Технологическая карта урока "....что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?" (В. Г. Белинский)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Исаева Татьяна Александровна

Литература. 7 класс. Тема урока "....что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?" (В. Г. Белинский). Тип урока: Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель русского языка и литературы Исаева Татьяна Александровна

Тема урока:   

«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский).

Цель. Анализ образа Бирюка через портретную характеристику.

 Цели образов.: 

        познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;

•        показать мастерство писателя в  создании портретной характеристики;

Класс:  7

Тип урока:  Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева   «Бирюк».

Развивающая: 

•        формировать навыки исследовательской работы с текстом;

•        развивать логическое мышление, наблюдательность,

•        развивать и обогащать речь обучающихся;

.

Оборудование:

 карточки с заданиями для групп;

информационно-демонстрационные  слайды;

учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.

  Используемые технологии:

        личностно-ориентированная;

•         проблемно-поисковая

Воспитательная: 

•        воспитывать чувство любви к природе, к человеку

 

.

Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цели учителя к каждому этапу

  1. Орг. Момент

Слайд № 1

1 мин.

Приветствие - - Здравствуйте.

- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева «Бирюк

-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.

-Молодцы, спасибо.

Приветствие

Настрой на урок. Начало работы над мотивацией урока.

Цель этапа:

обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке,

 психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса и оборудования урока к работе.

Организация внимания всех учащихся

2. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

Слайд № 2

1мин.

Вопрос учителя. - Назовите автора, которого вы  видите  на этом слайде и его  произведения?

 (Слайд 2.)

Устно отвечают на поставленные учителем вопросы. (И.С.Тургенев,  «Записки охотника»)

Выявлены знания по теме . Проведена подготовка к определению темы и цели урока.

Цель этапа: проверить знания учащихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материал.

3.Актуализация знаний

 Слайд № 3

 1 мин.

Почему  это произведение называется«Записки охотника»?

Формулируют тему и цели урока. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он виделво время охоты ).

 

Мотивация учащихся на самостоятельное определение темы и целей урока 

  1. Постановка проблемы и темы исследования

Слайд № 4

- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым. Вы дома познакомились с рассказом «Бирюк».

Я читала этот рассказ много раз и всегда задавала себе вопрос: почему И.С. Тургенев среди всех крестьян особенно выделил Бирюка.

  И В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Определение темы и целей урока

  1. Выдвижение  версий

-  А сейчас, какие есть у вас предположения относительно того, почему И.С. Тургенев написал рассказ именно о Бирюке?.  

При каких обстоятельствах они встретились? Найдите эпизод встречи и прочитайте.  Можноли образ Бирюка назвать таинственным, и  в чем таинственность?

 

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)

(Загадочных, необычных обстоятельствах , при молнии).

(образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

Выдвижение гипотез

6.Постановка цели исследования Поиск и характеристика деталей, поясняющих ход дела

Слайд № 5

10мин

-  Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

 - Итак, сейчас каждой паре предстоит заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет  нам раскрыть его тайну.

 Какова ваша задача?

. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание  качеств характера Бирюка. 

- Заполните таблицу.

Перечисляют детали .

-Имя

-Портрет

-Отношение Бирюка к работе

-Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

-Отношение самого Бирюка к мужику-вору

-Быт Бирюка, его семейное положение

– найти и выписать из рассказа  ключевые слова к каждой детали образа Бирюка, зачитать

Дети  заполняют таблицу

  1. Поиск и характеристика деталей, поясняющих ход дела

 10.Работа в парах.

Пара 1.

-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.

Пара 1.

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком  называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

 одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы – подсказки:

  • Каково настоящее имя Бирюка?
  • Что обозначает прозвище  - Бирюк?
  • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
  • Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?

Цель этапа:

1)формировать навыки  составления характеристики литературного героя; анализа текста

2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

Пара 2

Портрет

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый Фома Кузьмич?

Вопросы – подсказки:

  • Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу? 
  • Как бы вы его называли Бирюк или Фома Кузьмич?

Пара 2.

Задачи:

-систематизировать знания учащихся о главном герое рассказа «Бирюк»;

-способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения правильного говорения при устном выступлении, отстаивания собственной позиции.

Приемы:

анализ текста, работа в парах,

Метод работы: частично-поисковый, проблемный

Пара 3

 Пара 3.

Отношение Бирюка к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы – подсказки:

  • Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
  • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Пара 4

Пара 4.

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы – подсказки:

  • Почему мужики ненавидят Бирюка?
  • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

Пара 5

Пара 5

Отношение  Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы – подсказки:

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?
  • Кого накажут за срубленное дерево?
  • Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?

Пара 6

Пара 6

Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

очень беден, несчастен, автор его жалеет

Вопросы – подсказки:

  • Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?
  • Счастлив ли Бирюк?
  • Почему от него сбежала жена?

Физ минутка

Выполнение физических упражнений

Выступление пар

5

Дети сообщают итоги заполнения карточек

11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

Слайд № 7-8

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя слова для справок:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения.

Задачи: обеспечение восприятия осмысления запоминания знаний

12. Поиск причины явления

1.- Бирюк делает что-то против своей воли?

 2.- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы?

 3.- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой?

1.- (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

2.-(барин, помещик, потому что Бирюк -  КРЕПОСТНОЙ).

3.-(Несвободный, должен выполнять  приказы барина)

Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения.

Задачи: обеспечение восприятия осмысления запоминания знаний

13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

Слайд № 9-10

- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка?  Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

 - (да)

Письменно  излагают  и заканчивают предложение, используя ключевые слова. Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят

14. Авторская позиция

 Слайд № 11

1.- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев?

2. - Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

1.- (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом  деле).

2.Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке

2.

Цель этапа: выявление авторской позиции и влияния сборника на русскую историю

15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».

Слайд № 12-13

Слайд № 14

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

 Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

   Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю. Я горжусь вами, так как вы работали в качестве исследователей и прошли все этапы исследования анализа образа Фомы Кузьмича.

Вставляют  пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

выявление авторской позиции и влияния сборника на русскую историю

16. Рефлексия.  

Слайд № 15-16

Слайд № 17

- Тестирование.

1. Кульминационная сцена произведения – это:

а) описание избы лесника;

б) рассказ пойманного мужика о своей жизни;

в) неожиданный гнев крестьянина.

2. Фома Кузьмич отпустил провинившегося мужика, так как :

а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела;

б) испугался мести крестьян;

в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.

3. Суровый и нелюдимый характер Фомы Кузьмича объясняется:

а)  отношением к нему окружающих;

б) обманом жены;

в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.

4. В отношении автора к Фоме Кузьмичу проявляется:

а) сочувствие;

б) осуждение;

в) безразличие.

 (При проверке дети меняются тетрадями с соседом по парте).

0 ошибок –«5»;                              ключ к тесту:

1

2

3

4

в

а

в

а

1ошибка  -«4»;

2 ошибки – «3».

17. Домашнее задание

- Прочитать рассказ «Стучит!»(герой рассказа  кучер Филофей)

 сообщить ребятам о домашнем задании, мотивировать обязательное его выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Статья"Обучение математике может быть интересным"

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психо...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.

Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...

Английская грамматика может быть интересной

Основной целью обучения иностранному языку в школе является практическая, то, что касается грамматики - это формирование грамматических навыков в том или ином виде речевой деятельности....

Технологическая карта урока по немецкому языку 4 класс "Лицо может о многом рассказать"

Технологическая карта урокаКласс: 4Тема: Лицо может о многом рассказать.Предмет: немецкий языкУчебник: Немецкий язык. Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова...

Технологическая карта урока английского языка "5 интересных фактов об Австралии"

Вербицкая М.В. Учебник для общеобразовательных учреждений Английский язык Forward. 7 класс...