Урок литературы в 7 классе "В мире правят любовь, добро и правда" по рассказу А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" с использованием проблемного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологичеcкая карта урока литературы в 7 классе
Тема: В мире правят любовь, добро и правда (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Общая часть | |
Предмет | Литература |
Вид урока | Проблемно-развивающий |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель | |
Подвести учащихся к осознанию того, что человек является ноcителем сострадания, любви и доброго отношения к людям. |
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |
Знать cодержание рассказа А. Платонова «Юшка». | Осваивать способы решения выдвигаемых | Раскрыть нравственные понятия: доброта, | |
Уметь определять проблемы, поднятые автором в | проблем поискового характера; обнаруживать | сострадание, любовь; развивать навыки | |
произведении, давать характеристику герою; | противоречия между видимостью и сущностью | сотрудничества со взрослыми. | |
аргументированно формулировать свое отношение | героя; активно использовать речевые средства | ||
к прочитанному; выявлять нравственные качества | для решения коммуникативных и | ||
героя: доброту, любовь, честность, милосердие. | познавательных задач; определять цели и пути | ||
их решения. | |||
Основные понятия и термины | Доброта, любовь, правда, сострадание | ||
Cредства обучения (учебные наглядные пособия, | Мультимедийная презентация; опорные cлова из текста произведения; толковый словарь | ||
дидактический наглядный материал, ЭОР и др.,) | В.И. Даля | ||
Методы обучения | Проблемно-поисковый, иccледовательский |
Организационная cтруктура урока | |||||
Этапы урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды | Коррекционная | Формируемые | |
деятельности | направленность | образовательные | |||
учащихся | результаты | ||||
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и | Личностные: | ||||
надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня | Развитие | ||||
1. Мотивация к | необычный. А начать я его хочу со слов притчи. | Готовятся к уроку. | эмоционально- | формирование ценностных | |
учебной | «Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по | волевой сферы | ориентиров и смыслов | ||
деятельности | городу. | учебной деятельности на | |||
Цель: Cоздать | - Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его | основе развития | |||
положительный | афиняне. | познавательных интересов. | |||
настрой на урок. | - Я ищу Человека,- отвечал он. | Регулятивные: осознание | |||
- Кого именно? Меня? Его? | обучающимися стремления к | ||||
- Ищу Человека!- повторял мудрец, вглядываясь в | постижению нового. | ||||
лица своих сограждан и продолжая свой путь по | |||||
площади. | |||||
2. Актуализация | Какого Человека искал Диоген? | Личностные: | |||
знаний | Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг | самоопределение, | |||
Цель: повторение | было много народа. (Искал он полноценную | Отвечают на | Развитие | стремление к речевому | |
изученного | нравственную личность. При встрече с таким | вопросы учителя | мышления, | общению: | |
материала, | человеком фонарь Диогена должен был погаснуть) | внимания, | Познавательные: | ||
необходимого для | Как вы понимаете: полноценная нравственная | зрительной | Свободное восприятие | ||
«открытия | личность? Какими качествами он должен | памяти | информации. | ||
нового». | обладать? | Регулятивные: стремление | |||
Выявление | А греки видели образец совершенного | к постижению нового. | |||
затруднений в | Человека так: в нем сочетаются физическая сила и | ||||
деятельности | одухотворенное лицо. | ||||
учащихся. | |||||
3. Целеполагание | Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы | Развитие | Регулятивные: | ||
Цель: Подвести | будем говорить. Сегодня поговорим о таких | Отвечают на | cловесно- | Целеполагание, | |
учащихся к | качествах человека, как доброта, любовь, | вопросы, | логического | планирование, | |
самостоятельной | милосердие, всепрощение. Тема нашего урока | выдвигают | мышления | cаморегуляция. | |
формулировке | «В мире правят любовь, добро и правда» | предположения | |||
темы и цели | Нужны ли такие качества человеку? | понимания цели | |||
урока. | Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то | урока. |
же время прекрасный. Очень трудно | |||||
понять этот мир, найти себя в нем, понять cмысл | |||||
жизни. | |||||
4. Построение | Тогда в чем смысл человеческой жизни? | Личностные: формирование | |||
проекта выхода из | Попробуем разобраться в представленной | Формулируют | позитивной оценки. | ||
затруднения | проблеме. | проблему и строят | Корректировать | Познавательные: | |
Цель: | Чтобы доказать, что нужно сделать? | план выхода из нее | внимание, | Построение речевого | |
- определить последовательность действий для | высказывания; | ||||
выхода из затруднительной ситуации. | доказательство рассуждения. | ||||
- проанализируем эпизоды; | Коммуникативные: | ||||
- сделаем вывод | Формирование собственного | ||||
мнения | |||||
Регулятивные: | |||||
Выполнение учебных | |||||
действий в речевой форме | |||||
5. Реализация | Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте | Личностные: развитие | |||
построенного | портретную характеристику героя. Соответствует | Анализируют | Побуждение к | готовности к | |
проекта | ли он греческому идеалу? | текст, | речевой | сотрудничеству. | |
Цель: | Что необычного в его внешности? (Глаза - зеркало | осмысливают его | деятельности и | Познавательные: поиск и | |
анализ рассказа с | души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В | содержание | осуществление | выделение необходимой | |
целью | глазах слезы. Душа плачет) | контроля за ней. | информации | ||
осмысления | Отчего же больно ему? | ||||
содержания | Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке» | ||||
Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на | |||||
их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, | |||||
что они донимают его криками и ударами, что ими | |||||
движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это | |||||
радость для них, Юшка понимает, что дети не | |||||
виноваты в том. Что в них нет добра и радостно | |||||
откликается на «радость» детей. | «Они меня | ||||
любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, | |||||
что дети не знают. Что делать для любви. | |||||
Анализ: «Отношение взрослых к Юшке» | |||||
Используя цитаты, ответьте на вопросы: | |||||
Почему взрослые обижают юшку? Чем он им |
отвечает? | ||||
Почему же и дети и взрослые так относились к | ||||
нему? | ||||
«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?» | ||||
(Они не могут простить уму непохожести, | ||||
молчаливой крепости. Они отвечали обидой на | ||||
обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе. | ||||
Сердце в людях бывает слепое. Как вы это | ||||
понимаете? | ||||
Анализ встречи Юшки с веселым прохожим | ||||
Какие причины заставили Юшку поступить не так, | ||||
как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? | ||||
Почему Юшка осерчал, может быть, первый раз в | ||||
жизни? Впервые Юшка возражает прохожему | ||||
6. Первичное | Почему Юшку после смерти называли Ефимом | Познавательные: | ||
закрепление | Дмитриевичем? (Люди узнали, что у него есть | Дают | Уcтанавливать | формировать навыки |
полученных | приемная сирота, о которой он заботился | нравственную | связь между | поисковой, |
знаний | бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, | оценку герою, | изученным | исследовательской |
Цель: умение | состраданием, как потом выяснилось, он оказался | подтверждают | материалом и | деятельности; извлекать |
анализировать | единственным человеком, который окружал | словами текста | практической | необходимую информацию; |
эпизоды, | девочку –сироту заботой и любовью. Платонов | частью | сравнивать, объясняя | |
находить ответы в | писал: «Любовь одного человека может вызвать к | критерии для сравнения. | ||
тексте. | жизни талант в другом человеке или, по крайней | Развивать мотив | Коммуникативные: | |
мере, побудить его к действию. | заинтересованност | С достаточной полнотой и | ||
Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать | и | точностью выражать свои | ||
праведником? Кто такой праведник? (Жить | мысли; высказывать и | |||
праведной жизнью – это значит жить по законам | обосновывать свою точку | |||
человечности, значит жить по правде, по cовести, | зрения. | |||
по-доброму. Праведники лишены злопамятства, они не ожесточаются, а любят людей. | Регулятивные: сознательно | |||
организовывать свою | ||||
познавательную | ||||
деятельность; принимать и | ||||
сохранять учебную задачу; | ||||
осуществлять решение | ||||
учебной задачи под |
руководством учителя. | ||||
7. | - Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к | |||
Физкультминутка | солнышку, как Юшка. | |||
- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, | ||||
улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече | ||||
достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало | ||||
радостно. | ||||
8. | 1-я проблемная ситуация. | Развивать умение | Познавательные: | |
Самостоятельная | Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» | Анализируют | планировать свою | Анализировать, сравнивать, |
работа с | проанализируйте и ответьте на вопрос: «Какая | текст и дают | деятельность и | делать выводы; |
самопроверкой | подмеченная автором деталь встречается в этом | характеристику | оценивать работу | самостоятельно создавать |
Цель: уметь | эпизоде»? | героям, | способы решения проблем | |
делать вывод. | (деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в | представляют | творческого и поискового | |
Самоконтроль по | семьях никогда не говорили о нравственных и | результаты и | характера, | |
эталону | духовных ценностях,) | оценивают свою | Регулятивные: | |
2-я проблемная ситуация: | работу | Искать пути решения | ||
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да | проблемы; принимать и | |||
что ты блажной, непохожий ходишь тут?» | сохранять учебную задачу; | |||
- Что значит блажной? (найти значение слова в | осуществлять пошаговый | |||
словаре). Назовите однокоренные слова. | контроль по результату | |||
выполнения. | ||||
Почему так принижено слово «благо» в грубое | ||||
«блажной»? | ||||
9. Включение в | - Можно ли сказать, что та любовь, которая | Познавательные: | ||
систему знаний и | исходила от Юшки, с его смертью исчезла | систематизировать, | ||
повторение | бесследно? («Там девушка припала к земле, в | Участвуют в | Преодолевают | обобщать изученное. |
которой лежал мёртвый Юшка, человек, | обобщающей | трудности в | Коммуникативные: строить | |
кормивший её с детства, никогда не евший сахара, | фронтальной | выполнении | устное высказывание в | |
чтоб она ела его…кто её любил больше всего на | беседе | задания | соответствие с | |
свете и кого она сама любила всем теплом и светом | коммуникативной задачей. | |||
своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему | Регулятивные: | |||
весь день лечит и утешает больных людей, не | самостоятельно | |||
утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от | контролировать свое время и | |||
ослабевших.) | управлять им; анализировать |
Добру не всегда удается победить, но это не значит, | и оценивать правильность | |||
что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не | выполненных действий. | |||
исчезают, даже когда человек умирает, они | ||||
продолжают жить. | ||||
10. Рефлексия | Возвращаемся к началу нашего урока. Какой | Познавательные: | ||
Цель: осознание | проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы | Коррекция | Развитие | систематизировать, |
учащимися своей | пытались ответить на него. Так в чем же смысл | пробелов в | логического | обобщать изученное, делать |
учебной | жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, | усвоении темы | мышления, | выводы. |
деятельности и | уметь прощать, жить по правде и по совести) | урока | умения | Регулятивные: соотносить |
самооценка | В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, | анализировать и | цели урока с результатами | |
результатов | что его окружало. Нужно верить в великую силу | делать выводы, | работы и со способами ее | |
любви и помнить, что только любовь порождает | обобщения. | достижения. | ||
добро, а зло ничего не может породить | ||||
Прошу вас оценить свое участие в уроке и | ||||
поставить себе оценку за работу. | ||||
Прокомментируйте свою оценку. | ||||
11. Домашнее | Составить таблицу: какими качествами обладал | Слушают | ||
задание | Юшка. | инструкцию по | ||
По словарю дайте определение словам: | выполнению | |||
милосердие, сострадание, праведник. | домашнего | |||
задания, задают | ||||
вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 6 классе на тему: "Любовь к жизни"( по рассказу Д.Лондона)
Урок изучения рассказа Д.Лондона "Любовь к жизни" и сопоставление его с повестью Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"....
Миром правит любовь
Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету. Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это н...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Сценарий к внеклассному мероприятию по литературе к Дню Святого Валентина для учащихся 7-11 классов "Миром правит любовь".
Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 7-11 классов. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особеннос...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....
Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....