Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу к.Паустовского "Кот-ворюга".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ермакова Марина Леонидовна

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет  организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.Тема урока: урок-исследование «Вот это кот!»  по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_vot_eto_kot.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: Ермакова Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ»

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского «Кто-ворюга»

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет  организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Учебный предмет: литература

 Уровень образования школьников: Урок предназначен для 5-6 классов, уровень класса – средний.

 Форма учебной работы: классно-урочная.

Организация работы: коллективная, групповая

                                                                         Посеешь поступок  - пожнешь характер

Тема урока: Урок-исследование «Вот это кот!»  по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Образовательные:

  • познакомить учащихся с рассказом  К. Паустовского «Кот-ворюга».
  • формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.

Развивающие:

  • способствовать развитию  мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Воспитательные:

  • подвести к осознанию того, что  только добром, добрым отношением можно исправить(накормить и он перестанет воровать),благородство ответит благородством ,на любовь-любовью. Важно иметь дом, принадлежность к дому делает лучше  людей и животных.
  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Планируемые результаты:

  • личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь,  внимательность.
  • метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

коммуникативные – описывают героев  рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Применяемая технология: развитие критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, раздаточный материал: текст.

ХОД УРОКА

  1. Организациооный. Приветствие.  

- Учитель готовит учащихся к дальнейшему разговору.

Настроение у нас – отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора

-  Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова:

          У меня настроение отличное!

          А у тебя ?

II.   На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?  

- Кто это?

- Это известный русский писатель К. Г .Паустовский

Демонстрация буктрейлера «В гостях у К.Паустовского

 Давайте поиграем в игру «Чем дальше , тем больше»

Условия игры: ответ на вопрос викторины,  если не  знаем  говорим : «Дальше»

В чем секрет игры?

1.Какому герою принадлежат слова: «Ребята, Давайте жить дружно?» Кто Леопольд

2.Друг лисы Алисы, который носил очки для обмана? Кот Базилио «Приключения Буратино»

3.Где жил и чем занимался самый знаменитый кот у А.С.Пушкина? Кот ученый на дубе песни пел и рассказывал сказки

4.Представительница кошачьего рода была учителем Маугли? Пантера Багира Рипплинг «Маугли»

5.Согласно народной примете, что должно произойти, когда кошка умывается? Придут гости

6.Какое стихотворение о кошке может служить рекламой страхования жилища?

С. Маршак «Кошкин дом»

7Какой континент является родиной домашней кошки?. Африка

8.Какая тема объединила все вопросы? Кот  в литературе

Запись в тетради.

 Урок-исследование «Вот это кот!»  по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Ребята, скажите, о чем рассказ?

Название рассказа «Кот-ворюга»

- Обратите внимание на тему урока «Вот это кот!» и название рассказа – «Кот-ворюга»

Громко произносят  фразу «Вот это кот!» с такой интонацией, которая  выражает отношение к нему в начале рассказа и в конце рассказа?

- Какие чувства испытываете к нему?

Злость           восхищение

Досада          радость

Ненависть    любовь

Основная гипотеза нашего исследования: Как автору удалось совместить в рассказе  противоположные по эмоциональной окраске чувства коту?

- Кто главный герой? Как  Кот, вор, воришка, ворюга, превращается в милиционера ?

 Предмет исследования:  почему изменился кот?

Обьект исследования: кот-ворюга в рассказе К.Паустовского.(Слайд 5)

Цель исследования:

- Обратим внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: Посеешь поступок  - пожнешь характер

 - Верна ли пословица?

Задачи нашего сегодняшнего урока:

  • Анализируй текст художественного произведения!
  • Охарактерезуй главного героя!
  • Докажи, почему кот изменился! (Слайд 6)

Методы исследования: Организуем исследование, используя прием «Фишбоун», оно поможет составить Досье на литературного героя и проанализировать предмет исследования (Слайд7)

  1. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема “вызов - осмысление - размышление”.

 Ребята, вы все прочитали рассказ?

Он вам понравился?

? Почему  изменился кот?

Верна ли пословица: «Посеешь поступок пожнешь характер»

- Обратите внимание,  вам встретятся новые слова:

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

- А теперь секрет? Посмотрите внимательно, какого кота вы видите? Кот-ворюга

Докажите что он? Поиграем в игру  «Детективы» Вы агенты детективного агенства (Представьте, что вы сыщики. такие как Шерлок Холм си  Эркюль Пуаро- герои книг Конан Дойла и Агаты Кристи) для них этот рисунок стал бы важным доказательством и при помощи умозаключений, собрав все факты, они быстро доказали тот ли это кот, почему он изменился. Организуем исследование, используя прием «Фишбоун, собираем Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

1 группа  заполняем в схеме Факт №1 - внешность кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

(Ответ: Огненно-рыжий кот, у него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста ,«дикие», «зеленые нахальные глаза».- Тощий, с белыми подпалинами на животе. Вызывает чувства жалости.)

           2 группа заполняем в схеме Факт №2 Поведение. Какие чувства вызывают у вас поступки кота(Ответ:  Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб. «Не воровство, а грабеж средь бела дня…» «Разрыл банку с червями…»- «Спасение с березы- отчаянный поступок». Вызывает чувства досады, отчаяния, злости. )

  1. группа заполняем в схеме Факт №3  Характер

(Ответ: «Потерявший всякую совесть»  Нахальный Смышленый Бесстрашный, ловкий, неугомонный, Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.)

  1. Задание. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

(Ответ: Кот-беспризорник, бродяга. Бандит ,ворюга)

  1. Задание

   1 группа. Почему перехитрить кота смог только Ленька?(славился бесстрашие и ловкостью)

              2 группа.  Как получилось так, что кот-ворюга превратился в милиционера? Расскажите о методе перевоспитания?  Что надо сделать?(ключевое словосочетание-накормить досыта)

  1. группа. Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил ваше отношение к коту? Пересказать случай с петухом.(сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)

- Найдите слова доказывающие, доказывающие такое поведение «ходит как хозяин, сторож, милиционер»

Физкульминутка.  (раслабление позвоночника)

 Кот-ворюга в начале рассказа –злая кошечка

Кот-ворюга в конце  рассказа –добрая  кошечка

Произнесем фразу, с такой интонацией ,которая бы выражала ваше отношение в начале рассказа: Вот это кот! И в конце рассказа

- Какие чувства испытываете к коту?

злость

восхищение

досада

радость

ненависть

любовь

А почему изменилось ваше отношение к коту?

? Почему изменился кот? Внешность? Поведение? Важно?(написать в схеме)

Важно иметь дом   бепризорник – хозяином; бродяга –сторож; ворюга – милиционер

Верна пословица : «Посеешь поступок - пожнешь характер»

Вывод: не герой плохой , а поведение, которое можно изменить.

Верна ли гипотеза нашего исследования:?    Кот, вор, воришка, ворюга, превращается в милиционера ?

А как? Только добром, добрым отношением, заботой, любовью. Важно иметь дом. Принадлежность к дому делает лучше животных и людей.

Нужность – сторож

Важность – хозяин

Храню - милиционер

Вывод: Доброе отношение важно, потому и храню.

Мини-проект.

 Создание книжки-малышки «Диалоги о животных»

  1. Стадия рефлексии – завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления. 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Трудно было…

Я научился…

Я смог

Рабочие материалы.

Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

1 группа  заполняем в схеме Факт №1 - Внешность кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

  1. Задание.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)

  1. Задание.

1 группа. Почему перехитрить кота смог только Ленька?

  1. Задание

Проблемный вопрос:  Почему изменился кот? (заполнить в схеме)

Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

2  группа  заполняем в схеме Факт №2 Поведение кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

  1. Задание.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)

  1. Задание.

2 группа. Как получилось так, что кот-ворюга превратился в милиционера? Расскажите о методе перевоспитания?  Что надо сделать?(Почему перехитрить кота смог только Ленька?

  1. Задание

Проблемный вопрос:  Почему изменился кот? (заполнить в схеме)

Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

3  группа  заполняем в схеме Факт №3  Характер кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

  1. Задание.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)

  1. Задание.
  1. группа. Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил ваше

отношение к  коту? Пересказать случай с петухом.(сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)

- Найдите слова доказывающие, доказывающие такое поведение

4. Задание

Проблемный вопрос:  Почему изменился кот? (заполнить в схеме)

           

Глоссарий к уроку

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление

какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Совесть чувство нравственной  ответственности за поступок.

Поступок – совершенное кем-нибудь действие.

Милиционер - человек, следящий за общественным порядком.

Какие чувства испытываете к коту?

злость

восхищение

досада

радость

отчаяние

любовь

ненависть

нежность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...