Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Ершова Светлана Александровна

Мастер-класс в 7 классе по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат» (к 75-летию со дня Великой Победы).Презентация и видеоролик:  https://drive.google.com/file/d/11db1hQ-idjerirrtW...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Андрей Платонов Маленький солдат26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат»

в 7 классе

учителя МБОУ «СОШ № 2 имени С.И.Подгайнова г. Калининска Саратовской области»

Ершовой Светланы Александровны

Содержательная цель: знакомство с творчеством писателя  А.Платонова на примере рассказа «Маленький солдат»; знание  истории родной страны (жизнь детей в Великую Отечественную войну); воспитание в детях чувства сострадания.

Деятельностная цель: создание условий для развития у учащихся способности производить анализ прозаического произведения, умения сопереживать главному герою, а также заниматься творчеством (составление нерифмованного стихотворения-характеристики персонажа).

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации и видеоролика.

Оформление: на доске слева - детские иллюстрации к рассказу, на доске справа - нарисованная красным мелом пятиконечная звезда (в неё вклеим позднее стикеры с синквейнами); на ученических столах приклеены розовые/красные стикеры для синквейнов, разложены напечатанные тексты рассказа А.Платонова; небольшая красная коробка - на учительском столе.

Для информации: за месяц до прочтения рассказа учитель на уроке русского языка даёт ученикам задание написать все возможные ассоциации к слову «солдат» на небольших листочках (схема-кластер), через некоторое время – также написать на листочках имена-существительные (обозначающие одушевлённые предметы) к слову «маленький». Дети не должны знать о связи этих заданий друг с другом и с последующим прочтением рассказа.

1.Организационный        момент.                                                                                         2.Мотивация к учебной деятельности: «красная коробка».

- Ребята, у меня в руках листочки, на которых вы месяц назад составляли схемы-кластеры вокруг слова «солдат» (некоторые из них - на экране). Я просила вас тогда записать все возможные ассоциации к этому слову. Вы написали такие слова и словосочетания: воин, герой, дедушка, мужественный, сильный, раненый, защищает Родину, стреляет, спасает людей, бинтует раны,  получает награды. И никто из вас не написал слова ребёнок. Почему?

(Ответы детей)

- Теперь я кладу эти работы в коробку. Через несколько уроков я задала вопрос: «Кого вы видите маленьким? Что он делает?» «Какие же ассоциации вызвало слово «маленький»? Вот эти листочки, на которых повторяются слова «ребёнок», «дитя», перечисляются детёныши животных. Они резвятся, играют в счастливую пору детства. И нет на этих листочках ни одного слова «солдат». А теперь я  также помещаю их в  коробку и перемешиваю. Поделитесь впечатлениями: что случилось, когда я перемешали первые и вторые ваши работы? Что происходит в красной коробке?

(Дети делятся впечатлениями)

- Да, случилось страшное - война! Война перемешала детские судьбы, оборвала детство, изранила людские души. Смотрим на экран и слушаем сообщения ребят.

3.Видеоролик «Дети на войне», на фоне которого 3 ученика читают сообщения (см. приложение).

4. Постановка цели урока.

- Сегодня мы проследим судьбу Серёжи, героя рассказа писателя-фронтовика Андрея Платонова «Маленький солдат». Ребята, вы уже обратили внимание на то, что автор в названии рассказа соединяет эти два, казалось бы, несовместимых слова: «маленький» и «солдат»!


5. Актуализация знаний. Работа с текстом.

- Обратимся к рассказу Платонова. Ребята, каким рассказчик видит Серёжу в первый раз? Какие детали говорят о том, что Серёжа давно на войне? (сапоги сшиты на детскую ногу, «обношенная щинель», обветренное лицо).

- Ребята, как при этом называет рассказчик Серёжу? «Ребёнок» (слово «ребёнок» употреблено в начале текста 12 раз). Почему? Как это показывает отношение к Серёже рассказчика, майора Савельева? (автор заостряет внимание на возрасте героя; бойцы жалеют его)

-В какой момент, мы узнаём, что мальчик воюет? Из чьих уст? (майор Савельев наказывает, чтоб «на немца не лез»).

-Можно ли Серёжу назвать бойцом с опытом? Почему? (отличает свои самолеты от фашистских, ходит в разведку, помог сохранить склад, взорвать штаб немцев).

- Какое самое страшное испытание для Серёжи уготовила война? (Смерть отца и матери).

-Почему в рассказе о боевых действиях Серёжи нет слова «ребёнок», а  звучат слова «мальчишка», «Сергей»? (воюет как настоящий взрослый, опытный солдат).

- Платонов соединил эти два слова - маленький солдат - чтобы мы помнили о людях, которые на войне отдавали свои жизни, чтобы жили мы сейчас в мирное время.

6.Составление синквейнов «Серёжа» на стикерах.

-Ребята, давайте составим синквейн, который назовём именем главного героя - «Серёжа» - в память о взрослых и маленьких героях Великой Отечественной войны! Работаем на прикрепленных листочках.

7.Чтение синквейнов. Вклеивание стикеров с синквейнами в звезду, нарисованную на доске (звучит музыка).

8.Заключительное слово учителя.

-Ребята, желаю вам жить в мирное время, а о войне узнавать только из рассказов прадедов и из военных книг и фильмов.

-Спасибо вам за то, что прониклись тяжелой судьбой Серёжи, сопереживали ему. За работу на уроке ставлю всем пятерки.

9. Рефлексия. Самоанализ.

Приложение 1

Ученик 1. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека. Они вместе со взрослыми приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил - на заводах, в тылу врага, в бою.  Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

Ученик 2. Дети собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, гранаты, а затем передавали партизанам. Многие школьники вели разведку, были связными в партизанских отрядах, спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой,  взрывали железнодорожные вагоны.      

 Ученик 3. Во время Великой Отечественной войны  десятки тысяч детей воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.  Пионеры   награждались боевыми орденами и медалями, становились Героями Советского Союза. Среди них -   Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

Приложение 2

Использованные ресурсы сети Интернет:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению

Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...

Урок литературы "Дети и война - нет более ужасного сближенья" (по книге А.П.Платонова "Маленький солдат")

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий   учащихся  6 класса.  Его цель: проанализировать художественное изображение войны в рассказе  А.П.Платонова, выя...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А. Платонова "Маленький солдат"

Методическая разработка для урока внеклассного чтения. Сопровождается презентацией....