Урок русского языка в 5 классе "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Арбузова Ольга Олеговна

Урок- повторения, обощения пройденного знакомит с понятием "существительные общего рода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imen_sushchestvitelnykh.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Род имен существительных. Существительные общего рода»

Цель: совершенствование умения определять род  имен существительных в речи. 

Задачи: 1.Коррекционно-образовательная:  Отрабатывать навык определения рода имени существительного, употребления имен существительных в нужной форме.

2.Коррекционно-развивающая:  Развивать познавательную инициативу учащихся, развивать устную и письменную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль  учебной деятельности.

3.Коррекционно-воспитательная:  воспитывать положительные межличностные отношения.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных и письменных упражнений

Метод обучения: диалогический

Ход урока

  1. Организационный момент.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Слайд 1). Скажите, какова тема нашего урока и чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжим изучать род имен существительных). Но прежде мы немного повторим.

  1. Актуализация знаний.

 Работа у доски:

 ( работа с деформированным текстом, объяснение орфограмм, объяснить значение словосочетания «дотянуться до высоких нот»)

     Сикрет мой прост- любой ево паймет,

     И мелочи сдесь неиграют роли.

     Чтоб датянутся да высоких нот,

      Учится  нужно только в нашей школе.

А) Отгадайте загадки и запишите ответ в тетрадь (Слайд 2)

 (3 слайд).

Корень с подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится, 
Суффикс, как в слове отметка,
А она годится не только в разведке. 
(Выдумка)

Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс, как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке. 
(Подсказка)

Б) Фронтальный опрос

  • Определите, какой частью речи являются слова?
  • Что такое имя существительное?
  • Чем является в предложении?
  • Какие грамматические признаки имеет имя существительное?

  • Какие три рода вы знаете? Какие окончания принадлежат каждому роду?

Мужской род

Женский род

Средний род

-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые  имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля 

-имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь.

-имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.

- Существует еще 1 род у имен существительных - это общий род. В конце урока попробуем ответить на вопрос «Почему в русском языке появились слова общего рода?» (на доске заранее записан вопрос)

        3. Формирование новых понятий (Слайд 8)

-А теперь обратимся к теме нашего урока

А) На экране даны словосочетания, можете ли вы самостоятельно определить какой вариант верный? Устно объясните выбранный вами вариант.

Надеть туфлю или туфель, дай мне один помидор или одну помидору, чистый полотенец или чистое полотенцемоя фамилия или мое фамилие.

Б) А сейчас самостоятельно, определите род у слов. Слова запишите (Слайд 9).

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, мозоль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.

Проверка по цепочке

В) Из данных слов составьте словосочетания. (Слайд    ) взаимопроверка

Г) Отдохнем и порассуждаем “какого рода Саша?” (Слайд 11)

Нет единого мнения, тогда мы ответим на этот вопрос попозже. На доске записано: Саша ?

- У вас на столах лежат карточки. Сгруппируйте слова и вставьте пропущенные буквы.

Сон, р..сток, р..стение, пор..сль, невежда, предл..жение, к..согор, неряха, заг..р, горемыка, пл..вец, уг..р, трудяга, врач, сл..жение, умница.

  • Скажите, на какие группы разделили слова? Какие слова остались?
  • Почему?
  • Он или она ясно? Мой или моя? Неясно, эти слова называются существительными общего рода. Выпишите их в отдельную группу.

Представление слов общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)

В доме- грязь, черна рубаха,

А зовут его….

Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это-я!

- Откроем учебник стр.259 п.95 и прочитаем «возьмите на заметку».

 Вернемся к вопросу: Какого же рода Саша? Запишите предложение, где Саша будет женского рода и где будет Саша мужского рода. Делаем вывод, существительные общего рода приобретают род только в контексте.

 Физминутка 

    - Называю слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе.

 Река, герой, лекарство, ягода, море, урожай, тарелка, богатство, дедушка, дядя, воевода, юноша, сынишка, крыльцо, завод, столица, шампунь (м.р), кофе (м.р.), какао(с.р.), повидло, полотенце, вермишель(ж.р.), тушь, , табель, рояль, фамилия, путь, шимпанзе (м.р.), кенгуру (м.р.), фламинго (м.р.)., борщ, тарелка, мяч.

   4. Формирование умений и навыков

 - Ребята, грамматические ошибки, связанные с употреблением существительных общего рода, нередко встречаются в текстах ЕГЭ.

Попробуйте сейчас найти ошибки в предложениях: (Слайд №8)

1) Профессор Миронов рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.

2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.

3) Она прекрасная врач.

4) Мы радовались успехам одноклассников.

 (Она прекрасный врач.)

 - Составьте 3 предложения с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.

Молодчина, неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскочка, плакса, грязнуля, злюка, задира, сорвиголова, неряха.

- Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить?

 Вывод: Люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.

5. Контроль 

- А сейчас проверим как вы знаете имя существительное? (Слайд 13-18)

Выполните тест, выберите правильный ответ. Опрос.

6. Итоги урока 

- Ребята, настало время ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»

Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.

  • Скажите, что мы сегодня нового узнали о существительном?
  • Можем мы у слов плакса, врач, адвокат, продавец определить род? Какой род?
  • Могут эти слова быть женского или мужского рода?

Нарисуйте свою оценку уроку, оцените себя, как вы сегодня поработали.

Оценивание

7. Домашнее задание.

  • Упр.730 -Со словами геолог, парикмахер составить предложения, чтобы ясно было, о мужчине или о женщине идет речь. (Слайд 20).
  • Написать сочинение-миниатюру (5-8 предлож) типа характеристики на тему «Коля (Катя) - большой (большая) зазнайка, или чистюля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....