Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Мастер-класс в 7 классе по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат» (к 75-летию со дня Великой Победы).Презентация и видеоролик: https://drive.google.com/file/d/11db1hQ-idjerirrtW...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Андрей Платонов Маленький солдат | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»
в 7 классе
учителя МБОУ «СОШ № 2 имени С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
Ершовой Светланы Александровны
Содержательная цель: знакомство с творчеством писателя А.Платонова на примере рассказа «Маленький солдат»; знание истории родной страны (жизнь детей в Великую Отечественную войну); воспитание в детях чувства сострадания.
Деятельностная цель: создание условий для развития у учащихся способности производить анализ прозаического произведения, умения сопереживать главному герою, а также заниматься творчеством (составление нерифмованного стихотворения-характеристики персонажа).
Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации и видеоролика.
Оформление: на доске слева - детские иллюстрации к рассказу, на доске справа - нарисованная красным мелом пятиконечная звезда (в неё вклеим позднее стикеры с синквейнами); на ученических столах приклеены розовые/красные стикеры для синквейнов, разложены напечатанные тексты рассказа А.Платонова; небольшая красная коробка - на учительском столе.
Для информации: за месяц до прочтения рассказа учитель на уроке русского языка даёт ученикам задание написать все возможные ассоциации к слову «солдат» на небольших листочках (схема-кластер), через некоторое время – также написать на листочках имена-существительные (обозначающие одушевлённые предметы) к слову «маленький». Дети не должны знать о связи этих заданий друг с другом и с последующим прочтением рассказа.
1.Организационный момент. 2.Мотивация к учебной деятельности: «красная коробка».
- Ребята, у меня в руках листочки, на которых вы месяц назад составляли схемы-кластеры вокруг слова «солдат» (некоторые из них - на экране). Я просила вас тогда записать все возможные ассоциации к этому слову. Вы написали такие слова и словосочетания: воин, герой, дедушка, мужественный, сильный, раненый, защищает Родину, стреляет, спасает людей, бинтует раны, получает награды. И никто из вас не написал слова ребёнок. Почему?
(Ответы детей)
- Теперь я кладу эти работы в коробку. Через несколько уроков я задала вопрос: «Кого вы видите маленьким? Что он делает?» «Какие же ассоциации вызвало слово «маленький»? Вот эти листочки, на которых повторяются слова «ребёнок», «дитя», перечисляются детёныши животных. Они резвятся, играют в счастливую пору детства. И нет на этих листочках ни одного слова «солдат». А теперь я также помещаю их в коробку и перемешиваю. Поделитесь впечатлениями: что случилось, когда я перемешали первые и вторые ваши работы? Что происходит в красной коробке?
(Дети делятся впечатлениями)
- Да, случилось страшное - война! Война перемешала детские судьбы, оборвала детство, изранила людские души. Смотрим на экран и слушаем сообщения ребят.
3.Видеоролик «Дети на войне», на фоне которого 3 ученика читают сообщения (см. приложение).
4. Постановка цели урока.
- Сегодня мы проследим судьбу Серёжи, героя рассказа писателя-фронтовика Андрея Платонова «Маленький солдат». Ребята, вы уже обратили внимание на то, что автор в названии рассказа соединяет эти два, казалось бы, несовместимых слова: «маленький» и «солдат»!
5. Актуализация знаний. Работа с текстом.
- Обратимся к рассказу Платонова. Ребята, каким рассказчик видит Серёжу в первый раз? Какие детали говорят о том, что Серёжа давно на войне? (сапоги сшиты на детскую ногу, «обношенная щинель», обветренное лицо).
- Ребята, как при этом называет рассказчик Серёжу? «Ребёнок» (слово «ребёнок» употреблено в начале текста 12 раз). Почему? Как это показывает отношение к Серёже рассказчика, майора Савельева? (автор заостряет внимание на возрасте героя; бойцы жалеют его)
-В какой момент, мы узнаём, что мальчик воюет? Из чьих уст? (майор Савельев наказывает, чтоб «на немца не лез»).
-Можно ли Серёжу назвать бойцом с опытом? Почему? (отличает свои самолеты от фашистских, ходит в разведку, помог сохранить склад, взорвать штаб немцев).
- Какое самое страшное испытание для Серёжи уготовила война? (Смерть отца и матери).
-Почему в рассказе о боевых действиях Серёжи нет слова «ребёнок», а звучат слова «мальчишка», «Сергей»? (воюет как настоящий взрослый, опытный солдат).
- Платонов соединил эти два слова - маленький солдат - чтобы мы помнили о людях, которые на войне отдавали свои жизни, чтобы жили мы сейчас в мирное время.
6.Составление синквейнов «Серёжа» на стикерах.
-Ребята, давайте составим синквейн, который назовём именем главного героя - «Серёжа» - в память о взрослых и маленьких героях Великой Отечественной войны! Работаем на прикрепленных листочках.
7.Чтение синквейнов. Вклеивание стикеров с синквейнами в звезду, нарисованную на доске (звучит музыка).
8.Заключительное слово учителя.
-Ребята, желаю вам жить в мирное время, а о войне узнавать только из рассказов прадедов и из военных книг и фильмов.
-Спасибо вам за то, что прониклись тяжелой судьбой Серёжи, сопереживали ему. За работу на уроке ставлю всем пятерки.
9. Рефлексия. Самоанализ.
Приложение 1
Ученик 1. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека. Они вместе со взрослыми приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил - на заводах, в тылу врага, в бою. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.
Ученик 2. Дети собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, гранаты, а затем передавали партизанам. Многие школьники вели разведку, были связными в партизанских отрядах, спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, взрывали железнодорожные вагоны.
Ученик 3. Во время Великой Отечественной войны десятки тысяч детей воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Пионеры награждались боевыми орденами и медалями, становились Героями Советского Союза. Среди них - Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.
Приложение 2
Использованные ресурсы сети Интернет:
- https://topwar.ru/7515-detstvo-rastoptannoe-voynoy.html
- https://tunnel.ru/post-detstvo-opalennoe-vojjn
- https://yandex.ru/images/search?text
- https://muzofond.fm/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению
Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...
Урок литературы "Дети и война - нет более ужасного сближенья" (по книге А.П.Платонова "Маленький солдат")
Урок направлен на формирование универсальных учебных действий учащихся 6 класса. Его цель: проанализировать художественное изображение войны в рассказе А.П.Платонова, выя...
Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
Технологическая карта урока + презентация урока внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»...
Открытый урок внеклассного мероприятия "Дети войны" по рассказу А.П. Платонова "Маленький солдат"
Внеклассное мероприятие по литературе...
Открытый урок внеклассного мероприятия "Дети войны" по рассказу А.П. Платонова "Маленький солдат"
Внеклассное мероприятие по литературе...
Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А. Платонова "Маленький солдат"
Методическая разработка для урока внеклассного чтения. Сопровождается презентацией....
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Маленький солдат"
Презентация-сопровождение к методической разработке...