Технология блочно-модульного обучения.
методическая разработка по литературе

Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_blochno_-modulnogo_obucheniya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технология блочно-модульного обучния.

Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:

  • гарантированное достижения результатов обучения;
  • паритетное отношение учителя и учеников;
  • возможность работы в парах, в группах;
  • возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  • раннее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

https://biouroki.ru/content/f/70/module.gif

Модульный урок имеет свои особенности:

  • каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
  • целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
  • Выделить главные основополагающие идеи.
  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

Алгоритм составления модульного урока:

  • Определение места модульного урока в теме.
  • Формулировка темы урока.
  • Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  • Подбор необходимого фактического материала.
  • Отбор методов и форм преподавания и контроля.
  • Определение способов учебной деятельности учащихся.
  • Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

  1. Составление модуля данного урока.
  2. Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.

Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:

  • Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
  • Отбор содержания.
  • Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
  • Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
  • Написание модульной программы (желательно печатный материал).

Распечатка модульных программ для каждого ученика.

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

Значение модульной технологии

  • На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.
  • Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

  • Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

  • Недостаточная   мотивация учителей   на освоение новых( прогрессивных) технологий.
  • Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.
  • Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"

Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...

технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

Технология блочно-модульного обучения

Блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут ре...

Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...

Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"

В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...