1. Информация об авторе
На доске- портрет Андрея Платонова, у каждого учащегося - таблица
– Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.)
–.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.)
Учитель предлагает информацию об авторе (презентация). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.
2. Словарная работа.
- Из толкового словаря вы выписали лексическое значение слов: милосердие, сострадание, праведник. Прочитайте, что же означают эти слова.
3. Анализ произведения
- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?
- Что такое «юшка»? (жидкость, пустить из носу юшку, герой Юшка)
- Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему в руках у Ефима Дмитриевича мало было силы, почему автор особо выделяет глаза Юшки?
- Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом. (На доске записываются слова: слабый, жалкий, невзрачный, тихий, скромный, незаметный…)
- Принято считать, что такие люди, как правило, не вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Кто первый вступает с ним в контакт? (дети)
- Как они относятся к нему? Это их отношение к Юшке, или это идёт от взрослых? (чтение отрывка)
-Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»? (нет, не согласны, потому что над любимым человеком не издеваются)
- Как вы понимаете слово ТЕРЗАТЬ? Подберите к нему синонимы. (Запись в тетради: ТЕРЗАТЬ, МУЧИТЬ, ИЗДЕВАТЬСЯ, ИСТЯЗАТЬ, ИЗВОДИТЬ, ТИРАНИТЬ)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА у этого слова 2 значения:
1.разрывать, раздирать на части;
2.мучить, причинять страдания.
- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми? (зачитать)
- Чего дети ждут от него? Как Юшка отвечает на зло? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью ).
- Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: БЕЗЗЛОБНОСТЬ, ПОКОРНОСТЬ, СМИРЕНИЕ, БЕЗОТВЕТНОСТЬ, БЕЗРОПОНОСТЬ…)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
-Что значит «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? (Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)
- Как вы понимаете слово «СОСТРАДАНИЕ»? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, ЖАЛОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, УЧАСТИЕ)
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)
- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)
- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (чтение отрывка по ролям)
- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)
- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах)
- Раскаялись ли люди? Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»(обязательно мы должны сказать эти слова, они нужны всем людям, которым мы делаем зло)
- У Юшки доброе, великое сердце, способное простить людей даже со «слепым сердцем».Такие люди могут изменить мир. Способен ли Юшка изменить мир?
- Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?(им стало грустно)
- Что обозначает слово ГЛУМИТЬСЯ? Подберите синонимы.
В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.
- Выходит, что смысл жизни Юшки, что всю злобу и глумление Юшка принимал на себя?
- Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку)
_ Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет?
- Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач)
- Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку)
- Бездеятельность Юшки возвращается деятельностью девушки. Воспоминание о нём другое (выборочно зачитать) |