Урок литературы в 7 классе "В мире правят любовь, добро и правда" по рассказу А.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка"   с использованием проблемного метода обучения.                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_7_klasse.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологичеcкая карта урока литературы в 7 классе

Тема: В мире правят любовь, добро и правда (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Общая часть

Предмет

Литература

Вид урока

Проблемно-развивающий

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

         Подвести учащихся к осознанию того, что человек является ноcителем сострадания, любви и доброго отношения к людям.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать cодержание рассказа А. Платонова «Юшка».

Осваивать способы решения выдвигаемых

Раскрыть нравственные понятия: доброта,

Уметь определять проблемы, поднятые автором в

проблем поискового характера; обнаруживать

сострадание, любовь; развивать навыки

произведении, давать характеристику герою;

противоречия между видимостью и сущностью

сотрудничества со взрослыми.

аргументированно формулировать свое отношение

героя; активно использовать речевые средства

к прочитанному; выявлять нравственные качества

для решения коммуникативных и

героя: доброту, любовь, честность, милосердие.

познавательных задач; определять цели и пути

их решения.

Основные понятия и термины

Доброта, любовь, правда, сострадание

Cредства обучения (учебные наглядные пособия,

Мультимедийная презентация; опорные cлова из текста произведения; толковый словарь

дидактический наглядный материал, ЭОР и др.,)

В.И. Даля

Методы обучения

Проблемно-поисковый, иccледовательский

Организационная cтруктура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды

Коррекционная

Формируемые

деятельности

направленность

образовательные

учащихся

результаты

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и

Личностные:

надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня

Развитие

1. Мотивация к

необычный. А начать я его хочу со слов притчи.

Готовятся к уроку.

эмоционально-

формирование ценностных

учебной

«Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по

волевой сферы

ориентиров и смыслов

деятельности

городу.

учебной деятельности на

Цель: Cоздать

- Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его

основе развития

положительный

афиняне.

познавательных интересов.

настрой на урок.

- Я ищу Человека,- отвечал он.

Регулятивные: осознание

- Кого именно? Меня? Его?

обучающимися стремления к

- Ищу Человека!- повторял мудрец, вглядываясь в

постижению нового.

лица своих сограждан и продолжая свой путь по

площади.

2. Актуализация

Какого Человека искал Диоген?

Личностные:

знаний

Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг

самоопределение,

Цель: повторение

было много народа. (Искал он полноценную

Отвечают на

Развитие

стремление к речевому

изученного

нравственную личность. При встрече с таким

вопросы учителя

мышления,

общению:

материала,

человеком фонарь Диогена должен был погаснуть)

внимания,

Познавательные:

необходимого для

Как вы понимаете: полноценная нравственная

зрительной

Свободное восприятие

«открытия

личность? Какими качествами он должен

памяти

информации.

нового».

обладать?

Регулятивные: стремление

Выявление

А  греки видели образец совершенного

к постижению нового.

затруднений в

Человека так: в нем сочетаются физическая сила и

деятельности

одухотворенное лицо.

учащихся.

3. Целеполагание

Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы

Развитие

Регулятивные:

Цель: Подвести

будем говорить. Сегодня поговорим о таких

Отвечают на

cловесно-

Целеполагание,

учащихся к

качествах человека, как доброта, любовь,

вопросы,

логического

планирование,

самостоятельной

милосердие, всепрощение. Тема нашего урока

выдвигают

мышления

cаморегуляция.

формулировке

«В мире правят любовь, добро и правда»

предположения

темы и цели

 Нужны ли такие качества человеку?

понимания цели

урока.

Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то

урока.

же время прекрасный. Очень трудно

понять этот мир, найти себя в нем, понять cмысл

 жизни.

4. Построение

Тогда в чем смысл человеческой жизни?

Личностные: формирование

проекта выхода из

Попробуем разобраться в представленной

Формулируют

позитивной оценки.

затруднения

проблеме.

проблему и строят

Корректировать

Познавательные:

Цель:

Чтобы доказать, что нужно сделать?

план выхода из нее

внимание,

Построение речевого

- определить последовательность действий для

высказывания;

выхода из затруднительной ситуации.

доказательство рассуждения.

- проанализируем эпизоды;

Коммуникативные:

- сделаем вывод

Формирование собственного

мнения

Регулятивные:

Выполнение учебных

действий в речевой форме

5. Реализация

Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте

Личностные: развитие

построенного

портретную характеристику героя. Соответствует

Анализируют

Побуждение к

готовности к

проекта

ли он греческому идеалу?

текст,

речевой

сотрудничеству.

Цель:

Что необычного в его внешности? (Глаза - зеркало

осмысливают его

деятельности и

Познавательные: поиск и

анализ рассказа с

души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В

содержание

осуществление

выделение необходимой

целью

глазах слезы. Душа плачет)

контроля за ней.

информации

осмысления

Отчего же больно ему?

содержания

Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»

Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на

их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то,

что они донимают его криками и ударами, что ими

движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это

радость для них, Юшка понимает, что дети не

виноваты в том. Что в них нет добра и радостно

откликается на «радость» детей.

«Они меня

любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил,

что дети не знают. Что делать для любви.

Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»

Используя цитаты, ответьте на вопросы:

Почему взрослые обижают юшку? Чем он им

отвечает?

Почему же и дети и взрослые так относились к

нему?

«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»

(Они не могут простить уму непохожести,

молчаливой крепости. Они отвечали обидой на

обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе.

Сердце в людях бывает слепое. Как вы это

понимаете?

Анализ встречи Юшки с веселым прохожим

Какие причины заставили Юшку поступить не так,

как всегда? Чем помешал Юшка прохожему?

Почему Юшка осерчал, может быть, первый раз в

жизни? Впервые Юшка возражает прохожему

6. Первичное

Почему Юшку после смерти называли Ефимом

Познавательные:

закрепление

Дмитриевичем? (Люди узнали, что у него есть

Дают

Уcтанавливать

формировать навыки

полученных

приемная сирота, о которой он заботился

нравственную

связь между

поисковой,

знаний

бескорыстно. Юшка обладал сочувствием,

оценку герою,

изученным

исследовательской

Цель: умение

состраданием, как потом выяснилось, он оказался

подтверждают

материалом и

деятельности; извлекать

анализировать

единственным человеком, который окружал

словами текста

практической

необходимую информацию;

эпизоды,

девочку –сироту заботой и любовью. Платонов

частью

сравнивать, объясняя

находить ответы в

писал: «Любовь одного человека может вызвать к

критерии для сравнения.

тексте.

жизни талант в другом человеке или, по крайней

Развивать мотив

Коммуникативные:

мере, побудить его к действию.

заинтересованност

С достаточной полнотой и

Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать

и

точностью выражать свои

праведником? Кто такой праведник? (Жить

мысли; высказывать и

праведной жизнью – это значит жить по законам

обосновывать свою точку

человечности, значит жить по правде, по cовести,

зрения.

по-доброму. Праведники лишены злопамятства, они не ожесточаются, а любят людей.

Регулятивные: сознательно

организовывать свою

познавательную

деятельность; принимать и

сохранять учебную задачу;

осуществлять решение

учебной задачи под

руководством учителя.

7.

- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к

Физкультминутка

солнышку, как Юшка.

- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку,

улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече

достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало

радостно.

8.

1-я проблемная ситуация.

Развивать умение

Познавательные:

Самостоятельная

Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!»

Анализируют

планировать свою

Анализировать, сравнивать,

работа с

проанализируйте и ответьте на вопрос: «Какая

текст и дают

деятельность и

делать выводы;

самопроверкой

подмеченная автором деталь встречается в этом

характеристику

оценивать работу

самостоятельно создавать

Цель: уметь

эпизоде»?

героям,

способы решения проблем

делать вывод.

(деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в

представляют

творческого и поискового

Самоконтроль по

семьях никогда не говорили о нравственных и

результаты и

характера,

эталону

духовных ценностях,)

оценивают свою

Регулятивные:

2-я проблемная ситуация:

работу

Искать пути решения

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да

проблемы; принимать и

что ты блажной, непохожий ходишь тут?»

сохранять учебную задачу;

- Что значит блажной? (найти значение слова в

осуществлять пошаговый

словаре). Назовите однокоренные слова.

контроль по результату

выполнения.

Почему так принижено слово «благо» в грубое

«блажной»?

9. Включение в

- Можно ли сказать, что та любовь, которая

Познавательные:

систему знаний и

исходила от Юшки, с его смертью исчезла

систематизировать,

повторение

бесследно? («Там девушка припала к земле, в

Участвуют в

Преодолевают

обобщать изученное.

которой лежал мёртвый Юшка, человек,

обобщающей

трудности в

Коммуникативные: строить

кормивший её с детства, никогда не евший сахара,

фронтальной

выполнении

устное высказывание в

чтоб она ела его…кто её любил больше всего на

беседе

задания

соответствие с

свете и кого она сама любила всем теплом и светом

коммуникативной задачей.

своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему

Регулятивные:

весь день лечит и утешает больных людей, не

самостоятельно

утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от

контролировать свое время и

ослабевших.)

управлять им; анализировать

Добру не всегда удается победить, но это не значит,

и оценивать правильность

что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не

выполненных действий.

исчезают, даже когда человек умирает, они

продолжают жить.

10. Рефлексия

Возвращаемся к началу нашего урока. Какой

Познавательные:

Цель: осознание

проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы

Коррекция

Развитие

систематизировать,

учащимися своей

пытались ответить на него. Так в чем же смысл

пробелов в

логического

обобщать изученное, делать

учебной

жизни человека? ( Нести добро, любовь людям,

усвоении темы

мышления,

выводы.

деятельности и

уметь прощать, жить по правде и по совести)

урока

умения

Регулятивные: соотносить

самооценка

В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему,

анализировать и

цели урока с результатами

результатов

что его окружало. Нужно верить в великую силу

делать выводы,

работы и со способами ее

любви и помнить, что только любовь порождает

обобщения.

достижения.

добро, а зло ничего не может породить

Прошу вас оценить свое участие в уроке и

поставить себе оценку за работу.

Прокомментируйте свою оценку.

11. Домашнее

Составить таблицу: какими качествами обладал

Слушают

задание

Юшка.

инструкцию по

По словарю дайте определение словам:

выполнению

милосердие, сострадание, праведник.

домашнего

задания, задают

вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 6 классе на тему: "Любовь к жизни"( по рассказу Д.Лондона)

Урок изучения рассказа Д.Лондона "Любовь к жизни" и сопоставление его с повестью Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"....

Миром правит любовь

Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету.          Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это  н...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Сценарий к внеклассному мероприятию по литературе к Дню Святого Валентина для учащихся 7-11 классов "Миром правит любовь".

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 7-11 классов. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особеннос...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....