Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"
учебно-методический материал на тему

В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_blochno-modulnogo_obucheniya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология блочно-модульного обучения: основные принципы и преимущества

Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как иностранный язык, проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения.

К сожалению, при проведении традиционного урока дети плохо включаются в процесс обучения. Решить данную проблему возможно с помощью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать общее образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

Одна из таких технологий – технология блочно-модульного обучения. Что же следует понимать под модульной технологией? Это реализация процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов", а именно, профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированные результаты обучения. Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством этой технологии обучения.
Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения. 
Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

 Таким образом, реализуется воспитание ученика-исследователя. Это процесс открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
При внедрении модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения :

принцип модульности, который предполагает:

  • конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели;
  • представление учебного материала законченным блоком;
  • интегрирование различных видов и форм обучения.

В практике преподавания французского языка этот принцип использован при составлении учебно-методических комплексов. Так, современное учебное пособие по французскому языку «Le français en perspective» состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности составляют содержание обучения для определенного языкового уровня;

принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает разработку разноуровневых дидактических целей — комплексных, интегрированных, частных — на курс, класс — на основе структурирования содержания образования;

принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).

После освоения принципов данной технологии учитель может приступить к проектированию модульной программы. Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем:

  • учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;
  • учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;
  • учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
  • учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;
  • учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Чтобы построить модульную программу курса, необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Поэтому реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала. Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия, триместра) и т.д.

Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества:

  • почти все ученики работают самостоятельно (некоторые — с определенной «порцией» помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме;
  • работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;
  • использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм;
  • во время выполнения модуля учащиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.



                                                      Литература

1. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.
2. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998. – с.67 – 70
3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение. 1993.
4. Андарало А.И., Шилова Е.С. Новые педагогические технологии – фактор повышения качества образования в университете// Адукацыя i выхаванне, 2002.
5. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1998г.
7. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации управления модульной системой обучения //Адукация i выхаванне, 1999.-№12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.

В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динам...

Блочно-модульная технология обучения истории.

Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....

Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.

Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах.  Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...

Блочно-модульная система обучения

Блочно-модульная система обучения на уроках математики...

Принципы обучения иностранному языку.Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка.

Практические образовательные и воспитательные принципы обучения иностранному языку....

Обучение иностранным языкам. Основная проблема обучения произносительной стороне речи .

Основные теоретические проблемы , упражнения для разбора проблемы...