Технологическая карта урока литературы на тему "Хамелеон" А.П. Чехов 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроке использовано фонозапись текста рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov_7_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна

Технологическая карта урока литературы по теме:

 «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Составила: Натпий-оол Аравика Кимовна,

                   учитель русского языка и литературы

                                           первой квалификационной категории

с. Сайлыг - 2018 г.

Конспект урока по литературе 7 класс.

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.

Цели: расширять знания о биографии и творчества А.П.Чехова; совершенствовать навыки самостоятельной работы, анализа текста; формировать умения оценивать действия героев,  объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых и духовно-нравственных аспектов её распространения.

Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор;

Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный момент.

-Добрый день.

Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2. Мотивация учебной деятельности

Создать условия для активной работы, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу.

3.Актуали-зация знаний.

Подвести детей к теме урока.

Слово учителя.

- Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств.

 Вы прочитали рассказ «Хамелеон». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 Определяется тема и цели урока вместе с учениками.

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

4.Самоопределение темы и цели урока.

Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации.

Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

5. Работа над темой урока.

Решение учебной задачи.

-Большинство произведений Чехова сатирические.

Как вы понимаете слово «сатира»? - Что такое юмор? (Слайд)

Прослушивание фонозаписи рассказа

Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон»

Чтение текста

- Давайте вспомним героев произведения:

1. Как зовут Полицейского надзиратель

  1. Имя генеральского повара
  2. Золотых дел мастер
  3. Имя брата генерала
  4. Рыжий городовой с решетом, наполненным крыжовником
  5. Фамилия генерала

- Давайте вспомним, с чего начинается рассказ?

- И какая же картина предстает перед Очумеловым? Зачитайте.

- Кто оказался виновником скандала?

- А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

- Обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд). Опережающее индивидуальное домашнее задание:

Хамелеон - в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки»

- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык.

- Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала»

- Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и как она характеризует его? –

- Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

- Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

- Как меняется тон его высказываний?

- Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании? (Слайд)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

- Сколько хамелеонов вы видите в рассказе (Слайд)

         

- В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены.

- Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей.

Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне».

- Как вы думаете, почему Чехов обращает внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд)                                      

- Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?

1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

- Как вы понимаете слово  «конфискованный»?

2. Узелок.

- Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

Очень важная деталь – крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

- Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(Слайд) Работа с иллюстрацией «Очумелов шефствует по городу».

- Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает?

3. Следующая деталь. Шинель.

- А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова?

В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».

- Определите лексическое значение этих слов.

- Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему  пальто Елдырин?

  1. Следующая деталь. Палец.

 Окровавленный палец Хрюкина – это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

  1. Открытые двери лавок, сонные физиономии - эти детали создают зримую точность обстановки.

 (Слайд 10.) отмеченным выше деталям.

6.  А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

- Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

- Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа.

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

- Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

- Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд)

Учитель: Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

- Очумелов

- Прохор

- Хрюкин

- Владимир

- Елдырин

- Жигалов

- Описание местности провинциального городка

- «Очумелов глядит в сторону и видит:…»

- Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса

- «…шагает к сборищу»

Высказывают свои мнения

- Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные

(Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова).

- Сначала – Хрюкин, потом – свинья, болван

Работа с текстом

- Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки

- 6 смен интонаций - от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин

- Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина – тоже представитель власти, он жандарм

Варианты:

  1. Хамелеон - Очумелов.
  2. Хамелеоны - Очумелов и Хрюкин. (То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него)
  3. Хамелеоны - Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце - смеётся и злорадствует)

- Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником

- Конфискованный - отобранный

-Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали «дань»

Высказывают свои мнения

- Символ власти над людьми

- Шинель – это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.

Пальто – это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти

- Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

(Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.)

- Очумелов - от «очуметь», т.е. одурелый, совсем потерявший соображение

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

- Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова

Высказывают сои мнения

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

Физкультминутка.

Упражнения для глаз

 6. Закрепление изученного.

Обобщение и систематизация знаний.

Проверка индивидуальных групповых заданий:

  1. Выразительное чтение по ролям.
  2. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ называется «Хамелеон»?

-Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость - зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая сошка) - всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы.

Прослушивание чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулировать ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

7.Итог. Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся.

- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):

-Сегодня я узнал…

-Я понял, что…

-Сегодня было интересно…

-Мне захотелось…

-Урок дал мне для жизни…

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные УУД: самооценка.

Домашнее задание.

  - Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «ХАМЕЛЕОНЫ» подобные Очумелову?

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)

Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина ГермановнаТип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока:...

Технологическая карта урока литературы на тему "А.П.Чехов "Смерть чиновника".

Коллеги! Очень продуктивно проходят курсы на Красноярском краевом сайте КИПК. Работают замечательные высококвалифицированные преподаватели. Данный урок - продукт работы на краевых курсах. Может кому-т...