Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы на тему "Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_zhizni_v_skazke_a.pogorelskogo_chyornaya_kuritsa_ili_podzemnye_zhiteli._5_klass.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Учитель: Гареева Г.Р.
2018 год
«Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
1. Орг. момент.
Добрый день, ребята!
2. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
- Посмотрите на экран. Из какой сказки эти иллюстрации? (слайд 1)
- Правильно, сегодня мы проанализируем на уроке сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
- А.С.Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
(Слайд 2). - Попробуйте определить главную мысль этих строчек Пушкина. ( В каждой сказке содержится мораль или нравоучение). Значит, все сказки воспитывают читателей.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что Антоний Погорельский, автор сказки (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский) (слайд 3), написал эту сказку для своего племянника, его тоже зовут Алеша.(слайд 4). Мальчик стал в будущем замечательным и знаменитым писателем.- это Алексей Константинович Толстой (слайд 5).
-_Как вы думаете, с какой целью Погорельский писал свою сказку для племянника? (с целью научить чему-то хорошему, дать уроки добра, уроки жизни). Обобщая ваши мнения, можем назвать одним словом «уроки жизни»
2. Определение темы и целей урока.
Итак, запишите тему нашего сегодняшнего урока «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». (пишу тему урока на доске)
- Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?
Понять, какие уроки жизни преподает нам А. Погорельский в сказке «Черная курица, или Подземные жители».(Слайд 6)
А каким образом мы это сможем понять? (изучить поступки героев, их поведения в сказке, т.е. одним словом, мы должны анализировать сказку). А уроки эти поймем, если проанализируем поступки героев.
Но перед тем как приступить к анализу, проверим, насколько хорошо вы знаете произведение.
Задание: (слайд)
Проверим
3. Анализ текста и образа главного героя.
Давайте обратимся к нашему герою .
1. Кто главный герой? (Алеша).
2. Где он жил и учился? (Жил в Петербурге в пансионе, там же и учился).(Слайд 7) Вы знакомы со словом пансион? (с. 121)
Пансион - закрытое учебное заведение, куда своих детей родители привозили на обучение и воспитание и оставляли на месяцы и даже больше. (Слайд 8)
3. Сколько ему было лет? (не более 9-10 лет) Значит, он ваш ровесник. (с 121.).
4. Как он чувствовал себя в пансионе? (ему было одиноко , родители его не забирали. Найдите в тексте. (с. 121)
5. Представьте себя на его месте? Какие чувства у вас возникли к герою? (Т.е вы сочувствуете ему ,сопереживаете).
6.Что стало утешением для Алеши в такие трудные минуты? (чтение книг.).
7. Какие книги любил читать мальчик? Найдите в тексте, прочитайте. Книги рыцарские, волшебные. Какие они, рыцари?(отважные, храбрые благородные). Значит, рыцари - идеалы для Алёши.
8. Давайте выпишем из текста характеристику Алеши и напишем в тетради в виде таблицы. Начертите таблицу. В левую колонку напишем характеристику мальчика. (Работа на доске и в тетрадях).
Характеристика Алеши.
Умненький
Миленький
Учился хорошо
Все любили и ласкали
Остро чувствовал одиночество
Начитанный, любил читать
Мечтатель
Верит в волшебство
С. 121
С. 123-125
Умеет жалеть, сострадать
Щедрый, отдает последнюю монету ради спасения курицы
Спаситель, защитник
Благородный
9.Вспомните, с кем любил проводить время Алеша во дворе? (с Чернушкой). Как он к ней относился?
10 . Что он сделал для нее? Найдите ответ в тексте.(с. 125)
( Он спас её от смерти, когда кухарка Тринушка хотела её погубить. Алеша отдал кухарке самое единственное и дорогое, что у него было –империал- подарок бабушки.(Слайд 9,10)
Империа́л (от лат. imperialis — императорский, имперский) — российская золотая монета (10 рублей)
10. Какие качества главного героя проявились в этом эпизоде?
( щедрый, благородный ).
Давайте дополним этими качествами характеристику героя.
11. Как Чернушка его отблагодарила?
(повела в подземное царство, где жил её народ.)
4. Физкультминутка.
Ребята, а давайте вместе с нашими героями направимся в Подземное царство.
На носочки встанем,
Друг за другом тихо,
И пойдем легонько.
Молча и бесшумно.
Тише, тише, не шумите
Вы нагнувшись проходите,
Рыцарей лишь не будите!
Молодцы, ребята! Вы прошли очень тихо, а помните в сказке, что с ним случилось, когда он пошел в Подземное царство? (разбудил рыцарей, чуть не поплатился жизнью своей и Чернушки).
12. С кем познакомился в королевстве Алеша? (с королем).
12. Давайте найдем этот эпизод встречи и прочитаем по ролям. (с. 135- 137)(слайд 11)
13. Что попросил в награду Алеша? Почему? (Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)
Не удивила вас просьба героя?(не учась получать хорошие отметки. ) А вы бы не хотели исполнения такого желания? Наверное, у некоторых из вас есть такие мечты. А как же король оценил его просьбу? (не думал, что такой ленивец). Я тоже соглашусь с героем. Мне Алеша в начале сказки казался старательным, трудолюбивым мальчиком.
- Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но, как обычно бывает в сказках, есть одно условие, при котором волшебство перестаёт действовать. Какое это условие?
Найдите в тексте.(с. 136)
(Алёша не должен быть нескромным, не проявлять нескромность, т. е. быть скромным).
(выслушиваем ответы учащихся). А как вы понимаете это слово?
5. Словарная работа. Работа со словарями.
Перед вами лежат копии словарных статей, найдите слово скромность и прочитайте толкование слова.
- С.И.Ожегов.
Скромный
1.Не выставляющий напоказ своих достоинств заслуг, сдержанный в обращении, поведении.
2. Обычный, простой, без претензий. (слайд 12)
6. Раскрытие идеи произведения
14.Итак, ребята, Алеша получил волшебное зернышко. Каким он стал теперь?
Найдите в тексте новые качества характера Алеши в паре и напишите в правую колонку таблицы.
С. 142
Сделался гордым и непослушным
Самолюбивым
Товарищи перестали его любить
“страшный шалун”
Дурной нрав
Самолюбивый
Гордый
Непослушный
высокомерный
Не умеет держать слово
Испугался, стал трусом
Предатель
неблагодарный
Ребята, кто хочет прочитать?
15. Алеша выполнил условие быть скромным?
Итак, какой урок мы сформулируем отсюда? Каким качеством должен обладать каждый? 1.Быть скромным.
16. О чем попросила Чернушка Алешу во второй раз? Найдите ответ. (с. 146)
Как вы понимаете значение слова «неблагодарность»?
Неблагодарность — отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как непризнание добра, сделанного человеку кем-либо. (Слайд 13)
17. Значит, какой 2 урок дает Чернушка. Сформулируем совет Чернушки, ее урок для Алеши. Каким просит быть героя?
2. Быть благодарным.
Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?(ПОРОКИ)
Найдите ответ в тексте.
17. Чернушка сказала Алешу: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”? Как вы понимаете ее слова? (с. 146) Объясните своими словами. Можете посоветоваться в паре. Еще какой урок жизни преподает Черная курица Алеше? От чего предостерегает? А для этого каким надо быть? (не поддаваться дурным порокам, значит)
3. Быть сильным, волевым.
Но если человек впустил пороки в душу, то что нужно сделать? (Работать над собой)
Ребята, в конце сказки какое испытание не смог пройти Алеша? (не сдержал своего слова, тем самым подвел своего друга) .
18. Каким был главный порок Алеши? (это лень)
(лень). Одно его желание не учившись, знать все уроки, т.еленность потянула за собой все остальные пороки. А какие конкретно? (ленность, неблагодарность, непослушность трусость и предательство).
22. Чем заканчивается сказка?
трагично
предательство Алеши,
жители подземного королёвства ушли.
Кого потерял Алеша? (друга, советчика, помощника)
- 3. Итог урока.Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь).
1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
2.Слушать внутренний голос совести.
3.Быть требовательным к себе.
4.Преодолевать в себе эгоизм, лень
-Пройдут года, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.
Домашнее задание. Сделайте рисунки к сказке. ( пишу на доске)
Вы все хорошо поработали на уроке. Молодцы! До свидания.
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Нравственные уроки жизни.Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица,или Подземные жители»
Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"Цели урока: - развивать навыки беглого выразительного чтения, - развивать умения грамотно отвечать н...
Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"
Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...
Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС
Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители". Урок рефлексии, обощения материала....
Урок литературы на тему «Уроки жизни» в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Урок литературы на тему "Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 5 класс...
Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" - презентация
Презентация поможет учителю донести до пятиклассников нравственные истины о честности, дружбе и верности. Материал иллюстрирован, все материалы доступны для понимания ребенка...