Технологические карты уроков литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тельнова Инна Сергеевна

Технологические карты уроков литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока Басни Эзопа

Цели для ученика

  1. Понять особенность басенного жанра, научится находить мораль, верно ее интерпретировать;
  2. Научиться выразительно читать басни, анализировать их, инсценировать;
  3. Закрепить навыки работы с дополнительными источниками (словарем, Интернет-ресурсами и др.), с таблицей, таким образом, совершенствуя навыки анализа и синтеза

Цели для учителя

образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством Эзопа, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг читаемых басен;

развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию в книгах,  Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления;      

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки басни.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока

Урок - диалог

Опорные понятия, термины

Басня

Мораль

аллегория

Новые понятия

Эзопов язык

Формы контроля

Текущий, опрос индивидуальный, фронтальный

Домашнее задание

Прочитать басню «Лисица и виноград Лафонтена. Ответить на вопрос «Что общего и различного с баснями Эзопа и И.А. Крылова»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап.

Приветствие,

мотивация познавательной деятельности

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Полная готовность к уроку

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Вспомним, что такое басня как литературный жанр.

Вспомним, что такое аллегория, мораль

Когда зародился этот жанр, кто его основатель?

Чтение наизусть басни И. Крылова

Устные ответы обучающихся; представление подготовленной презентации об известных сведениях о жизни Эзопа.

Выразительное чтение

Фронтальный опрос

Индивидуальный доклад (с пояснениями и дополнениями остальных обучающихся)

Познавательные УУД:

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О жизни Эзопа как родоначальнике жанра басни  мы узнали поподробнее, а вот о его творчестве, нам пока ничего неизвестно. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся?

Пытаются сформулируют тему и задачи урока

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Сформулированная тема, задачи урока

Первичное закрепление

Работа с данной басней  (какую басню русского баснописца напоминает и т.д.)

Чтение басни Эзопа “Жук и Муравей”

Чтение (ранее изученной) басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Творческое чтение

Беседа, анализ басни

Чтение наизусть

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Навыки выразительного чтения

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Почему у Крылова стрекоза? Посмотрим в словаре русского языка С.И. Ожегова значение слов “кузнечик” и “стрекоза”.

Вспомним басню И.А. Крылова «Лисица и виноград»

Попробуем найти общее и различное в этих двух баснях

В литературоведении существует понятие «эзопов язык». Как вы думаете, что такое эзопов язык?

Презентация «Эзопов язык»

Сформулируйте мораль данных басен

Почему басню называют сатирическим произведением?

Действительно, басня,  едко высмеивает лень и тщеславие, трусость и глупость, грубость и самоуверенность, злобность и право сильного,  но вместе с тем говорит о таких  нравственных качествах, которые ценились всегда в любой стране.  Назовите  такие черты характера, опираясь, в том числе, и на прочитанные  басни Эзопа

Работа со словарем

Чтение басни Эзопа «Лисица и виноград»

Чтение басни И.А Крылова «Лисица и виноград»

Заполнение таблицы «Общее и различное»

Ответы обучающихся

Чтение басен «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь»

Устные ответы

Письменно оформляют свои ответы (перечисляют нравственные качества и черты характера)

Частично-поисковый

Выразительное чтение

Чтение по ролям, инсценировка басни

Элементы исследовательского метода

Беседа

Слово учителя

Практическая работа

Познавательные УУД

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-строить рассуждения

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

Умение

находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения,

Заполненная сравнительная таблица

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать басню «Лисица и виноград Лафонтена. Ответить на вопрос «Что общего и различного с баснями Эзопа и И.А. Крылова»

Познавательные УУД

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

Инструкция по выполнению домашнего задания

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Что нового узнали на уроке?

Почему к жанру басни обращаются на протяжении многих веков?

Почему басни актуальны (интересны современному читателю) в наше время?

Устные ответы обучающихся

Фронтальный опрос

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

                                                                                                   Тельнова И.С.



Предварительный просмотр:

Тема

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова  «Крестьянские дети» - 2 часа, 2-й урок

Цели

образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы  и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия

Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение)

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

 презентация, интернет-ресурсы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование

Форма работы обучающихся

Применяемая технология

Групповая

Развитие критического мышления на уроке

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский Тельновой Инны Сергеевны

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы,  приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества) учителя и обучающихся

Время

I.

Организационный момент (вызов)

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

Полная готовность к уроку

1 мин

II. Актуализация изученного (вызов)

Цель: актуализация знаний

Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

-разгадать кроссворд (найдем ключевое слово нашего урока). ---составить ассоциативный ряд к ключевому слову «детство»;

-расшифровать ребус (выбирают группы).

Все ключевые слова перед нами

подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Слово учителя

Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение

Каждая группа решает кроссворд.

Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов)

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Выполненные задания,  кластер «Детство», сформулированная тема, цель урока

5 мин

III. Мотивация к учебной деятельности (стадия осмысления содержания)

Цель: определение содержательных рамок урока

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения).

Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей

Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник?

Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня  я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети». 

Сначала выберем эпиграф к нашей картине.

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение

Формулируют тему произведения

Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)

Выбирают эпиграф (строчки из стихотворений Н.Некрасова «Свобода» или Е.Евтушенко «Метаморфоза»  

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Эпиграф

30 мин

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания)

Цель: развитие читательских умений

В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)

Анализ 1 части стихотворения.

Выделим микротемы;

(к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора).

Каково значение слова «умиление»?

Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма?

Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?

Чтение эпизода по ролям Распределение ролей  помощью игры «Оживление картины»

Делаем вывод, который заносим на «картину»

Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть.

Анализ 2 части

1.Выделим микротемы данной части стихотворения.

К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик?

Какое настроение  этой части стихотворения?

А какое  здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это.

В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства?

Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения)

Работа с примерами изобразительного искусства.

Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта.

Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей?

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение,

инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля

Игра «Оживление картины», взаимооценка

Работа с технологической картой урока.

Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы

Выделяют микротемы (рассказ, встреча)

Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям)

Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы

Работают с толковыми словарями

Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге

Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям.

Зрители оценивают выступления

Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям

Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом

Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста.

Обсуждение в группах. Заполнение таблицы

Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора

Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова,  Корзухина, Перова, делают вывод

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Заполненная таблица

Инсценировка

Элементы на «картине»

Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях».

Анализ 3 части стихотворения

Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство».

Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям?

самостоятельная исследовательская  работа (творческий проект)

взаимооценка

выразительное чтение

словарная работа

Работают  над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы

Выразительно читают отрывок

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Исследовательская работа  группы (творческий проект)

V. Итог урока. (стадия рефлексии)

Цель – зафиксировать содержание урока

  1. Итак, давайте подведем итог.
  2. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?
  3. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»?
  4. Что же за тайну хранит это стихотворение?
  5. Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине?

Мы заглянули в  художественную мастерскую поэта  и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,

объяснительно-иллюстративный

Составляют кластер

Сравнивают кластеры

Делают вывод, об идеи стихотворения

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Кластер «Мир детства Н.А.Некрасова»

«Картина» стихотворения.

5 мин

VI. Домашнее задание (стадия рефлексии)

Выбери себе задание

1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…»

2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…»

3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова»

4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка»

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

1 мин

VII. Рефлексия (стадии рефлексии)

I. Оцените работу своей группы

II.Оцените работу остальных групп

III.Оцените свою работу

1.В группе  я работал   активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Урок для меня показался коротким\ длинным
4.За урок я устал\не устал
5.Мое настроение стало лучше\стало хуже
6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен


7.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Прием тестирования

Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Заполненные бланки (для анализа урока учителя)

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...