вы понимаете смысл высказывания Антона Павловича Чехова? «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других,»- говорил А.П. Чехов. Выберите из перечисленного, какой(ие) вывод (ы) Вам ближе всего? Зачитайте. 1.По мнению Платонова, задача каждого человека – не только уменьшить горе другого, но и по возможности открыть ему доступное счастье. 2.Рассказ Платонова «Юшка» вызывает не только чувство жалости и сострадания к герою, а и возмущает жестокостью и равнодушием людей, которым были недоступны чувства доброты, внимания, сострадания к тем, кто живет рядом. 3.Без Юшки людям стало жить хуже, и автор объясняет, что является причиной. «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». |
Домашнее задание Если останется время: Видеоурок: 11 мин. на сайте «Российская электронная школа»(урок №24) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".
Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок-размышление по рассказу А.Платонова «Юшка».
Тема урока: «Жить по законам человечности…»Цели и задачи урока: 1.воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;2.обучать анализировать литературный текст;3.выде...
Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Цель: создать условия для· освоения нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...
План урока литературы по рассказу А. Платонова "Юшка"
Данный урок позволяет решать воспитательные и образовательные задачи по формированию нравственных качеств учащихся: милосердия, великодушия, сострадания....
"Любовь сквозь души других". Урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Юшка"
Урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Юшка" : "Любовь сквозь души других" (А.Платонов). Урок посвящен воспитанию человека, добрых чувств. А.П. Платонов всегда собесед...