Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Тежикова Вероника Евгеньевна

Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatura_yushka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема урока

«Я всего лишь хочу быть человеком» (А.П.Платонов)

По рассказу А.Платонова «Юшка»

Предмет

Литература

Класс

7

Методическая информация

Тип урока

 

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

 

Продолжить изучение творчества писателя А.Платонова; провести глубокий анализ рассказа «Юшка»;

Задачи урока

 

учиться читать платоновские рассказы, воспринимать чувства, передаваемые автором. 

совершенствовать умение анализировать литературный текст;

выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока

Развивать навыки выразительного чтения, умения подбирать материал, пользуясь текстом;

Необходимое оборудование и материалы

Оформление доски

Не воздавайте злом за зло.

(строки из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Портрет писателя

Презентация о творчестве писателя

Раздаточный материал

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

- Сегодня будем работать с рассказом «Юшка». Мы знаем, что читать произведения Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Читать Платонова – большая духовная работа. Каждое произведение писателя имеет глубокий философский смысл, причём это не книжная философия, а природная мудрость. Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.

Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

Ход и содержание урока

 

1. Информация об авторе

На доске- портрет Андрея Платонова, у каждого учащегося - таблица

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

 

 

– Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.)

–.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.)

Учитель предлагает информацию об авторе (презентация). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.

2. Словарная работа.

- Из толкового словаря вы выписали лексическое значение слов: милосердие, сострадание, праведник. Прочитайте, что же означают эти слова.

3. Анализ произведения

- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?

- Что такое «юшка»? (жидкость, пустить из носу юшку, герой Юшка)

- Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)

- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему в руках у Ефима Дмитриевича мало было силы, почему автор особо выделяет глаза Юшки?

- Что за человек Юшка?   Попробуйте охарактеризовать его одним словом. (На доске записываются слова: слабый, жалкий, невзрачный, тихий, скромный, незаметный…)

- Принято считать, что такие люди, как правило, не вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Кто первый вступает с ним в контакт? (дети)

- Как они относятся к нему? Это их отношение к Юшке, или это идёт от взрослых? (чтение отрывка)

-Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним…»? (нет, не согласны, потому что над любимым человеком не издеваются)

- Как вы понимаете слово ТЕРЗАТЬ? Подберите к нему синонимы. (Запись в тетради: ТЕРЗАТЬ, МУЧИТЬ, ИЗДЕВАТЬСЯ, ИСТЯЗАТЬ, ИЗВОДИТЬ, ТИРАНИТЬ)

В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА у этого слова 2 значения:

1.разрывать, раздирать на части;

2.мучить, причинять страдания.

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?

- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми? (зачитать)

- Чего дети ждут от него? Как Юшка отвечает на зло? (Юшка не понимает, зачем он должен умирать. Он не приходит ни к кому, как бы выпадает из общества. Ему ничего не надо, он не навязывается, в нём живёт внутренняя любовь к человечеству в целом. Но он бездеятелен.)

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?  Чем объясняет  автор их поведение? (Юшка раздражает их своей непохожестью, своей кротостью ).

 - Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: БЕЗЗЛОБНОСТЬ, ПОКОРНОСТЬ, СМИРЕНИЕ, БЕЗОТВЕТНОСТЬ, БЕЗРОПОНОСТЬ…)

В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА:  Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

-Что значит «СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»? (Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)

- Как вы понимаете слово «СОСТРАДАНИЕ»? Подберите синонимы. (Запись в тетрадях: СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОЖАЛЕНИЕ, ЖАЛОСТЬ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ, УЧАСТИЕ)

В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)

- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)

- Мы уже привыкли к Юшке, стали лучше его понимать, как вдруг произошло то, чего многие давно ждали. Юшка осерчал. Что произошло, почему Юшка рассердился? (чтение отрывка по ролям)

- Читать эти строки тяжело, а художник-иллюстратор ещё сильнее помогает почувствовать трагедию происходящего. Удалось ли художнику передать трагедию, в чём это выразилось? (как лежит – упал навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом; взгляд прохожего и его одежда, кулаки, сила противопоставлены Юшке)

- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах)

- Раскаялись ли люди? Можем ли мы сказать: «Прости нас, Юшка!»(обязательно мы должны сказать эти слова, они нужны всем людям, которым мы делаем зло)

- У Юшки доброе, великое сердце, способное простить людей даже со «слепым сердцем».Такие люди могут изменить мир. Способен ли Юшка изменить мир?

- Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни?(им стало грустно)

- Что обозначает слово ГЛУМИТЬСЯ? Подберите синонимы.

В «Толковом словаре» С.И.ОЖЕГОВА: Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

- Выходит, что смысл жизни Юшки, что всю злобу и глумление Юшка принимал на себя?

- Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку)

_ Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет?

- Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач)

- Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку)

- Бездеятельность Юшки возвращается деятельностью девушки. Воспоминание о нём другое (выборочно зачитать)

Проверка и оценивание ЗУН

 

- Обобщив то, о чем мы говорили на уроке, попробуйте выбрать строки, которые наиболее созвучны  содержанию рассказа. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»?

Тихая моя родина!

Ивы, реки, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

-Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу…              Н.Рубцов.  

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.                    Б.Пастернак.

Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.        Иван Суриков

 А он мятежный просит бури.

Как будто в бурях есть покой.    М.Ю. Лермонтов.

4. Составьте сравнительную таблицу, которая поможет понять:”По каким законам живет Юшка и его односельчане?”.

Что в представлении людей значило жить “честно и просто”?

Чем Юшка отличается от односельчан?

 

 


1. Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова “Юшка”? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2. Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля.)

3. Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшке…)

4. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5. Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )

- А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

- Прав был Б.Пастернак, говоря:

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Рефлексия деятельности на уроке

 

- Мы сегодня говорили о добре и милосердии. Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?

Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн.

Домашнее задание

1. Продолжить колонку таблицы «Узнал», прочитав рассказ о писателе в учебнике.

2. Напишите отзыв о рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....