Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Сухарева Ольга Матвеевна

Цель: изучение драматического произведения.

Задачи:

1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;

2. Углубить представления учащихся об обитателях города;

3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon groza_urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»

Цель: изучение драматического произведения

Задачи:

1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии.

2. Углубить представления обучающихся об обитателях города.

3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.

Оборудование:

1.Текст пьесы «Гроза».

2. Репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес».

3.Презентации обучающихся по образам героев пьесы

4.Фильм «Гроза».

Ход урока.

I. Актуализация знаний

- Вспомните, что такое конфликт    в литературном произведении?

 ( Конфликт – столкновение, противоборство мнений, взглядов, позиций, точек зрений, основная движущаяся сила драматического произведения.)

- В чём суть основного конфликта в пьесе «Гроза»?

 ( В драме автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании « тёмного царства» (определение Добролюбова в статье «Луч света в тёмном царстве»).  А.Н. Островскиий показал , как зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Это конфликт между «тёмным царством» и новым человеком, живущим по законам совести).

II. Вступительное слово учителя

А.Н.Островский хорошо знал и понимал русскую жизнь, изображал её в своих произведениях тонко, правдиво и точно.

Для того чтобы лучше уяснить суть конфликта, давайте вместе побываем в городе Калинове, где происходит действие драмы «Гроза».

 Представьте, что мы входим в город со стороны общественного сада. На минутку задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой и раскинулся сад.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрим репродукцию картины И.Левитана « Вечер. Золотой плес». Это живописное полотно  не является иллюстрацией к пьесе, но поможет нам увидеть прекрасные волжские просторы. Вот что увидели бы мы, оказавшись на берегу Волги: сочную, залитую лучами заходящего солнца зелень кустарников, 'золотистые краски воды и неба. Над великой рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. От картины веет тишиной и покоем...

Один из героев пьесы, Кулигин, восклицает: «...50 лет я каждый день гляжу на Волгу, и всё наглядеться не могу. ... Красота! Душа радуется!»

 Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каков же  город Калинов и его обитатели? Это и есть тема нашего урока.

III. Работа по основной теме (работа с текстом пьесы) 

- Чтобы представить жизнь в городе, послушайте монолог одного из обитателей  Калинова  Кулигина (д. I ,явл.З).

 Задание: выпишите ключевые слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе. ( Монолог читает подготовленный обучающийся).

 - Что у вас получилось?

(Грубость да бедность нагольная; честным трудом не заработаешь; у кого деньги, тот старается бедного закабалить; вражда, зависть, кляузы, жестокие нравы).

  Это принципы жизни в городе.

Послушайте 2 монолог Кулигина (д. З,явл.З)

 Задание: выпишите ключевые слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. (Монолог читает подготовленный обучающийся).

- Что вы выписали?

(Бульвар делали, а не гуляют; ворота заперты и  собаки спущены, чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом ,да семью тиранят; слёзы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые).

 Это принципы жизни в семье.

- Итак, если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид,  Волга,  прекрасная природа? Как вы думаете?

Вывод: город Калинов противоречив: с одной стороны - чудесное место, где располагается город, с другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота природы не зависит от хозяев города , они не могут её подчинить себе.

-Как можно оценить монологи странницы Феклуши? Каким предстаёт город в её восприятии? (д. 1,явл.З, д.З,явл.1)

-Какой же приём использует автор, рассказывая о жизни в городе?

( Контраст)

- Каковы жители, обитающие здесь?

- Как они относятся к рассказам странницы Феклуши?

Д.2,явл.1, д.3,явл,1 д.4,явл.1

Вывод:  жители города  верят рассказам Феклуши, которые показывают темноту и невежество.

IV.Презентации обучающихся

 А теперь давайте поближе  познакомимся с некоторыми обитателями города.

Ребята приготовили презентации, рассказывающие о героях пьесы.

1 - Кулигин

2- Дикой С.П.

3. - Кабанова М.И.

4- Тихон Кабанов

5. - Борис Григорьевич

V.Обобщение

На примере города Калинов драматург показал нам тяжкие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним благополучием, показал убожество, дикость нравов русского патриархального общества.

Общественный конфликт драмы вырастает из семейно-бытовых противоречий. А.Н.Островский показал в пьесе трагические обстоятельства, в которых живут калиновцы.

Самодурство - зло, которое парализует людей, делает их безвольными, сломленными. Жизнь в таких условиях становится невыносимой...

VI.Просмотр фильма «Гроза»

VII. Итоги урока

VIII. Домашнее задание:

1Составить цитатную характеристику Катерины по всей пьесе.

2.Поразмышляйте, как монологи Катерины раскрывают её характер?

3. Подумайте: смерть Катерины - поражение или победа?

Литература

1.Литература 10класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература.XIXв.10кл.2ч./Автор-составитель Л.И.Косивцова.- Волгоград: Учитель,2007.

2.Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература XIXв.В 2 ч.10-й кл .:Т.М.Фадеева.-М.: Экзамен, 2005.

3.Поурочное планирование по литературе: 10класс:к учебнику»Русская литература XIXв.10кл.Учебник для общеобразовательных учреждений.В2ч.Ю.В.Лебедев.-М.: Просвещение/ Н.С.Генералова.- М.: Издательство »Экзамен»,2008.

4.Поурочное планирование по литературе : к учебнику А.Г.Кутузова и др. «В мире литературы.10класс»/Л.Н.Силинская.-М.:Издательство»Экзамен»,2006.

5.Словарь литературоведческих терминов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....

Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй...

Карточки к уроку литературы по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Карточки для работы на уроке литературы по пьесе А.Н. Островского "Гроза". На уроке используется методика "Шесть шляп" (технология критического мышления через чтение и письмо)....

Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели"

Проанализировать созданный автором образ города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии....