Эссе "Я - учитель"
статья по литературе

Питерских Ирина Сергеевна

В данной работе выражена точка зрения на роль учителя в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и ученик: всегда на связи.

- … Итак, домашнее задание: рассказать о своей любимой книге по плану, который мы только что записали, - заканчиваю я урок.

Возгласы разные, в основном слышу интерес и желание поведать о своей книжке, ведь можно и не по программе! Но есть (появляются в последние годы) и такие:

- А если я не читаю?

Отмечаю мимоходом: вот опять вопрос «А если…», какова на него, интересно, формула ответа? В душе – горечь (Как же так – совсем не читать?), недоумение. Не показываю – надо поискать другие средства кроме упреков и нотаций о необходимости чтения – эти не работают. А пока:

- Ну, тогда о любимой телепередаче!

- А если я не смотрю телевизор?

Оглядываю класс:

- А кто еще не смотрит?

Рук пять – шесть…

- А что же ты… смотришь?  

- Видео всякие!

- Ну, тогда сообщение о том, чтО ты смотришь… (Мне же надо оценить составленный по плану текст ).

Следует явное оживление в коллективе, и неуверенно:

- А можно я расскажу о блогерах, самых популярных? А можно не текст, а презентацию?

- Можно… Но по всем правилам. Оценивать буду речь, а не слайды!

Урок заканчивается. В душе осадок. Посмотрим, что из этого получится…

     На следующем занятии – презентация этого ученика о популярных в подростковой среде блогерах, сообщения о каждом почему-то похожи одно на другое. Но класс слушает выступление с нескрываемым интересом: с появлением на экране каждого всем (!) им знакомого имени и фото – радостные возгласы, как будто на экране родные люди… А разве нет?  Эти «родные» люди, активные, позитивные, откровенные, беспринципные, далеко не интеллектуалы, не всегда грамотные, проводят, глядя в глаза нашим детям, с ними больше времени, чем родители, учителя, вообще – взрослые! Как же их не любить, если интересы, проблемы – те же, да и труда много не надо : включить видео, надеть наушники – и ты в другом мире, не то, что книгу читать…

     Пусть это единичный пример, но… именно сейчас, когда на просторах интернета много разных ресурсов, действительно полезных, развивающих, и, казалось бы, используя хорошую образовательную платформу, ребенок вполне может изучать материал самостоятельно, именно сейчас, на мой взгляд, необходимость в личном, живом общении учителя с учеником стала острой, насущной. Ценность учителя -  именно в со-творчестве, в совместном проживании с учеником его открытий личностных (Я могу!) и литературных, в наставничестве при создании учеником своих текстов (сочинений, кластеров, интеллект-карт и других), в помощи в стихотворчестве, в умении так рассказать на уроке, так зацепить, чтоб захотелось узнать еще больше, да и просто в доверительном разговоре на отвлеченные темы. Такой урок не просчитать по минутам, к чему-то приходится возвращаться не раз, но именно такие уроки заставляют ребенка мыслить, эмоционально переживать, оставляют след на всю жизнь… Самое дорогое, что может дать взрослый ребенку – свое внимание – глаза в глаза, свое время, и, к счастью, у учителя оно есть (у родителей и то не всегда). Поэтому я против того, чтобы мы сами отправляли детей в интернет без особой надобности. Да и что такое в принципе цифровые ресурсы? Изучив принципы работы не одной образовательной платформы, могу сказать, что это просто хорошо (иногда не очень) подобранный материал к темам уроков, плюс разного рода тренажеры, кроме того, упрощение проверки некоторых заданий (в основном тестовых). Бесспорно, это облегчает работу учителя, и спасибо большое их создателям. Но речь не об этом. Самого главного – способности сопереживать в творческом процессе, направить при необходимости одним словом, возможности учесть индивидуальные особенности характера, личности ребенка – этого нет. А учитель это дать может. Да и зачем по русскому языку и литературе большое количество тестовых заданий? Что мы ими проверим? Допустим, знание материала. А способность изложить свою точку зрения, аргументировать ее? А впечатление от прочитанного стихотворения? А сочинение по литературе? А ведь именно такими заданиями мы запускаем процесс мышления…

     Творческая мастерская в 5 классе. Учимся сочинять стихи (!)

Дима:

- Я не знаю, о чем писать!

- А что тебя волнует? Сейчас.

- Ну… Мне скоро идти на шахматы, а у меня там не все получается… Проблемы, короче, у меняс шахматами.

 -  Так напиши об этом!

-  Терцины?! (С недоумением)

- Конечно! Сегодня мы сочиняем терцины!

И вот рождаются строки:

В шахматы пять лет уже играю.

Знаю, как они по полю ходят,

Но есть то, что я не понимаю…

И потекла витиеватая вязь терцин… о шахматах!

Или то тут, то там слышится:

- Помогите с рифмой кто-нибудь!

Подхожу:

- Записывай на полях в столбик четыре своих слова, потом вместе будем думать…

Пишем, думаем…

Я не поэт, это точно. И когда вижу, как ребята создают потрясающие, трогательные стихи, всегда удивляюсь: как это происходит? Мне есть чему у них поучиться.

   К слову, говорить о том, что я что-то не знаю и мне надо «поучиться», почитать об этом, говорить давно не стесняюсь. Вообще, если двадцать пять лет назад, идя на урок, я точно знала (!), что буду говорить, по минутам (а если забуду – под рукой спасительный конспект), и вообще – ВСЁ знала, то теперь не боюсь и у детей спросить о чем – то, особенно в тех областях, где они уж точно больше моего разбираются. Уверена: без такого качества, как честность учителя во всем, перед учениками, перед собой, в нашей профессии никак. «Правду говорить легко и приятно».

    Вот и подошли к разговору о литературе… Да, мы, учителя-гуманитарии, развиваем детей, учим размышлять, анализировать, обобщать, эмоционально откликаться на литературные произведения, выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения… Но где точка отчета: относительно чего то или иное событие, поступок, героя  мы считаем достойными или наоборот? Убеждена, именно в русской литературе –  нравственная основа, зиждется которая  и на христианских традициях. Подпитка такая – русской литературой – не даст поступать подло, поможет, если оступился, подняться, научит прощать и просить прощения, наполнит душу теплом, которое потом можно передавать своим уже детям. ( Я бы вообще ввела обязательный  урок чтения, в буквальном смысле этого слова, в среднем и старшем звене, где бы на уроках просто вслух читали, этакую «книготерапию»). Иосиф Бродский в Нобелевской лекции потрясающе точно высказал мысль о роли литературы в жизни человека: «…она, литература, оказывается   надежным противоядиемот  каких бы  то ни было -известных и  будущих – попыток тотального, массового подхода к решению проблем человеческого существования. Как система  нравственного,  по  крайней  мере, страхования, она куда болееэффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина». Не такой ли нравственной защиты от ударов судьбы, от чужого мнения, не такого ли  наполнения мы желаем своим ученикам?

А что теперь, спустя двадцать пять лет работы в школе, есть у меня за плечами, какой багаж? Бесценный опыт, ученики, методические находки. Но речь даже не об этом. Важнее для меня – понимание, куда двигаться в своей профессии,и желание двигаться, раскрываться самой и помогать делать в себе открытия своим ученикам, главное – не останавливаться! Ведь интересного, неоткрытого и непрожитого еще очень много!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...