"Любовь сквозь души других". Урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Юшка" : "Любовь сквозь души других" (А.Платонов). Урок посвящен воспитанию человека, добрых чувств. А.П. Платонов всегда собеседник, который обращается к отдельному человеку. Он весь -«у человеческого сердца». «У человеческого сердца» - так хотел назвать А. П. Платонов свою лучшую книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya._a.platonov._yushka.docx | 284.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ
«Любовь сквозь души других…» (А.Платонов)
ЦЕЛЬ: осознание участниками мастерской собственной нравственно-этической позиции
ЗАДАЧИ: создать условия для
а) проживания в активной форме собственной этической позиции;
б) знакомства с нравственной философией А.Платонова и его жизненным путем;
в)
РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ:
МАТЕРИАЛЫ, СРЕДСТВА:
а) информационный материал (см. Приложение) - биография, фотографии, дневниковые записи А. Платонова, выдержки из энциклопедических словарей, истории русских юродивых
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ:
- размышление над собственной позицией
- работа с текстами и фотографиями
- дискуссия в группе
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРСКОЙ: 2 часа
АЛГОРИТМ
Задания участникам мастерской на этапах алгоритма. | Методические комментарии и рекомендации ведущему мастерскую | Этапы алгоритма. Толкование используемых терминов |
- Прочитайте отрывок из рассказа А.Платонова. Подумайте, почему горожане так говорят об этом человеке? Как вы думаете, чем он занимается, какой образ жизни ведет? См. Приложение 1 | У вас есть 3-4 минуты | |
- Выскажите в группе свои предположения, обсудите. После обсуждения группы озвучивают свои предположения | Учитель записывает за учащимися предположения на доске. | |
Группы остаются в том же составе. Задание - Прочитайте отрывки из рассказа А.Платонова. - Составьте характеристику героя См. Приложение 2 | ||
После обсуждения группы озвучивают черты характера героя Прочитайте еще один эпизод рассказа. Каждый ученик на листочке должен написать ответ на вопрос: Какие чувства я испытываю, прочитав этот эпизод? Ответьте на вопрос: См. Приложение 3 | Учитель записывает на доске: Рано встает, поздно ложится Работает в кузнице с утра до вечера Несколько лет носит одну и ту же одежду Дети смеются над ним, обижают Взрослые бьют его Герой не отвечает на зло злом Не пьет чай с сахаром, откладывает деньги Каждое лето уходит куда-то Наслаждается природой, испытывает любовь ко всем живым существам Вопрос учителя? - Как вы думаете, куда уходил каждое лето герой? | |
- Прочитайте отрывки из рассказа и выпишите ключевые слова, определяющие поведение героя. Затем группы озвучивают свои слова См. Приложение 4 | Учитель записывает на доске: «…с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает». «Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его». «Он верил, что дети любят его, что он нужен им». «от кротости Юшки» «Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить». | |
Жители города называют Юшку такими словами: Блажной Юрод Подберите однокоренные слова. Дайте лексическое толкование слов Обсудите в группах. | Учитель записывает на доске однокоренные слова Блажной – блажь - благо-благодать Юродивый – урод – родина- родители – (в польском языке URODA –КРАСОТА) Вывод: двойная семантика: отрицательное и положительное | |
Группы получают карточки, где даны толкования таких понятий как Мученик Преподобный Праведник Блаженный Бессребреник Юродивый Прочитайте эти определения. Обсудите в группах ответы на вопросы: - Что объединяет все эти понятия? - Каким из этих слов можно назвать героя? Докажите. См. Приложение 5 | ||
- Прочитайте статью о Юродивых См. Приложение 6 Прочитайте цитаты из Библии См. Приложение 7 | ||
- Прочитайте истории известных православных юродивых См Приложение 8 - Обсудите в группе ответ на вопрос: «Каковы основные черты юродивости?» Запишите свои ответы. | Учитель на доске записывает - детскость -кротость -терпение -смирение -самоотречение -любовь к ближнему | |
Прочитайте отрывок рассказа и ответьте на вопрос: -Почему все жители города пришли хоронить Юшку? (кстати Юродивый на букву ю ) См. Приложение 9 | ||
Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос кузнеца А вы кто ему будете? Обсудите в группах См. Приложение 10 | . | |
Сравните портреты девушки, которая разыскивала Ефима Дмитриевича и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чем это говорит? См. Приложение 11 | Девушка, как и Юшка, «тщедушна и невелика», лицо ее тоже «нежно и кротко». В глазах у Юшки «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», глаза девушки «готовы были наполниться слезами». Девушка не была дочерью Юшки, но была такой же, как он, – доброй, кроткой, чистой душой. | |
По ходу рассказа мы узнаем, что Юшка – неполное имя героя. Его зовут Ефим Дмитриевич. Прочитайте конец рассказа и ответьте на вопрос: почему девушка-сирота ни разу в тексте не названа по имени? См. Приложение 12 | Учитель приводит интересный факт: настоящее имя писателя Андрей Платонович Климентов. Однако позже он берет себе другую фамилию - Платонов (по имени отца). Память о нем, помимо отчества, увековечена в литературной фамилии художника: Андрей Платонович Платонов, то есть дважды Платонов сын. Видимо, таким образом подчеркивает духовно-родственных связей с родным отцом. | |
Ознакомьтесь с биографией Андрея Платонова, с его портретами. Прочитайте высказывания А.П.Платонова. Выберете одно, которое на ваш взгляд, отражает жизненное кредо писателя, его нравственную позицию. См. Приложение 13 | Свое писательское кредо, начиная с конца 1920-х годов, Андрей Платонов формулирует вполне определенно ‒ «сеять души в людях». Художник, рожденный и клейменый революцией, он находит выход из социалистической трагедии ‒ это подвиг любви, терпения, жертвенного служения народу, неустанного нравственного самосовершенствования. К этим евангельским истинам он приходит своим трудным путем, указывая дорогу тем, кто слабее в таланте и воле жить. | |
Выводы: Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, Юродом «Божьим чучелом», терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «без Юшки жить людям стало хуже». «Не стоит село без праведника», - гласит русская пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу. Она – бессребреница, тоже, получается, юродивая. Это прямое сопоставление с авторским высказыванием «Это и есть новая любовь между людьми – сквозь души других» А.Платонов | ||
Рефлексия. Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение-размышление «Принимаю ли я духовно-нравственную позицию писателя?» |
Карточки
Приложение 1
«Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! — Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»
Приложение 2
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару | Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел |
А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали: — Вон Юшка идет! Вон Юшка! Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку. — Юшка! — кричали дети. — Ты правда Юшка? | Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор. |
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимай, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. | Но Юшка шел и молчал. Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: — Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. |
Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: — Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? | И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. |
Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву | А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. |
Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом | По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. |
Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому | Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его. |
Приложение 3
В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: — Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться... И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть, первый раз в жизни. — А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя... Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него: — Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный! — Я не равняю, — сказал Юшка, — а по надобности мы все равны... — Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму! Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. — Отдохни, — сказал прохожий и ушел домой пить чай. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся. Вскоре проходил мимо один человек, столяр из мебельной мастерской. Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черен; столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была спекшаяся кровь. Он опробовал еще место, где лежала голова Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, ее залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки. — Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!.. |
Приложение 4
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. |
От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе. |
Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой. — Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь. — Зачем ты живешь? | Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить. — Это отец-мать меня родили, их воля была, — отвечал Юшка, — мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю. |
Другой бы на твое место нашелся, помощник какой | Меня, Даша, народ любит! |
— У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь — народ тебя любит!.. | — Он меня без понятия любит, — говорил Юшка. — Сердце в людях бывает слепое. |
Приложение 5. Толкование понятий.
Мученики - люди, подвергающийся преследованиям и/или принявший смерть за отрицание, проповедование, или отказ отречься от своих религиозных или светских взглядов. Большинство мучеников почитаются последователями или даже считаются святыми, становясь символом героизма и мужества. Мученики играют значительную роль в истории религий.
Преподобный - так называют монаха или монашествующее лицо, достигшее святости, являющееся образцом монашеской жизни и монашеского делания. Преподобный – это тот, кто ведет духовно-нравственную жизнь, следуя Заповедям Христа.
Бессребреники - отказывающиеся от имущества, чуждые любви к деньгам
Праведник - в православии это святой, который прославился своими подвигами и святостью в обычной мирской жизни, а не в монастыре. Праведник, как правило, человек спокойный, безмятежный, живущий по заповедям веры, он справедлив, честен, добр, смиренен. Праведные люди есть в любом коллективе, в селе, в городе. Сила их нравственного примера чрезвычайно велика. В народе есть об этом поговорки: «Не стоит село без праведника», «Спит сном праведника». Это всегда почитаемые люди, мудрецы, задающие планку нравственных требований, понятий, поступков. (Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога)
Блаженный - БЛАЖЕННЫЙ, ая, ое; жен, женна. 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. полн. Не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.). 3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия…(Толковый словарь Ожегова)
ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради (Толковый словарь Даля)
Приложение 6. Юродивые
Народ считает юродивых божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствование или предвидение. Церковь признает юродивых, принявших на себя смиренную личину юродства. И есть особый лик святых - БЛАЖЕННЫЕ или ЮРОДИВЫЕ ХРИСТА РАДИ. Их так называют, потому что они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Русский народ особо почитает именно этих «блаженных», считается, что это чисто русский тип святости.
Отечественная история хранит имена тех блаженных, которые своей жизнью определяли жизнь страны, остались в памяти народа. Например, святой блаженный Василий. Храм, где он жил во времена Иоанна Грозного, возле ворот которого просил милостыню, носит теперь его имя и является украшением Красной площади. Во имя Святой блаженной Ксении Петербургской, покровительницы семейного очага, до сих пор в нашем городе открываются часовни и церкви.
Как говорил В. И. Даль, люди видели в действиях юродивых некую тайну. Очистив сердце, они «стали ближе к Богу», бессмысленные на первый взгляд поступки юродивых открывались свидетелям событий по-новому, поражая своим глубочайшим смыслом.
Например, возле домов, где идет пьяный шумный пир, где все веселятся, юродивая останавливалась и плакала, а возле домов, где - горе и слезы, наоборот, улыбалась. Для большинства людей это казалось странным: у людей горе, а юродивая улыбается. А дело в том, что в первых домах творится грех, там плачут ангелы, и она плачет вместе с ними, а во вторых домах случилось горе, люди вспомнили о Боге, чему радуются ангелы и блаженная тоже. Люди помогали Ксении. Надо сказать, что она отличалась довольно странным поведением. Когда на Смоленском кладбище стали строить церковь, блаженная решила помочь рабочим. Не желая открыто проявлять свое усердие, ночью она стала тайно укладывать кирпичи на леса. Утром же рабочие искренне удивлялись, не понимая, кто это выполняет за них такую тяжелую работу. Вскоре горожане заметили, что когда Ксения просила что-нибудь у кого-либо, то этого человека обязательно ждало неприятное событие, а если женщина просила много, то постигало несчастье. И наоборот: если блаженная что-то подавала, то это всегда было предвестием грядущего счастливого события. Приняв к сведению последствия различного поведения Ксении, торговцы на рынке раскладывали перед ней свой товар и старались лично предложить ей все что угодно, лишь бы она ничего не просила. При этом купцы почтительно называли блаженную Андреем Федоровичем (так звали ее мужа).
Приложение 7. Цитаты из Библии
«…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29)
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 24-26)
«…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19:21)
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… « (Первое Послание к Коринфянам апостола Павла)
«Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божий, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих"»(1 Кор. 1:21 и 4:10)
"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное"(1 Кор. 11, 31-12,6; Мф. 13, 1-11)
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное" (Мф 5: 3-11)
Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их (Библия. Четвертая Книга Царств.гл.6: 20)
Приложение 8. Истории православных юродивых
По материалам сайта
http://mishanya.com/post/2308-yurodivyye-na-rusi
Василий Блаженный
Василий был в детстве отдан к сапожнику в подмастерья. Именно тогда, согласно молве, он проявил свою прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: купца ожидала скорая смерть. Бросив сапожника, Василий начал вести бродячую жизнь, ходя нагим по Москве. Василий ведет себя эпатажнее предшественника. Он уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, наказывая недобросовестных торговцев, он швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны» (у первых снаружи виснут изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы). Данное царем золото он отдает не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить далекий пожар в Новгороде. Самое страшное — он разбивает камнем чудотворный образ Божией Матери у Варварских ворот, на доске которого под святым изображением был нарисована дьявольская рожа. Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года. Гроб его несли бояре и сам Иван Грозный, почитавший и боявшийся юродивого. Совершил погребение митрополит Макарий на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где вскоре царь Иван Грозный указал строить Покровский собор. Сегодня мы чаще всего называем его именно Собором Василия Блаженного
ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ
Его принято называть первым на Руси, так как именно он стал первым святым, кого на Московском Соборе в 1547 году Церковь прославила в лике юродивых. Из жития, которое было составлено лишь в 16 веке, хотя преставился Прокопий в 1302 году известно немногое. Житие приводит Прокопия в Устюг из Великого Новгорода. С молодых лет был он богатым купцом из прусских земель. В Новгороде, познав истинную веру «в церковном украшении», иконах, звоне и пении, принимает православие, раздает свое богатство горожанам и «приемлет юродственное Христа ради житие». Позже он удаляется их Новгорода в Великий Устюг, избранный им также за «церковное украшение». Житие ведет он аскетическое: не имеет кровли над головой, спит «на гноище» нагой, после – на паперти соборной церкви. Молится тайно по ночам, прося за город и людей. Пищу принимает у богобоязненных горожан, но никогда ничего не берет у богатых. Первый юродивый авторитетом особым не пользовался, пока не случилось страшное. Однажды Прокопий, войдя в церковь, стал призывать к покаянию, предрекая, что иначе погибнут горожане «огнем и водою». Никто его не слушал и целыми днями он один плачет на паперти, скорбя о предстоящих жертвах. Только когда страшная туча нашла на город, и земля затряслась, все побежали в церковь. Молитвы перед иконой Богородицы отвратили Божий гнев, и каменный град разразился в 20 верстах от Устюга.
КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
Во время правления императрицы Елизаветы Петровны была известна юродивая «Ксения Григорьевна», жена придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, «состоявшего в чине полковника». Оставшись в 26 лет вдовою, Ксения раздала все свое имущество бедным, надела на себя одежду мужа и под его именем странствовала 45 лет, нигде не имея постоянного жилища. Главным местом ее пребывания служила петербургская сторона, приход святого апостола Матфея. Где она ночевала, долгое время оставалось неизвестным, многим, но полиции это было крайне интересно узнать. Оказалось, что Ксения, несмотря на время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Невидимым помощником была блаженная Ксения. Горожане считали за счастье, если к ним в дом вдруг заходила эта женщина. При жизни ее особо почитали извозчики – была такая у них примета: кому удастся Ксению подвести, жди удачу. Земная жизнь Ксении закончилась на 71-м году. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. Часовня на могиле ее по сей день служит одной из святынь Санкт-Петербурга. Как и раньше по совершении панихиды на месте погребения Ксении страждущие получают исцеления, в семьях водворяется мир.
Никола Псковский
Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.
В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити".
Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства"".
Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови".
Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: "Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.
Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: "Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов".
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.
Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского
Приложение 9
Хозяин кузницы приготовил Юшку к погребению. Дочь хозяина Даша омыла тело Юшки, и его положили на стол в доме кузнеца. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни. |
Потом Юшку похоронили и забыли его. | Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство |
Приложение 10
Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича? — Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут и не было. Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался: — Уж не Юшка ли он? Так и есть — по паспорту он писался Дмитричем... — Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой. Кузнец помолчал. — А вы кто ему будете? — Родственница, что ль? |
Приложение 11
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.
Приложение 12
Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет... — Половина полвека прошло, состарились вместе, — сказал кузнец. Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца... С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью. |
Приложение 13. Биография Платонова
Андрей Платонович Платонов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный в 1920 году от имени отца. Настоящая же его фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малых лет знал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до десяти человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок в семье. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность, становится кормильцем, возложив на себя заботу о семье. “Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона”, он любил еще “паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу”. Работал Платонов “во многих местах, у многих хозяев”. Был разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтером. Эти “университеты” и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Ненавидя страдание, он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле.
В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на фронте в качестве военного корреспондента. В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен в Москве.
Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. И только после смерти пришло признание. Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.
Высказывания А. Платонова
“Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.
«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» А. Платонов
«И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце» А.Платонов
«Жизнь состоит в том, что она исчезает. Ведь если жить правильно – по духу, по сердцу, подвигом, жертвой, долгом, - то не появится никаких вопросов, не появится желания бессмертия – все эти вещи от нечистой совести» А.Платонов.
«Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях» А.Платонов
«Делай счастье дальнему – будет радость ближнему» А.Платонов
«Труд есть совесть» А.Платонов
«Надо относиться к людям по-отцовски» А.Платонов
«Это и есть новая любовь между людьми – сквозь души других» А.Платонов
«Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики» А.Платонов
«Большие – только предтечи, а дети – спасители вселенной» А.Платонов
Приложение. Сказка Андрея Платонова.
«Вера. Знание. Сомнение»
Тысячу лет тому назад жила на свете царица Вера, вечная невеста Бога. И пламенем любви и силы своей она светила над людьми и давала им радость в жизни. Искры огня ее были душами всех людей и давали им радость в жизни. Искры огня ее были душами всех живых тварей на земле, и счастье никогда не уходило со света, никогда во все время, как жила Царица Вера - пламенная Невеста Небесного Жениха.
И вот Вера была так богата сама собою, что никогда не мотала богатства своего. Она отдавала людям любовь и силу свою без счета и возврата и наконец совсем отдалась миру и перестала жить. Но зато в каждом дыхании жизни светил ея свет, и вся земля наполнялась Верою, и росла к небу Любовь, как свет из пламени.
Но прежде чем сойти в мир, каждой душе Вера дала свет свой и рассеялась оттого, как Бог рассеивается ночью в звездах небес.
Везде была Вера - и нигде ее не было. Это было оттого, что она променяла свой могучий единый Свет на миллионы искр. Искр-душ в мире стало миллион, но это были искры, а не Солнце, как тысячи медных копеек хоть и стоят золота, но не золото.
Вера раньше знала только одна про самое себя, теперь ее узнало все живое, ибо она разменялась ради этого Знания из-за любви своей, у великого хитреца менялы - Сомнения.
Сомнение променял все золото Веры на медяки и пустил их в оборот по миру.
Исчезла со Света Вера, ибо Она разменяла у Сомнения свое золото уверенности и надежды на медяки Знания, а золото оставила у менялы Сомнения.
Приложение. Стихотворения А.Платонова
СТРАННИК В мире дороги далекие, Страннику в полночь откроешь, Небо высоко и тихо, Выйдем с последней звездою | СЛЕПОЙ Песню ночью никто не услышит, -- Ты испуган, ты вытянул руки, О, не бойся, слепец позабытый, Мир подымешь на слабые руки, |
Выводы.
Статья. Спиридонова И.А. «Христианские и антихристианские тенденции творчества А.Платонова 1910-1920-х годов»
Христианские идеалы Андрея Платонова заданы детством: патриархальными устоями семьи мастерового Платона Климентова, укладом жизни Ямской слободы города Воронежа, где родился и вырос писатель. Духовным центром слободской жизни была церковь. «Колокол «Чугунной» церкви, ‒ вспоминал Платонов, ‒ был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я»5. Огромную роль в формировании юной души Андрея Климентова сыграла преподавательница церковноприходской школы Аполлинария Николаевна, благодарную память о которой писатель пронес через всю жизнь. Каким был Платонов в то время, можно представить по описанию детства главного героя «Потомков солнца» Вогулова:
«Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими. По вечерам в слободе звонили колокола родными жалостными голосами, и ревел гудок, и приходил отец с работ, брал его на руки и целовал в большие синие глаза»
Но вера начнет понемногу уходить. Причины тому надо искать в детстве.
Детство Платонова оборвалось на пороге 1910-х годов. Старший сын в многодетной семье, он вынужден был оставить учебу и пойти работать. Андрей Платонов рано узнал тяготы и горечь жизни социальных низов: нужду, изнуряющую работу, невостребованность ума и таланта.
Однако главная драма, обессмыслившая в глазах Платонова жизнь, разыгралась в семье. На руках у старшего брата в младенчестве. умирали младшие дети. Особенно остро Андрей будет переживать смерть брата Мити и сестры Нади, умерших подростками.
Революцию Платонов встречает восторженно. Он понимает ее как попытку преодолеть трагедию неистинного существования, создать новый космос. Бог умер, теперь хотим мы, -чтобы жил сверхчеловек» (Ницше). «Я и творец, и сотворенный» (А.Платонов).
Бог умер, но Царство Божие ‒ Царство Истины, Добра, Красоты ‒ построить необходимо. Без этого жизнь человеческая теряет смысл. В революционном пролетариате Платонов видит нового мессию, заступившего место умершего Бога.
Революция для него ‒ явление прежде всего духовного порядка. Человечеству необходимо овладеть истинным знанием о мире, чтобы затем преобразовать его в Царство Разума. Однако добывание знаний ‒ акт глубоко личностный, индивидуальный. И в творчестве Платонова коллективный герой социальной революции ‒ пролетариат ‒ уступает центральное место герою-одиночке, революционеру духа, который ищет пути прорыва в заветное будущее, опираясь на свой разум и достижения науки и техники
Период после 1926 года ‒ время, когда Андрей Платонов переживает тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием писателя в ходе революционных преобразований. Понимая всю историю человечества как трагедию, он ценил революцию за саму попытку изменить жизнь к лучшему. Между тем, подводя итоги первого пореволюционного десятилетия, он приходит к выводу, что избран ложный путь. Между идеалами социализма и социально-исторической действительностью конца двадцатых годов выросла «темная стена», полагал Платонов. Реальный социализм, к плановому строительству которого приступили как раз в это время, не стал выходом из исторической трагедии, но лишь новым ее витком.
Ясно сознавая социалистическую трагедию, Андрей Платонов не ищет личного спасения. Вне связи с народом, продолжающим быть в социализме, жизнь и творчество не имеют для него смысла. Он идет в народ, «в низкую действительность, откуда все стремятся уйти»25, чтобы вместе выстрадать истину жизни, найти «смысл общего и отдельного существования».
При этом Платонов не просто находит и ставит в центр творчества нового героя, но существенные изменения претерпевает его художественно-философская концепция человека. Писатель восстанавливает в своих правах душу как ядро человеческой личности. Активными началами «душевного человека» у Платонова становятся совесть и «теплокровное божественное сердце». Не отвергается и разум, но признается его ограниченность. Мысль человеческая, еще не твердо стоящая в этом мире и принесшая ему столько бед и мук, должна быть подконтрольна «теплокровному божественному сердцу». Платонов изживает революционную формулу «любви-ненависти». Любовь признается единственной плодотворной связью человека со всем сущим, причем любовь не к дальнему человеку будущего, но любовно-родственная связь с ближним. Художник возвращается к христианскому принципу сокровенности человека, на что указывает название повести «Сокровенный человек». Принцип сокровенности становится ведущим в художественном изображении личности у Платонова, причем последовательно проводится на всех уровнях поэтического текста. Платоновский герой остается загадкой, тайной, которую не дано разгадать до конца ни другим персонажам, ни самому герою, ни читателю. Не претендует на всеведение души героя и автор. Таким образом, платоновская концепция человека не по букве, а по духу сближается с христианской.
Совесть как счастье, любовь к ближнему как высший смысл человеческой жизни ‒ эти идеи, начиная с «Сокровенного человека» и «Чевенгура», все сильнее звучат в творчестве писателя: «Джан», «Фро», «Счастливая Москва», военные рассказы. Полнота родственных связей с миром ‒ вот где ищет новый герой Платонова истинной жизни. Из своих «нечаянных хождений» за революцией сокровенный человек Фома Пухов, не очень-то поверивший ее лозунгам и призывам, делает свой вывод о главной нужде жизни ‒ это «преодоление душевной чужбины». Устойчивые характеристики, сопровождающие платоновских персонажей на протяжении всего творчества, ‒ «убогость», «скудость», «бедность». Сделать человека красивым, а его душу полной можно, полагает художник, только впустив себе в душу другого человека. Красота как понятие сугубо эстетическое не работает в произведениях Платонова. Красивым человека делает душевное добро, отданное людям.
В завершение вновь вернемся к записи в блокноте А. Платонова о Боге, ставшей отправной точкой данной статьи: „А «наследники» его, имея в себе «угль» бога, говорят его нет ‒ и верно. Или есть ‒ другие говорят ‒ и верно тоже”. И обратим внимание на то, что автором подчеркнута только вторая часть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских
Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....