Технологическая карта урока литературы на тему "Хамелеон" А.П. Чехов 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроке использовано фонозапись текста рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_7_klass.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Сайлыг Чеди-Хольского кожууна
Технологическая карта урока литературы по теме:
«А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Составила: Натпий-оол Аравика Кимовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Сайлыг - 2018 г.
Конспект урока по литературе 7 класс.
Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
Цели: расширять знания о биографии и творчества А.П.Чехова; совершенствовать навыки самостоятельной работы, анализа текста; формировать умения оценивать действия героев, объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев; способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом этических, правовых и духовно-нравственных аспектов её распространения.
Оборудование: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; Л.Тимофеев, С. Тураев «Словарь литературоведческих терминов»; мультипроектор;
Словарная работа: юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.
Технологическая карта урока «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент. | -Добрый день. Пусть урок принесет нам всем радость общения и новые открытия. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
2. Мотивация учебной деятельности | Создать условия для активной работы, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. | ||
3.Актуали-зация знаний. | Подвести детей к теме урока. Слово учителя. - Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой обычную бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова - это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя обыватели в зависимости от обстоятельств. Вы прочитали рассказ «Хамелеон». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определяется тема и цели урока вместе с учениками. | Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цели урока. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. |
4.Самоопределение темы и цели урока. | Сообщить тему урока. Создать условия для проблемной ситуации. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. | Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
5. Работа над темой урока. Решение учебной задачи. | -Большинство произведений Чехова сатирические. Как вы понимаете слово «сатира»? - Что такое юмор? (Слайд) Прослушивание фонозаписи рассказа Работа над анализом рассказа Чехова «Хамелеон» Чтение текста - Давайте вспомним героев произведения: 1. Как зовут Полицейского надзиратель
- Давайте вспомним, с чего начинается рассказ? - И какая же картина предстает перед Очумеловым? Зачитайте. - Кто оказался виновником скандала? - А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? - Обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» не встречается в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (Слайд). Опережающее индивидуальное домашнее задание: Хамелеон - в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки; второе значение формулируется следующим образом: «переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки» - Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие «хамелеонства» вошло в русский язык. - Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала» - Прочитайте «жалобу» Хрюкина. Что в ней смешного и как она характеризует его? – - Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? - Сколько раз и почему меняет свое решение Очумелов и как это проявлялось внешне? - Как меняется тон его высказываний? - Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании? (Слайд) Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. - Сколько хамелеонов вы видите в рассказе (Слайд)
- В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены. - Рассказ смешон, но за этим просматривается невеселый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в «Хамелеоне». - Как вы думаете, почему Чехов обращает внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Слайд) - Деталь художественная (от франц.- подробность, мелочь, частность) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания - Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? 1. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. - Как вы понимаете слово «конфискованный»? 2. Узелок. - Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали? Очень важная деталь – крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован! - Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон. (Слайд) Работа с иллюстрацией «Очумелов шефствует по городу». - Вот таким представляет Очумелова художник. А ваше мнение совпадает? 3. Следующая деталь. Шинель. - А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто». - Определите лексическое значение этих слов. - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему пальто Елдырин?
Окровавленный палец Хрюкина – это политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
(Слайд 10.) отмеченным выше деталям. 6. А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах? - Обратите внимание: «человеческое» только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова. - Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе прием «говорящие фамилии»? Попробуйте «расшифровать» фамилии героев рассказа. Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет. - Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех? Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника. - Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (Слайд) Учитель: Тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века. - А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? | Отвечают на поставленные вопросы. Работают с текстом. Выразительно читают. Анализируют художественное произведение. Подбирают цитаты из текста. Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни. - Очумелов - Прохор - Хрюкин - Владимир - Елдырин - Жигалов - Описание местности провинциального городка - «Очумелов глядит в сторону и видит:…» - Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса - «…шагает к сборищу» Высказывают свои мнения - Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам меня свои взгляды на противоположные (Пересказ текста с зачитыванием реплик Очумелова). - Сначала – Хрюкин, потом – свинья, болван Работа с текстом - Шесть раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки - 6 смен интонаций - от начальственно-повелительных до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин - Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Хрюкина – тоже представитель власти, он жандарм Варианты:
- Впервые мы видим Очумелова, идущим на базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником - Конфискованный - отобранный -Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке то, что дали Очумелову как взятку. Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали «дань» Высказывают свои мнения - Символ власти над людьми - Шинель – это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто – это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти - Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин.) - Очумелов - от «очуметь», т.е. одурелый, совсем потерявший соображение Комический эффект достигается в рассказе композиционным приемом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения («чья собака?»). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. - Хрюкин повержен. Его палец опущен, А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова Высказывают сои мнения | Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений. Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению. |
Физкультминутка. | Упражнения для глаз | ||
6. Закрепление изученного. Обобщение и систематизация знаний. | Проверка индивидуальных групповых заданий:
-Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость - зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское»- всегда право, «прочее» (мелкая сошка) - всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы. | Прослушивание чтения и выступлений учащихся. Оценивание своей учебной деятельности. Умение выразительно читать, связно излагать и формулировать ответ на вопрос. | Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач. Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова. |
7.Итог. Рефлексия. | Подведение итогов учебного занятия. Дать ясную оценку работы класса и отдельных учащихся. - Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов): -Сегодня я узнал… -Я понял, что… -Сегодня было интересно… -Мне захотелось… -Урок дал мне для жизни… | Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности. Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста. Регулятивные УУД: самооценка. |
Домашнее задание. | - Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «ХАМЕЛЕОНЫ» подобные Очумелову? | Записывают домашнее задание. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы и искусства в 9 классе "Обобщение по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков»"
Урок-творческая мастерская по литеретуре и искусству....
технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс
технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора"" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы "Рассказ Чехова "Хирургия"" 5 класс
Анализ рассказа А.П. Чехова "Хирургия"...
Технологическая карта урока литературы по теме «А.П. Чехов «Хористка», выполненного в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо)» (10 класс)
Тема урока: Столкновение типов личности в рассказе А.П. Чехова «Хористка».Учитель русского языка и литературы: Ларина Марина ГермановнаТип урока: Урок изучения нового материала.Цель урока:...
Технологическая карта урока литературы на тему "А.П.Чехов "Смерть чиновника".
Коллеги! Очень продуктивно проходят курсы на Красноярском краевом сайте КИПК. Работают замечательные высококвалифицированные преподаватели. Данный урок - продукт работы на краевых курсах. Может кому-т...