Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А. Платонова "Маленький солдат"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Методическая разработка для урока внеклассного чтения. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_soldat.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Брянска.
Литература.
Методическая разработка урока внеклассного чтения
«Маленький солдат большой войны»
(по рассказу А. Платонова «Маленький солдат»)
5 класс
Шаталова Наталья Николаевна
Учитель русского языка и литературы
г. Брянск
Введение.
Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с каждым новым десятилетием приобретает особую значимость, бессмертие. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-45гг.
В 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания ВОВ. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрлась с людской памяти. Память о ней хранят семейные альбомы, письма с фронта, сохранившиеся в записи рассказы очевидцев, документальные и художественные фильмы, произведения художественной литературы. Среди них немало тех, которые посвящены теме «война и дети».
Задача учителей литературы в канун 75-летия Великой Победы познакомить учащихся с произведениями литературы, отразившими тему «война и дети», а также проанализировать их.
Актуальность темы «война и дети» можно проследить на рассказе А. Платонова «Маленький солдат» (1943).
Данное произведение включено в список книг для внеклассного чтения на уроках литературы в 5 классе. Школьникам этого возраста особенно близки произведения, героем которых является их сверстник.
Основная часть.
Тип урока: получение новых знаний: знакомство с художественным произведением.
Образовательные технологии: проблемное и развивающее обучение.
Метапредметная связь: с уроком истории.
Форма урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: текст рассказа А. Платонова «Маленький солдат», презентация к уроку, портрет писателя, выставка книг.
Цели урока:
1. Образовательная
- познакомить учащихся с рассказом А. П. Платонова «Маленький солдат»
- показать на примере рассказа Платонова «детское лицо войны»; помочь учащимся почувствовать историческое время Великой Отечественной войны.
- формировать навык работы с текстом, выделять ключевые понятия и их признаки.
2. Воспитательная.
- в ходе анализа произведения воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, любви к Родине.
3. Развивающая.
Развивать:
- критическое мышление
- наблюдательность
- коммуникативную культуру
Ход урока.
1. Орг. момент.
Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.
2. Биографическая справка о писателе. (Задание даётся заранее ученику)
Платонов Андрей Платонович
(1899-1951) слайд №1
(настоящая фамилия Климентов)
родился и провёл детские годы «в Ямской слободе, при самом Воронеже». Учился в церковно-приходской школе, а затем в городском училище. С 15 лет работам помощником машиниста на паровозе, во время Гражданской войны – на бронепоезде. В это время и начался литературный путь писателя. Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей. Во время Великой Отечественной войны А. Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Летом 1943 года он побывал на Курской дуге. На фронте писатель был контужен, затем демобилизован в феврале 1946 года. В конце жизни много писал для детей и о детях.
3. Вводная беседа.
Учитель: об одном из рассказов Платонова, написанных в годы ВОв, мы сегодня с вами и будем говорить.
- ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?
Рассказ ученика (подготовленный заранее): Великая Отечественная война – страшный, трудный период в истории нашей страны. 22 июня 1941 год без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Долгих 4 года наши солдаты в нечеловеческих условиях приближали День Победы. В этой войне погибло 27 миллионов человек, миллионы остались инвалидами. Слайд №2
Учитель: Ребята, скажите, кого мы можем назвать героями той страшной войны?
Ответы учеников: (учитель должен направить учащихся на ответы таким образом, чтобы среди них прозвучала мысль, что герои войны - и дети)
Рассказ ученика (подготовленный заранее): не детское дело – война. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. В те годы дети быстро выросли, они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чём не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Слайд №3
4. Работа с произведением. (беседа, анализ)
Учитель: Ребята, на какие размышления наталкивает вас название рассказа «Маленький солдат» А. Платонова?
Ответы учеников (предполагаемые): главный герой рассказа – десятилетний мальчик, который воевал вместе со взрослыми.
Учитель: Верно. Сегодня мы будем говорить о герое рассказа Платонова, о «Маленьком герое большой войны»
Запись темы урока: «Маленький герой большой войны»
Слайд №4
Учитель: От чьего имени ведётся повествование в рассказе? Где происходит действие?
Ответы учеников (предполагаемые): Повествование ведётся от лица рассказчика, который оказался не далеко от линии фронта, на вокзале, переполненном военными и ранеными.
Учитель: Что означает выражение линия фронта?
Ответы учеников Слайд №5
Учитель: Кто герои рассказа?
Ответы учеников: Десятилетний мальчик Серёжа Лабков, майор Савельев и Бахичев.
Учитель: В чём особенность построения рассказа? Сколько эпизодов можно выделить в нём?
Ответы учеников (предполагаемые): Три эпизода.
1. Сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями.
2. Рассказ майора Бахичева о судьбе Серёжи Лабкова.
3. Побег. «… и бог весть, куда он ушёл…» Слайд №6
Анализ каждой части рассказа.
Первая часть. Выразительное чтение учениками первой части (проверка домашнего задания)
Учитель: Что необычного во внешности и поведении героя при первом знакомстве с ним? Каким вы его представляете? Нарисуйте словесный портрет героя опираясь на текст.
Ответы учеников (предполагаемые): ………… «На вид ребёнку было лет десять…». «Только победа и жизнь!»
Учитель: Какие изобразительные средства использует автор при описании Серёжи Лабкова?
Ответы учеников: Сравнение: «… светлые глаза ребёнка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца»
Метафора: «… сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрёт» Слайд №7
Учитель: Что поражает в поведении мальчика?
Ответы учеников: «…умоляюще смотрел на командиров… прильнув к руке майора, а от руки другого осторожно старался освободиться»
Учитель: Почему мальчик боится разлуки?
Ответы учеников (предполагаемые): Боль расставания с близкими он уже испытал, а поэтому боялся новой разлуки и смотрел на майора Савельева с мольбой и надеждой не оставлять его с чужим человеком.
Учитель: Как обращается майор Савельев к мальчику, как к солдату или как к ребёнку?
Ответы учеников: Как к солдату. «… держись, солдат»
Обобщение учителя: А. Платонов, благодаря писательскому мастерству в нескольких фразах передал взрослую силу чувств маленького солдата, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.
Вторая часть. Пересказ второй части (проверка домашнего задания)
Учитель: О чём поведал рассказчику майор Бахичев? Какой характер был у Серёжи Лабкова?
Ответы учеников (предполагаемые): О подвигах Серёжи. Он был сыном полка. Слайд №8
Учитель: Можно ли сказать, что Серёжа – солдат, что он – герой?
Ответы учеников…………
Учитель: А что такое подвиг?
Ответы учеников………… Слайд №9
Учитель: Почему именно майор Бахичев рассказывает о подвигах маленького солдата?
Ответы учеников (предполагаемые): Потому что Бахичев – военный человек. Его рассказ помогает понять поведение мальчика, его желание мстить врагу.
Учитель: Можем ли мы сказать, что Серёжа – это маленький солдат большой войны?
Ответы учеников…………
Учитель: Какие чувства вызывает у вас главный герой рассказа после того, как вы узнали о его судьбе больше?
Ответы учеников (предполагаемые): Мальчика жалко. Он потерял родных, но в то же время – он настоящий солдат.
Третья часть.
Учитель: Финал рассказа открытый. Автор не завершает рассказ о судьбе Серёжи Лабкова. Является ли концовка неожиданной для вас?
Ответы учеников (предполагаемые): У героя рассказа твёрдый характер. Побег от майора Бахичева не случайность. Сердце мальчика не может примириться с новой потерей и поэтому «бог весть, куда он ушёл…»
Учитель: Почему именно так завершается рассказ.
Ответы учеников (предполагаемые): Автор даёт возможность читателю самостоятельно придумать концовку рассказа.
Учитель: Нам остаётся только верить, что маленький солдат большой войны будет жить и победит.
5. Рефлексия.
Учитель: Понравился ли вам рассказ? О чём заставил задуматься?
Ответы учеников…………
6. Домашнее задание
1) Письменно ответить на вопрос: «Как сложилась дальнейшая судьба Серёжи Лабкова?»
2) Подготовить иллюстрации к рассказу (по желанию) Слайд №10
Методические рекомендации
Данный урок литературы разработан для учащихся 5 классов при изучении произведений о Великой Отечественной войне, целью которого является формирование нравственных представлений о детях, участвовавших в ВОв.
Рекомендую использовать как урок внеклассного чтения после изучения произведений А. Твардовского «Рассказ танкиста» и К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете».
После анализа рассказа А. Платонова «Маленький солдат» учащие пятого класса смогут самостоятельно прочитать и другие рассказы Великой Отечественной войне, героями которых являются их сверстники.
Литература
1. Литературный энциклопедический словарь Москва «Советская энциклопедия» 1987
2. Универсальная школьная энциклопедия Аванта + Т. 3, Москва 2003
3. Только победа и жизнь! Изд. Москва «Детская литература», 1988 стр. 164-168. Рассказ А. Платонова «Маленький солдат»
Приложения
Презентация к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"
Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...
Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...
Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....
Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс
В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....