Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы 5 класс

учитель русского языка и литературы

лицея № 408 Пушкинского района

Гавриловой Нины Евгеньевны

Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Цели:

  • Образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и

                              умениями, полученными на предыдущих уроках,

                              обобщить материал как систему знаний.

  • Развивающие: 1. Развивать интерес к конкретной деятельности на

                             уроке.

                          2. Развивать самостоятельность в выборе материала для

                           урока.

                        3. Содействовать развитию воли и настойчивости.

                        4. Развивать эмоции учащихся посредством кадров,

                            рассказывающих о ВОВ (документальных,

                            художественных).

                        5. Развивать интерес к истории своей Родине, к

                            героическому прошлому страны в целом.

                        6. Развивать память, мышление, речь, познавательные

                            интересы к поэтической речи, к авторам

                            стихотворений.

                        7. Развивать у учащихся умения выделить главное

                            (например, обучение составлению схем, плана,

                            формулирование выводов или вопросов),

                              формирование умений сравнивать, классифицировать,

                            обобщать факты и понятия.

                        8. Учить анализировать ответы товарищей, учить

                            устанавливать межпредметные связи.    

                        9. Развивать самостоятельное мышление, речь

                            учащихся.                    

 

  • Коррекционные: (для слабоуспевающих учеников) создать условия для

                            развития логического мышления, образной памяти,

                            самоконтроля в процессе выполнения заданий.

  • Воспитательные: 1. Пробудить чувства учащихся гордости и уважения

                                  к своей Родине, к ее истории, к ее великому народу.

                             2. Пробудить чувства ответственности, долга за свои

                                дела, поступки.

                            3. Подвести учащихся к выводу о необходимости

                                беречь свою Родину, учится ее защищать.

                            4. Показать учащимся единство большой семьи

                                 народа, называемого – советские люди.

                            5. Создавать атмосферу коллективного поиска,

                                эмоциональной приподнятости. (записать

                                воспоминания, представить их всеобщему

                                вниманию).

                            6. Содействовать в ходе урока формированию

                                мировоззренческих понятий: честь, долг,

                                сочувствие, сострадание, ответственность.

                             7. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить

                                 в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм,

                               гуманизм, товарищество.

                            8. Воспитывать чувство гордости за героев своей

                                семьи, за родных, принимавших участие в боях за

                                Родину, работавших в тылу.                

       

Задачи:

  • научить подбирать материал по заданной теме;
  • сформировать понятия: патриотизм, честь, отвага, героизм, долг;
  • дать общую характеристику явления: единства народов, разных национальностей в борьбе с фашизмом;
  • изучить основные этапы творческого пути: сбор материала, обработка (редактирование) создание текста;
  • научить анализировать, выделять (главное, существенное) в поэтических произведениях, в рассказах очевидцев;
  • приблизить к самостоятельному решению (творческих задач) записать воспоминания родных, бывших участниками событий или рассказы о них;
  • проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных сформированных на предыдущих уроках (средства выразительности);      

Деятельность учителя:

- Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Подводит к формулировке темы и цели занятия.

- Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Выдвигает проблему.

- Создает эмоциональный настрой на уроке.

- Предлагает индивидуальные задания.

- Обеспечивает мотивацию выполнения задания «Интервью с участником

  ВОВ».

- Контролирует выполнение работы.

1. Осуществляет:

   - индивидуальный контроль слабых учеников, помогаем отредактировать

    задание;

   - выборочный контроль (предварительное чтение стихотворений, с целью

     коррекции)

   - побуждает к высказыванию своего мнения.

2. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

3. Дает комментарий к домашнему заданию (всем ученикам).

4. С помощью учащихся старшего класса (11 класс) «группе технического

    обеспечения (5 класс) подбираем видео и музыкальный материал,

    монтируем его. Готовим «видео – музыкальный сценарий».

Деятельность учителя

(планируемый результат)

1. Воспитывает любовь к своему Отечеству, развивает патриотизм и чувство

    сопричастности к судьбе своей страны и ее истории на примере обращения

   к военной истории страны.

2. Через выполнение учащимися опережающего задания, воспитывает

    чувство гордости за своих родных, участвовавших в ВОВ не только на

    полях сражений, но и в тылу.

3. Учит аргументированно оценивать свои и чужие высказывания.

4. Пролонгированная оценка (наблюдение) ответов и действий учеников.

5. Воспитывает осознание эстетической ценности русского языка и

    литературы, понимания связи языковых и художественных явлений для

    выражения авторской позиции, смысла произведения в целом.

6. Способствует речевому самосовершенствованию учеников, расширению

    словарного запаса, усвоению грамматических средств для свободного

    выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Деятельность учащихся

 

1. Осуществляют самостоятельный подбор стихотворений о ВОВ.

2. Обосновывают свой выбор материала, рассказывая об авторе

    стихотворения.

3. Составляют «Словарик» понятий (патриотизм, честь, героизм…)

4. Читают стихотворения наизусть.

5. Совместно с учащимися старшего класса (11 класс) подбирают и

    монтируют видео и музыкальный материал.

6. Осуществляют «техническое обеспечение» урока.

7. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников по ходу урока.

8. Высказывают свое мнение, обосновывая его.

9. Слушают «интервью-рассказы», записанные одноклассниками.

10.Сравнивают «рассказанное» в стихотворениях, авторы которых прошли

     дорогами ВОВ и рассказы родных людей, записанные учениками.

11.Обобщают материал урока.

12.Делают выводы.

13. Формулируют конечный результат.

Ход урока:

1. Звучит голос Левитана. О начале ВОВ.

2. Звучит песня «Священная война» (слова А. Александрова

                                                             музыка В. Лебедева-Кумача)

3. На экране кадры документального фильма, рассказывающие о начале ВОВ.

4. Вступительное слово учителя.

5. Сегодня на уроке мы будем говорить о ВОВ словами поэтов, прошедших

    дорогами войны, не только как корреспонденты, но и как рядовые. Мы

    услышим воспоминания ваших родных и близких людей, которые были

    очевидцами тех страшных событий. Вы выступите в роли журналистов,

    корреспондентов-рассказчиков, чтецов, слушателей.

6. Роберт Рождественский – поэт, который родился в 1932 году, значит в

    1941 ему было 9 лет, он не только был очевидцем, но и уже осознанно

    Относился к происходящему. В своем стихотворении «Реквием» поэт

    призывает нас помнить о тех героях, которые погибли, чтобы мы жили и

    пронесли память о героях, как знамя «Победы».

7. Учащиеся читают стихотворения, рассказывая об авторах, прочитанных

    строк.

8. Звучат песни военных лет, на экране демонстрируются документальные

    кадры ВОВ.

9. Учащиеся чередуют чтение стихов с рассказами-воспоминаниями своих

    близких о ВОВ.

10.Кадры художественных фильмов чередуются и исполнением

     полюбившихся  песен из этих фильмов (распечатанные тексты лежат на

     столах).

11.Выступает бывший учитель нашего лицея Самсонов Юрий

     Александрович, ему 86 лет, он поэт, лауреат многих литературных

     премий, полковник в отставке. Он читает свои стихотворения,

     посвященные ВОВ, вспоминает о 9 мая.

12. Все вместе исполняют песню Д. Тухманова на слова В. Харитонова «День

     Победы».

13. В руках у учеников портреты, фотографии родных, погибших за нашу

      Родину, переживших те страшные события, но не дожившие до наших

      дней. Ребята называют их имена.

14. Объявляется минута молчания, звучит метроном.

15. Завершающее слово учителя, заканчивающееся словами Роберта

      Рождественского.

      «Мечту пронесите через года

        и жизнью наполните!

       Но о тех, кто уже не придет никогда, -

       заклинаю, - помните!»

Все стихотворения, перечисленные ниже, кадры из документальных и художественных фильмов, в которых исполняются песни военных лет, распечатанные слова этих песен подобраны учениками 5 класса самостоятельно и обоснованно.

Поэтическая страница

1. В. Лебедев-Кумач «Священная война»

2. Р. Казакова «На фотографии в газете»

3. Ю. Друнина «Нет это не заслуга, а удача», «Я только раз видела  

4. А. Ахматова «Мужество»

5. К. Симонов «Жди меня», «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины»

6. А. Сурков «Связист», «Песня смелых»

7. А. Прокофьев «Баллада о красноармейце Демине»

8. О. Бергольц «Разговор с соседкой», «Твой путь»

9. С. Гудзенко «Баллада об одиночестве»

10. А. Твардовский «Я убит подо Ржевом» отрывки из поэмы «Василий

      Теркин»

11. Е. Винокуров  «Москвичи»

12. Ю. Белаш «Штыковой бой»,  «Под пулеметным огнем»

13. Ю. Разумовский «Я обращаюсь к молодым»

14. В. Высоцкий «Братские могилы»

15. Р. Рождественский «Реквием»

16. К. Симонов «Тот самый длинный день в году»

17. Р. Гамзатов «От неизвестных до знакомых», «Журавли»

18. Б. Окуджава «Вы слышите грохочут сапоги…»

Кадры документального кино

1. Призывные пункты в первые дни ВОВ.

2. Бои за Сталинград

3. Блокадная книга

4. Фронтовые кадры

5. знамя Победы на здании Рейхстага

                                   Кадры из художественных фильмов

1. «В бой идут одни старики»

2. «Щит и меч»

3. «17 мгновений весны»

4. «Офицеры»

5. «Белорусский вокзал»

6. «Аты-баты, шли солдаты»

7. «Добровольцы»

8. «Блокада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Урок литературы на тему "Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 5 класс...

Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Урок литературы на тему "Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 5 класс...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...