Урок литературы "Дети и война - нет более ужасного сближенья" (по книге А.П.Платонова "Маленький солдат")
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Бойкова Наталья Павловна

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий   учащихся  6 класса.  Его цель: проанализировать художественное изображение войны в рассказе  А.П.Платонова, выявить цели и задачи автора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rasskazu_a.platonova_malenkiy_soldat.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 6 классе  

«Дети и война – нет более ужасного сближенья… »  (рассказ А.П.Платонова «Маленький солдат»)

Бойкова Н.П., учитель русского языка и литературы МОУ –СОШ №3 города Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича

 Оборудование урока: презентация по теме урока, книжная выставка, фрагменты фильма по книге В.Катаева «Сын полка», распечатки текста рассказа А.П.Платонова «Маленький солдат», материалы для групповой работы учащихся.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

Цель: проанализировать художественное изображение войны в рассказе  А.П.Платонова, выявить цели и задачи автора.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 

(вопросы к ученику): 

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень  решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

2. Анализ текста.

3. Работа с текстом после чтения.

Беседа о прочитанных книгах. Акцент на том, что книг о Великой Отечественной войне учащиеся прочитали много, но  предстоит еще большой труд читателя, чтобы история Отечества стала ближе. Постановка цели: размышление   о книге, прочитанной самостоятельно.

- Назовите  произведения  о Великой Отечественной войне, в которых героями являются дети, ваши сверстники? (В.Катаев «Сын полка», Ю.Яковлев «Девочка с Васильевского острова», Л.Кассиль, М.Поляновский «Улица младшего сына»,  В. Бомолов «Иван», Л.Пантелеев «На ялике»,  А.Твардовский «Рассказ танкиста»,  А.Лиханов «Мой генерал»).

Просмотрите видеофрагмент  художественного фильма по повести В.Катаева «Сын полка».

Какое слово обыгрывается в этом диалоге? (Ребенок  и Солдат)

Из-за чего в диалоге капитан Енакиев  и  Ваня  Солнцев  не понимают друг друга?  

Как вы считаете, какие слова будут являться на уроке ключевыми? Какую проблему постараемся решить?

ДЕТИ и ВОЙНА Когда ребенок становится солдатом? Остается ли он при этом ребенком?

Сегодня мы размышляем о  рассказе  А.П. Платонова «Маленький солдат». Вы впервые встретились с творчеством этого писателя?  

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА о писателе А.П.Платонове.

Рассказ «Маленький солдат» вами, ребята,  прочитан самостоятельно.

Это было трудное чтение? Попробуйте одним словом определить свое настроение, эмоциональное состояние.

Проверим наши предположения, объясним свое настроение.

- Первое, с чего вы всегда начинаете знакомство с книгой, художественным произведением - это заглавие. Выделите в названии  рассказа Платонова смысловые отрезки. С какими понятиями у вас ассоциируется каждое слово в заглавии рассказа?

Название состоит из двух частей: «Маленький» и «солдат». Солдат - воин, значит, храбрость, стойкость, сила воли. Солдат — образ жизни, склад ума.

«Маленький» - это только возраст, определение «маленький» не относится непосредственно к понятию «солдат». Некая противоречивость, несоответствие (антитеза) служит средством выражения основной мысли. Маленький - значит, ребенок; солдат — это не ребенок, не мужчина и не старик, солдат - это все сразу.

«Маленький солдат» - это уже образ. Слово «маленький» в таком сочетании становится емким эпитетом, сразу вводящим нас в ощущение трагедии войны.

Прочитайте описание  внешности и поведения ребенка при первой встрече. Что поражает нас? Какое несоответствие его внешнего облика и поведения вы заметили?

Когда читаешь описание мальчика: «серая шинель», «пилотка и сапоги», то невольно хочется воскликнуть: «Солдат!» А далее появляются «светлые глаза ребенка, ясно отражающие его грусть», словно они были «живой поверхностью его сердца», и к слову «солдат» невольно приходит определение - «маленький».

Несмотря на то, что он солдат, он все еще ребенок: Сережа крепко держал офицера за руку, прильнув лицом к руке, ему так не хотелось отпускать майора, «светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живой поверхностью его сердца, он тосковал...», но когда понял, что расставание неизбежно, заплакал.

«светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца».

– «…Сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что оставшись одно, умрет».

– О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих проникновенных строк.

Хотя ему всего лет десять, выглядит он как «бывалый боец» — одет в военную форму. По его лицу видно, что он воевал, и много пришлось пережить: «Его маленькое обветренное лицо... приспособленное и уже привычное к жизни...».

Какие мы можем выделить части?

1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 

2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный от  майора Бахичева. 

3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

Где происходит действие рассказа?

Недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток, гул самолетов. Вокзал- с чем вы связываете это понятие?    АНТИТЕЗА  Разлуки и встречи. 

Почему мальчик так переживает разлуку?

Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком. Он уже пережил горечь утрат, он знает, как больно терять близких — «поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве. Оно боялось, что, оставшись одно, умрет».

Из второй части рассказа мы узнали о прошлом этого мальчика. Какова эта жизнь? Расскажите.

Сережа был «сыном полка», он рос при родителях в армии, «близко принимал к сердцу войну», ходил в разведку, приносил ценные сведения, так воспитал в себе «воинский характер». Мама, понимая, что не место ребенку на войне, хотела отправить Сережу в тыл, но он «уже не мог уйти из армии, характер его втянул в войну». Через некоторое время погиб его отец, вскоре умерла мама. Майор Савельев взял Сережу к себе.

Как вы поняли, почему Сережа убегает от майора Бахичева? Сережа полюбил Савельева, он стал для него самым близким, самым родным, и он не хочет примириться с мыслью, что Савельев станет очередной потерей в его жизни, он бежит, «томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, — может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери».

Сцена прощания десятилетнего Сережи с майором Савельевым - человеком, заменившим ему всех, как будто разорвана на части. Это выделено даже графически: практически каждое предложение начинается с нового абзаца - как будто всхлипы, вздохи, стоны.

Люди, измученные войной, в отдельные минуты были беспредельно счастливы. Когда это случалось?

На отдыхе, во время сна: «Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя собой образ святого детства, откуда увела его война».

Какими словами определяет отношение Сережи к жизни, к тому, что он делает?

Он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом.  «характер его втянулся в войну» «воинский характер». Война... От нее нельзя скрыться, уйти, она неотвратимо затрагивает всех, война внутри каждого человека, тем более ребенка. Впечатлительная детская душа главного героя - Сережи - впитывает в себя все, что происходит вокруг. Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: «ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны», он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом. 

Является ли концовка рассказа  неожиданной для нас?

 Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Действие в рассказе начинается вечером и заканчивается утром. Здесь почти нет пейзажа, и интерьера, лирических отступлений. Да они и не нужны, так как война в них не нуждается, она только всё стирает с лица земли.

И время выбирает Платонов относительного затишья. Но от этого ещё неспокойнее на душе, потому что никто не может помочь десятилетнему ребёнку. Потому в последнем предложении стоят слова « может быть». Что они значат? Надежду ли нам подаёт автор или, наоборот, указывает на то, что жизнь Серёжи Лабкова закончится трагически в его десять неполных лет, скорее всего, трагически, так как в тексте есть удивительная по своей силе метафора, что сердце не может быть в одиночестве, оно просто не выдержит и умрёт.

Финал рассказа открытый. Платонов не завершил рассказ о Сереже Лабкове. Случайно?  Кем мог стать Сережа Лабков, когда кончилась война? Видимо, не это для Платонова главное. Важнее другое.  ЧТО именно? Этот рассказ, как мне кажется, - не просто описание истории Сережи Лабкова, это картина, изображающая войну с одной из ее самых трагических сторон, что подчеркивается и его открытым финалом.

Что война делает с человеком, особенно, если это маленький человек. Война страшна тем, что уносит жизни людей, разлучает близких, разрушает привычный уклад жизни. Самый большой урон она наносит душе человека, особенно маленького человека, как Сережа.

Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная  взрослым  взглядом.

А. Платонов в одном из своих писем говорит о том, что война - ненормальное состояние, она неестественна, она нарушает жизнь людей, калечит их души. И «Маленький солдат» во многом звучит как боль от того, что война касается и беззащитной детской души.

III. Итог урока.

Продолжите предложение:  Дети и война -  

(Формула А.Т.Твардовского)

 Когда-то русский писатель Достоевский поставил вопрос: найдется  ли оправдание нашему  счастью, если  во  имя  этого будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?  И  сам  ответил  -  слезинка  эта  не оправдает ни   одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка...

 Чтение стихотворения Р. Рождественского «Разве для смерти рождаются дети?» (индивидуальное задание)

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» – 
Родина?
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но – поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжения дня,
Шли тяжело и мощно…
Можно убить меня,
Нас убить невозможно!

Работа в группах:  выбор макета  слайда, посвященному  участию детей в Великой Отечественной войне.

Представление промежуточных результатов.

Вспомните о видеофильме«От нас, не видевших войны…». Мы с вами завершаем работу над ним. Слайд

В нем вы рассказываете о ГЕРОИЧЕСКИХ страницах отечественной истории, истории своих семей. И дети, детские судьбы – это свидетельство жизни,  изломанной,  исковерканной войной.

 

IV. Домашнее задание.

1. Сделать несколько слайдов для коллективного творческого  проекта.

2.  Продолжите самостоятельное  чтение книг.  Рассказы Л.Пантелеева «На ялике», «Новенькая», «Гвардии рядовой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку искусства по теме "Роль искусства в сближении народов"

Презентация к уроку "Роль искусства в сближении народов" (искусство, 8 класс)...

Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"

Цель урока: познакомить  учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,  вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; разв...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.

   Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...

Открытый урок по историиХолокост -трагедия и боль

Методическая разработка урока по истории"Холокост-трагедия и боль!"...

Конспект урока "Люблю до радости и боли"(Художественное своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина)».

Методическая разработка урока литературы для 1 курса СПО или 11класса  на тему "Художественное  своеобразие и тематика лирики С.А.Есенина"...