Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цель: изучение драматического произведения.
Задачи:
1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;
2. Углубить представления учащихся об обитателях города;
3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
groza_urok.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»
Цель: изучение драматического произведения
Задачи:
1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии.
2. Углубить представления обучающихся об обитателях города.
3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.
Оборудование:
1.Текст пьесы «Гроза».
2. Репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес».
3.Презентации обучающихся по образам героев пьесы
4.Фильм «Гроза».
Ход урока.
I. Актуализация знаний
- Вспомните, что такое конфликт в литературном произведении?
( Конфликт – столкновение, противоборство мнений, взглядов, позиций, точек зрений, основная движущаяся сила драматического произведения.)
- В чём суть основного конфликта в пьесе «Гроза»?
( В драме автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании « тёмного царства» (определение Добролюбова в статье «Луч света в тёмном царстве»). А.Н. Островскиий показал , как зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Это конфликт между «тёмным царством» и новым человеком, живущим по законам совести).
II. Вступительное слово учителя
А.Н.Островский хорошо знал и понимал русскую жизнь, изображал её в своих произведениях тонко, правдиво и точно.
Для того чтобы лучше уяснить суть конфликта, давайте вместе побываем в городе Калинове, где происходит действие драмы «Гроза».
Представьте, что мы входим в город со стороны общественного сада. На минутку задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой и раскинулся сад.
Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрим репродукцию картины И.Левитана « Вечер. Золотой плес». Это живописное полотно не является иллюстрацией к пьесе, но поможет нам увидеть прекрасные волжские просторы. Вот что увидели бы мы, оказавшись на берегу Волги: сочную, залитую лучами заходящего солнца зелень кустарников, 'золотистые краски воды и неба. Над великой рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. От картины веет тишиной и покоем...
Один из героев пьесы, Кулигин, восклицает: «...50 лет я каждый день гляжу на Волгу, и всё наглядеться не могу. ... Красота! Душа радуется!»
Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каков же город Калинов и его обитатели? Это и есть тема нашего урока.
III. Работа по основной теме (работа с текстом пьесы)
- Чтобы представить жизнь в городе, послушайте монолог одного из обитателей Калинова Кулигина (д. I ,явл.З).
Задание: выпишите ключевые слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе. ( Монолог читает подготовленный обучающийся).
- Что у вас получилось?
(Грубость да бедность нагольная; честным трудом не заработаешь; у кого деньги, тот старается бедного закабалить; вражда, зависть, кляузы, жестокие нравы).
Это принципы жизни в городе.
Послушайте 2 монолог Кулигина (д. З,явл.З)
Задание: выпишите ключевые слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. (Монолог читает подготовленный обучающийся).
- Что вы выписали?
(Бульвар делали, а не гуляют; ворота заперты и собаки спущены, чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом ,да семью тиранят; слёзы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые).
Это принципы жизни в семье.
- Итак, если в Калинове так плохо, то почему вначале - чудесный вид, Волга, прекрасная природа? Как вы думаете?
Вывод: город Калинов противоречив: с одной стороны - чудесное место, где располагается город, с другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота природы не зависит от хозяев города , они не могут её подчинить себе.
-Как можно оценить монологи странницы Феклуши? Каким предстаёт город в её восприятии? (д. 1,явл.З, д.З,явл.1)
-Какой же приём использует автор, рассказывая о жизни в городе?
( Контраст)
- Каковы жители, обитающие здесь?
- Как они относятся к рассказам странницы Феклуши?
Д.2,явл.1, д.3,явл,1 д.4,явл.1
Вывод: жители города верят рассказам Феклуши, которые показывают темноту и невежество.
IV.Презентации обучающихся
А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми обитателями города.
Ребята приготовили презентации, рассказывающие о героях пьесы.
1 - Кулигин
2- Дикой С.П.
3. - Кабанова М.И.
4- Тихон Кабанов
5. - Борис Григорьевич
V.Обобщение
На примере города Калинов драматург показал нам тяжкие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним благополучием, показал убожество, дикость нравов русского патриархального общества.
Общественный конфликт драмы вырастает из семейно-бытовых противоречий. А.Н.Островский показал в пьесе трагические обстоятельства, в которых живут калиновцы.
Самодурство - зло, которое парализует людей, делает их безвольными, сломленными. Жизнь в таких условиях становится невыносимой...
VI.Просмотр фильма «Гроза»
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание:
1Составить цитатную характеристику Катерины по всей пьесе.
2.Поразмышляйте, как монологи Катерины раскрывают её характер?
3. Подумайте: смерть Катерины - поражение или победа?
Литература
1.Литература 10класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература.XIXв.10кл.2ч./Автор-составитель Л.И.Косивцова.- Волгоград: Учитель,2007.
2.Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература XIXв.В 2 ч.10-й кл .:Т.М.Фадеева.-М.: Экзамен, 2005.
3.Поурочное планирование по литературе: 10класс:к учебнику»Русская литература XIXв.10кл.Учебник для общеобразовательных учреждений.В2ч.Ю.В.Лебедев.-М.: Просвещение/ Н.С.Генералова.- М.: Издательство »Экзамен»,2008.
4.Поурочное планирование по литературе : к учебнику А.Г.Кутузова и др. «В мире литературы.10класс»/Л.Н.Силинская.-М.:Издательство»Экзамен»,2006.
5.Словарь литературоведческих терминов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"
Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....
Формирование личностных УУД на уроках литературы (по драме А.Н. Островского "Гроза")
Презентация к докладу по вышеуказанной теме....
Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй...
Карточки к уроку литературы по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Карточки для работы на уроке литературы по пьесе А.Н. Островского "Гроза". На уроке используется методика "Шесть шляп" (технология критического мышления через чтение и письмо)....
Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели"
Проанализировать созданный автором образ города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии....
Семинар по литературе на тему: А.Н. Островский «Гроза»
Статья к 200-летию А.Н.Островского...