Миром правит любовь
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету. Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это не случайно. В системе уроков по творчеству А.С. Пушкина оно будет логическим продолжением изучения любовной лирики А. С. Пушкина (или может служить начальным этапом в изучении любовной лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.Цветаевой). Кроме того, содержание музыкально-литературной композиции связывает творчество А.С.Пушкина с творчеством поэтов разных эпох общей ведущей темой – темой любви. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особенностям обучающихся. Обеспечивается точность и научность материала . Прослеживается разнообразие форм, методов и приемов подачи материала.
Современное изучение литературы невозможно без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Стихотворения, написанные поэтами, были положены на музыку и нашли свое отражение в романсе.
Создать атмосферу творчества, способствующую развитию творческих способностей личности обучающихся: дать возможность почувствовать себя артистами, раскрыться в чтении прозы и лирики, исполнении произведений на музыкальном инструменте.
Использование презентации позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, провести мероприятие на высоком эстетическом уровне.
Компьютер, конечно, не может заменить живое слово, исполнительское мастерство обучающихся, но может стать хорошим помощником в изучении литературы.
Использование ИКТ на данном внеклассном мероприятии по предмету позволяет совершить путешествие в мир музыки, художественного слова, прослушать прочтение стихов на фоне классической музыки, ярко и образно представить услышанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_kafe.docx | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Миром правит любовь» (тема любви в произведениях поэтов и писателей 19 – 20 веков)
Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ ГСОШ №1
Миронова Софья Владимировна.
Вид: внеклассное мероприятие.
Форма: литературное кафе.
Методический комментарий:
Литературная кафе – одна из форм внеклассной работы по предмету. Данное внеклассное мероприятие по литературе проводится в 9-11-м классах и это не случайно. В системе уроков по творчеству А.С. Пушкина оно будет логическим продолжением изучения любовной лирики А. С. Пушкина (или может служить начальным этапом в изучении любовной лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.Цветаевой). Кроме того, содержание музыкально-литературной композиции связывает творчество А.С.Пушкина с творчеством поэтов разных эпох общей ведущей темой – темой любви. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особенностям обучающихся. Обеспечивается точность и научность материала . Прослеживается разнообразие форм, методов и приемов подачи материала.
Современное изучение литературы невозможно без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Стихотворения, написанные поэтами, были положены на музыку и нашли свое отражение в романсе.
Создать атмосферу творчества, способствующую развитию творческих способностей личности обучающихся: дать возможность почувствовать себя артистами, раскрыться в чтении прозы и лирики, исполнении произведений на музыкальном инструменте.
Использование презентации позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, провести мероприятие на высоком эстетическом уровне.
Компьютер, конечно, не может заменить живое слово, исполнительское мастерство обучающихся, но может стать хорошим помощником в изучении литературы.
Использование ИКТ на данном внеклассном мероприятии по предмету позволяет совершить путешествие в мир музыки, художественного слова, прослушать прочтение стихов на фоне классической музыки, ярко и образно представить услышанное.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать творческие способности обучающихся; прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание её.
Метапредметные: на примере лучших образцов любовной лирики показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь.
Личностные: воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.
Оснащение мероприятия:
Оформление: на доске записана тема заседания, эпиграф, фамилии поэтов; стилизация под театральную сцену, свечи, в центре 4 стола, на них белые скатерти и красные розы; музыкальные фрагменты, видеофрагменты.
Эпиграф:
Я люблю, а значит, я живу
В. Высоцкий
Оборудование: интерактивная доска (презентация), компьютер.
План мероприятия:
I.Эмоциональный настрой на введение в тему: чтение отрывка из повести
А. Куприна « Гранатовый браслет»
II. Высказывания ведущих по поводу прочитанного отрывка.
III. Объявление темы ведущими.
IV.Раскрытие темы:
1)Цитирование высказываний о любви.
2) Прослушивание песни Б. Окуджавы и чтение стихов
В. Рождественского о любви.
3) Просмотр кадра из кинофильма Э. Рязанова « Ирония судьбы, или с легким паром»
4) Выразительное чтение стихов о любви
( А. Пушкина, А. Блока)
5) Под музыку ученица исполняет испанский танец.
6 ) Выразительное чтение стихов ( С. Есенина, Ф. Тютчева)
7) Диалог « Две женщины, две трагические судьбы», сопровождаемый чтением стихов и исполнением песен М. Цветаевой и А. Ахматовой.
8)Инсценировка.
9)Разговор о первой любви и чтение стихотворения А. Барто.
10) Диалог на тему « Любовь и война», чтение стихотворения
К. Симонова « Жди меня»
11) Инсценирование обучающимися 11 класса стихотворения
А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».
12)Современная поэзия о любви: чтение стихотворения О.Высотской.
13) Звучит романс «Любовь, зачем ты мучаешь меня?» из кинофильма
« Собака на сене »
V) Заключительное слово учителя о силе любви , о ее бессмертии.
VI ) Обучающиеся 11 класса танцуют вальс.
Ход заседания:
Под музыку из кинофильма « Любовь – Волшебная страна» участники вечера входят в зал и рассаживаются за столиками
I.Эмоциональный настрой на введение в тему:
Горит свеча. Сидит за столом юноша: он что-то пишет , а затем читает письмо Желткова из повести «Гранатовый браслет» Куприна на фоне музыки (Бетховен «Соната № 2»).
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Всё равно сердце было бы всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас, сладким бредом…
Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю всё самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я её целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено.
Я уверен, что вы обо мне вспомните. Если вспомните, сыграйте сонату D-dur N2. op.2.
От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу, целую Ваши руки. Г.С.Ж.»
II.Высказывания ведущих по поводу прочитанного отрывка :
Ведущий 2: «Вера Николаевна слушала музыку, а в уме её слагались слова. Они совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Муз.фон (Ричард Клаудерман «Ромео и Джульетта»)
Ведущий 1. Кто не мечтал о таком послании? Только любяще сердце способно сказать такие слова. Любовь... Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.
III.Объявление темы ведущими:
Наше литературное кафе мы назвали «Миром правит любовь». Сегодня мы оживим этот прекрасный мир, прикоснувшись к страницам любимых книг, услышав волнующие сердце мелодии.
IV.Раскрытие темы
1)Цитирование высказываний о любви.
Bедущий 2. Любовь... Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу.
Ведущий 1. В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в словах и музыке.
Ведущий 2. Любовь ждет особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви, и пусть она затронет струнки ваших сердец.
2) Прослушивание песни и чтение стихов о любви:
Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…» (в исполнении учащегося под гитару)
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты —
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.
Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь,
А то попеременно.
Не надо придавать
Значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём
Друг другу потакая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая…
Звучит музыка Свиридова «Метель»
Ведущий 1. Любовь прекрасна, она требует взаимопонимания, высоких человеческих чувств.
Ученик:
(Всеволод Рождественский)
Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Ведущий 1. Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Иногда она обрушивается внезапно, как лавина. А иногда людям нужны целые годы, чтобы узнать ее, рассмотреть в толпе.
Ведущий 2.
Вот иду, иду я напевая.
И слова у песенки просты:
— Где же ты, где же ты, милая, родная,
Девушка моей, моей мечты?
3) Просмотр кадра из кинофильма Э. Рязанова « Ирония судьбы , или с легким паром»
Звучит песня из фильма «Ирония судьбы…». Муз. М. Таривердиева, сл.
В. Киршона и демонстрируется фрагмент из кинофильма.
Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой.
Я спросил у осени: «Где моя любимая?»
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?»
Долго дождик слезы лил за моим окном.
Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»
Месяц скрылся в облаке, не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?»
Облако растаяло в небесной синеве…
4) Выразительное чтение стихов о любви
( А. Пушкина, А. Блока)
Ведущий 1. Человек мечтает найти свою любовь, ведь она — источник жизни и вдохновения. Именно в таком состоянии многие ученые делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи.
Ведущий 2. Анна Керн, Айседора Дункан, Беатриче, Лаура, Наталья Гончарова, Полина Виардо, Елена Денисьева… Им посвящали стихи великие поэты. Как восторженно, нежно, писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Натали… Первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна…
Ученик:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Муз.фон (Ричард Клаудерман «Ромео и Джульетта»)
Ведущий 1. О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.
Ведущий2. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.
Ведущий 1. Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви: нет настоящего высокого человеческого существования.
Ведущий 2. “Только влюбленный имеет право на звание человека”, - с гордой уверенностью говорил Блок. И влюблялся страстно, безумно. Певец Прекрасной Дамы, настоящий рыцарь Александр Блок уже в юности писал о своем назначении как о служении Возлюбленной. «Servus - Reginae»: «Раб - царице».
Ученик:
Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам,
И буду слушать приказанья,
И робко ждать,
Ловить мгновения свиданья
И вновь желать.
Твоих страстей подвержен силой,
Под игом слаб,
Порой – слуга, порою – милый
И вечно – раб.
(Звучать музыка Ж. Бизе из оперы «Кармен»)
Ведущий 2. Образ роковой цыганки, воспламеняющий сердца мужчин, волнует современного читателя.
Ведущий 1. А. Блок посвятил Кармен - символу страсти - целый цикл своих стихов. Давайте послушаем фрагмент одного стихотворения из этого цикла.
Ученик:
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!
И в тихий час ночной, как пламя,
Сверкнувшее на миг,
Блеснет мне белыми зубами
Твой неотступный лик.
5) Под музыку ученица исполняет испанский танец.
6 ) Выразительное чтение стихов ( С. Есенина, Ф. Тютчева)
Ведущий 2.
Айседора Дункан!
Какой мучительный роман был с нею у Сергея Есенина!
Есенин не отличался постоянством в любви. Какие удивительные образцы любовной поэзии дали миру эти романы!
Ученик:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
Ведущий 1. Но в стихах Есенина ощутима грусть и печаль. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Она как бы недоступно звучит в каждом, даже самом радостном стихе. Это чувство связано с раздумьями о жизни, о пережитом!
Ведущий 2. Елена Александровна Денисьева и поэт Федор Иванович Тютчев. Их любовь длилась 14 лет. Да, он любил их обеих —
и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками.
Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля — Елена Александровна Денисьева — умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили, и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение.
Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта.
Ученик:
Тютчев «Последняя любовь»
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Муз.фон (Георгий Свиридов «Вальс»)
7)Диалог « Две женщины, две трагические судьбы», сопровождаемый чтением стихов и исполнением песен.
Реплика: А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?
Ведущий 1. Вы правы! Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени - Анна и Марина. Две женщины - две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.
Ведущий 2. Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий - все это отозвалось в ее стихах.
Прекрасная поэтесса Анна Ахматова вышла замуж за друга своей юности Николая Степановича Гумилева. Он любил ее уже три года, и она верила, что ее судьба быть его женой.
Ведущий 1. Ахматова писала: «Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя»
Ученик:
А ты теперь тяжелый и унылый,
Отрекшийся от славы и мечты,
Но для меня непоправимо милый,
И чем темней, тем трогательней ты.
..............................
Но разве я к тебе вернуться смею?
Под бледным небом родины моей
Я только петь и вспоминать умею,
А ты меня и вспоминать не смей.
Так дни идут, печали умножая.
Как за тебя мне Господа молить?
Ты угадал: моя любовь такая,
Что даже ты не смог ее убить."
(Муз.фон Бетховен ( D-dur №2, op. 2)
Ведущий 2. Пусть сердца наполняются эмоциями. Человек умеет, и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…
8) Инсценировка.
Юноша. Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый, грустной, кроткой красотой юноша... с поразительными, огромными глазами.
Девушка. Заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж.
Юноша. Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.
Девушка. Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 года, и уже никакие другие влюбленности не могли заслонить ее огромной всепоглощающей любви к мужу. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
Ведущий 1: Любить - для Цветаевой всегда мочь! Поэтому, когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца, - любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом.
Ведущий 2. Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.
Ведущий 1. Глубина мысли в стихах Цветаевой подчеркивает: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит.
Ученик:
Ошибка
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой - она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль -
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: "Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!"
Твоя любовь была такой ошибкой, -
Но без любви мы гибнем
Ведущий 2. Прекрасные стихи поэтессы Цветаевой ''Мне нравится, что вы больны не мной'' — одно из самых известных ее стихотворений. Посвящено оно Маврикию Александровичу Минцу, а стало таким популярным благодаря советскому фильму ''Ирония судьбы, или с лёгким паром!''. Мелодичные строчки Марины Ивановны были положены на стихи Михаила Таривердиева. Вслушайтесь, какие глубокие и проникновенные строки без потаенного смысла, чистые и сильные.
Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» исполняется под гитару.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
9)Разговор о первой любви.
Ведущий 1. А сейчас, чтобы нам не грустить, мы расскажем о другой любви.
Ведущий 2. В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь.
Первая! Первая любовь… Какой она бывает? Робкой и нежной, возвышенной и трепетной и всегда вдохновляющей.
Хотя и в ней есть страдания, но надеемся, вы, слушая это стихотворение, улыбнетесь. Говорят, у любви нет возраста. И прийти она может очень рано. Очень жаль, что взрослые не всегда воспринимают ее всерьез.
Ученики 5 класса инсценируют стихотворение А. Барто «Первая любовь»
Каждый может догадаться —
Антонина влюблена!
Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
А на улице весна!
Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: «Это он!»
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица…
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит: «Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.»
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощекий!
Петя — ростом маловат!
Вот Алеша — славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет: «Алексей!»
Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится, как огня.
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко,
Отлупил после урока.
Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.
Ведущий 1. Когда человек взрослеет, то к любви начинает относиться серьезней и романтичней.
Музыка Н. Богословского из кинофильма « Два бойца»
10) Диалог на тему « Любовь и война»
Ведущий 2. Любовь возникла раньше меча и пушек, пороха, флота и знамен. Любовь спасала людей во время войны. Солдаты шли в бой, храня у сердца фотографии любимых.
В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета “Правда” напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.
Ученик: “Жди меня...”
Ведущий 1. Да, в военные годы бойцы носили у сердца еще и другое стихотворение. Написано оно было Александром Кочетковым в 1932 году, а напечатано лишь через 35 лет. Но стихотворение хорошо знали - это “Баллада о прокуренном вагоне”.
11) Инсценирование обучающимися 11 класса стихотворения
А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».
— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, —
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.
— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы, —
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый, —
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного, —
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, —
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
(Муз.фон Фаусто Папетти «Эммануэль»)
12)Современная поэзия о любви.
Ведущий 1. А сколько замечательных стихов о любви написано нашими современниками.
Реплика. Так что же это все-таки такое - любовь?
Ведущий 2.Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство.
Ведущий 1.Любви всего мало. Она обладает счастьем, а хочет рая, обладает раем — хочет неба. О любящие! Все это есть в вашей любви. Сумейте только найти.
Ведущий 2.Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головой, сердцем и телом.
Ученик:
Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной.
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет,
И будет до последних дней Душой
И совестью твоей.
(Ольга Высотская )
13) Звучит романс «Любовь, зачем ты мучаешь меня?» из кинофильма « Собака на сене »
V) Заключительное слово учителя о силе любви , о ее бессмертии.
Учитель:
Любите - будете любимы
Живите и желайте жить
Любовь! Она все сокрушима,
Порою может и убить.
Цените чувство это свято
Не смейте с ним совсем шутить
Оно лишь есть – и вы богаты,
Сумейте это сохранить!
А если вдруг вы потеряли
Святой любви священный дар,
В своей вы жизни прогадали,
Лишь нанеся себе удар!
Храните свято, это богом
Дано нам в жизни один раз,
Ценить не может лишь убогий
Любви волшебной миг и час!
Я прочитала вам стихотворение Елены Петровны Дудкиной, учителя физкультуры нашей школы.
Любовь есть везде: в воздухе и в воде, в земле и огне. Любовь есть Бессмертная Жизнь в Истине. Любовь — единственная вещь, которой невозможно дать слишком много.
Читайте стихи о любви, сами слагайте… Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.
Исполнение вальса.
VI )Обучающиеся 11 класса танцуют вальс.
Литература
- И.Е. Аксаков. Ф.И. Тютчев. Биографический очерк. – Литература в школе, 2003, №1, стр.2-6.
- Скатов Николай Николаевич «Федор Тютчев». – Литература в школе, 2003,№1, стр.7-13.
- О. Воложанина. «Я к вам пишу…». Литературные вечера для старшеклассников.
- Е. Смолина. «Пока горит свеча». Ярославль. Академия развития, 2006.
- А. И. Куприн. « Гранатовый браслет» М.: Художественная литература, 1972г.
- А.Барто. Собрание сочинений в 4-х томах, М.: Художественная литература, 1981г.
- Поэзия Б. Окуджавы: С. Бойко – М.Круть,2010 г.
- Лирика А. Ахматовой: В. Мусатов – Санкт – Петербург, Словари. ру, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Я в мире прав"
На занятии идет повторение пройденного материала по теме " Правовое воспитание", где используется компьютерное и музыкальное сопровождение. В процессе занятия дети выполняют различные практические зад...
Разработка внеклассного мероприятия(сказка) "Пусть миром правит доброта"
Материал для классных руководителей, завучей-организаторов...
Разработка родительского собрания "Миром правит доброта"
Форма проведения: педагогическая мастерская.Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении нравственного воспитания ребенка....
"Я в мире прав"
Формирование правовой культуры обучающихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка. ...
Сценарий к внеклассному мероприятию по литературе к Дню Святого Валентина для учащихся 7-11 классов "Миром правит любовь".
Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 7-11 классов. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особеннос...
Урок литературы в 7 классе "В мире правят любовь, добро и правда" по рассказу А.Платонова "Юшка"
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" с использованием проблемного метода обучения. ...
Литературная гостиная " Пусть миром правит только любовь"
Данное мероприятие направлено на развитие личности учащихся, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса , привитие интереса к литературе,поэзии,музыке....