Технологические карты уроков литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Технологические карты уроков литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_0.doc | 66 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока Басни Эзопа
Цели для ученика
| Цели для учителя образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством Эзопа, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг читаемых басен; развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию в книгах, Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления; воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки басни. |
Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). | Форма урока Урок - диалог |
Опорные понятия, термины Басня Мораль аллегория | Новые понятия Эзопов язык |
Формы контроля Текущий, опрос индивидуальный, фронтальный | Домашнее задание Прочитать басню «Лисица и виноград Лафонтена. Ответить на вопрос «Что общего и различного с баснями Эзопа и И.А. Крылова» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный этап. | Приветствие, мотивация познавательной деятельности | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Полная готовность к уроку | |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Вспомним, что такое басня как литературный жанр. Вспомним, что такое аллегория, мораль Когда зародился этот жанр, кто его основатель? | Чтение наизусть басни И. Крылова Устные ответы обучающихся; представление подготовленной презентации об известных сведениях о жизни Эзопа. | Выразительное чтение Фронтальный опрос Индивидуальный доклад (с пояснениями и дополнениями остальных обучающихся) | Познавательные УУД: -излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве -уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её Личностные УУД: -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи -потребность в самовыражении через слово; -устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | О жизни Эзопа как родоначальнике жанра басни мы узнали поподробнее, а вот о его творчестве, нам пока ничего неизвестно. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся? | Пытаются сформулируют тему и задачи урока | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | Сформулированная тема, задачи урока | |
Первичное закрепление | Работа с данной басней (какую басню русского баснописца напоминает и т.д.) | Чтение басни Эзопа “Жук и Муравей” Чтение (ранее изученной) басни Крылова «Стрекоза и муравей» | Творческое чтение Беседа, анализ басни Чтение наизусть | Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; Личностные УУД: -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи | Навыки выразительного чтения |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Почему у Крылова стрекоза? Посмотрим в словаре русского языка С.И. Ожегова значение слов “кузнечик” и “стрекоза”. Вспомним басню И.А. Крылова «Лисица и виноград» Попробуем найти общее и различное в этих двух баснях В литературоведении существует понятие «эзопов язык». Как вы думаете, что такое эзопов язык? Презентация «Эзопов язык» Сформулируйте мораль данных басен Почему басню называют сатирическим произведением? Действительно, басня, едко высмеивает лень и тщеславие, трусость и глупость, грубость и самоуверенность, злобность и право сильного, но вместе с тем говорит о таких нравственных качествах, которые ценились всегда в любой стране. Назовите такие черты характера, опираясь, в том числе, и на прочитанные басни Эзопа | Работа со словарем Чтение басни Эзопа «Лисица и виноград» Чтение басни И.А Крылова «Лисица и виноград» Заполнение таблицы «Общее и различное» Ответы обучающихся Чтение басен «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь» Устные ответы Письменно оформляют свои ответы (перечисляют нравственные качества и черты характера) | Частично-поисковый Выразительное чтение Чтение по ролям, инсценировка басни Элементы исследовательского метода Беседа Слово учителя Практическая работа | Познавательные УУД -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -строить рассуждения Личностные УУД: -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи -ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение -потребность в самовыражении через слово; -устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; Регулятивные УУД: -самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели | Умение находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения, Заполненная сравнительная таблица |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Прочитать басню «Лисица и виноград Лафонтена. Ответить на вопрос «Что общего и различного с баснями Эзопа и И.А. Крылова» | Познавательные УУД -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения Регулятивные УУД: -самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели | Инструкция по выполнению домашнего задания | ||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Что нового узнали на уроке? Почему к жанру басни обращаются на протяжении многих веков? Почему басни актуальны (интересны современному читателю) в наше время? | Устные ответы обучающихся | Фронтальный опрос | Личностные УУД: -устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Коммуникативные УУД: -уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; |
Тельнова И.С.
Предварительный просмотр:
Тема | Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» - 2 часа, 2-й урок |
Цели | образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД; развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД; воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД |
Основные понятия | Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение) |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство |
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник презентация, интернет-ресурсы |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Форма урока | Урок - исследование |
Форма работы обучающихся Применяемая технология | Групповая Развитие критического мышления на уроке |
Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский Тельновой Инны Сергеевны
Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся | Время |
I. Организационный момент (вызов) Цель: включение в деятельность | Приветствие. Рады слышать мы звонок Начинается урок Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других | Полная готовность к уроку | 1 мин |
II. Актуализация изученного (вызов) Цель: актуализация знаний | Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом: -разгадать кроссворд (найдем ключевое слово нашего урока). ---составить ассоциативный ряд к ключевому слову «детство»; -расшифровать ребус (выбирают группы). Все ключевые слова перед нами подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? | Слово учителя Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки Прием создания проблемной ситуации, и ее решение | Каждая группа решает кроссворд. Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов) | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Выполненные задания, кластер «Детство», сформулированная тема, цель урока | 5 мин |
III. Мотивация к учебной деятельности (стадия осмысления содержания) Цель: определение содержательных рамок урока | Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения). Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник? Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления. Сегодня я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети». Сначала выберем эпиграф к нашей картине. | Прием создания проблемной ситуации, и ее решение | Формулируют тему произведения Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова) Выбирают эпиграф (строчки из стихотворений Н.Некрасова «Свобода» или Е.Евтушенко «Метаморфоза» | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Эпиграф | 30 мин |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания) Цель: развитие читательских умений | В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой) Анализ 1 части стихотворения. Выделим микротемы; (к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора). Каково значение слова «умиление»? Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма? Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор? Чтение эпизода по ролям Распределение ролей помощью игры «Оживление картины» Делаем вывод, который заносим на «картину» Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть. Анализ 2 части 1.Выделим микротемы данной части стихотворения. К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик? Какое настроение этой части стихотворения? А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это. В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства? Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения) Работа с примерами изобразительного искусства. Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта. Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей? | Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом, игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение, инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства, прием взаимоконтроля Игра «Оживление картины», взаимооценка | Работа с технологической картой урока. Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы Выделяют микротемы (рассказ, встреча) Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям) Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы Работают с толковыми словарями Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям. Зрители оценивают выступления Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста. Обсуждение в группах. Заполнение таблицы Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова, Корзухина, Перова, делают вывод | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Заполненная таблица Инсценировка Элементы на «картине» | |
Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях». Анализ 3 части стихотворения Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство». Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям? | самостоятельная исследовательская работа (творческий проект) взаимооценка выразительное чтение словарная работа | Работают над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы Выразительно читают отрывок Отвечают на вопросы Заполняют таблицу | Исследовательская работа группы (творческий проект) | |||
V. Итог урока. (стадия рефлексии) Цель – зафиксировать содержание урока |
Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении. | Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения, объяснительно-иллюстративный | Составляют кластер Сравнивают кластеры Делают вывод, об идеи стихотворения | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова» «Картина» стихотворения. | 5 мин |
VI. Домашнее задание (стадия рефлексии) | Выбери себе задание 1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» 2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…» 3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова» 4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка» | Прием свободы выбора задания | Выбирают себе задания | Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | 1 мин | |
VII. Рефлексия (стадии рефлексии) | I. Оцените работу своей группы II.Оцените работу остальных групп III.Оцените свою работу 1.В группе я работал активно\пассивно | Прием тестирования | Отмечают результат работы на уроке | Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; | Заполненные бланки (для анализа урока учителя) | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...