Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А. Платонова "Маленький солдат"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Шаталова Наталья Николаевна

Методическая разработка для урока внеклассного чтения. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_soldat.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Брянска.

Литература.

Методическая разработка урока внеклассного чтения

«Маленький солдат большой войны»

 (по рассказу А. Платонова «Маленький солдат»)  

5 класс

Шаталова Наталья Николаевна

Учитель русского языка и литературы

г. Брянск

Введение.

   Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с каждым новым десятилетием приобретает особую значимость, бессмертие. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-45гг.

   В 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания ВОВ. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

   Но война не стёрлась с людской памяти. Память о ней хранят семейные альбомы, письма с фронта, сохранившиеся в записи рассказы очевидцев, документальные и художественные фильмы, произведения художественной литературы. Среди них немало тех, которые посвящены теме «война и дети».

   Задача учителей литературы в канун 75-летия Великой Победы познакомить учащихся с произведениями литературы, отразившими тему «война и дети», а также проанализировать их.

   Актуальность темы «война и дети» можно проследить на рассказе А. Платонова «Маленький солдат» (1943).

   Данное произведение включено в список книг для внеклассного чтения на уроках литературы в 5 классе. Школьникам этого возраста особенно близки произведения, героем которых является их сверстник.

Основная часть.

   Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.

   Образовательные технологии: проблемное и развивающее обучение.

   Метапредметная связь: с уроком истории.

   Форма урока: коллективная, индивидуальная.

   Оборудование: текст рассказа А. Платонова «Маленький солдат», презентация к уроку, портрет писателя, выставка книг.

   Цели урока:

1. Образовательная

- познакомить учащихся с рассказом А. П. Платонова «Маленький солдат»

- показать на примере рассказа Платонова «детское лицо войны»; помочь учащимся почувствовать историческое время Великой Отечественной войны.

- формировать навык работы с текстом, выделять ключевые понятия и их признаки.

2. Воспитательная.

- в ходе анализа произведения воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине.

3. Развивающая.

Развивать:

- критическое мышление

- наблюдательность

- коммуникативную культуру

   

Ход урока.

   1. Орг. момент.

Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

   2. Биографическая справка о писателе. (Задание даётся заранее ученику)

Платонов Андрей Платонович

                                                     (1899-1951)                                      слайд №1

(настоящая фамилия Климентов)

родился и провёл детские годы «в Ямской слободе, при самом Воронеже». Учился в церковно-приходской школе, а затем в городском училище. С 15 лет работам помощником машиниста на паровозе, во время Гражданской войны – на бронепоезде. В это время и начался литературный путь писателя. Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей. Во время Великой Отечественной войны А. Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Летом 1943 года он побывал на Курской дуге. На фронте писатель был контужен, затем демобилизован в феврале 1946 года. В конце жизни много писал для детей и о детях.

   3. Вводная беседа.

Учитель:  об одном из рассказов Платонова, написанных в годы ВОв, мы сегодня с вами и будем говорить.

            - ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Рассказ ученика (подготовленный заранее): Великая Отечественная война – страшный, трудный период в истории нашей страны. 22 июня 1941 год без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Долгих 4 года наши солдаты в нечеловеческих условиях приближали День Победы. В этой войне погибло 27 миллионов человек, миллионы остались инвалидами.                                                                                          Слайд №2

Учитель: Ребята, скажите, кого мы можем назвать героями той страшной войны?

Ответы учеников: (учитель должен направить учащихся на ответы таким образом, чтобы среди них прозвучала мысль, что герои войны - и дети)

Рассказ ученика (подготовленный заранее): не детское дело – война. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. В те годы дети быстро выросли, они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии.                                       Слайд №3

   4. Работа с произведением. (беседа, анализ)

Учитель:  Ребята, на какие размышления наталкивает вас название рассказа «Маленький солдат» А. Платонова?

Ответы учеников (предполагаемые): главный герой рассказа – десятилетний мальчик, который воевал вместе со взрослыми.

Учитель: Верно. Сегодня мы будем говорить о герое рассказа Платонова, о «Маленьком герое большой войны»

Запись темы урока: «Маленький герой большой войны»

Слайд №4

Учитель: От чьего имени ведётся повествование в рассказе? Где происходит действие?

Ответы учеников (предполагаемые): Повествование ведётся от лица рассказчика, который оказался не далеко от линии фронта, на вокзале, переполненном военными и ранеными.

Учитель: Что означает выражение линия фронта?

Ответы учеников                                                                                  Слайд №5

Учитель: Кто герои рассказа?

Ответы учеников: Десятилетний мальчик Серёжа Лабков, майор Савельев и Бахичев.

Учитель: В чём особенность построения рассказа? Сколько эпизодов можно выделить в нём?

Ответы учеников (предполагаемые): Три эпизода.

   1. Сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями.

   2. Рассказ майора Бахичева о судьбе Серёжи Лабкова.

   3. Побег. «… и бог весть, куда он ушёл…»                                   Слайд №6

   Анализ каждой части рассказа.

Первая часть. Выразительное чтение учениками первой части (проверка домашнего задания)

Учитель: Что необычного во внешности и поведении героя при первом знакомстве с ним? Каким вы его представляете? Нарисуйте словесный портрет героя опираясь на текст.

Ответы учеников (предполагаемые): ………… «На вид ребёнку было лет десять…».  «Только победа и жизнь!»

Учитель: Какие изобразительные средства использует автор при описании Серёжи Лабкова?

Ответы учеников: Сравнение: «… светлые глаза ребёнка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца»

                                Метафора: «… сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрёт»                                       Слайд №7

Учитель: Что поражает в поведении мальчика?

Ответы учеников: «…умоляюще смотрел на командиров… прильнув к руке майора, а от руки другого осторожно старался освободиться»

Учитель: Почему мальчик боится разлуки?

Ответы учеников (предполагаемые): Боль расставания с близкими он уже испытал, а поэтому боялся новой разлуки и смотрел на майора Савельева с мольбой и надеждой не оставлять его с чужим человеком.

Учитель: Как обращается майор Савельев к мальчику, как к солдату или как к ребёнку?

Ответы учеников: Как к солдату. «… держись, солдат»

Обобщение учителя: А. Платонов, благодаря писательскому мастерству в нескольких фразах передал взрослую силу чувств маленького солдата, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.

Вторая часть. Пересказ второй части (проверка домашнего задания)              

Учитель: О чём поведал рассказчику майор Бахичев? Какой характер был у Серёжи Лабкова?

Ответы учеников (предполагаемые): О подвигах Серёжи. Он был сыном полка.                                                                                                     Слайд №8

Учитель: Можно ли сказать, что Серёжа – солдат, что он – герой?

Ответы учеников…………

Учитель: А что такое подвиг?

Ответы учеников…………                                                                  Слайд №9

Учитель: Почему именно майор Бахичев рассказывает о подвигах маленького солдата?

Ответы учеников (предполагаемые): Потому что Бахичев – военный человек. Его рассказ помогает понять поведение мальчика, его желание мстить врагу.

Учитель: Можем ли мы сказать, что Серёжа – это маленький солдат большой войны?

Ответы учеников…………    

Учитель: Какие чувства вызывает у вас главный герой рассказа после того, как вы узнали о его судьбе больше?

Ответы учеников (предполагаемые): Мальчика жалко. Он потерял родных, но в то же время – он настоящий солдат.

Третья часть.

Учитель: Финал рассказа открытый. Автор не завершает рассказ о судьбе Серёжи Лабкова. Является ли концовка неожиданной для вас?

Ответы учеников (предполагаемые): У героя рассказа твёрдый характер. Побег от майора Бахичева не случайность. Сердце мальчика не может примириться с новой потерей и поэтому «бог весть, куда он ушёл…»

Учитель: Почему именно так завершается рассказ.

Ответы учеников (предполагаемые): Автор даёт возможность читателю самостоятельно придумать концовку рассказа.

Учитель: Нам остаётся только верить, что маленький солдат большой войны будет жить и победит.

   5. Рефлексия.

Учитель: Понравился ли вам рассказ? О чём заставил задуматься?

Ответы учеников…………    

   6. Домашнее задание

1) Письменно ответить на вопрос: «Как сложилась дальнейшая судьба Серёжи Лабкова?»

2) Подготовить иллюстрации к рассказу (по желанию)                 Слайд №10

 

Методические рекомендации

   Данный урок литературы разработан для учащихся 5 классов при изучении произведений о Великой Отечественной войне, целью которого является формирование нравственных представлений о детях, участвовавших в ВОв.

   Рекомендую использовать как урок внеклассного чтения после изучения произведений А. Твардовского «Рассказ танкиста» и  К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете».

   После анализа рассказа А. Платонова «Маленький солдат» учащие пятого класса смогут самостоятельно прочитать и другие рассказы  Великой Отечественной войне, героями которых являются их сверстники.

Литература

   1. Литературный энциклопедический словарь Москва «Советская энциклопедия» 1987      

   2. Универсальная школьная энциклопедия Аванта + Т. 3, Москва 2003

   3. Только победа и жизнь! Изд. Москва «Детская литература», 1988 стр. 164-168. Рассказ А. Платонова «Маленький солдат»

Приложения

Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....