Урок-размышление по рассказу А.Платонова «Юшка».
план-конспект урока по литературе на тему
Тема урока: «Жить по законам человечности…»
Цели и задачи урока:
1.воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;
2.обучать анализировать литературный текст;
3.выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Оборудование: мультимедийная презентация; портрет А.Платонова; иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-razmyshlenie_po_rasskazu_.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-размышление по рассказу
А.Платонова «Юшка».
Тема урока: «Жить по законам человечности…»
Цели и задачи урока:
1.воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;
2.обучать анализировать литературный текст;
3.выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Оборудование: мультимедийная презентация; портрет А.Платонова; иллюстрации.
Ход урока.(Слайд 2)
1.Установка на урок. Как много в мире зла и как оно нас ранит, Как трудно раны нам бывает залечить, И мы в том зле, что сами причиняем, Пытаемся кого-то обличить. Эх, люди, люди, век наш так недолог Зачем же нам друг друга обижать? Ведь не жестокости - любви с пеленок Учила каждого ребенка мать. А мы взрослеем и становимся жестоки, И больно раним, колем, обижаем- Как будто матери уроки С годами напрочь забываем. Исчезло в душах наших чувство милосердия И не хватает доброты и понимания, Давайте же приложим все усердия Для возрожденья соучастья и внимания.
2. Вступительное слово учителя. Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем.
Что такое добро? Это всё хорошее. Что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие? Все это закрадывается в нас постепенно, по мере получения жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Очень важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью порождаем.
Я приглашаю вас сегодня к серьёзному разговору о добре и зле, о нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях. Истинный смысл этих понятий помогут нам раскрыть две книги: рассказ А.Платонова «Юшка» и Библия - священное писание, которое для многих поколений на земле долгие века было руководством к жизни. Вот почему тема урока звучит так поэтично: «Жить по законам человечности…»
2. Рассказ о писателе и его произведениях.
- Для чего же рождается человек на земле? (ответы учащихся) - Да, сколько людей- столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда - родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Его имя нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений:( рассказ «Неизвестный цветок», «Никита»). – О чем они?
Андрей Платонов - писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всему живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.
Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился на окраине Воронежа в 1899 году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды. И лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и теплой любовью.
Трудовая жизнь писателя началась очень рано – в 13 лет.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегкими, но в своих произведениях он был верен своему голосу художника, и, несмотря на сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным.
Умер Платонов в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года, как считают, от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.
Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.
3. Беседа по рассказу Платонова «Юшка».
Размышлять о сокровенных движениях человеческих душ, глубинных законах народных судеб Платонов начал еще в ранних своих произведениях - сказках. Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом). – Что побеждает, как правило, в сказке? (Добро) - А всегда ли так бывает в жизни? Вот об этом мы и поговорим, анализируя произведение Платонова, которое вы прочитали дома. Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нем? Что думают?
(Старый на вид, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца. В глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной» «урод негодный». Как сказал столяр «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит, потом возвращается).
- Что не знают о нем люди? Каким никогда не видели? ( В стороне от людей он преображается. Мы видим его веселым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек - брат всей твари». )
- Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на эти вопросы, которые открывают тайну Юшки, давайте вспомним, как относятся к Юшке его обидчики:
4. Работа в группах.
1) - Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них? ( Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и ненависть, они ждут от Юшки …)
2) - Встреча Юшки со взрослыми? Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? ( Молча сносит все оскорбления)
3) -Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни? (Цитата из текста).
- Как вы думаете, почему, умирая, Юшка повернулся лицом к земле? (Связать ответ с любовью к земле, к природе).
- Все ли бездушны в деревне? (Столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью и за всех попросил прощения).
- Как стали люди жить после смерти Юшки? Почему? ( Цитата из текста: «Теперь вся злоба…насмешку и недоброжелательство»)
-Ребята, а кто такой Ефим Дмитриевич? От кого мы узнаем его имя , отчество?
-Добро и зло, по Платонову, не иссякают. Не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Что подтверждает сказанное? ( Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям. Утоляет чужое страдание, горе.)
- Так что же победило в душах людей?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
5. Работа со словарем.
Какие человеческие чувства раскрывает автор в тексте? (Добро, зло, милосердие, сострадание)
-Давайте посмотрим на значение этих слов?(Слайд) Обратите внимание, на буклеты, которые лежат перед вами. Здесь также есть небольшой словарик с толкованием данных слов.
6. Рефлексия.
Продолжите одну из фраз:
- Сегодня на уроке я убедился…
- Сегодня на уроке я задумался…
7. Заключительное слово учителя.
В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим добром победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий .
8. Домашнее задание.
Сочинение на тему: « Что значит любить человека?»
Используемая литература:
1.Аникина С.М. « Поурочные разработки по литературе»
2.Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе»
3.Коровина В.Я. «Литература 7»
4. Скоркина Н.М. «Поурочные планы по литературе 7 класс»
5. Черных О.Г. «Практикум по литературе 7 класс»
6. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждению.Презентация + конспект урока.Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различ...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждениюУрок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оц...
Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.
Приглашаю к обсуждению Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" в режиме онлайн с использованием интернет ресурса автора, познакомит учащихся различными оценками Бородинско...
разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.
Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Мая...
«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В. РАСПУТИНА» (урок-размышление в 6-ом классе)\'
Нравственные уроки В. Распутина.Цели: проанализировать проблематику повести и выяснить, какие уроки она несет.Учить сжато излагать повествовательный текст, вводя в него элементы рассуждения....