Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».
На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй час урока.
Цель урока: совершенствование умений анализа художественного текста; сопоставительный анализ героев пьесы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_kalinov_i_ego_obitateli_konspekt_uroka.docx | 430.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Люкская средняя школа»
Конспект урока по литературе в 10 классе
«А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Автор работы:
Наговицына Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2019 год
Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Тип урока: комбинированный (усвоения новых знаний и формирования умения и навыков)
Цели урока:
1. Совершенствование умений анализа художественного текста; сопоставительный анализ героев пьесы; проанализировать созданный автором образ города Калинов и его жителей;
2.Ознакомить учащихся с городом Калинов и его обитателями, с изображением жестоких нравов «темного царства»;
3. Сопоставить тиранов и жертв «темного царства»;
4.Обобщить и собрать полный образ города через призму его жителей.
Задачи урока:
1.Обучающие (образовательные): совершенствование умений чтения и анализа художественного текста; формировать умения работы с литературоведческими терминами («говорящая фамилия» и т.д.)
2.Развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; развитие образного и аналитического мышления , литературно-творческих способностей, читательских интересов учащихся; развитие умения анализировать, сопоставлять , сравнивать , выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры ( т. е. развивать логическое мышление); формировать умение работы с литературой, таблицей, схемами ; развивать образное мышление и коммуникативные компетенции учащихся.
3.Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения; формирование духовно-нравственных качеств личности.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД: формирование познавательного интереса, способности к самооценке и к оценке всего класса, оценка усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контроль, коррекция, оценка.
Познавательные УУД: ориентироваться в системе своих знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений; слушать и понимать речь других; развивать устную речь.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают об обитателях города Калинов, характеризуют их; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу; понимание позиции автора; владение навыками учебно-исследовательской деятельности,
навыками анализа художественного образа, навыками создания опорных схем и таблиц.
Методические приемы: беседа по вопросам, анализ текста.
Методы: эвристический, метод беседы, аналитический, сравнительно-сопоставительный.
Используемое оборудование, наглядность: проектор; презентация, раздаточный материал; текст произведения; учебник;
Ход урока:
I. Организационный момент. Здравствуйте всем. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Я попрошу вас обернуться назад. К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их. Садитесь.
II. Разминка. В начале урока мне хотелось бы с вами поиграть. Я вам задам 3 вопроса, на которые вы должны ответить все сразу, то есть хором, не задумываясь (слайд 2). Готовы? Давайте попробуем хором.
- Вопрос: Какого цвета чистый лист бумаги? Ответ....
- Вопрос: Какого цвета снег? Ответ....
- Вопрос (мгновенно, без паузы): Что пьет корова? (Обычный ответ: "Молоко". Правильный ответ: «Воду») слайд 3
- Объясните, почему некоторые из вас ошиблись? Откуда взялась ассоциация «молоко»?
(выслушивание предположений: лист белый, снег белый, молоко белое)
- Как мы с вами убедились, с образным мышлением у нас все в порядке, а это значит, что и на уроке сегодня будет так же все хорошо.
III. Постановка учебной проблемы.
1. Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада ( слайд 4). На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»(слайд 5) Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?
2. Целеполагание. Посмотрите на тему урока, запишите в тетрадь ( слайд 6).
Попробуйте определить цели нашей работы (учащиеся определяют цели урока) слайд 7. Итак, чтобы ответить на данный проблемный вопрос, нам нужно дать характеристику героям. Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения, так как в пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и так далее ( слайд 8).
Для этого вы уже заранее должны были самостоятельно поработать с текстом и получили на предыдущем уроке опережающее задание (план характеристики, слайд 9), по которому готовили устные сообщения:
- Значение имени, фамилии.
- Черты характера.
- Первая реплика героя.
- Речевая характеристика.
- Отношение других действующих лиц к данному герою.
IV. Работа по теме урока. Индивидуальные сообщения. Оценивание устных выступлений осуществляется по следующим критериям: 1) отражены все пункты плана характеристики; 2) наличие примеров из текста с указанием действий и явлений, откуда была приведена цитата.
Система действующих лиц пьесы (приложение 1). В ходе сообщений заполняется таблица, которая записывается в тетрадях, сравнивают с эталоном (слайд 10):
«Хозяева жизни» Дикой Кабанова | «Жертвы» Кулигин Борис Тихон Варвара Кудряш |
Вопросы к классу:
- Каким образом распределились герои в вашей таблице, совпала ли она с эталоном?
- Куда вы отнесли Катерину в этой системе образов (слайд 11)? На самом деле, характер этой героини намного сложнее, она не входит ни в одну из названных групп, и более подробно о ней мы будем разговаривать на следующем уроке.
Подведение итогов по теме урока. Островский показал нам город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции. Создается впечатление, будто Калинов огражден от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности. Калинов - это собирательный образ русских провинциальных городков.
- Какой вывод мы можем сделать? (Представителями «темного царства» в произведении являются Дикой и Кабаниха, остальные герои являются их жертвами.)
V. Закрепление. Сейчас я попрошу вас объединиться в две группы по 4 человека. Каждая группа должна разгадать кроссенс. Покажу сначала на примере, что это такое (слайд 12). Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Перед вами 9 квадратиков, все они заполнены изображениями, в отличие от кроссворда, где клеточки пустые. В центре находится картинка, которая объединяет остальные общей темой.
- Итак, вы должны в течение трех минут разгадать головоломку, составить к ней ассоциативную цепочку. Вам нужно понять, с какими героями связаны эти метафоры и аргументировать свое мнение. Как только закончится музыка, вам нужно будет дать свой ответ (слайд 13) Приложение 2.
- Время вышло. Давайте проверим. Ничего страшного, если мнение групп разделились, такое тоже возможно, потому что некоторые картинки могут ассоциироваться с несколькими персонажами и у каждого из нас есть своя точка зрения, только надо уметь её доказывать.
VI. Рефлексия. Как вы помните, свой урок я начала с трех вопросов. Сейчас я вам предлагаю дать свою оценку городу Калинову и его обитателям, но есть одно условие: все слова должны относиться к одной части речи. Попробуем?
VII. Домашнее задание. Следующий урок у нас будет проходить в форме баттла. Запишите вопрос, над которым надо будет подумать.
- вопрос девочкам: что бы вы сделали на месте Катерины?
- вопрос мальчикам: что бы вы сделали на месте Бориса и Тихона?
Приложение 1
Характеристика героев «Гроза»
Главные герои
Кабаниха | Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка. По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве. |
Тихон Кабанов | Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями. |
Катерина | Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством. |
Второстепенные персонажи
Варвара | Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих. |
Кудряш | Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка. |
Кулигин | Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться. |
Савел Прокофьевич Дикой | Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей. |
Борис | Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве. |
Феклуша | Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости. |
Глаша | Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания. |
Приложение 2
Кроссенс на тему «Система образов в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»
Цель: изучение драматического произведения.Задачи:1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;2. Углубить представления учащихся об обитателях города;3. Соверше...
Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели"
Проанализировать созданный автором образ города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии....
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...