Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_rasskazu_k_-_kopiya.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 » села Бешпагир
Грачёвского муниципального района Ставропольского края.
Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»
Тема: Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»
Полупанова Татьяна Валентиновна
учитель русского языка и литературы.
Бешпагир, 2015 год.
Цели:
Метапредметные:
Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
- Участие в целеполагании учебной деятельности.
- Формулирование и письменная фиксация цели урока.
- Слушание, устная и письменная работа по произведению.
- Выразительное чтение вслух фрагментов художественного текса.
- Анализ прочитанного..
- Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.
Виды деятельности учителя на уроке:
- Направление в целеполагании.
- Направление в овладении знаниями.
- Контроль над выполнением заданий.
- Стимулирование учебной деятельности обучающихся.
Планируемые личностные результаты:
-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).
-Повышение уровня ответственности за свои поступки.
-Осознание своей положительной роли в обществе.
-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.
-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского и осознание ценности творчества писателя в русской литературе.
Планируемые метапредметные результаты:
-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственное отношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;
-Умение ставить цель,формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;
-Умение работать в группе, строить общение с классом,учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;
-Уметь отбирать материал и работать с ним.
Планируемые учебные результаты:
-Развитие навыков анализа художественного текста;
-Совершенствование навыков выразительного чтения;
Конспект урока:
Эпиграф урока:
Когда метель кричит, как зверь,-
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Б.Окуджава.
- Организационный момент.:
Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на уроке литературы, который предлагаю начать с пословицы:
Плох обед, коли хлеба нет.
- Как вы понимаете смысл этой мудрости?
(Чтобы мы не ели, мы не можем обойтись без хлеба)
Учитель: Мы привыкли к хлебу, он каждый день лежит перед нами на столе. А каким он бывает? Давайте выберем из предложенных на экране слов те, которые употребляются со словом - ХЛЕБ.
(Белый хлеб, вкусный хлеб, мягкий хлеб, горячий хлеб, тёплый хлеб).
Какое из словосочетаний является названием произведения К.Г.Паустовского, которое вы прочитали дома?
ДЕТИ: «Тёплый хлеб» К.Г.Паустовский.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (повесть-сказка)
- Как вы это определили? (Ответы детей)
Учитель: Хорошо, молодцы, ребята. А есть ещё одна народная мудрость. Я начну её, а вас попрошу продолжить. Итак: Сказка – ложь, да в ней намёк, …… ДЕТИ ПРОДОЛ ЖАЮТ: добрым молодцам урок.
Да, в каждой сказке есть свой урок, а иногда и не один. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт наш с вами разговор? (об уроках этой сказки) ((Это же сказка и в ней есть свои уроки))
II. Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.
Вопросы: По горизонтали.
Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).
Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).
Где пряталась сила Черномора? (Борода).
Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).
Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).
Ответ по вертикали: “Добро”.
Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово добро?
Ответ: По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.
2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.
-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)
-Как бы вы сформулировали тему нашего урока?(Варианты учащихся.Учитель выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)
-Тему добра мы рассмотрим в движении.
Итак, тема нашего урока - «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».
Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…
( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)
3.Совместная постановка проблемы урока.
-Можем ли мы сразу раскрыть замысел автора? (нет)Следовательно, нам нужно найти ответ на этот вопрос.
II. Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения.
III.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами сами попытаемся найти и сформулировать добрые уроки, необходимые для жизни каждому человеку. Для этого обратимся к произведению.
IV. Реализация построенного проекта.
Учитель:
- Скажите, в какое время происходили события? (в тяжёлые послевоенные годы)
- Где происходили события? (в деревне Бережки)
- Назовите героев сказки Паустовского "Тёплый хлеб"? (Панкрат, конь, Филька, его бабушка)
-Давайте дадим краткую характеристику каждому герою.
(Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя»).
- Кто из этих героев является главным? (Филька)
- Как прозвище « Ну тебя» характеризует главного героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).
- Какое событие является завязкой этой сказки? (Филька обижает коня)
- Что же он сделал? (Ударил наотмашь коня по губам, обозвал, бросил хлеб в снег, на землю)
- Какой ещё проступок совершил Филька?
(Он бросил хлеб на землю.Удар хлеба о землю есть оскорбление того, что выращено этой землёй.)
- Что случилось после того, как Филька обидел коня? Найдите подтверждение в тексте стр_1_(2) (Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.)
Работа над образом главного героя:
-Обратимся вновь к теме и цели нашего урока. С каким же героем они связаны? Чей путь мы должны проследить.( с Филькой).
Задания по группам.
1 группа.
- Пересказ эпизода «Как Филька обидел коня»
- В каком значении Филька употребляет слово «христарадник»?
- Объяснить значение и слов «христарадник», «дьявол» (по словарю )
- Почему Филька обидел коня? Какие качества проявляются в герое ?
Фронтальная работа с классом:
Беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям
Вопросы:
-Как вы оцениваете этот поступок?
-Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).
-Филька оступился, он потерял дорогу добра. А что же дальше?
2 группа.
- Выразительное чтение эпизода «Что случилось после того, как Филька обидел коня»
- Какая часть речи используется в пейзажной зарисовке и почему?
- Какова взаимосвязь поступка человека и природы?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в пейзажной зарисовке? С какой целью?
- Какова взаимосвязь поступка человека и природы?
3 группа.
- Прочитать по ролям эпизод «Разговор Фильки с бабкой»
- Какие фразы являются ключевыми в этом отрывке?
- Как вы понимаете фразу «охлаждение сердца»?
Беседа с классом:
-Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение детей)
-Что решает сделать Филька? (исправить свой поступок).
-Легко ли было Фильке вернуться на дорогу добра? Докажите текстом.
-С чего начал Филька? (отправился за советом к Панкрату).
4 группа. Чтение и анализ эпизода о пути к Панкрату и разговора с мельником.
-Легко ли было Фильке идти?
-Какие тропы использовал автор, описывая путь Фильки? Какова их роль?
-Что испытывал герой по дороге, в каком душевном состоянии пришёл к Панкрату?
-Как вы понимаете слова мельника «бессмысленный ты гражданин», «будешь ты чистый человек, весёлый»?
Вопросы классу
- Слова Панкрата очень важны. Что желает сказать нам автор этими словами Панкрата? Как должен жить человек, чтобы быть чистым, весёлым?(Отчёт группы о работе, слайд.)
Размышление детей, небольшие монологи-ответы (Человек не должен творить зло, нужно жить по совести, делать добро. Тогда совесть будет чиста. Человеку необходима связь с окружающими его людьми. Он не может жить вне общества…)
-К кому обращается Филька за помощью? (к деревенским ребятам).
-Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут).
Физминутка:
«Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.»
Учитель: Продолжаем урок.
-Чему посвящены последние строки рассказа? (покаянию Фильки.Примирению с конем).
(Ученик читает заключительные эпизоды_
Вывод: Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.
Учитель: Скажите, можем мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она как волшебное лекарство вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться», ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства).
- Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим.Цель писателя – помочь в этом.)
Давайте с вами составим портрет Доброты (совместно составляем портрет доброты).
ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА
- Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Ученики (по очереди примерно).
1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
2.Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
Учитель: Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? (Ответ учащихся: добрые слова).
Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ... (извините, пожалуйста)
И в России и в Италии
На прощанье говорят ... (до свидания)!
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
Я хочу Вам, ребята, оставить каждому на память «ПРАВИЛА ДОБРОТЫ», вложите в свои дневники и хотя бы один раз в день перечитывайте. (Раздаю каждому ребёнку)
ПРАВИЛА ДОБРОТЫ
1. Уважай старших.
2. Нужно быть добрым, отзывчивым.
3. Не бойся предлагать помощь в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
4. Будь вежливым, внимательным к другим, не причиняй другим вреда, обиды.
5.Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
6.Умей слушать людей, не перебивай говорящего человека.
7.Не бойся просить прощения и прощать.
8.Учись размышлять о своих поступках и сказанных словах и отвечать за них.
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
- Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.
5.Анализ учебной деятельности совместно с учащимися.
Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…»
-Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? (Да.Хотя было не просто…)
-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы. Вернитесь к этой цели (проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор).
-Что же самое важное хотел сказать нам автор?
(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)
- Рефлексия:
–Я доволен (не доволен своей работой)…
-Мне было особенно интересно…
-Я понял, что…
-Я испытываю чувство…
7. Итоги урока. Домашнее задание:
Базовый уровень: Сочинение-миниатюра на тему «О чём заставляет задуматься сказка Паустовского»? Или написать телеграмму бабушке от лица Фильки, отразив в ней самое главное.
Уровень повышенной сложности: Проследить, как менялась погода на протяжении сказки и как это связано с происходящими событиями (письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Постигая трудность добром…» (сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
материал о проведении урока литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"...
Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб » Учитель: русского языка и литературы Мыгыш Н.Г.Класс: 5 .Тип урока: урок-м...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"
Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...
Конспект урока литературы. 5класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки».
Урок литературы....
Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...