Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы
методическая разработка по литературе (10 класс)
Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Шатковского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение
Великовражская средняя общеобразовательная школа
Система проектной деятельности в рамках изучения монографической темы на уроках литературы.
Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Зубковой Татьяны Николаевны |
с. Великий Враг, 2014 год
Содержание
|
|
3.1. Из истории вопроса………………………………………………… 3 стр. 3.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы… 4 стр. 3.3. Типы проектов по литературе………………………………………. 5 стр. 3.4. Этапы подготовки и реализации проекта………………………… 5 стр. |
|
|
|
|
- Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из доступных и проверенных способов достижения этой цели является метод проектов.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года, ориентирует педагогов на «формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности ».[1]
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала. Это интегративный вид деятельности, включающий элементы познавательной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
- Цель и задачи профессиональной деятельности.
Цель. Становление личностных характеристик выпускника.
Задачи:
- научить школьников действовать на основе полученных знаний;
- развивать умение активно применять знания в различных профессиональных сферах деятельности;
- способствовать формированию интеллектуального, творческого, волевого потенциала учащихся;
- развивать интерес школьников к художественному слову.
- Концептуальные основы, теоретические и методические разработки проектного метода на уроках литературы.
3.1. Из истории вопроса.
Слово «проект» происходит от латинского «projectus» - «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Основоположником педагогического метода проектов считается американский психолог, педагог Джон Дьюи (1859 – 1952). По его мнению, обучение должно осуществляться как трудовая и игровая деятельность, которые развивают у ребёнка желание самосовершенствоваться.
В России впервые метод проектов представлен в работах В. П. Вахтерова, М. В. Крупениной, С. Т. Шацкого и др. После революции 1917 года их идеи активно внедрялись в практику преподавания. Однако, чрезмерно преувеличив использование метода проекта в ущерб другим методам обучения, педагоги способствовали серьёзному падению качества обучения. Поэтому метод проектов не получил тогда широкого применения. С 1930-х и до середины 1980-х гг. метод проектов в отечественной педагогике не практиковался. И только в 80-е годы 20 века метод проектов снова пришёл в педагогическую практику нашей страны. Сегодня существует много методических разработок по применению метода проектов в обучении. Это работы Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, Чечель И. Д. и др. В их работах метод проектов рассматривается как интегрированный компонент разработанной и структурированной системы образования.
3.2. Специфика проектной деятельности при изучении литературы.
Метод проектов в понимании современных педагогов-методистов - это
«способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».[2]
Литература как учебный предмет создает условия и для интеллектуального, и для личностного развития школьников. Метод проектов позволяет создать естественную среду для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, читательской.
Участие в проектах различного типа способствует самореализации участников в разных видах деятельности на основе их личностных особенностей и познавательных интересов.
3.3.Типы проектов по литературе.[3]
По доминирующей деятельности:
По предметно-содержательной области:
| По количеству участников проекта:
По характеру контактов:
По продолжительности проекта:
|
3.4.Этапы подготовки и реализации проекта.
- этап ориентирования (мотивация работы над проектом, знакомство с типологией проектов);
- этап планирования (формулировка темы, определение цели, задач проекта, выбор формы продукта, составление плана работы, составление графика выполнения плана, перечень ресурсов);
- этап сбора информации;
- этап обработки материала (структурирование полученной информации: составление сравнительных схем, таблиц, характеристик);
- этап реализации проекта (создание готового продукта);
- этап оформления результатов работы (оформление проектной папки со всеми рабочими материалами);
- этап презентации результатов проекта (представление выполненного проекта к общественному обсуждению);
- этап оценивания проекта (выполняется учителем и учащимися);
- этап рефлексии (самооценка, постановка цели будущей проектной работы на основе приобретённого опыта).
- Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.
4.1. Новизна педагогического опыта.
На протяжении последнего десятилетия методика организации проектной деятельности учащихся, в том числе и на уроках литературы, активно изучается и распространяется в школьной практике. Представленный в данной работе педагогический опыт показывает возможности комплексного подхода к применению метода проектов в рамках изучения отдельных монографических тем, демонстрирует универсальную систему проектов, которая может быть использована на уроках по изучению творчества любого писателя. Кроме того, в данной работе мной представлен собственный методический опыт по организации проектной деятельности в рамках конкретной монографической темы (Творчество Н. С. Лескова).
4.2. Практическая значимость.
Предложенная система проектных работ может быть творчески освоена конкретным учителем в соответствии с его интересами и интересами его учеников.
Разработанная система уроков с методическими рекомендациями по творчеству Н. С. Лескова (10 класс) может быть использована педагогами в учебной деятельности как в целом, так и её элементы.
В ходе реализации проектной деятельности силами учащихся создан комплект наглядно-дидактических материалов, который таким же образом может быть использован в учебной деятельности и преподавателями, и школьниками.
- Содержание опыта.
5.1. Опыт использования метода проектов.
Элементы проектной деятельности использую на всех уровнях обучения литературе, но наиболее творчески и продуктивно эта работа выполняется в старших (9 – 11) классах. На завершающем этапе обучения на первый план выступает самостоятельное использование литературы как средства получения информации, обогащения жизненного опыта, расширения филологических знаний.
Важное условие организации проектной деятельности – заинтересовать и вовлечь всех учащихся класса в процесс выполнения проекта. Большую помощь в этом оказывает организация конференций, публичной защиты проектов, поощрение.
В педагогической деятельности использую разные типы проектов: информационные (презентации о биографии писателя, об истории создания произведения, об адресате художественного произведения; виртуальные экскурсии); прикладные (выпуск литературного журнала, газеты; создание учебного пособия); исследовательские (изучение произведения как явления культуры, сопоставление произведений разных авторов, разных эпох).
5.2. Система проектной деятельности при изучении монографической темы
При изучении монографической темы используются все виды учебной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, творческая, коммуникативная. Их элементы соединяются и в проектной деятельности, поэтому всё разнообразие проектов возможно использовать в рамках монографической темы. Если соотнести классификацию литературных проектов и содержание этапов работы над монографической темой[4], выстраивается следующая система проектной деятельности:
Этапы изучения монографической темы | Типы проектов | Решаемые задачи |
Вступительные занятия | Культурологические проекты | Пробудить интерес к личности писателя и его произведениям |
Уроки изучения биографии | Информационные проекты | Увлечь жизнью и творчеством писателя; вызвать желание познать его художественный мир |
Анализ художественных текстов | Исследовательские, лингвостилистические, культурологические проекты | Наблюдение за развитием авторской мысли, творческой манеры писателя |
Заключительные уроки по теме | Творческие, культурологические проекты | Целостное осмысление жизни и творчества писателя, их оценка |
Каждый тип проекта, использованный на том или ином этапе изучения монографической темы, решая задачи конкретного этапа, в результате решает общие задачи всей темы.
Положительным считаю опыт комплексного применения метода проектов в рамках изучения монографической темы «Н. С. Лесков» в 10 классе. Уроки по творчеству Лескова важны для формирования морального и эстетического облика старшеклассников. С произведениями Н. С. Лескова ученики встречаются в 6 и в 8 классах. В 10 классе должно иметь место целостное изучение творчества этого писателя. В данной ситуации возникает проблема дефицита учебного времени, т. к. государственной программой под редакцией В.Я.Коровиной на эту тему выделяется 3 часа. Использование проектного метода позволило качественно усвоить учебный материал в короткие сроки, а так же собрать комплект наглядно-дидактических материалов, который позволит учащимся в нужный момент быстро повторить изученную тему.
5.3. Планирование учебного материала монографической темы с учётом проектной деятельности учащихся.
Приступая к изучению монографической темы, учитель должен заранее продумать тематику уроков, чётко определить ожидаемые результаты, спланировать систему проектов, направленных на достижение результатов. Ниже представлен вариант календарно-тематического планирования уроков по творчеству Н. С. Лескова в 10 классе с учётом применения системы проектов:
Тема | Ожидаемые результаты | Система проектов | Домашнее задание |
| Знать: -факты биографии Лескова; -ключевые этапы творчества; -основные произведения; -сюжет и идейно-тематическое своеобразие повести ″Леди Макбет Мценского уезда″. Уметь: - анализировать критическую литературу; - делать выводы о личности писателя, его творческой манере; - формировать ценностные ориентиры; - анализировать художественное произведение через исследование текста. | 1.Информационный проект. Виртуальная экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова. 2.Информационный проект ″Творческая судьба Н. С. Лескова″ 3.Исследовательский проект. "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского ". | Культурологический проект "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского " (этап реализации проекта; этап оформления результатов работы (оформление таблицы ″Сравнительная характеристика героинь″). |
Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского национального характера. | Знать: - содержание повести ″Очарованный странник″ - понятие ″литературный национальный характер″; - о личности Ивана Флягина; - понятие ″лесковский праведник″. Уметь: - анализировать текст, обобщать, делать выводы; - на основе полученных результатов сделать вывод о характере героя; - формировать ценностные ориентиры. | 1. Исследовательский проект "Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского ". (этап презентации результатов, этап оценивания, этап рефлексии). 2.Информационный проект. ″Лесковская концепция национального характера и ее художественное воплощение в повести″ | Найти в тексте повести ″Очарованный странник″ диалоги и монологи главного героя, слова повествователя. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя. |
″Очарованный странник″ | Знать: - о сказовой форме повествования; - основные функции сказа в повести. Уметь: - находить в тексте признаки сказа, определять их функцию; - узнавать средства речевой выразительности, определять их функцию; - составлять речевую характеристику персонажа; - аргументировано излагать выводы по результатам самостоятельной работы с текстом. | 1. Исследовательский лингвостилистический проект «Сказовая форма повествования как средство воплощения национального сознания характера героя» | Примерные темы сочинений: 1. «Сказовая форма “Очарованного странника”» 2. Автор и герой в повести «Очарованный странник»3.Своеобразие речи Ивана Северьяныча Флягина. |
5.4. Примеры разработок уроков по творчеству Н. С. Лескова.
Урок 1
Тема. Личность и творческое наследие Н. С. Лескова.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
- целостное представление о личности и творчестве писателя;
- развитие навыков монологической речи, навыков исследования текста, развитие познавательных интересов;
- воспитание гражданской позиции, привитие интереса к предмету.
Задачи:
- познакомить учащихся с информацией о жизни и творчестве Н. С. Лескова;
- исследовать текст повести «Леди Макбет Мценского уезда»; оценить героинь Н. Лескова и А. Островского; вовлечь в размышление над тем, что авторов восхищает, а что вызывает скорбь, гнев, презрение; подвести к осмыслению деяний героинь, понятию их трагедии и выяснению представления о духовном мире героев;
- воспитывать у учащихся интерес к постижению высоких гражданских и нравственных качеств человека.
Ход урока.
- Организационный момент.
1.Введение в тему.
- Слово учителя о месте Н. С. Лескова в ряду русских писателей.
- Повторение знаний о прочитанных ранее произведениях писателя.
2. Работа с эпиграфом. («Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве». И. П. Видуэцкая).
- Изучение нового материала.
1. Установка на дальнейшее восприятие материала.
- Предупреждение о предстоящих выступлениях одноклассников с защитой 2-х информационных проектов.
- Оглашение задач для учащихся (в ходе слушания формулировать и записывать на листы вопросы по содержанию выступлений).
2. Презентация проекта «Виртуальная экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова» (Приложение 1).
3. Презентация проекта «Творческая судьба Н. С. Лескова» (Приложение 2).
4. Коллективная работа над исследовательским проектом «Две любви, две судьбы: Катерина Измайлова Н.С.Лескова и Катерина Кабанова А.Н.Островского».
Этап ориентирования
- Слово учителя о теме повести «Леди Макбет Мценского уезда» (актуальность, философичность, психологизм).
- Фронтальная беседа о противопоставлении героинь Островского и Лескова.
Этап планирования
- Конкретизация задачи. (Что значит ″сравнить″?)
- Определение критериев сопоставления (выдаётся трафарет таблицы, критерии сопоставления определяются в ходе фронтальной беседы).
Катерина Измайлова | Катерина Кабанова |
Сходство | |
Особенности натуры | |
Отношение к людям | |
Отношение к любви | |
Способность к самопожертвованию | |
Вывод |
- Деление на группы (2 группы).
- Планирование работы:
- Выявить сходство в жизненных историях героинь Лескова и Островского
- Составить характеристику героини (Измайлова/Кабанова) по следующим критериям (иллюстрировать примерами из текста»): «Особенности натуры», «Отношение к людям», «Отношение к любви» «Способность к самопожертвованию».
- Сделать микровыводы по каждому критерию
Этап сбора информации
- Самостоятельная работа учащихся в группах (работа с текстом, заполнение левой/правой колонки таблицы).
Этап обработки материала
- Оглашение результатов работы групп. Оформление незаполненной колонки (по материалам, предложенным другой группой).
- Формулировка общего вывода по содержанию исследования:
Что нового сказал Н.С.Лесков о русском национальном характере? В чем полемика с Островским?
- Запись вывода в таблицу.
- Подведение итогов урока
- Почему творчество Н. С. Лескова не «затерялось» среди произведений «второстепенных» поэтов, а его имя заняло достойное место в ряду русских писателей?
- Домашнее задание.
- Приготовить наглядно-дидактическое пособие (опорный конспект, таблица, схема и т. п.) по повести «Леди Макбет Мценского уезда»:
- характеристика Катерины Измайловой (Приложение 3,4);
-антитеза в изображении Катерины Измайловой и Катерины Кабановой.
- По желанию: выполнить исследовательский проект «Трагедия сильных героинь в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и трагедии У. Шекспира «Макбет» (Приложение 5)
Урок 2
Тема. Образ праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского национального характера.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
- определение понятия «национальный характер», интерпретация образа Ивана Флягина как воплощения русского национального характера;
- развитие навыков исследования текста, навыков мыслительной деятельности;
- формирование высокой гражданской позиции.
Задачи:
- определить сущность понятия «русский национальный характер», используя материал работ русских философов и писателей;
- выявить характерные свойства личности главного героя, соотнести их национальными чертами русского характера;
- ощутить чувство гордости за русского человека.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
1. Презентация проектов по повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1 – 2 выступления);
2. Презентация исследовательского проекта «Трагедия сильных героинь в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и трагедии У. Шекспира «Макбет» (если выбрали).
III. Изучение нового материала.
1.Введение в тему. Тест на знание сюжета повести «Очарованный странник»
2.Работа с эпиграфом (Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить. /У ней особенная стать, - / В Россию можно только верить… / Ф.И. Тютчев).
3.Работа над исследовательским проектом «Образ Ивана Северьяныча Флягина»
Основной вопрос: можно ли назвать Ивана Флягина воплощением русского национального характера; каковы черты русского национального характера и насколько позиция Н.С.Лескова соотносится с мнением других писателей, литературоведов и философов.
Слово учителя о понятии «характер» в психологии.
Самостоятельная работа учащихся с высказываниями русских писателей и философов о русском национальном характере (листок с высказываниями выдаётся учащимся).
Подведение итогов работы с текстом, коллективное составление кластера «Особенности русского национального характера».
Вопрос к учащимся:
- Назовите средства создания характера литературного героя (портрет, речь, действия, взаимоотношения с другими персонажами, сон, внутренние монологи, отношение к природе).
Этап ориентирования
Мотивация работы над проектом «Образ Ивана Северьяныча Флягина»:
- накопление наглядно-дидактического материала.
Этап планирования
- формулировка темы - определение цели, задач проекта, - выбор формы продукта | коллективно в процессе беседы |
- планирование работы – | деление класса на группы, выдача раздаточного материала (тексты, карточки с вопросами и заданиями) |
Этап сбора и обработки информации
Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах с текстом, занесение результатов в таблицу. Учитель консультирует по текущим вопросам (макет таблицы и примерный план анализа эпизодов повести на столе у каждой группы).
Обобщение по изученному материалу (фронтальная беседа):
1. Как меняется герой на протяжении всей жизни?
2. Какие качества выходят в нем на первый план к концу повести?
Этап реализации проекта
IV.Обобщение. Конструирование карточки-информатора по теме урока (Приложение 6):
- сопоставление накопленного материала (устное обсуждение в группах),
- формулировка ответа на основной вопрос урока (записывается в карту).
V.Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Найти в тексте «Очарованного странника» диалоги и монологи главного героя, слова повествователя. Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.
Урок 3.
Тема. Сказовая форма повествования в повести «Очарованный странник»
Тип. Урок ознакомления с новым материалом.
Цель:
- выявление особенностей художественной манеры Н. С. Лескова;
- развитие навыков текстуального анализа;
- воспитание бережного отношения к слову.
Задачи:
- повторить художественные особенности сказа как формы повествования;
- выявить своеобразие речи героя, речи повествователя;
- определение роли сказовой формы повествования в произведении.
Ход урока:
Этап ориентирования
- Проверка домашнего задания.
- Охарактеризуйте особенности речи Ивана Флягина и повествователя.
(У повествователя и героя «свои голоса». Речь повествователя литературно правильная, лишена индивидуальности. Речь героя разговорно-просторечная, часто грамматически неправильная, ярко индивидуальная.)
- Актуализация знаний. Беседа.
- Для какой формы повествования характерен эффект «двухголосия»?
- В чём особенности сказовой формы повествования?
- Какие произведения, созданные в сказовой манере, вам известны?
- Изучение нового материала.
1.Слово учителя о самобытности языка Лескова (органический синтез народного и литературного языка, в котором слиты воедино многообразные пласты русского общенационального языка: книжно-литературная лексика, архаический пласт, церковнославянизмы, разговорная и просторечная лексика, профессиональные и диалектные слова).
Долгое время о языке и стиле произведений Лескова бытовали негативные суждения. Вот что говорится в “Большой энциклопедии” под редакцией С.Н. Южакова: “Что касается стиля и архитектоники произведений Л[ескова], то и в том и в другом отношении они к большой невыгоде их автора, значительно отступают от общепринятых образцов, завещанных истинными мастерами нашей художественной литературы. Язык Л[ескова] отличается часто такими оборотами речи, изобилует такими вычурными словами и шутовским коверканьем самых общеупотребительных “обыкновенных выражений, что нередко производит самое отталкивающее впечатление”.
Подобная оценка содержится и в “Настольном энциклопедическом словаре” Бр[атьев] А. и И. Гранат: “Стиль Лескова отличается оригинальностью, силой, юмором и много бы выиграл, если бы автор отрешился от своей слабости к хитро придуманным словечкам, от некоторой манерности в описаниях и утрировки в характере героев и ведении сцен”.
2.Формулировка проблемы.
- Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?
- С какой целью Н. С. Лесков вводит в текст повести стихию народной речи?
3. Гипотеза: рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.
Этап планирования
Формулировка темы проекта: «Сказовая форма повествования как средство воплощения национального сознания характера героя».
Цель проекта: выявление своеобразия речи героя-рассказчика в повести, определение роли сказовой формы повествования в произведении.
Результат (форма продукта): справочный материал к сочинению (Приложение 7)
Организация работы: формирование 3-х рабочих групп, распределение заданий.
1-я группа: проанализировать текст примечаний к повести; определить происхождение и стилистическую принадлежность слов Флягина;
2-я группа: проанализировать речь повествователя по предложенному плану; 3-я группа: проанализировать указанные эпизоды (гл. 2: Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ о своей жизни; гл. 5: описание кобылицы, выставленной на торг;
гл. 20: рассказ о том, как, будучи в монастыре, герой начал “пророчествовать”), доказать, что речь очарованного странника раскрывает не только его социальное происхождение, но и психологические процессы, которые происходят в его душе.
Этап сбора информации и обработки материала
Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах с текстом с примечаниями к тексту повести, систематизация результатов работы. Учитель консультирует по текущим вопросам.
Этап реализации проекта
- Обобщение:
- формулирование докладов группы,
- запись выводов участниками других групп,
- итоговое обобщение по содержанию докладов:
Ключевой темой Н. С. Лескова безошибочно можно назвать тему России. Выстраиваемый писателем языковой художественный образ России сложен и многогранен.
Иван Северьяныч Флягин. - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. Автору важно, чтобы Флягину и во Флягина поверили. Если это произойдёт, то родится вера в русский национальный характер.
- Обобщение по творчеству Н. С. Лескова в целом. Возвращение к эпиграфу 1-го урока:
«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве». И. П. Видуэцкая.
- Докажите справедливость высказывания литературоведа, опираясь на изученный материал по творчеству Н. С. Лескова.
Этап презентации результатов проекта
- Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
1. «Сказовая форма “Очарованного странника”»
2. Автор и герой в повести «Очарованный странник»
3. Своеобразие речи Ивана Северьяныча Флягина.
5.5.Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта.
Применение проектной деятельности даёт позитивные результаты в повышении интереса учащихся к предмету, в развитии творческой личности учащихся. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях.
Фрагмент анкеты «Урок глазами ученика»:
Оцени, как проходят уроки в школе по следующим пунктам (если ты согласен с утверждением, то поставь напротив него «+»):
Предмет | На уроке: | |||||||
Мне интересно | Мне скучно | Я выполняю задания с удовольствием | Я занимаюсь своими делами | Я жду перемены | Я боюсь, что меня спросят | Объяснения понимаю | Не понимаю объяснений учителя | |
Литература | 96% | 4% | 80% | _ | 4% | _ | 100% | _ |
Участие в конкурсах творческих работ за 3 года
Год | Название мероприятия | Уровень | Результат |
2012 | Конкурс стихотворений собственного сочинения | муниципальный | 3-е место |
2013 | Конкурс исследовательских работ «Православные храмы России» | муниципальный | Диплом 1-ой степени |
2013 | Конкурс исследовательских работ «Старт в науку» | муниципальный | 2-е место |
2014 | Конкурс гуманитарно-экологических проектов «Снежная крепость» | муниципальный | 3-е место |
2014 | Конкурс исследовательских работ «Старт в науку» | муниципальный | 3-е место |
Практическая направленность моих уроков помогает планомерно и целенаправленно вести работу по повышению качества обученности. Данные за последние три года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений.
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | |||
Качество знаний % | Успеваемость % | Качество знаний % | Успеваемость % | Качество знаний % | Успеваемость % |
76 | 100 | 77 | 100 | 90 | 100 |
- Заключение.
В условиях современного общества проектная деятельность в полной мере соответствует запросам образования. Наряду с классно-урочной работой, внеклассной работой проектная деятельность расширяет знания о писателе, помогает точнее понять текст художественного произведения, а, значит, повышает качество знаний по литературе. Но вместе с тем нужно отметить, что проектная деятельность не должна заменять всю систему традиционных методов, она должна быть важным её дополнением.
- Литература.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат –М., 2000
- Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы // «Практика административной работы в школе» №6, 2003
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6 2003 год
- Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. -В 2 ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994
- Подругина И. А. Проектная деятельность на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. организаций – М.: Просвещение 2013.
- Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е., Фаткуллова В.А. Литература. 10 класс. Методические советы под редакцией В.И. Коровина: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
[1] http://минобрнауки.рф/документы
[2] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат –М., 2000
[3] Классификация Е. С. Полат
[4] О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. М54 вузов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...
Проект "Мои любимые игрушки"(1 неделя)- в рамках изучения лексической темы "Игрушки"
Участники пректа:дети среднего возраста с ОНР,учитель-логопед,воспитатели,музыкальный руководитель,воспитатель по физкультуре,родители воспитанников....
Разработка и реализация проекта в рамках изучения учебной темы “Youth Problems” (“Is It Easy to Be Young?”) "Проблемы молодежи" ("Легко ли быть молодым?")
I watch them from afar as they play.I listen to the words they say. They laugh and love with such freedom.Problems show no rhyme or reason. They look through eyes that see a landFull of cast...