Открытый урок внеклассного мероприятия "Дети войны" по рассказу А.П. Платонова "Маленький солдат"
план-конспект занятия (5 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe.doc | 112 КБ |
prezentatsiya._malenkiy_soldat.ppt | 682 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Тудупдашиева Баирма Тумуровна
Место работы: МОУ «Гурульбинская СОШ»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература (внеклассное мероприятие по русскому языку)
Класс: 5 «а» класс
Тема: «Война и дети» (по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»)
Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.
Метапредметная связь с уроком истории.
Форма урока: коллективная, индивидуальная
Цели урока:
1. Дидактическая
- познакомить учащихся с рассказом А.П. Платонова «Маленький солдат»
- показать на примере рассказа Платонова «детское» лицо войны; помочь учащимся почувствовать историческое время Великой Отечественной войны; на определенном промежутке времени стать одним из ее участников, попытаться понять нравственные истоки, вызвать желание собеседовать глаза в глаза и сочувствовать душа в душу.
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
в ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства патриотизма и гражданственности, любви к Родине
3. Развивающая
в ходе решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления
- познавательной активности
- наблюдательности
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою рассказа
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. На сегодняшнем уроке, ребята, мы должны показать, как хорошо можем работать, главное – не волнуйтесь, у нас все получится. | Приветствие | Эмоциональный настрой на урок |
Вводная беседа | Ребята, я хотела бы начать наш сегодняшний урок с просмотра небольшого фрагмента из кинофильма фильма. Внимательно посмотрите. Слайд №2 (фрагмент из кинофильма «Сын полка») Ребята, вы просмотрели фрагмент из кинофильма «Сын полка» по одноименной повести Валентина Катаева. Скажите, пожалуйста, какое время, какие события отражены в этом эпизоде? Правильно. А что вы знаете, ребята, о ВОВ? Все верно. давайте вернемся к просмотренному фрагменту. Кто главный герой фильма, отрывок из которого мы просмотрели? - Какое ключевое слово вы могли бы выделить в диалоге Вани и Капитана? Ребята, а ведь слово «солдат» всегда связано с …чем? А какого солдата мы видим в этом эпизоде? Верно. А можете вы предположить о чем, о ком мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке, связав тему урока с героем просмотренного фрагмента? Молодцы! Тема нашего урока «Война и дети» по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Маленький солдат». Слайд № Запись темы урока на доске. Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ВОЙНА»? А что же такое война? Давайте запишем в тетради значение этого слова. Война – вооруженная борьба между государствами или народами. | Военное время. Годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война – страшный, трудный период в истории нашей страны. 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Долгих 4 года наши солдаты в нечеловеческих условиях приближали День Победы. В этой войне погибло около 27 миллионов человек, миллионы остались инвалидами. Ваня Солнцев, мальчик. Ключевое слово - солдат. С войной. Маленького солдата. Мы будем говорить о войне и о детях, которые участвовали в ней наравне с взрослыми. Война - смерть, голод, боль, страх, разлука, слезы, расставания, тоска. | 1) Регулятивные: Извлечение необходимой информации и ее использование, конструирование предполагаемого текста по названию. 2) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Изучение нового материала | Ребята, на какие размышления наталкивает вас название рассказа «Маленький солдат»? Чем оно интересно? Предположите, о ком пойдет речь в этом произведении. Верны ли ваши предположения, мы скоро узнаем. А как вы думаете, ребята, о какой проблеме мы будем говорить на сегодняшнем уроке? | Может, главный герой рассказа – ребенок, который воевал вместе с взрослыми. Может, он совершил какой-то подвиг? Мы будем говорить о том, что во время войны дети наравне со взрослыми вставали на защиту Родины, им пришлось воевать. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания |
Работа с текстом (Чтение с остановками) | Приступим к чтению рассказа и познакомимся с его героями. От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа? Что означает выражение «линия фронта»? Линия фронта – расположение войск, линия, по которой развернуты передовые подразделения. Кто являются героями рассказа? Что отмечает автор в начале произведения, с чего начинает повествование? Что поражает вас во внешности и поведении ребенка при первой встречи? Нарисуйте словесный портрет героя, опираясь на текст. Зачитайте еще раз строки, в которых идет речь о глазах и сердце мальчика? Как о них пишет автор? Что вы чувствуете, когда читаете эти строки? Хочется ли вам узнать загадку этого мальчика, найти объяснение его поведению? Тогда читаем дальше. Ребята, какие чувства возникают у вас по отношению к маленькому герою после прочтения этого эпизода? Как его зовут? А как вы думаете, кем приходится мальчику тот майор, руку которого ребенок не желает отпускать, с которым он так не хочет расставаться? Почему мальчик так переживает разлуку? А как сам майор относится к ребенку? В каких строках об этом говорится? Предположите, почему два любящих человека расстаются? ФИЗМНУТКА Давайте обратимся к тексту, чтобы узнать, что заставляет майора покинуть Сергея, и кем же все-таки этот мальчик ему доводится. Познакомившись с этим отрывком рассказа, мы можем сказать, что Сережа был маленьким солдатом? Кем все-таки приходится майор Савельев Сереже? О каких поступках маленького солдата рассказывается в этом отрывке? Как мы можем их назвать? А что такое подвиг? Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Какие чувства вызывает у вас главный герой рассказа после того, как вы узнали о его судьбе больше? Чем руководствовался Сережа, когда отправлялся в стан врага? Ребята, а как вы думаете, что дальше ожидает маленького героя? Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях - майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было. Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны. Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери. Является ли концовка рассказа неожиданной для вас? А как вы думаете, ребята, почему автор именно так завершает свой рассказ? Мы все-таки будем надеяться на то, что у маленького героя Сережи Лабкова все сложится хорошо, что он выживет, победит в этой страшной войне. | 1. Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах. На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие. Там стояли два майора; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец - в серую обношенную шинель, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор. Повествование ведется от лица рассказчика, оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток. Мальчик и два майора. Из всего многообразия вокзальной толкотни автор отмечает только то, что напоминает о доме, счастье, семье, звучит тема мирной жизни Ребенку лет 9-10, а одет он как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги - всё это привычная для него одежда. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. На обветренном лице автор замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Наверное, он уже испытал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком. О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих поразительных, строк. Да 2. Второй майор привлекал ребенка за руку к себе, утешал его, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе, и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, - людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком. - Ну, Сережа, прощай пока, - сказал тот майор, которого любил ребенок. - Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, - держись, солдат! Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи. Жалость, страх за его будущее. Сережа. Может, отцом или старшим братом, человеком, к которому мальчик очень привязан, которого любит и боится потерять. Он уже пережил горечь утрат, он знает, как больно терять близких — «поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве. оно боялось, что, оставшись одно, умрет». Он тоже любит мальчика, заботится о нем. Майор просит Сережу поберечь себя, целует его. Ответы детей. 3. Вернулся ребенок на руках другого майора; он робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его, как умел. Мальчик оставался отчужденным. Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего нагруженного мешка, и мальчик уснул. А майор Бахичев рассказал мне про его судьбу. Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата - ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. Сергей сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение. Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он обошел вокруг трех батарей, запомнил все точно, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел. Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, переживая за сына, решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер. А потом случилось горе… Отца Сергея, полковника, серьезно ранило, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой. Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, родным человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем. - А я-то не из их части, я из другой, - продолжал Бахичев. - Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, вот он и велел мне поберечь мальчишку, пока обратно не прибудет... Майор Бахичев задремал. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война. Я тоже уснул. Да. После смерти родителей майор Савельев заменил Сергею его семью, родных. Сергея – герой. он совершает настоящие подвиги. Ответы детей. Сергея жалко, ведь он потерял всю семью, но в то же время мы испытываем к нему уважение. Ответы. Ответы детей. Да. Автор дает возможность читателю самостоятельно придумать концовку рассказа. | 1) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2) Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. 3) Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4) Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Рефлексия | Вам понравился рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат»? О чем он заставляет нас задуматься этот рассказ? Пригодился Сережа на войне? Как его возраст помог ему в его службе? А отдельным ученикам дается задание – «Пятиминутное эссе» - отзыв о прочитанном рассказе А.П. Платонова «Маленький солдат» | Да. Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, который не сможет восполнить потерю родителей, семьи. Заслушиваются ответы детей. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Подведение итогов занятия Домашнее задание | Оценивание работы одноклассников и своей собственной с помощью приема "Благодарю…" (ученикам предлагается выбрать того из ребят, кому хочется сказать «благодарю» или «спасибо» за сотрудничество, активную работу на уроке, и прокомментировать свой выбор. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он отмечает тех учащихся, чью работу не оценили предыдущие выступавшие. Альтернативное домашнее задание:
Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Я очень довольна вашими ответами. И завершить сегодняшний урок я хотела бы стихотворением Риммы Казаковой: На фотографии в газете нечетко изображены бойцы, еще почти что дети, герои мировой войны. Они снимались перед боем - в обнимку, четверо у рва. И было небо голубое, была зеленая трава. Никто не знает их фамилий, о них ни песен нет, ни книг. Здесь чей-то сын, и чей-то милый, и чей-то первый ученик. Они легли на поле боя,- жить начинавшие едва. И было небо голубое, была зеленая трава. Забыть тот горький год неблизкий мы никогда бы не смогли. По всей России обелиски, как души, рвутся из земли. ...Они прикрыли жизнь собою,- жить начинавшие едва, чтоб было небо голубое, была зеленая трава. Ребята, в преддверии замечательной даты, 75-ей годовщины Великой Победы, светлого праздника мира, я бы хотела пожелать всем вам и нашим сегодняшним гостям, чтоб больше никогда черные тучи войны не заслоняли яркое солнце над нашей Родиной, мира вам и тепла! Спасибо за урок! | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Записывают дом. задание в дневники |
«Маленький солдат»
1
Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.
На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.
Там стояли два майора; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец - в серую обношенную шинель, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.
2
Второй майор привлекал ребенка за руку к себе, утешал его, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе, и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, - людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.
- Ну, Сережа, прощай пока, - сказал тот майор, которого любил ребенок. - Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, - держись, солдат!
Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.
3
Вернулся ребенок на руках другого майора; он робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его, как умел.
Мальчик оставался отчужденным.
Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего нагруженного мешка, и мальчик уснул. А майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.
Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата - ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. Сергей сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.
Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он обошел вокруг трех батарей, запомнил все точно, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.
Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, переживая за сына, решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.
А потом случилось горе… Отца Сергея, полковника, серьезно ранило, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой.
Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, родным человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.
- А я-то не из их части, я из другой, - продолжал Бахичев. - Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, вот он и велел мне поберечь мальчишку, пока обратно не прибудет...
Майор Бахичев задремал. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.
Я тоже уснул.
4
Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях - майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.
Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.
Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Война – вооруженная борьба между государствами или народами. Линия фронта – расположение войск, линия, по которой развернуты передовые подразделения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать отзыв о рассказе А.П.Платонова «Маленький солдат» Предложить свой вариант ответа на вопрос: «Как сложилась дальнейшая судьба главного героя рассказа А.П.Платонова «Маленький солдат»?» Подготовить иллюстрации на тему «Война и дети»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...
Открытый урок внеклассного чтения «Я поведаю вам свою боль…» по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе + презентация...
Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
Технологическая карта урока + презентация урока внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»...
Открытый урок внеклассного мероприятия "Дети войны" по рассказу А.П. Платонова "Маленький солдат"
Внеклассное мероприятие по литературе...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Маленький солдат"
Презентация-сопровождение к методической разработке...