Технология блочно-модульного обучения
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: решении задач, выполнении лабораторных опытов, написании рефератов, участии в семинарах, изготовлении наглядных пособий и т.д. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Предлагаемая методическая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 9-м классе по теме «Алюминий и его соединения» в разделе «Металлы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология блочно-модульного обучения. | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульные технологии на уроках химии в 9 классе
Предлагаемая работа содержит разработки модульных схем уроков химии в 9-м классе по теме «Алюминий и его соединения» в разделе «Металлы».
Тема «Металлы».
- Модуль «Общие свойства металлов».
- Модуль «Щелочные металлы».
- Модуль «Щелочно-земельные металлы».
- Модуль «Алюминий и его соединения».
- Практическая работа «Свойства металлов и их соединений».
- Модуль «Железо и его соединения».
- Практическая работа «Железо и его соединения».
- Модуль «Обобщение темы «Металлы».
Модульная схема выдается на уроке на каждый стол учащимся. Схема состоит из небольших блоков – учебных элементов (УЭ). В каждом элементе указаны цели, содержание работы, вид учебной деятельности учащихся. Такие схемы помогают обеспечить индивидуальный подход к учащимся, оказать им конкретную помощь, организовать работу в парах, группах, самостоятельное освоение материала, взаимопроверку.
Результатом модульного подхода к обучению является:
- формирование мотивации учащихся к изучению химии, самостоятельности;
- индивидуализация обучения (содержание, темп, дозированная помощь, самооценка);
- возможность применения разных подходов в обучении: развивающего, личностно-ориентированного, проблемного, интегративного;
- применение разных форм познавательной деятельности: самостоятельной, в паре, в группе, фронтальной;
- развитие как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков.
Модуль «Алюминий и его соединения»
№ урока в модуле | 1-й | 2-й | 3-й |
Тема | Алюминий. | Соединения алюминия в природе. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия. | Алюминий и его соединения. |
Тип урока | Получение новых знаний. | Получение новых знаний. | Урок закрепления, обобщения и коррекции знаний. |
Урок №1.
Алюминий.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Задачи урока.
- Найти зависимость между положением элемента в периодической системе Д.И.Менделеева, электронной конфигурацией атома алюминия и его степенью окисления.
- Используя прием сравнения, рассмотреть восстановительные свойства неметалла бора и металла алюминия.
- Через самостоятельную работу с учебной литературой дать характеристику физических и химических свойств алюминия.
- Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, организованность и целеустремленность.
Оборудование и реактивы: коллекции изделий из алюминия и его сплавов, интерактивная доска для демонстрации видеосюжетов, гранулы алюминия, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, спички.
Учебный элемент | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: установить соответствие между электронной конфигурацией атома алюминия и его степенью окисления, выяснить свойства алюминия как простого вещества. | Учащиеся читают текст § 13 по учебнику О.С. Габриеляна «Химия-9». |
УЭ-1 Определение степени усвоения учебного материала и подготовка учащихся к деятельности | Алюминий – элемент главной подгруппы III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Составьте электронную формулу атома алюминия. Определите благородный газ, имеющий такое же строение электронной оболочки, как у алюминия. Определите по строению атома степень окисления алюминия в соединениях. Определите свойства алюминия в окислительно-восстановительных реакциях. Сравните восстановительные свойства атомов алюминия с атомами бора. | Учащиеся по желанию работают индивидуально или в парах. |
УЭ-2 Организация восприятия материала | Предлагается коллективно добывать знания о физических и химических свойствах алюминия. Начинается работа в группах, каждая из которых получает свое задание из карты самоконтроля. | Учащиеся знакомятся с картой самоконтроля и самооценки, выбирают лидера группы. |
УЭ-3 Восприятие и осознание учебной информации. | После отчета группы №1 по теме «Физические свойства алюминия» учащимся предлагается для ознакомления коллекция изделий из алюминия и его сплавов. После отчета группы №2 по теме «Химические свойства алюминия» демонстрируются видеофрагменты «Горение алюминия», «Взаимодействие алюминия с йодом, солями» и опыты «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей» | Учащиеся записывают в тетрадях ответы на вопросы самоконтроля, пользуясь указанными в карте источниками информации. Лидеры у доски оформляют свои ответы. Начинается обмен информацией. Вся информация записывается в рабочие тетради. |
УЭ-4 Подведение итогов, определение степени первичного усвоения материала | Ответьте на вопросы 1, 3, 4, стр. 62 | |
УЭ-5 Рефлексия | Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет… Для чего? Ищите свой ответ. | Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Что на уроке больше всего запомнилось? 2. Чем были удивлены сегодня? |
УЭ-5 Домашнее задание | § 13 до стр. 60, из учебника О.С. Габриеляна: упр.7, стр. 62; из сборника задач Н.А. Гудковой: 14.24, 14.44. |
По аналогичной схеме проходит урок получения новых знаний №2 «Соединения алюминия в природе. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия».
Урок №3.
Алюминий и его соединения алюминия.
Тип урока. Урок закрепления, обобщения и коррекции знаний.
Задачи урока.
- Проверить усвоение знаний по теме «Алюминий и его соединения алюминия».
- Закрепить умения составлять уравнения реакций и выполнять расчеты.
Учебный элемент | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: проверить степень усвоения знаний. | Индивидуальные ответы у доски по решению задач и уравнениям реакций. |
УЭ-1 | Задания по теме «Алюминий»: №1. Почему щелочные и щелочноземельные металлы хранят в керосине, а алюминий просто на воздухе? №2. Перечислите физические свойства простого вещества алюминия. Объясните причину проявления этих свойств. №3. Составьте три уравнения химических реакций, в которых происходит превращение: Al0 → Al3+. №4. Закончите уравнения реакций: а) Al + O2 → ; б) Al + Cl2 → ; в) Al + S → ; г) Al + N2 → ; д) Al + H2O → ; е) Al + KOH → ; ж) Al + Fe2O3 → ; з) Al + HCl → . Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, назовите продукты реакций. №5. Перечислите основные области применения алюминия. На каких свойствах основано его применение? | На вопросы заданий №1, №2 и №5 учащиеся отвечают устно. Остальные задания учащиеся выполняют в тетрадях с последующей проверкой (несколько учащихся работают на доске за створками). |
УЭ-2 | Задания по теме «Соединения алюминия»: №1.С какими из данных веществ будет взаимодействовать оксид алюминия: а) вода; б) серная кислота; в) оксид серы (VI); г) гидроксид калия; д) хлорид калия; е) оксид калия. Составьте уравнения реакций, назовите продукты реакций. №2. Напишите уравнения реакций между гидроксидом алюминия и следующими веществами: а) гидроксидом натрия (при сплавлении); б) раствором гидроксида натрия; в) серной кислотой. Составьте уравнения реакций в ионной форме, назовите продукты реакций. №3. Составьте формулы следующих солей: а) нитрат алюминия; б) гидросульфат алюминия; в) сульфат алюминия; г) сульфид алюминия; д) ортофосфат алюминия; е) гидроортофосфат алюминия; ж) дигидроортофосфат алюминия | Учащиеся выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой (несколько учащихся работают на доске за створками). |
УЭ-4 | Задания по теме «Генетическая связь»: №1. Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 →Al. №2. AlCl3→Al2O3→AlCl3→ Al(OH)3 → Al2O3 →Al. | Учащиеся выполняют задание №1 в тетрадях. Работая в паре, они пишут реакции, чередуясь и проверяя друг друга. №2 – для тех, кто успел выполнить №1 раньше других. Его выполнение можно поставить на оценку. |
УЭ-5 | №1. Выведите простейшую формулу химического соединения, в котором массовая доля калия равна 39,8 %, массовая доля алюминия равна 27,55 %, массовая доля кислорода равна 32,65 %. №2. Образец кристаллогидрата хлорида алюминия массой 19,32 г содержит 8,64 г кристаллизационной воды. Выведите простейшую формулу этого кристаллогидрата. №3. Алюминиевую фольгу массой 5,4 г опустили в бром массой 50 г. Найдите массу образовавшейся соли. | Учащиеся выполняют задачу №1 в тетрадях, №2 и 3 – для тех, кто успел выполнить №1 раньше других. Их выполнение можно поставить на оценку. |
УЭ-6 | Подведение итогов урока: 1. Прочитайте внимательно цели урока. Достигли ли вы поставленных целей? В какой степени? 2. Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: § 13 до стр. 60, из учебника О.С. Габриеляна: упр.6, стр. 62; из сборника задач Н.А. Гудковой: 14.52 (а), 14.53 (а). |
В соответствии с тематическим планированием после изучения модулей «Общие свойства металлов», «Щелочные металлы», «Щелочно-земельные металлы», «Алюминий и его соединения» проводится практическая работа «Свойства металлов и их соединений».
Список используемой литературы:
- Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс, 2004.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2004.
- Воловик В.Б., Крутецкая Е. Д. Неорганическая химия. Упражнения и задачи. Пособие для старшеклассников. СПб: Изд-во А.Кардакова, 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технологическая карта урока как одна из составляющих технологии блочно-модульного обучения"
Данная презентация раскрывает теоретические основы технологии блочно- модульного обучения на уроках физики, показывает суть технологической карты урока и ее применения на различных этапах урока и на р...
Блочно-модульная система обучения на уроках обществознания в старшей школе
методическая статья...
технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова
"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...
Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...
Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"
В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...
Технология блочно-модульного обучения.
Возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консульти...
Выступление на районной секции учителей физики. Доклад по теме: Технология блочно - модульного обучения как способ развития навыков учебной деятельности и формирования УУД.
Технология блочно - модульного обучения как способ развития навыков учебной деятельности и формирования УУД....