Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об имени существительном; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: Научиться определять морфологические и лексические признаки существительного, синтаксическую роль существительных. правильно писать падежные окончания существительных.
Метапредметные:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
Личностные: Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи
Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об имени существительном; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: Научиться определять морфологические и лексические признаки существительного, синтаксическую роль существительных. правильно писать падежные окончания существительных.
Метапредметные:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи
Личностные: Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи
Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
- Открываем свои тетради, подписываем число, классная работа.
- Анализ текста.
Серебрянка – медленная речонка. Мы долго сидим на берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбёшки. Слайд 1
- Тема: Серебрянка.
- Главная мысль: Показать подводный мир Серебрянки.
- Стиль: Художественный.
- Тип речи: повествование с элементами описания.
- Средства выразительности: Слайд 2
- Какие части речи рисуют картину подводного мира? (Имена сущ.)
Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать предметы и явления окружающего мира , поэтому в языке эта часть речи самая древняя и распространенная.)
- Определите тему урока. Слайд 3
Повторение изученного об имени сущ.
Формулируют задачи урока.
- Вспомнить, что мы знаем о существительном.
- Какая наука изучает части речи? (Морфология)
А сейчас попробуем вспомнить все, что мы изучали об имени сущ. в 5 классе. Что такое имя существительное? (Дать определение). Слайд 4
Станьте волшебниками! Слайд 5 Задание. Найдите имена существительные и кликните по овалу под нужными словами.
Назовите морфологические признаки существительного.
Имена существительные являются собственными или нарицательными, одушевлёнными или неодушевлёнными. Слайд 6
Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? Слайд 7
Вывод: Какие морфологические признаки имеют сущ?
Физминутка
Упражнение 245 таблица слайд 8,9,10,11,12
4.Построение проекта выхода из затруднения СЛАЙД 13 дать паспорт
Если останется время!!!
Задание.
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
г) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .
Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
- С какой целью мы выполняли данное задание?
Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами
в процессе решения задач урока
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, и у него есть свой паспорт.
Я - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Имею начальную форму: _И.п. ед.ч.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: соб. Или нариц.. одуш. Или неодуш., род. Склонение.
б) непостоянные: падеж. Число
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Могу быть в предложении всеми членами предл.
Роль в тексте: рисую картины природы, окружающего мира.
Морфологический разбор слова Серебрянка
1. Задание: Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
г) Песни, ножницы, кони, бури.
д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .
2. Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
Паспорт имени существительного.
Я - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Имею начальную форму: ______________________________________
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: _______________, ______________
______________________________________________________________________________________________
б) непостоянные: ______________________________________________________________________________________________
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Могу быть в предложении_____________________
Роль в тексте: ________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"
Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи; знакомит с новыми понятиями – сравнением, поэтическим...
Урок-улей «Повторение изученных орфограмм по разделу «Имя существительное»
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Исходя из этого, я выбрала нетрадици...
Урок русского языка в 5 классе «Употребление имен существительных в речи»
Урок русского языка в средней школе...
урок в 9 классе "Склонение имен существительных"
Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»; Задачи: Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существи...
Урок русского языка в 5 классе "Род имен существительных"
Урок- повторения, обощения пройденного знакомит с понятием "существительные общего рода"...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской и др....
Повторение изученного в 5 классе об имени существительном
Обобщение и систематизирование знаний об имени существительном...