Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы. | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы. 9 класс
А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА. ОЛЬГА И ТАТЬЯНА ЛАРИНЫ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
Учитель: Заяц Ирина Станиславовна
Класс: 9
Предмет: литература
Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
УМК: Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
УМП: Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.
Цель урока: рассмотреть с учащимися своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных.
Задачи урока:
- раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной;
- совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности;
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- воспитывать культуру читательского восприятия.
Предполагаемые результаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к изучаемой теме;
- осознавать успешность собственной учебной деятельности;
- развивать свои творческие способности;
- работать над культурой речи.
Метапредметные:
- Уметь работать с тестовым материалом;
- выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы;
- уметь формулировать собственные мысли;
- выполнять аналитическую и сопоставительную работу;
- обобщать и делать выводы;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные:
- Знать содержание и проблематику произведения;
- рассмотреть своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных;
- раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной;
- читать выразительно.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап | Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить обучающихся на работу | Настраиваются на работу |
2. | Актуализация опорных знаний | Беседа • Какие персонажи романа представлены приведёнными ниже цитатами? Что их объединяет? На основании цитат опишите один день деревенского помещика. 1) Онегин шкафы отворил: // В одном нашёл тетрадь расхода, // В другом наливок целый строй, // Кувшины с яблочной водой // И календарь осьмого года: // Старик, имея много дел, // В иные книги не глядел. 2) …А сам в халате ел и пил; // Покойно жизнь его катилась; // Под вечер иногда сходилась // Соседей добрая семья… // Там ужин, там и спать пора, // И гости едут со двора. 3) Во многом он бы изменился… // В деревне счастлив и рогат, // Носил бы стёганый халат… // Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел… 4) Их разговор благоразумный // О сенокосе, о вине, // О псарне, о своей родне, // Конечно, не блистал ни чувством, // Ни поэтическим огнём… | Заслушивание нескольких творческих работ |
3. | Мотивация учебной деятельности | Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания, поклонения, любви, но прежде всего как личность не менее значительную, нежели мужчина. И первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта. Если первоначальный замысел романа «Евгений Онегин» свидетельствовал о том, что главной задачей поэта было рассказать о человеке с себялюбивою душой и с озлобленным умом, кипящим в действии пустом, то в окончательном варианте перед читателем — «страдающий эгоист», жестоко расплатившийся своей жизнью за грехи общества, его сформировавшего. В результате произведение приобретает эпическую широту, включая в себя всё новых и новых героев, новые картины русской жизни, столичной и провинциальной, наполняется взволнованным голосом автора, освещающего лирическим светом каждую строчку. У главного героя появляются серьёзные сюжетные «противовесы» — Татьяна, Лен ский, автор-повествователь,— которые коренным образом меняют первоначально задуманную расстановку действующих лиц. Каждая глава — это вопрос, на который автор не даёт прямого ответа, вместе с читателем пытаясь понять и объяснить поступки своего героя. С третьей главы к решению этих вопросов подключается и Татьяна. Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, один из известных женских образов русской литературы. Эта девушка нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей поэта было показать тип простой, русской девушки, лишённой каких бы то ни было необычных, романтических черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. Вероятно, Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», увлёкся чудесной девушкой, оживающей под его пером. Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него «милым идеалом». Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки из провинциальной дворянской семьи. | Внимательно слушают, делают записи. |
4. | Работа над темой урока | Словарная работа (запись на доске и в тетрадях) Нравственность — термин, чаще всего употребляемый в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Нравственные (моральные) ценности — это то, что ещё древние греки именовали этическими добродетелями. Античные мудрецы главными из добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей все народы почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Идеал — высшая ценность; наилучшее, завершённое состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества. | |
5. | Аналитическая работа с текстом романа: фрагмент третьей главы — разговор Онегина и Ленского после посещения Лариных | Беседа • О каких событиях повествует автор в этой главе? • Как вы поняли смысл эпиграфа к этой главе? • Какое впечатление произвели на Онегина обе сестры Ларины? Обоснуйте своё мнение. • Как восприняла Татьяна визит Онегина? • Как вы считаете, какие черты Евгения Онегина покорили сердце Татьяны? • Проанализируйте отношение автора к своей героине. Подтвердите свой ответ конкретными примерами из текста романа. | Выразительное чтение диалога Онегина и Ленского заранее подготовленными учащимися. Дают ответы на поставленные вопросы. Коллективная работа над составлением таблицы «Татьяна Ларина и Евгений Онегин». Аналитическая работа с текстом романа: сопоставительная характеристика Ольги и Татьяны Лариных. |
6. | Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщающее слово учителя — Итак, полная противоположность Татьяне — её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, // Как лань лесная, боязлива», то Ольга — «всегда как утро весела, // Как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», всюду в доме Лариных слышен её «звонкий смех». Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Она не может понять Татьяну, её не заставляют задуматься поведение и настроение Ленского накануне дуэли. Её чувства не так глубоки и постоянны, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском, и вскоре вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский). | Внимательно слушают, делают обобщения. |
7. | Домашнее задание | 1. Перечитать вторую, третью, пятую, седьмую главы романа и подумать над вопросом: «Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним?». 2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различия». | Внимательно слушают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»
Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...
Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс
Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...
Технологическая карта урока литературы на тему "Хамелеон" А.П. Чехов 7 класс
Урок литературы в 7 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроке использовано фонозапись текста рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон"...
Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...
Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)
Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина ГермановнаТип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока:...