Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу к.Паустовского "Кот-ворюга".
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.Тема урока: урок-исследование «Вот это кот!» по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_vot_eto_kot.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Ермакова Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ»
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского «Кто-ворюга»
Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.
Учебный предмет: литература
Уровень образования школьников: Урок предназначен для 5-6 классов, уровень класса – средний.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Организация работы: коллективная, групповая
Посеешь поступок - пожнешь характер
Тема урока: Урок-исследование «Вот это кот!» по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».
- формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
Воспитательные:
- подвести к осознанию того, что только добром, добрым отношением можно исправить(накормить и он перестанет воровать),благородство ответит благородством ,на любовь-любовью. Важно иметь дом, принадлежность к дому делает лучше людей и животных.
- воспитывать читательскую культуру школьников.
Планируемые результаты:
- личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.
- метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
коммуникативные – описывают героев рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Применяемая технология: развитие критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал: текст.
ХОД УРОКА
- Организациооный. Приветствие.
- Учитель готовит учащихся к дальнейшему разговору.
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора
- Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова:
У меня настроение отличное!
А у тебя ?
II. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
- Кто это?
- Это известный русский писатель К. Г .Паустовский
Демонстрация буктрейлера «В гостях у К.Паустовского
Давайте поиграем в игру «Чем дальше , тем больше»
Условия игры: ответ на вопрос викторины, если не знаем говорим : «Дальше»
В чем секрет игры?
1.Какому герою принадлежат слова: «Ребята, Давайте жить дружно?» Кто Леопольд
2.Друг лисы Алисы, который носил очки для обмана? Кот Базилио «Приключения Буратино»
3.Где жил и чем занимался самый знаменитый кот у А.С.Пушкина? Кот ученый на дубе песни пел и рассказывал сказки
4.Представительница кошачьего рода была учителем Маугли? Пантера Багира Рипплинг «Маугли»
5.Согласно народной примете, что должно произойти, когда кошка умывается? Придут гости
6.Какое стихотворение о кошке может служить рекламой страхования жилища?
С. Маршак «Кошкин дом»
7Какой континент является родиной домашней кошки?. Африка
8.Какая тема объединила все вопросы? Кот в литературе
Запись в тетради.
Урок-исследование «Вот это кот!» по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
Ребята, скажите, о чем рассказ?
Название рассказа – «Кот-ворюга»
- Обратите внимание на тему урока «Вот это кот!» и название рассказа – «Кот-ворюга»
Громко произносят фразу «Вот это кот!» с такой интонацией, которая выражает отношение к нему в начале рассказа и в конце рассказа?
- Какие чувства испытываете к нему?
Злость восхищение
Досада радость
Ненависть любовь
Основная гипотеза нашего исследования: Как автору удалось совместить в рассказе противоположные по эмоциональной окраске чувства коту?
- Кто главный герой? Как Кот, вор, воришка, ворюга, превращается в милиционера ?
Предмет исследования: почему изменился кот?
Обьект исследования: кот-ворюга в рассказе К.Паустовского.(Слайд 5)
Цель исследования:
- Обратим внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: Посеешь поступок - пожнешь характер
- Верна ли пословица?
Задачи нашего сегодняшнего урока:
- Анализируй текст художественного произведения!
- Охарактерезуй главного героя!
- Докажи, почему кот изменился! (Слайд 6)
Методы исследования: Организуем исследование, используя прием «Фишбоун», оно поможет составить Досье на литературного героя и проанализировать предмет исследования (Слайд7)
- Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема “вызов - осмысление - размышление”.
Ребята, вы все прочитали рассказ?
Он вам понравился?
? Почему изменился кот?
Верна ли пословица: «Посеешь поступок пожнешь характер»
- Обратите внимание, вам встретятся новые слова:
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
- А теперь секрет? Посмотрите внимательно, какого кота вы видите? Кот-ворюга
Докажите что он? Поиграем в игру «Детективы» Вы агенты детективного агенства (Представьте, что вы сыщики. такие как Шерлок Холм си Эркюль Пуаро- герои книг Конан Дойла и Агаты Кристи) для них этот рисунок стал бы важным доказательством и при помощи умозаключений, собрав все факты, они быстро доказали тот ли это кот, почему он изменился. Организуем исследование, используя прием «Фишбоун, собираем Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:
- Задание.
1 группа заполняем в схеме Факт №1 - внешность кота
Какие чувства вызывает это животное?
(Ответ: Огненно-рыжий кот, у него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста ,«дикие», «зеленые нахальные глаза».- Тощий, с белыми подпалинами на животе. Вызывает чувства жалости.)
2 группа заполняем в схеме Факт №2 Поведение. Какие чувства вызывают у вас поступки кота(Ответ: Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб. «Не воровство, а грабеж средь бела дня…» «Разрыл банку с червями…»- «Спасение с березы- отчаянный поступок». Вызывает чувства досады, отчаяния, злости. )
- группа заполняем в схеме Факт №3 Характер
(Ответ: «Потерявший всякую совесть» Нахальный Смышленый Бесстрашный, ловкий, неугомонный, Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.)
- Задание. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
(Ответ: Кот-беспризорник, бродяга. Бандит ,ворюга)
- Задание
1 группа. Почему перехитрить кота смог только Ленька?(славился бесстрашие и ловкостью)
2 группа. Как получилось так, что кот-ворюга превратился в милиционера? Расскажите о методе перевоспитания? Что надо сделать?(ключевое словосочетание-накормить досыта)
- группа. Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил ваше отношение к коту? Пересказать случай с петухом.(сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)
- Найдите слова доказывающие, доказывающие такое поведение «ходит как хозяин, сторож, милиционер»
Физкульминутка. (раслабление позвоночника)
Кот-ворюга в начале рассказа –злая кошечка
Кот-ворюга в конце рассказа –добрая кошечка
Произнесем фразу, с такой интонацией ,которая бы выражала ваше отношение в начале рассказа: Вот это кот! И в конце рассказа
- Какие чувства испытываете к коту?
злость | восхищение |
досада | радость |
ненависть | любовь |
А почему изменилось ваше отношение к коту?
? Почему изменился кот? Внешность? Поведение? Важно?(написать в схеме)
Важно иметь дом бепризорник – хозяином; бродяга –сторож; ворюга – милиционер
Верна пословица : «Посеешь поступок - пожнешь характер»
Вывод: не герой плохой , а поведение, которое можно изменить.
Верна ли гипотеза нашего исследования:? Кот, вор, воришка, ворюга, превращается в милиционера ?
А как? Только добром, добрым отношением, заботой, любовью. Важно иметь дом. Принадлежность к дому делает лучше животных и людей.
Нужность – сторож
Важность – хозяин
Храню - милиционер
Вывод: Доброе отношение важно, потому и храню.
Мини-проект.
Создание книжки-малышки «Диалоги о животных»
- Стадия рефлексии – завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Трудно было…
Я научился…
Я смог
Рабочие материалы.
Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:
- Задание.
1 группа заполняем в схеме Факт №1 - Внешность кота
Какие чувства вызывает это животное?
- Задание.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)
- Задание.
1 группа. Почему перехитрить кота смог только Ленька?
- Задание
Проблемный вопрос: Почему изменился кот? (заполнить в схеме)
Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:
- Задание.
2 группа заполняем в схеме Факт №2 Поведение кота
Какие чувства вызывает это животное?
- Задание.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)
- Задание.
2 группа. Как получилось так, что кот-ворюга превратился в милиционера? Расскажите о методе перевоспитания? Что надо сделать?(Почему перехитрить кота смог только Ленька?
- Задание
Проблемный вопрос: Почему изменился кот? (заполнить в схеме)
Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:
- Задание.
3 группа заполняем в схеме Факт №3 Характер кота
Какие чувства вызывает это животное?
- Задание.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)
- Задание.
- группа. Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил ваше
отношение к коту? Пересказать случай с петухом.(сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)
- Найдите слова доказывающие, доказывающие такое поведение
4. Задание
Проблемный вопрос: Почему изменился кот? (заполнить в схеме)
Глоссарий к уроку
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление
какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Совесть – чувство нравственной ответственности за поступок.
Поступок – совершенное кем-нибудь действие.
Милиционер - человек, следящий за общественным порядком.
Какие чувства испытываете к коту?
злость | восхищение |
досада | радость |
отчаяние | любовь |
ненависть | нежность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"
Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...
Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"
Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...