Технологическая карта урока в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)
Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов. Жанровое своеобразие и герои сказа “Медной горы Хозяйка». 3 часа, 1-й урок |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе
Тема | Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов. Жанровое своеобразие и герои сказа “Медной горы Хозяйка». 3 часа, 1-й урок | ||||
Цель |
| ||||
Планируемый Результат | Предметные умения | Формировать УУД | |||
Знать содержание сказа П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказа. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | ||
Основные понятия | Тема, диалектные слова, просторечия, сказ | ||||
Межпредметные Связи | История, география, русский язык и культура речи. | ||||
Ресурсы: | Книги со сказами П. П. Бажова, наглядный материал, учебник, презентация | ||||
Тип урока Форма урока |
| ||||
Организация Пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть (1 мин) | Приветствие. Включение в деятельность – задание – «Дыхание» | Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. | Включение в учебный процесс |
II. Актуализация знаний (5 мин) Цель. Повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная проверка усвоения ранее изученного материала. | Защита проектов по творчеству С. А. Есенина, чтение синквейнов | Коммуникативные УУД:
высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: .делать выводы, обобщения; |
III. Мотивационный этап | Читает стихотворение (способствует созданию эмоционального настроя) - Урал! Завет веков и вместе- Предвестье будущих времен. И в наши души, словно песня, Могучим басом входит он – Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец.
| Воспринимают на слух поэтическое произведение | Коммуникативные: умение слушать |
IV Постановка учебной задачи (1 минут) Цель. Определение конкретных направлений деятельности учащихся | Организация творческих групп на основе выполнения ими опережающего (домашнего) задания Организация работы учащихся с источниками дополнительной литературы дома с выходом на декламацию перед классом. | Распределение ролей в группе на основе полученных заданий по источнику.
| Познавательные: проявлять интерес к проблеме познания; Регулятивные: самопланирование целеполагания; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование толерантности; |
V. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. формирование представлений о ярких страницах из жизни писателя. (10 минут) | Что вы знаете об Урале? 1.Но главное богатство Урала – люди: старатели, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы, сумевшие постичь «душу» камня, вдохнуть жизнь в «мертвую» горную породу. Но тяжела была их доля. Жестокие приказчики-кровопийцы бесчеловечно обходились с подневольным народом. Поэтому мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Павел Петрович Бажов. Предлагаю посвятить сегодняшний урок разговору об этом писателе и его произведении «Медной горы Хозяйка». 2. Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя. Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения. Что вы знаете о родителях П.П. Бажова? С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала. А кто ему их рассказывал? Смолоду полюбились Бажову уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку Как она называлась? “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой. Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”. В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Сборник увидел свет в 60-й год рождения писателя 28 января 1939 года. Какие сказы входили в это сборник? | 1 группа:
2 группа:
3 группа:
Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы | Познавательные: видеть проблему, делать выводы и умозаключения, воспринимать рассказ с учетом поставленной учебной задачи, находить в рассказе информацию, необходимую для ее решения; Регулятивные: развитие саморегуляции; Личностные: умение вести монолог на основе равноправных отношений, взаимного уважения; Коммуникативные: умение слушать товарища; рассказчику полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации. |
VI. Этап проблемно-диалогического общения Цель: зафиксировать новые знания; сформулировать тему урока. (6 мин) | Демонстрация фрагмента из мультипликационного фильма «Хозяйка Медной горы». Давайте попробуем, используя начало фраз, сформулировать цель нашего диалога: - будем размышлять о... (прочитанном: о героях, поступках); - поучимся высказывать… (свои мысли, своё мнение); - постараемся выразить… (свои чувства, настроение, отношение к прочитанному); Давайте попробуем вместе наметить план наших основных действий, порядок работы: поработаем с текстом сказа, попробуем высказать свое мнение, определить художественное своеобразие произведения. | Просмотр фрагмента мультфильма. Формулируют познавательные цели Распределяют порядок совместных действий | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); |
VII. Осознание и осмысление учебной информации Цель: зафиксировать новые Знания(5 мин) | Организация работы по закреплению полученных знаний. Демонстрация презентации. Организация записи понятийного аппарата в тетрадь Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях. Отличительные черты сказки: Имеет зачин Волшебные герои – добрые и злые Нет рассказчика Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание Не имеют реальной основы. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, Отличительные черты сказа
| Задания:
| Познавательные: Повторение знаний о жанрах фольклора; Формирование понятия «сказа»; Коммуникативные: Формирование навыков речевой деятельности
Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VIII. Работа с текстом Цель - развитие читательских умений. (12 минут) | Организация комментированного чтения и работы в группах | Аналитическое чтение и работа в группах. Распределение ролей в группе на основе полученных заданий по источнику. Групповая работа:
| Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приѐмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Регулятивные УУД: самостоятельно делать выводы; Коммуникативные: Формирование Навыков правильного чтения; умения слушать. |
IX Рефлексия. Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (5минут) | На столе вы видите некоторые предметы (шкатулку и бусы из натурального зеленого материала). Почему именно эти предметы на столе учителя, как они связаны с темой сегодняшнего урока? Что нового вы узнали на уроке? Каждый из вас в начале урока получил оценочный лист. Оцените по нему свою деятельность на уроке. | Ответы на вопросы. Заполнение оценочных листов. | Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. |
X. Домашнее задание. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home» (Нет лу...