Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Цели учителя к каждому этапу |
- Орг. Момент
Слайд № 1 | 1 мин. | Приветствие - - Здравствуйте. - Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева «Бирюк -Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку. -Молодцы, спасибо.
| Приветствие | Настрой на урок. Начало работы над мотивацией урока. | Цель этапа: обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся. Готовность класса и оборудования урока к работе. Организация внимания всех учащихся |
2. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию. Слайд № 2 | 1мин. | Вопрос учителя. - Назовите автора, которого вы видите на этом слайде и его произведения? (Слайд 2.) | Устно отвечают на поставленные учителем вопросы. (И.С.Тургенев, «Записки охотника»)
| Выявлены знания по теме . Проведена подготовка к определению темы и цели урока. | Цель этапа: проверить знания учащихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материал.
|
3.Актуализация знаний Слайд № 3 | 1 мин. | Почему это произведение называется«Записки охотника»?
| Формулируют тему и цели урока. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он виделво время охоты ).
|
| Мотивация учащихся на самостоятельное определение темы и целей урока
|
- Постановка проблемы и темы исследования
Слайд № 4 |
| - Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым. Вы дома познакомились с рассказом «Бирюк». Я читала этот рассказ много раз и всегда задавала себе вопрос: почему И.С. Тургенев среди всех крестьян особенно выделил Бирюка. И В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.
|
|
| Определение темы и целей урока |
- Выдвижение версий
|
| - А сейчас, какие есть у вас предположения относительно того, почему И.С. Тургенев написал рассказ именно о Бирюке?. При каких обстоятельствах они встретились? Найдите эпизод встречи и прочитайте. Можноли образ Бирюка назвать таинственным, и в чем таинственность? - Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали) | (Загадочных, необычных обстоятельствах , при молнии). (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает) |
| Выдвижение гипотез
|
6.Постановка цели исследования Поиск и характеристика деталей, поясняющих ход дела
Слайд № 5 | 10мин | - Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
- Итак, сейчас каждой паре предстоит заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну.
Какова ваша задача? . А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка.
- Заполните таблицу.
| Перечисляют детали . -Имя -Портрет -Отношение Бирюка к работе -Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора) -Отношение самого Бирюка к мужику-вору -Быт Бирюка, его семейное положение – найти и выписать из рассказа ключевые слова к каждой детали образа Бирюка, зачитать
Дети заполняют таблицу
|
| - Поиск и характеристика деталей, поясняющих ход дела
|
10.Работа в парах. Пара 1.
|
| -Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками. Пара 1. Деталь | Анализ детали | Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою | Имя | Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА | ни с кем не общается, угрюм, его не любят одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя | Вопросы – подсказки: - Каково настоящее имя Бирюка?
- Что обозначает прозвище - Бирюк?
- Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?
|
| Цель этапа: 1)формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста 2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;
|
Пара 2
|
|
Портрет
| Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза | Суровый, мужественный, красивый Фома Кузьмич? | Вопросы – подсказки: - Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?
- Как бы вы его называли Бирюк или Фома Кузьмич?
|
|
Пара 2. |
|
| Задачи: -систематизировать знания учащихся о главном герое рассказа «Бирюк»; -способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения правильного говорения при устном выступлении, отстаивания собственной позиции.
Приемы: анализ текста, работа в парах, Метод работы: частично-поисковый, проблемный
|
Пара 3
|
| Пара 3. Отношение Бирюка к работе
| Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест | Очень строгий, жестокий, добросовестный работник | Вопросы – подсказки: - Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
|
|
Пара 4
|
| Пара 4. Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
| Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) | Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему | Вопросы – подсказки: - Почему мужики ненавидят Бирюка?
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
|
|
|
Пара 5
|
| Пара 5 Отношение Бирюка к мужику-вору | Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы | Жестокий, но жалеет, понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя | Вопросы – подсказки: - Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
- Жалеет ли вора Бирюк или нет?
- Кого накажут за срубленное дерево?
- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?
|
|
|
Пара 6
|
| Пара 6 Быт Бирюка, его семейное положение | Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая | жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей очень беден, несчастен, автор его жалеет | Вопросы – подсказки: - Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?
- Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?
|
|
|
Физ минутка |
| Выполнение физических упражнений |
|
Выступление пар
| 5 | Дети сообщают итоги заполнения карточек
|
|
11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис». Слайд № 7-8 |
| - Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя слова для справок: С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________, но с другой стороны, __________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________ - Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным). - Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
| С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
|
| Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения. Задачи: обеспечение восприятия осмысления запоминания знаний |
12. Поиск причины явления
|
| 1.- Бирюк делает что-то против своей воли?
2.- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы?
3.- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? | 1.- (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
2.-(барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ).
3.-(Несвободный, должен выполнять приказы барина)
|
| Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения. Задачи: обеспечение восприятия осмысления запоминания знаний |
13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
Слайд № 9-10 |
| - Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.
| - (да) Письменно излагают и заканчивают предложение, используя ключевые слова. Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
|
|
|
14. Авторская позиция Слайд № 11 |
| 1.- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка? - Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев?
2. - Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение. …что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
| 1.- (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
2.Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке
2.
|
| Цель этапа: выявление авторской позиции и влияния сборника на русскую историю |
15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис». Слайд № 12-13
Слайд № 14
|
| - Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. -И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. Я горжусь вами, так как вы работали в качестве исследователей и прошли все этапы исследования анализа образа Фомы Кузьмича. | Вставляют пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
|
| выявление авторской позиции и влияния сборника на русскую историю |
16. Рефлексия.
Слайд № 15-16
Слайд № 17 |
| - Тестирование. 1. Кульминационная сцена произведения – это: а) описание избы лесника; б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
2. Фома Кузьмич отпустил провинившегося мужика, так как : а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.
3. Суровый и нелюдимый характер Фомы Кузьмича объясняется: а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
4. В отношении автора к Фоме Кузьмичу проявляется: а) сочувствие; б) осуждение; в) безразличие. (При проверке дети меняются тетрадями с соседом по парте).
0 ошибок –«5»; ключ к тесту: 1ошибка -«4»; 2 ошибки – «3».
|
17. Домашнее задание
|
| - Прочитать рассказ «Стучит!»(герой рассказа кучер Филофей) |
|
| сообщить ребятам о домашнем задании, мотивировать обязательное его выполнение.
|